Кто такой ремесленник: история и современность

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы (народное ремесло) — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которые имеют не только эстетическую ценность, но и находят практическое применение.

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.

Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные элементы и конструкции, например, промышленные детали и механизмы.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на поток (массовое изготовления фабричного типа).

Поскольку ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и разного рода навыки, иногда в учебные процессы школ и институтов вводят специальные задания по созданию чего-либо. Для изготовления многих изделий нужны определённые навыки, но, как правило, научиться ремеслу может каждый. Многие виды ремесла становятся популярными уже спустя некоторое время после появления, иногда — нет.

Металлургия

Добыча и обработка металлов началась на Руси уже в начале XI века и считалась одной из наиболее важных отраслей. Кузнецы всегда были в почете, поскольку они изготавливали не только железные орудия труда, но и оружие, металлические доспехи и сбрую. Кузнеческое дело упоминается и восхваляется во многих произведениях народного эпоса того времени, а сами кузнецы олицетворяют собой образ мужества, силы и доброты. Изделия из железа того времени изготавливались из руды, которую добывали рудокопы на болотах. Переплавкой руды занимались кузнецы в своих мастерских в специальных печах, оснащенных горнами для раздувки и создания жара.

Кузнецы по праву считались самыми важными и значимыми мастерами, поскольку они дали начало новой эпохе развития страны и торговых отношений. Кузнецы производили огромное количество товаров, необходимых во всех сферах жизнедеятельности людей того времени. Повелители наковальни и молота производили орудия труда, оружие и многое другое. Оружие было высококачественным и славилось далеко за пределами Руси. Суммарное количество разновидностей кованных изделий, производимых кузнецами в XI веке, насчитывает около 150 единиц.

Женское ремесло на Руси

  1. Шитье и вышивка. Изначально шитье имело практичный характер, служило оно для обновления старой одежды или создания бытового текстиля. Из оставшихся лоскутков ткани, женщины мастерили различные покрывала, одеяла и коврики. Вся одежда была натуральной и служила не одному поколению. С течение времени одежда стала приобретать декоративные элементы, она украшалась разного рода вышивкой, камнями или жемчугом. С семи лет девочки учились шить и вышивать. Как только она оттачивала свое мастерство, то начинала готовить себе приданое, которое дарилось родне жениха в день свадьбы. Все фигуры изображались в геометрическом виде. На одежде вышивали защитные знаки и символы, чтобы предать ей обережную силу. Праздничные наряды обшивали натуральными камнями, жемчугом, вышивали узоры золотой нитью. Узоры и отделки указывали на статус человека. Больше всего в одежде преобладал красный цвет, из-за приписываемых ему магических свойств. В узорах использовали различные геометрические фигуры, завитки, птиц, животных и деревья. Работали женщины на пяльцах, это два деревянных кольца разного размера. На меньшее кольцо натягивали ткань, сверху надевали кольцо большего размера и, используя иголку, наносили рисунок. Технологий вышивки имелось много разных видов ,например, крест, полукрест, гладь и другие.
  2. Ткацкое дело. Прядение и ткачество, означает создание ткани. Ткань изготавливали из льна и конопли. Позже появилась шерстяная ткань. Для создания ткани служил ткацкий станок. Первые ткацкие станки были весьма примитивны, изготавливались они из дерева. Техникой для создания нити из волокон растений или комков шерсти служила прялка. Волокно льна, конопли или состриженная шерсть называлось кудель. Первые прялки мастерились из дерева и были ручными. Они имели колесо, на которое наматывалась готовая нить, потом нити снимались и скатывались в клубок.

  3. Плетение. Первая обувь, которая появилась на Руси, была из древесного лыка. Это всем известные лапти. Лапти широко использовались населением до 1930 года. Изготавливались они по технологии плетения. Так же с помощью плетения из соломы создавались различные предметы быта и украшения. Женщины изготавливали корзинки, соломенные игрушки, обереги для дома и многое другое.
  4. Роспись. Роспись достаточно поздний народный промысел, который появился ближе к 17 веку, это нанесение рисунка на различные предметы, чаще всего на посуду. Существовало несколько видов росписи, например, гжель. Гжелью назвали роспись по месту изготовления фарфоровой посуды, эта территория находилась около реки Агжелка. Там расписывали посуду в сине-белом цвете, такой рисунок на другой территории назывался роспись под гжель. Другой вид росписи – жостовская роспись, это художественная роспись металлических подносов. Еще один, сохранивший свою популярность по сей день, вид росписи – хохлома. Это декоративная роспись деревянной посуды, выполненная красными, зелеными и черными красками по золотому фону. Сначала на посуду наносился оловянный порошок, а он серебряного цвета, затем изделие покрывали специальным раствором и обжигали в печи, благодаря чему достигался золой цвет. В рисунках преобладали цветы, птицы и ягоды. Самый большой цветок располагался посередине, вокруг него цветы поменьше, а сверху наносили птиц.

Ремесла Древнего мира


Посуда Древней Греции

В хозяйстве развитых экономически полисов Греции ремесло играло важнейшую роль. Существовали целые кварталы ремесленников с небольшими мастерскими, которые одновременно были и магазинами по продаже изготавливаемых изделий. Интересно, что в мастерских хозяева работали вместе с рабами. Домашнее производство, рассчитанное на рынок, распространенная для Древней Греции практика – основой этого производства можно считать ткачество и прядение, традиционные ремесла.

Несмотря на аграрный характер развития Древнего Рима, ремесла и торговля не были «заброшены». В исторических источниках указано, что царь Нума учредил 8 союзов ремесленников. Туда входили плотники, красильщики, сапожники, медники, золотых дел мастера, горшочники и флейтисты. Два первых столетия Республики ознаменованы войнами, что влекло запрос на большое количество вооружения. Приобретать его посредством массового импорта было фактически невозможно, потому производили его в местных мастерских. И все же в ту эпоху рабский труд еще не рос так, как это случилось столетиями позднее.

Основными занятиями древних персов были земледелие, садоводство, торговля. Но самым известным ремеслом этой державы было ковроткачество. Для кочевых племен ковры были не просто предметом роскоши и комфорта, хотя их оформление, безусловно, было и эквивалентом богатства. Интересно, что ковроткачество не осталось историческим напоминанием о былой славе – ковры прославили регион много столетий назад, но и сегодня иранские ковры считаются брендом.

Китаю мы все обязаны множество ремесел, которые это государство если не придумало, то развило до высокотехнологичного уровня. Например, китайский фарфор и керамика, бронзовые сосуды и оружие, резьба по дереву, шелковая вышивка – удивительные примеры изящных промыслов Китая.

Неминуемо одни виды ремесел умирали, другие только набирали мощь. Это можно назвать естественным отбором. Основной причиной его является научно-технический прогресс, который просто уничтожал саму нужду в ремесле. Но, в то же время, когда один вид керамики умирает, второй остается на плаву. Нельзя списывать это только на везение. Если ремесло уже более напоминает искусство, и продукт ручного творчества становится эстетическим идеалом, он долгое время может пользоваться спросом

Важно и то, кто будет сохранять ремесло, есть ли мастера, которые продолжат традицию

Основное о ремеслах Древнего мира:

  • постепенно наблюдалась тенденция к переходу от ремесленничества для собственных хозяйственных нужд к ремесленничеству на заказ и на рынок;
  • городские ремесленники стали новым социальным слоем – они были свободными от поземельной зависимости и больше, нежели крестьяне, вовлечены в товарно-денежные отношения;
  • ремесленники становились профессионалами, все большее значение имела узкая специализация;
  • бурно развивалось, в частности, кузнечное и оружейное производство (благодаря общественному запросу);
  • в это же время возникло стекольное производство;
  • в Древнем Египте начали изготовление писчих материалов (папируса).

В то же время определился один из главных ремесленных принципов: если ремесленное производство ориентируется на сбыт в дальние районы, оно будет основываться на более широком разделении труда. Ремесленничество на заказ, в свою очередь, повлекло рост и развитие городов именно как крупных ремесленно-торговых центров.

Подробную информацию о развитии ремесла в Древней Руси, читайте в нашей статье: Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела

История ремесел

Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.

При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома.

Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.

Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно — небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов — именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

  • пекарное и мельничное ремесло превратились, каждое в свою часть пищевой промышленности
  • сапожное ремесло превратилось с годами в обувную промышленность
  • ткацкое и прядильное ремесла вместе родили текстильную промышленность
  • портновское ремесло превратилось в швейную промышленность
  • кузнечное ремесло стало прародителем целого ряда промышленностей, связаных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.

Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в сфере цифровых технологий можно насчитать не менее десятка.

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.

Мезенская роспись на подносе

Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Мезенская роспись на разделочной доске

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.

Художественное ремесло

Художественное ремесло — культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. Художественное ремесло правомерно называть и декоративно-прикладным искусством, поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.

Зарождение ремесел

Историки считают ровесниками человека разумного и ремесло. Как только человек начал сознательно практически осваивать окружающий мир, он стал на путь создания ремесел. Начиналось оно с камня, и примерно миллион лет на этом же и ограничивалось. Человек находил и разными способами раскалывал камни, чтобы иметь возможность приспосабливать их в быту. И только через миллион лет к этому делу присоединилась примитивная деревообработка. Она заключалась в отламывании и обработке палок, привязывании их к камням лозой.


Топор древнего человека

Шаг, на первый взгляд, не самый большой, но это ошибочное мнение. Именно так появились первые умельцы, делающие копья и топоры. Эту технологию (как бы громко ни звучало) люди передавали новым поколениям. И порой данные технологические знания терялись на века, а потом снова набирали силу. Только через 300 тысяч лет будет изобретена одежда, и еще 80 тысяч лет человечеству понадобится на открытие земледелия.

Но не стоит критиковать древнего человека. Основная задача заключалась в знании и пребывании окружающей среды: слово «выжить» означало ежедневную, ежечасную опасность. К тому же стоит понимать и средство передачи опыта – его просто демонстрировали и копировали. Обходились без языка, знаков и рисунков. Но постепенно появлялись и они, и это создавало культурные системы, в свою очередь, продвигавшие развитие ремесел.


Первые зачатки культуры у первобытных людей

Знаете ли вы, что означает слово «ремесло»? Это мелкое ручное производство, связанное с ручными орудиями труда, с личным мастерством работника. Естественно, что толчком к мощному развитию ремесел в более привычном для нас виде, стало земледелие и скотоводство. Оно спровоцировало развитие разных ремесел, которые долгие столетия удовлетворяли потребности человеческого общества. Носили ремесла, в основном, семейный характер. И лишь развитие рынка поспособствовало узкой специализации и обособлению ремесел в отдельные профессии.

В словаре Фасмера Макса

ремесло́диал. ремество́, укр. ремесло́, реме́ство, блр. ремество́, др.-русск., ст.-слав. ремьство τέχνη (Супр.), сербск.-цслав. ремьство, ремезьство (мин. Михановича, XIII в., согласно Ильинскому, ИОРЯС 16, 4, 14), чеш. řemeslo, слвц. remeslo, польск. rzemiosɫo, др.-польск. rzemięślnik (библия Софии и др.), в.-луж. rjemjesɫo, н.-луж. ŕеḿеsɫо.Сравнивают с *rǫbъ «кайма», rǫbiti (см. руб, руби́ть), далее лтш. remesis «плотник», remik̨is – то же, др.-лит. remẽsas «ремесленник», remẽstas «ремесло» (Скарджюс, Žod. Dar. 311, 367), лит. rem̃ti, remiù «подпирать», ram̃tis «подпорка», ramtýti «рубить», rámdas «рубец», лтш. ram̃stît «рубить тупым топором, пилить тупой пилой», др.-прусск. romestue «топор», англос. rėmian «чинить, восстанавливать»; см. Маценауэр, LF 16, 181; М.–Э. 3, 479, 509 и след.; Эндзелин, СБЭ 198; Траутман, Арr. Sprd. 416. Прочие сравнения – у Ильинского, ИОРЯС 16, 4, 14 – сомнительны, особенно из *erbmez-slo, якобы связанное с рабо́та. Ср. ремеза́. Носовой гласный в др.-польск. считается вторичным (ср. Лось, Gram. polska 1, 60; Улашин, Symb. Rozwadowski 2, 402; Брюкнер 475), поэтому не рекомендуется использовать его наряду с с.-в.-р. ремясло (1650 г.) для далеко идущих выводов относительно первонач. формы, вопреки Соболевскому (Лекции 82). См. также рукомесло́.••(См. еще Френкель, ZfslPh, 23, 1955, стр. 342. – Т.)

Ювелирные украшения

Производство ювелирных украшений занимает отдельную нишу в кузнеческом деле, поскольку для их изготовления ремесленники должны были обладать невероятным уровнем мастерства. Украшения на Руси были настолько великолепны, что современные ученые остаются в недоумении, как кузнецам того времени удавалось создавать настолько потрясающие ювелирные шедевры.

В Средние века в нашей стране пользовались большой популярностью различные амулеты и подвески, ожерелья, серьги и пряжи, отлитые из бронзы и изготовленные при помощи технологии зерни, которая подразумевала напаивание небольших шариков на металлическое основание. Другая техника, которая также получила широкое распространение, называется скань. В ее основе лежит напаивание различных узоров из тонкой проволоки на основание, промежутки между которыми закрашивались эмалью различных цветов.

Отдельного внимания заслуживает техника черни, поскольку изготовленные по ней украшения не только пользовались большой популярностью среди представителей знати, но и были востребованы в других странах. В основе таких украшений лежит металлическая пластина черного цвета, на которую наносились серебряные узоры.

Похожие термины:

  • организация деятельности ремесленников для продажи своих товаров на рынке.

  • распространялось в вотчинах феодалов, центрами его были города.

  • Различный состав семей, различный уровень их благосостояния и накопленных богатств (прежде всего, скота: недаром в древнерусском языке «скот» – синоним денег, а «скотница» – казны), неравенство н

  • Род. 1907, ум. 1983. Селекционер, создатель методик получения новых сортов зерновых. Автор высокоурожайных сортов пшеницы («мироновские» сорта). Лауреат Ленинской (1963) и Государственной премии СССР

  • Древняя Русь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер – каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил

  • Развитие ремесла В XVI в. ремесленное производство в Китае достигло высокого уровня. К этому времени в ряде отраслей производства существовали крупные государственные мастерские, основанные главн

  • Начало разных искусств, ремесел, художеств и разных других изобретений скрывается в глубокой древности. Из Быт 4:21 мы видим, что Иувал, сын Ламеха и Ады, был отец всех играющих на гуслях и свирели и Т

  • мелкое ручное произв. пром. изделий и несельскохозяйственные занятия крест. Формирование отд. ремесел, возникших на У. в комплексном х-ве неолита (произв. посуды, прядение, ткачество, добыча и обраб

  • была открыта 6.01.1909 г. в с. Кояново Пермского уезда и губ. на средства Мус. культурно-экономического и благотв. общества Перми для обучения детей мусульман столярному делу. Размещалась в помещении бы

  • открыта в 1877. Из ремесел в школе преподавалось швейное дело. После ее окончания выпускницы поступали в мастерские, где на протяжении 2–3 лет принимали участие в выполнении швейных заказов. После ку

  • сословный орган. Существовала с 1785 г. в заштатных городах, посадах и местечках, где при малом количестве лиц, занимавшихся ремеслами, не было цехов, а также в столицах и Одессе. Состояла из выборного

  • человек, занимающийся мелким ручным производством различных изделий.

  • обслуживали царский двор.

  • выполняли работы по заказам казны.

  • сборная проф. группа людей, занимающихся ручным трудом и использующих простейшие орудия труда. Навыками простейших ремесел владело почти все сел. нас. Пенз. края. В 1809 в Пенз. числилось 69 цеховых Р.,

  • проходила с учетом объема и качества выполненной работы, зародилась в Вавилонии во II тыс. до н. э.

  • работали на помещиков и вотчинников.

  • ремесленники городских посадов и черносошных волостей, выполняли частные заказы или работали на рынок.

  • податное сословие, состоявшее из лиц, занимавшихся ремеслом и записавшихся в цехи. Без записи в цех запрещалось открывать любые ремесленные заведения, держать рабочих и иметь вывеску. Цеховыми пр

  • (2-й Волконский переулок, дом № 1; уничтожена). Домовый Рождественский храм был освящен 5 октября 1847 г., в первый год существования Московской общественной ремесленной богадельни. Учредителем богад

Каслинское литье

Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.

Каслинское литье

Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:

Скульптура «Россия» Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г.

Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.

Каслинское литье

Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.

Филигрань

Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.

Шкатулка. Скань

Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.

Казаковская филигрань. Шкатулка

Центрами сканного дела сегодня являются:

  • Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
  • Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
  • Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.

Промысел и его виды

Промысел — это творческий вид деятельности, с помощью которого на Древней Руси зарабатывали на жизнь.

Сегодня благодаря истории, раскрывающей деятельность наших предков, определяют такие виды промыслов:

  • народные художественные, которые распределяются на большое количество подвидов (роспись, вышивка, резьба, плетение, бондарство, ковка и многое другое);
  • ремесленные промыслы (кузнечное дело, плотницкое, ткацкое, ювелирное и другие ремесла).

Мужчины занимались более тяжелыми видами промыслов, а вот женщины — требующей усидчивости и аккуратности промышленной работой.

Мужчины зарабатывали бондарным делом, кузнечеством, плотничеством, резьбой по дереву, обрабатывали кожу, занимались литейным и оружейным делом, делали ювелирные изделия. А женщины развивали промысел через плетение, вышивание, ткацкое дело, роспись и иконопись (хотя некоторыми легкими промыслами, например, росписью и плетением из лозы занимались и мужчины).

Промысел – это народное и культурное наследие. Любой его вид сегодня, будь это роспись или резьба по дереву, ковка или ткацкое дело, несет историческую ценность и хранит память о наследии древних мастеров.

Гжельская роспись

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

Керамическая посуда из Гжели

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.

Чайный сервиз из Гжели

Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких  художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих  мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

Ремесла в Средние века

В Средневековье важным, и постоянно растущим слоем городского населения были именно ремесленники. Увеличилась покупательская способность населения, что стало поводом для роста и развития городских ремесел. Работа на заказ становилась преимущественно работой на рынок.

Тенденции развития ремесла в Средние века:

  1. Это уважаемое занятие, приносящее неплохой доход.
  2. Мастера строительных специальностей пользуются наибольшим почетом — каменщики и штукатуры, плотники.
  3. Происходит еще большее углубление специализации ремесел, растет ассортимент изделий, модернизируется техника.
  4. Вместо меха и льна в Европе начинают носить одежду из шерсти.
  5. Развивается часовое производство, которое вскоре станет основой точного машиностроения, производства.
  6. Ремесленники вынуждены объединяться в цехи, чтобы защититься от «диких» конкурентов. Цехи отличало регламентированное производство с поддержкой цен на должном уровне и сдерживанием перепроизводства.
  7. Цеховая организация обеспечивала преемственность цеховых поколений.
  8. Ремесленники участвуют в становлении так называемой единой Европы – подмастерья могут кочевать из страны в страну и мастера тоже могут перебираться в новые места.

Но к концу эпохи цеховая система начинает становиться тормозящим фактором. Из-за обособления цехов ремесло тормозится в развитии, мастером может стать только сын или зять мастера. Та же регламентация ремесла отживает свое, она сдерживает внедрение технологических новшеств. Потому цехи изживают себя, и концу классического Средневековья возникает мануфактура.

Вашему вниманию предлагаем экскурс в историю средневекового ремесленничества.

Крестецкая строчка

Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия.

Крестецкая строчка

Крестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.

Крестецкая строчка

Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector