Майолика в интерьере

Меццо-майолика как предшественник итальянской майолики

Первые опыты итальянских мастеров сложно назвать успешными. В примитивном декоре не было ничего, кроме геометрических орнаментов с линейными растительными мотивами. Керамистами по большей части изготавливалась не сама майолика, а так называемая меццо-майолика (полуфаянс) – изделия из красного черепка, покрываемые белым слоем ангоба. Данной технике присущ декор типа сграффито, когда белый верхний слой глины процарапывается до красной основы.

На более ранние изделия данного типа наносился тонкий слой белого ангоба и грубоватый узор (звезды или кресты) и только в конце 12 столетия это покрытие начали смешивать с оксидом олова. Кроме того, мастера взяли пример с керамистов Ближнего Востока и стали покрывать свои работы щелочной глазурью, правда более тонкой и худшего качества. Именно такие грубоватые кувшины и блюда предшествовали знаменитой итальянской майолике.

К 15 столетию оловянная глазурь в качестве покрытия стала использоваться повсеместно, а во второй половине этого же века были окончательно сформированы основные мотивы, которые наносились на керамику. Характерными для итальянской майолики стали такие мотивы, как имитация рыбной чешуи, стилизованные перья павлина и «гранатовый орнамент».

К основным трем цветам добавились более сложные красно-фиолетовые тона, однако использовали их нечасто.

Майолика в интерьере

В интерьере используются не только предметы декора из майолики, но и расписная плитка. Ей облицовывают камины, ванные и душевые. Пригождается плитка и при оформлении откосов окон, наличников. Еще дизайнеры любят выкладывать майоликой часть стен в прихожих и ступени лестниц.

Пригодиться майолика может также:

  • в качестве столешницы
  • в виде обрамления зеркала
  • как основа для полок
  • в качестве чистовой отделки колонн
  • в виде часов

Поскольку глазурированный и расписной фаянс активно изготавливался итальянскими мастерами, стал ассоциироваться со Средиземноморьем. Поэтому майолика в интерьере используется с целью создания атмосферы близости моря, яркого солнца, обилия зелени, легкости настроения, спокойствия.

Майолика в интерьере

В самой Италии майолика не только в домах, но и на улицах. Расписной плиткой выложены мосты, городские лестницы, набережные, стены соборов. Таблички с номерами на домах и названиями улиц тоже бывают из майолики. Такие изделия могут иметь вид свитка, животного, луны или солнца.

Производство плитки майолики

Оборудование

Как и для изготовления обыкновенной керамической плитки, требуется оборудование для измельчения и перемешивания сырья, а также приспособления для формовки и сушки сформованных изделий. Что касается печей, то они должны обладать функцией равномерного распределения тепла. Это необходимо, чтобы все изразцы давали одинаковую и равномерную усадку.

О секретах производства плитки майолики расскажет данный видеосюжет:

https://youtube.com/watch?v=PaB9V5V8E7E

Расчет сырья

Основой для сырья служат глины красного оттенка, способные легко плавиться. Они могут вовсе не содержать добавок. Или дополняться некоторыми количествами известняка, мела, песка (кварцевого). За счет этих добавок глазурь крепче держится на глиняном черепке. В современном производстве появились новые дополнительные включения – синтетические. С их помощью появилась возможность сделать плитку более крепкой и прочной.

Работать с глиной достаточно сложно. Этот материал отличается хрупкостью и не всегда стабильным составом. На крупном производстве, где всё поставлено на поток, порой для достижения нужного результата приходится использовать пять-шесть разновидностей глины.

Технология изготовления майолики рассмотрена ниже.

Фото плитки майолики от Уралкерамики в интерьере ванной

Технология

Пройдя процесс формования, плитки отправляются подсушиваться, а затем проходят первый обжиг. Температура печи при этом варьируется от 900 до 950 градусов Цельсия.
Далее керамический черепок покрывают пастой, сделанной на основе глины. Она может иметь белый, розовый, фиолетовый, зеленоватый оттенок. Так получается фон для будущей росписи. Плитку с нанесенной пастой вновь обжигают. Паста при этом спекается и становится твердой. Температура печи при этом не превышает 1100 градусов.
Теперь можно наносить рисунок. Иногда применяют и лепной декор. Художники рисуют узоры вручную. После их высыхания плитки покрываются слоем бесцветной прозрачной глазурью. И опять им предстоит медленный обжиг – уже в третий раз

Тут очень важно выдержать температурный режим и время. Иначе может узор растечься

Или краски потеряют свои цвета.

Иногда после последнего обжига делают еще и надглазурную роспись, которая выглядит особенно живо и эффектно. Столь сложная технология делает эти красивые изделия достаточно дорогими.

Об изготовителях плитки майолики из России, Польши, других стран, например Магма, Тубадзин, Памеса каса , Сокол и других расскажем ниже.

Причины угасания интереса к итальянской майолике

Однако постепенно данное направление искусства начинает угасать, и к 17 столетию характер изделий коренным образом изменился. В некоторых регионах производство останавливается вообще, а в других начинают заниматься изготовлением простой по форме белой поливной посуды.

Несмотря на то, что упадок данного направления декоративно-прикладного искусства связывается со сменой стиля, главной причиной его стало появление и широкое распространение фарфора.

Стоит отметить, что полного исчезновения традиций полихромной майолики не произошло. В центрах вроде Фаэнцы и впоследствии изготавливалась глазурованная керамика, правда объемы производства были уже гораздо скромнее, а сегодня эти изделия носят сувенирный характер.

Майолика в интерьере

Чтобы добавить некоторого шика и изысканности интерьеру, можно использовать совсем немного майолики, ведь она в любом случае будет приковывать внимание. Итак, где же можно использовать майолику, чтобы украсить квартиру и не разориться?. Так как майолика изначально использовалась для обрамления каминов, то и сейчас лучше всего она будет смотреться при оформлении портала камина

Причем можно вписать лишь несколько плиток, а можно выложить контур – при грамотном подходе оба варианты будут смотреться гармонично. Майоликой даже выкладывают имитации камина в городских квартирах, создавая тем самым иллюзию и каламбур

Так как майолика изначально использовалась для обрамления каминов, то и сейчас лучше всего она будет смотреться при оформлении портала камина. Причем можно вписать лишь несколько плиток, а можно выложить контур – при грамотном подходе оба варианты будут смотреться гармонично. Майоликой даже выкладывают имитации камина в городских квартирах, создавая тем самым иллюзию и каламбур.

Отлично майолика будет смотреться в ванной, где ею можно выложить лишь отдельные зоны. Так, например, в районе душа и около зеркала над раковиной такая плитка будет выглядеть наиболее удачно.

В средиземноморских странах нередко плиткой выкладывают пространство около входной двери со стороны улицы. Подобные южные мотивы можно будет реализовать у себя в прихожей, если скомбинировать майолику с плиткой, штукатуркой или декоративным камнем. Кроме того, отлично майолика смотрится в обрамлении дверных и оконных проемов, а в дополнение можно выложить ею подоконник.

Также майолика эффектно смотрится около лестницы: ею можно украсить стену, организовав интересный бордюр. Но самый распространенный вариант – использовать ее для декора подступенков, с которыми лестница мгновенно приобретает какие-то неаполитанские мотивы, а квартира становится оригинальной.

Отлично смотреться будет майолика на кухне. Отделать всю рабочую зону вместе с фартуком и столешницей таким материалом под силу далеко не всем, а вот встроить эти фрагменты в обычную плитку можно. Таким же образом можно оформить рабочую поверхность, или даже украсить предметы интерьера, которые вмиг станут ключевой деталью интерьера. Но и на этом сфера использования майолики не ограничивается. Ее можно использовать для украшения совершенно любого объекта: подноса, зеркала, журнального столика и т.д.

Статья написана для сайта moscowsad.ru.

В гжельских краях

В России майолика была очень популярна в XVIII столетии. Известность получил завод купца Афанасия Гребенщикова в Москве, где выпускались изразцы, статуэтки, посуда. Производилась майолика и в деревнях Гжели. Затем изделия из глины были вытеснены фаянсом и фарфором с росписями в синих тонах. В результате к началу XIX столетия наступил спад искусства майолики в тех краях.

Временем возрождения стал XX век. В подмосковной деревне Трошково в 1956 году было налажено производство глиняной посуды. Изделия украшались ангобной росписью. Ангоб — разведённая водой глина, которую используют для нанесения рисунков. Обычно она берётся другого оттенка по сравнению с той, из которой изготовлено изделие. Состав наносится на сырую поверхность, затем закрепляется обжигом. Очень красиво смотрится ангобная роспись, покрытая прозрачной эмалью.

Вторым центром возрождения гжельской майолики стала деревня Фенино. В 80-е годы XX столетия там сложился творческий коллектив. В него входили талантливые художники — Марина Коваленко, Николай Туркин, Юлия Петлина, Валентина Чепрасова, Оксана Талагаева. Бережно восстанавливались традиции старинного промысла, при этом вёлся неустанный творческий поиск. Результатами стали замечательные изделия — редкие по красоте и выразительности.

Что такое майолика?

Расписная или однотонная плитка майолика с рельефной глазурованной поверхностью является дорогим элементом декора. Изначально это название использовалось для любых изделий, изготовленных из обожженной глины.

Для изготовления этого вида керамики применяется красная глина, которая покрывается белой эмалью. Первый слой глазури наносится под рисунок, а вторым покрывается изделие после росписи.

Обжиг изделия проводят 2 раза. Сначала закрепляют форму, а потом рисунок. Краска, которую используют для росписи, изготовляется из глазури с добавлением окиси олова. Блестящая поверхность изделия за счет рельефа создает блики. На изломе плитка имеет красный цвет.

История создания

Mayolica — разновидность керамики, история которой начинается в период неолита. Восточные изразцы с пестрой росписью проникли в Европу через испанский остров Майорка, которому обязана названием майолика.

На остров, игравший важную роль в торговых отношениях с другими странами, арабские купцы привозили блюда, кувшины, вазы, покрытые оловянно-свинцовой глазурью. Дорогостоящие украшения парадных залов и домов, принадлежавшие работе гончаров Египта, Ирана, Азии, высоко ценились и пользовались популярностью.

Собственные изделия у европейцев появились позже. В начале 16 в. всемирную известность приобрела итальянская майолика. Она отличалась чистыми цветами, для достижения которых рисунок наносился красками желтого и коричневого оттенков и цвета морской волны.

В это же время появились мастерские по изготовлению майолики в Испании, Германии, Франции. В Древней Руси технология изготовления применялась уже в 11 в., но расцвет архитектурная майолика получила спустя 6 столетий. Работе русских мастеров того времени принадлежат фризы, порталы, печные изразцы.

Свойства, характеристики, особенности и состав

Среди ценителей керамики, выполненной с использованием техники майолики, пользуется популярностью однотонная плитка. В этом случае глазурью и красками покрывается вся поверхность. При обжиге изделия компоненты сплавляются, создавая рельеф и цветовую гамму.

Преимуществом такого покрытия является оригинальная раскраска каждой плитки. Изделия имеют форму квадрата со стороной размером от 5 до 20 см. Майолика изготовляется из экологически чистого материала, отличается прочностью.

Кафель характеризуется высокой теплопроводностью, хорошо сохраняет тепло, поэтому часто практикуется его применение для печей, облицовки каминов.

Наиболее известные майолики

Итальянские майолики — это, как правило, разнообразные изделия из красной и розовой (терракотовой) глины, покрытые эмалью и расписанные в ренессансном стиле: растительные и геометрические орнаменты, гротески и т. д.

Арабские и турецкие майолики — это также красная или желтовато-белая глина черепка, плюс покрытие белой эмалью и свои собственные росписи — опять же орнаменты, в основном геометрические и довольно специфические растительные, а также различная каллиграфия.

Португальские майолики — это, конечно, азулежу — красная или розовая глина, по-прежнему покрытая белой эмалью и расписанная, как правило, бело-синими бароккальными орнаментами и различными сюжетными композициями.

Северные майолики — Франции, Германии, Великобритании, северной Италии — это в основном белый полуфаянсовый или фаянсовый черепок, покрытый белой эмалью, хотя на заре их возникновения также использовались и красные глины, как наиболее распространенные на нашей планете. Однако в последствии большинство керамистов этих регионов стали добавлять в глиняную массу каолин и другие добавки, сделавшие черепок кремово-белым, получившим позднее название фаянс с легкой руки мастеров города Фаэнцы, давших название этой глине.

Предыстория возникновения майолики — в попытках копирования белого китайского фарфора и его имитация. Отсюда покрытие белой глазурью керамических изделий из цветных глин, доступных мастерам прошлого. В России майолика заменила собой технологию ангобирования, т.е. покрытия красного черепка «ангобом» (жидкой белой глиной), как более легкая с технологической точки зрения. Наши предки не пытались имитировать китайский фарфор, но белая основа ярче проявляла краски, которые на белом фоне смотрелись намного лучше, чем на красном.

В других статьях на нашем сайте мы пишем достаточно подробно о развитии майолики в разных регионах мира и в случае интереса к вопросу, вы можете ознакомиться с ними в этом разделе.

Зачем нужна глазурь

Именно цветные блестящие глазури делают майолику узнаваемой, но изначально они были нужны просто как часть технологического процесса.

Глазурь — это жидкий состав из толчённого до состояния пудры стекла, окислов металлов и воды. В печи такая глазурь расплавлялась, сцеплялась с черепком и запечатывала поры изделия. Так оно становилось прочным и водонепроницаемым.

Для росписи по сырой глазури керамисты XV — XVII веков использовали краски минерального происхождения. Составы красок, как правило, хранили в секрете. Синий получался из кобальта, зелёный из меди, жёлтый из мышьяка и железа, пурпурный цвет давал марганец. Красный пигмент был самым редким и добывался из богатой железом глины.

Историческая справка

Если кратко, то история направления, вполне возможно, несколько тысяч лет назад началась в Египте, Ассирии и Вавилоне. И когда прекрасные керамические образцы попали в Европу, их путь пролегал через испанскую Майорку. Отсюда и название технологии. Собственная технология в Старом Свете появилась только в конце 16 века, благодаря стараниям голландцев.

Справка. Русский вклад в развитие направления – возникновение в Средневековье первых образцов глазурованной расписной керамики. С 18-ого столетия ее стали выпускать в промышленных масштабах, Гжельские и Ярославльские мастерские, а также Московский завод Гребенщикова стали флагманами производства.

Цветная глазурь фаянсовая

Фаянс , покрытый цветные свинцовые глазури наносится непосредственно на неглазурованное тело имеет с середины 19-го века , начиная привлекаемый майолика , например: «20 -го века майолики », «мексиканских майолики », Sarreguemines майолика , Палисся майолика , майолика застекленной Паросские посуды . Наука участвует в развитии множественных температур совместимого цветного свинца глазурь является сложной, но сам процесс прост (краска. Огнь .) Это майолика является трепетно цветными, часто натуралистический стилем фаянса, разработана и назван «Палисся посуды» по Минтону & Co. и представили публике на Великой выставке 1851 года, которая массово производилась по всей Европе и Америке и была широко доступна. В английском языке майолика никогда не пишется с буквой i вместо j . Однако он произносится как с твердым j, как в мажоре, так и с мягким j, как в майолике . В некоторых других языках i действительно используется как для глиняной посуды с цветной глазурью, так и для глиняной посуды с оловянной глазурью: France maiolique и Italy maiolica .

Примеры цветных глазурей майолика (краска, огонь.)

Глиняная форма «бисквит» одновременно окрашена толстой цветной свинцовой глазурью и обожжена. Процесс требует всего двух этапов и низкого мастерства в живописи. При обжиге в духовке при контролируемой температуре каждый цвет плавится на глиняном теле, обычно не сталкиваясь друг с другом. Триумф керамической технологии Леона Арну, арт-директора, изменил состояние Минтона .

Положительные и отрицательные стороны использования

Экологически чистый материал изготовляется из натуральной глины. При облицовке поверхности плитка хорошо клеится с помощью специального состава. За счет пористой структуры материал сохраняет тепло.

Технология изготовления плитки предусматривает обжиг изделия, поэтому они невосприимчивы к огню. Материал отличается:

  • прочностью, его можно использовать для пола;
  • длительным сроком эксплуатации;
  • устойчивостью к истиранию;
  • благородным внешним видом.

Уход за изделиями отличается простотой, не занимает много времени. К отрицательным качествам относится высокая цена и хрупкость материала. Поэтому установку нужно проводить аккуратно. Плитку легко разбить, если стукнуть по ней или уронить с высоты.

Майолика в интерьере квартиры, майоликовая посуда

Что такое сегодня майолика – посуда, декор, расписная плитка. Последний вариант самый трендовый.

Используется майолика для:

  • облицовки камина;
  • декорирования стены душевой;
  • фрагментов украшения экстерьера прихожей;
  • оформления откосов и наличников;
  • декорирования ступеней;
  • оформления изразцов для кухни;
  • предметного дизайна – к примеру, декорирования столешницы журнального столика.

Справка. Майолика – это еще и самодостаточный арт-объект. Емкость (не то ваза, не то тарелка), панно в раме и другие декоративные вещи не требуют привязки к помещению и функциональной зоне. Примеры на фото доказывают это!

Расцвет итальянской майолики. Популярные мотивы декора

Своего расцвета данная техника достигла в 16 столетии, когда появилось много новых регионов ее изготовления: Венеция, Губбио, Урбино, Деруга, Кастель-Дуранте. Серьезная конкуренция наблюдалась между мастерами Урбино и Фаэнцы, на которых ориентировались керамисты других городов. Но, несмотря на это, для изделий каждого региона были присущи свои характерные особенности.

Нельзя не отметить, что на роспись керамики огромное влияние оказывали хорошо развитые в ту эпоху графика и живопись. Это способствовало возникновению новой манеры росписи, когда красочные повествовательные картины переносились непосредственно на блюда. Называлась такая техника istoriati. Оформленные таким образом изделия по сравнению с обычной станковой картиной были значительно дешевле, благодаря чему пользовались большим спросом по всей Италии.

Еще один интересный и важный мотив – оформление гротеском, который из монументального и грубоватого превратился в миниатюрные и изящные творения благодаря кисти Рафаэля. Работы автора пользовались таким успехом, что другие керамисты стали создавать своего рода первые репродукции с его изделий, перенося изображения на свою майолику.

В таких композициях декор размещался по одному из двух принципов:

Русская майолика

Стараниями князя Меньшикова в Стрельне, в 18 веке была основана керамическая фабрика. В основном продукцию использовали для декорирования храмов и светских зданий: подобный декор считался признаком роскоши, богатства. Большим спросом пользовалась сделанная способом майолики посуда.

Изразцы (русская майолика предполагает и их тоже), а также мелкая пластика и посуда прославили московскую фабрику Гребенщикова. В мастерских Гжели делали керамические изделия, способные конкурировать с московской продукцией. О том, что такое представляла майолика в то время, ярко говорит тот факт, что Васнецов, Врубель и Головин и другие известнейшие живописцы эпохи, выполняли изображения для русской керамики 19-20 веков.

Примеры русской майолики смотрите в этом видео:

Какая глина подойдёт?

Материалом для майолики служит обычная красная глина, мел, кварцевый песок, известняк. Черепок у такой глины пористый, цвет — в диапазоне от светло-кремового до красного. Раньше глину добывали обычно по берегам рек, потом тщательно обрабатывали и сушили. Мастера использовали гончарные колёса различных конструкций, приспособления для придания глине нужной формы.

Черепок майолики обычно светлый, но если глина была красной из-за большого количества железа в составе, на него наносили ангоб — слой белой обмазки, а только потом — глазурь.

В современном майоличном промысле изделия часто более сложной формы, поэтому мастера отливают их с помощью гипсовых форм или штампуют в пресс-формах.

Где найти майолику сегодня?

В XVII — XVIII веках одним из центров майоликового ремесла был Ярославль. В основном там изготавливали изразцы для украшения домов и храмов — «муравленые» (политые прозрачной глазурью цвета «травы-муравы») и ценинные (многоцветные эмалевые).

Искусство майолики в Ярославле не утрачено, оно возрождается в небольших мастерских и на фабрике, которую открыли в 1992 году художники-керамисты Евгений Шепелёв и Наталья Павлова.

Здесь изготавливают поливные изразцы, декоративную посуду, игрушку, сложную скульптурную миниатюру, в том числе коллекционную. Продукция расходится по городам России, отправляется на экспорт и отвечает за бренд «Ярославская майолика».

Особенность мастерской майолики Павловой и Шепелёва в том, что, хоть и создавали они её во времена, когда промысел был полностью утрачен, работают художники в традициях старых мастеров. Это значит, что каждое изделие — это авторская работа. В росписи и пластике прослеживается традиция, будь то традиция народной игрушки, поливной плитки или ярославской иконы. Современная майолика по-прежнему расписывается только вручную, по сырой глазури — подобно фреске, и подвергается двойному обжигу. Двух одинаковых изделий нет.

В то же время мастера экспериментируют с технологическим процессом, пробуют пластические и живописные возможности современных материалов — массы, глазури, люстра.

Благодаря бережному отношению к традиции и технологическому совершенству теперь Ярославль считается центром производства майолики в России.

Европейские и американские производители

Майолика из других стран включена в эту статью по двум причинам.

  1. Термин « викторианский» иногда используется также для описания майолики, изготовленной в других странах.
  2. Европейские и американские производители наняли английских иммигрантов и скопировали процесс и стили майолики Minton в викторианском стиле.

Франция

APT

Настенная тарелка, ок. 1900, цветная и пестрая глазурь в палисийском стиле.

Барбизет

Настенная тарелка Palissy, цветная свинцовая глазурь на бисквите , около 1870 г.

Brard

Палиссийская майолика ок. 1880 г. Блюдо — белая матовая оловянная глазурь с росписью кистью из оксида кобальта, нанесенные рыбки — из цветной глазури майолики.

Дельфин Массье

Перре-Жантиль

Sarreguemines
La Majolique

«A la fin des années 1870 apparaît un produit qui renforce la notoriété de Sarreguemines en Europe: la majolique.Il s’agit d’une faïence fine recouverte de glaçures colorées. Les couleurs privilégiées: le gros bleu, le bleu turquoise, le vert» dit bronze. Les bibelots, «objets de fantaisie», ainsi que specifices pièces foundationales bénéficient largement de cette nouvelle, техника «.

Томас Сержент

Шуази ле Руа

Петушок (Петух), 14,6 дюйма, цветная глазурь, c. 1880 г.

Boch Freres

Тарелка Boch Freres Kermis, цветная глазурь, c. 1880 год, виноград и виноградные листья.

Longchamp

Люневиль

22,4-дюймовая цветная глазурь, морская майолика, 1880 год.

Орхидеи

Ними

Onnaing

Салины

Валлорис

Португалия

Августа Баптиста де Карвалью

Подсвечники, 9,4 дюйма, цветная глазурь, стиль Палисси.

Авелена Соарес

Настенная тарелка, 10,4 дюйма, цветная глазурь, ультра-натуралистический стиль Палисси.

Бордало Пиньейру

Настенный карман, цветная глазурь, c. 1888 г., моллюски и водоросли Палиссийская майолика.

Cuhna

Настенная тарелка, 11 дюймов, цветная глазурь, стиль Палисси.

Хосе Франсиско де Соуза

Мафра

Германия

Краузе (сейчас в Польше)

Цветная глазурь майолика жардиньер и вазы 1890 года.

Эйхвальд

Коробка для безделушек, 9,4 дюйма, цветная майолика, ок. 1890 г.

Bloch, Villeroy & Boch (Люксембург)

В.С. Шиллер

Ваза для разлива, цветная глазурь, 1890 г.

Gustafsberg

Rörstrand

Вазы, гр. 1880. Цветная глазурь, натуралистическая по стилю.

Америка

Несколько американских фирм также производили майолику, причем уроженец Англии Эдвин Беннет производил ее в Балтиморе еще в 1850-х годах. Самыми известными являются Гриффин, Смит и Хилл из Фениксвилля , штат Пенсильвания, чья этрусская майолика, изготовленная с 1880 по 1890 год, включает компоты с подставками для дельфинов и чашки из цветов, ракушек или драгоценных камней, рисунок из коралловых водорослей и ракушек, а также столовую посуду с листьями и папоротниками. . Их знаком была впечатляющая монограмма «GSH», иногда обведенная кружком со словами «Этрусская майолика».

Майолику также производили Odell and Booth в Тэрритауне, штат Нью-Йорк , и компания Faience Manufacturing Company в Гринпойнте, Лонг-Айленд , чьей маркой является вырезанная «FM Co.» Их керамика была покрыта цветной глазурью, создавая эффект полосатых или мраморных полос. Майолику производили в Эвансвилле , штат Индиана. Работа из Чесапикской керамики в Балтиморе называлась Clifton Ware и была отмечена монограммой «DFH» «Clifton Decor ‘R’».

Керамика Арсенала в Трентоне, штат Нью-Джерси , производила майолику еще в 1900 году и выставила кувшины Тоби, имитирующие английские кувшины Тоби, на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго (1893 г.)

Цветная глазурь майолика Eureka Pottery, Трентон, Нью-Джерси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector