Филимоновская роспись с узорами поэтапно для детей с шаблонами

Филимоновская русская народная игрушка

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон, который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

Филимоновская русская народная игрушка «Дама с самоваром»

К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана — с круглыми рогами, а корову — с рогом в форме полумесяца.

В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.

Филимоновская русская народная игрушка «Баран»

Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.

Из чего сделаны лошадки?

Легенда останется легендой, однако доля правды в ней присутствует – фигурки действительно изготовлялись из остатков глины от гончарных дел. Синика – местная глина – до обжига имеет характерный черно-синий цвет, почему и получила свое название. Синика отличается особенной пластичностью и жирной фактурой, идеальной для лепки и обжига.

Бытует непростая система ее заготовки – ведь ошибка может испортить вещь!

  • Пласты синики залегали на глубине. Верхние слои почвы непрочные – поэтому колодцы для заготовки копали по морозу. Иначе обвалятся!
  • Синика должна была отлежаться несколько дней в темном влажном месте.
  • Затем ее замачивали в воде. Временами переворачивая.
  • Отмокшую синику клали на пол и разминали. Прямо ногами. Это был своеобразный деревенский праздник с танцами босиком на синике под гармонь. Растоптанный пласт присыпали золой и убирали. Потом повторяли. Чем больше задорных танцев на благо производства, тем лучше фигурки!
  • Подготовленную синику нарезали на пластины – заготовки. Хранили, защищая от высыхания – иначе треснет!

Поэтому роспись настолько неправдоподобно яркая для древней! Красок всего три – желтая (фоновые полосы), «малинка» и «зеленка». Но анилиновые красители полупрозрачны – и в наложении дают настоящее многоцветье!

Первое знакомство и занятия для детей

Изучать народные промыслы с детьми лучше всего в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). На фоне современных интегративных игрушек и игр художественные глиняные расписные свистульки покажутся необычными и обязательно заинтересуют малышей.

Занятия проводятся в детском саду или дома в несколько этапов и в игровой форме.

Взрослый рассказывает историю филимоновской игрушки в сказочном варианте. Дальше детям показывают разные расписные фигурки

Следует обратить внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям интересно будет посвистеть в них.
Следующий урок следует посвятить филимоновским узорам

Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем для раскрашивания детям предлагается бумажная игрушка. Картинки можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) либо от руки нарисовать контур филимоновской свистульки и предложить ребенку нанести узоры красками.
Последующие 2-3 урока отводятся под изучение объемных форм, лепку и роспись красками. Если глины нет, можно попробовать организовать занятие с пластилином. Вместе со взрослым дети делают филимоновского петушка, барыню, лошадку.
В заключение проводится ярмарка или выставка поделок. Хорошо стилизовать событие под старину: с самоваром, баранками, стихами и плясками.

Как нарисовать филимоновскую игрушку?

Впервые ребенку 5-7 лет будет тяжело нарисовать филимоновскую фигурку от начала и до конца. Взрослому следует нарисовать контур на бумаге или вырезать игрушку из белого картона, а также предоставить пример – напечатанную картинку или настоящую игрушку. Непосредственно для работы ребенку понадобятся тонкие кисточки, стаканчик с водой и краски: желтая, красная, зеленая.

Как нарисовать филимоновского петушка?

Взрослый показывает пример расписанного петушка и просит назвать виды узоров

Обращает внимание, как раскрашены голова, шея, хвост птицы.
Детям выдают шаблоны игрушки.

  1. Начинается раскрашивание с желтого цвета. Наносятся круги, полоски.
  2. Следующий цвет – красный. Им раскрашивают гребень и клюв петушка, рисуют узоры.
  3. Последней берут зеленую краску и завершают рисунок.

А вот пример, как поэтапно раскрасить филимоновскую лошадку:

Изучение промысловых игрушек развивает интерес к творчеству у детей, воспитывает любовь и уважение к труду, позволяет узнать историю своей Родины. Их образы просты и понятны. Занятия рекомендуется проводить в старшей группе детского сада и начальных классах школы.

Ход занятия

Дети входят в зал, проходят к столу с народными игрушками

Педагог:

Посмотрите, какие разные игрушки перед вами, все они сделаны руками человека.

Как такие игрушки называются?

Дети: Народные

Педагог:

С какими народными игрушками мы с вами уже знакомились на занятии?

Дети: ответы — матрешка, дымковская?

Педагог:

Посмотрите все они могут издавать свой звук, а некоторыми можно и постучать.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву»— игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И сегодня на занятии мы познакомимся с филимоновской глиняной народной игрушкой, а почему ее так прозвали, я сейчас вам расскажу с помощью нашего волшебного экрана.

Слайд презентации со 2 по 6

Педагог:

Так почему же именно филимоновская игрушка, а не ивановская?

Дети: ответы

Педагог:

А кем был Филимон?

Дети: ответы

Педагог:

А сейчас мы с вами опять обратимся к волшебному экрану и попробуем сравнить две лошадки, филимоновскую и дымковскую.

Чем они отличаются?

Дети: ответы

Педагог:

Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки — это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц

Педагог: Послушали, а теперь я предлагаю порисовать, но перед работой нужно размять наши пальчики

Ладошки сложим мы вдвоем

Друг об друга мы потрем

Кулачки потом сожмем,

В руки кисточку возьмем.

Пальчики сожмем и покатаем. Теперь наши руки готовы к работе.

Практическая часть

Педагог:

Но для начала мы возьмем наши волшебные книги, и поупражняемся рисовать в них по образцам, разложенным перед вами.

Дети выполняют задание в электронных Ридерах

Педагог:

Кто выполнил, закрываем книги, и берем шаблон оленя или лошадки, приступаем к росписи.

При работе помните правила росписи: узор наносим сразу кистью или ватной палочкой; рисование узоров начинаем с крупных элементов; краску на кисть брать гуще.

Ребята, внимательно посмотрите на образцы рисунков, кисточку старайтесь держать правильно. Не бойтесь работать сразу цветом. Старайтесь узор наносить уверенно и равномерно. Вслушайтесь в звуки музыки и приступайте к работе. Расписывайте вдумчиво с душой, фантазируйте, постарайтесь прикоснутся к народному искусству.

Педагог:

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1. контроль организации рабочего места;

2. контроль правильности выполнения приемов работы;

3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4. контроль объема и качества выполненной работы.

Какие красивые игрушки у вас получились! По работам видно, что вы все старались, расписывать свою лошадку филимоновской росписью.

Давайте подведем итог нашей работе.

Какую игрушку мы сегодня расписывали?

Кто первый слепил такую игрушку?

Он был бы доволен вашей работой?

Может быть кто-то желает подарить свою работу гостям?

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростна, светла.

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

Виды филимоновских игрушек

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

(Барыня)

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

(Петушок)

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.

Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Особенности изделий

Образы и роспись филимоновских игрушек восходят к временам языческой древности. В дохристианские имена времена они имели сакральный смысл и часто служили оберегами:

Позже, в 19 веке, появились другие игрушки. Их образы соответствовали особенности жизни людей этого времени:

При изготовлении игрушек никогда не используются шаблоны. Чтобы сделать игрушку, мастер просто тщательно разминает глину. Он лепит фигурки, соответствующие традициям мастерства. Мелкие детали отсутствуют. Женщин изображают с младенцем или птицей. У мужчин большие тяжелые сапоги. Главные персонажи — барыни, всадники, солдаты, изредка крестьянки. Их лица едва намечены. На людей надеты ярко раскрашенные пышные юбки или штаны. Кофточки и рубашки обычно одноцветные, украшенные орнаментом по подолу, рукавам и воротнику.

Разбираем основные образы в филимоновской игрушке и их значение

1)Женская фигура – олицетворение плодородия и всего живого, матери-кормилицы, продолжения рода. Обычно одеты в кофточку красного цвета и узорчатую юбку.

2)Медведь – один из ключевых персонажей славянских сказок, символизирует пробуждающуюся силу.

3)Олень – олицетворение крепкого и дружного брака, плодородия.

4)Конь – с древних времен картинки с лошадьми и их изображения связывались с солнцем. Считалось, что именно он возит по небу колесницу Ярила и приносит людям на земле его благодать.

5)Птицы – символы богини земли, часто изображаются вместе с женскими фигурами. Они означают пробуждение природы после зимней спячки, воскресение, плодородие и урожай.

6)Корова – самое важное у крестьян животное. Символизирует плодородие, энергию и неиссякаемую силу

Филимоновские игрушки. Лепка, роспись — Конспект занятия в средней группе по ИЗО «Филимоновская игрушка»

Публикация «Конспект занятия в средней группе по ИЗО «Филимоновская…»
Конспект занятие в средней группе по ИЗО « Филимоновская игрушка» Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой, как яркой представительницей традиционно народного искусства нашей родины, закрепить правила работы с кисточкой, красками; обогащать словарь детей словами:…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конструкт занятия «Филимоновская игрушка»
Муниципальное образование Серовский городской округ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей №11 «Золотой ключик» Конструкт…

Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста «Сказка о филимоновской игрушке»
Цель: формировать у детей познавательный интерес к исторически культурному наследию своего народа посредством знакомства с филимоновской глиняной игрушкой. Задачи: — Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою…

Статья «Конспект НОД по декоративной лепке по мотивам филимоновской игрушки с…»
Цель: формировать у детей познавательный интерес к исторически культурному наследию своего народа посредством знакомства с филимоновской глиняной игрушкой. Задачи: — Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою…

Мастер-класс «Филимоновская игрушка» во второй младшей группе
Народные игрушки не зря так называют! Сейчас приобретение для своего чада игрушек не составляет труда, многообразие данной продукции поражает. Но не всегда так было. С древних времен родители задавались вопросом, как скрасить досуг своего ребенка, чтобы он был «самозанят» на…

Конспект ООД по лепке в средней группе «Филимоновские игрушки-свистульки»
Конспект ООД по лепке средняя группа «Филимоновские игрушки-свистульки» Тема: Филимоновские игрушки-свистульки Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного искусства путм ознакомления с филимоновской игрушкой. Задачи: -познакомить детей с…

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка, кошка»
Цель: учить передавать характерные элементы филимоновской росписи Задачи: 1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя горизонтальные прямые полосы. 2. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 3. Развивать самостоятельность и аккуратность при…

Страницы:

Расскажите детям о Филимоновской игрушке

Филимоновская игрушка — народный промысел, который в старину зародился в деревне Филимоново. Филимоновские мастера делали кухонную утварь из местной глины, но всенародную славу им принесли не предметы обихода, а детские игрушки. Гончарным ремеслом в Филимоново занимались все — мужчины на гончарном круге изготавливали большие изделия, а женщины лепили свистульки и расписывали их малиновыми, желтыми и зелеными красками. Эти игрушки зпвоевали такую любовь, что за ними стали приезжать со всей России.

Филимоновскую игрушку не спутаешь ни с какой другой. Каждая фигурка имеет общие черты — тонкую талию и длинную шею. Вылепленных из глины людей и животных после обжига раскрашивают характерной росписью — разноцветными полосками, солнышками, снежинками, елочками. Яркие филимоновские барышни, кавалеры, сказочные животные были для наших предков не просто игрушками, но и семейным оберегом. Наши предки дарили друг другу свистульки-игрушки с пожеланием семейного счастья, благополучия, достатка.

Особенности техники росписи

Грунтовать игрушку не приходилось, ведь при обжиге глина давала ровный цвет.

Мастера использовали анилиновые краски ярких, выразительных цветов. Колористика не самая широкая – красный, желтый да зеленый. Но при этом рисование тройкой цветов (плюс/минус оттенки) в итоге давало пеструю, веселую картинку.

Учиться технике изображения элементов филимоновской росписи можно с малых лет: краски художник наносит последовательно, никогда их не смешивает. Пока не высохнет элемент одного цвета, мастер не перейдет к другому.

Значение цветов:

  • желтый – это солнце, сама жизнь и свет всего мироздания;
  • зеленый цвет означает молодость, возрождение жизни;
  • красный – символизирует землю и огонь, сакральные понятия для человека.

Художницы старались изображать игрушки столь яркими и пестрыми, словно хотели говорить ими о счастье жить, об изначальной установке человека проживать судьбу в радости и благодарности миру.

Образцы, сюжеты, символизм

В основном мастерицы изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.


Типы расписных игрушек:

  • Люди. Барыни и кавалеры всегда с готовой историей: у первых в руках дети или птицы, у мужчин – музыкальные инструменты (часто кавалер представал верхом на лошади). Деталей мало, голова сочленена с шеей, на персонаже – яркий головной убор.
  • Животные. Преимущественно это домашний скот – бараны, коровы, лошади. Все животные с вытянутыми фигурами, тонкошеие, часто отличить зверей друг от друга можно только по форме рогов.
  • Птицы. Также преимущественно домашние – утка, петух, курица, павлин. Шеи у них длинные, конусообразные, головки маленькие.
  • Композиции. Изображались мастерами сюжеты свидания, чаепития, карусели. Чаще это были сцены повседневности, простой жизни. Но встречались и знаковые композиции – например, Георгий со змеей.

Практически все игрушки – свистульки. Музыкальным даром «обделены» только индюки и петухи.

Традиционные узоры и элементы росписи филимоновской игрушки

Элементам росписи филимоновской игрушки присуща символичность, в этом смысле она совпадает с другими народными промыслами России.


Орнаменты просты и незатейливы, но при этом узоры глубоко символичны. Их корни, как несложно догадаться, в язычестве – в искусстве язычество особенно долго сопутствовало христианству.

Изображения:

  • круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольничками – это символы солнца, добра, радости, благоденствия;
  • схематичные веточки и елочки в филимоновой (как еще могут именовать роспись) означают древо жизни, т.е. связь поколений и неустанное развитие.

Птица означала счастье, добрые вести, конь – это богатство, барыня отождествлялась с берегиней и хранительницей очага, всадник – это защитник или землепашец.

Животных традиционно расписывали яркими разноцветными полосочками. Солнышки и растительный орнамент преобладали в росписи, работы часто ассоциировали с детским стилем, но в этой наивности и простоте их прелесть. Филимоновский промысел в наше время

Учимся технике

Этот мастер-класс будет интересен не только детям, но и взрослым, интересующимся историей и народным искусством. Освоить элементы росписи не составит труда. Для начала нужно разобраться, какие отличительные особенности имеет именно эта роспись.

Эти цвета выбраны неспроста. Желтый цвет символизирует солнце, зеленый – возрождение жизни и молодость, а красный – символ земли и огня. Можно предположить, что мастера из Филимоново очень любили жизнь и радовались каждому дню. Именно поэтому игрушки получались такими яркими.

Дополнительными цветами являются фуксия и бирюзовый. Нередко можно увидеть барынь в малиновых кофтах или петушков с малиновыми гребнями, а всадников в бирюзовых шапках. Для росписи также понадобятся кисточки разной толщины, так как широкие полоски, как правило, чередуются с более тонкими.

Статья по теме: Свитер спицами для девочек с описанием для начинающих

Когда все будет подготовлено, можно приступать к работе. Для того чтобы понять принцип росписи, следует поэтапно выполнять следующие действия:

  1. Взять толстую кисть, окунуть в желтую краску и провести на бумаге несколько широких полос друг под другом через равное расстояние;
  1. С помощью тонкой кисточки малиновой, красной или зеленой краской сделать тонкие полосы по краям желтой (краски можно чередовать);
  1. Провести полосы посередине желтых и белых полос;
  1. Попробовать сделать и другие узоры, характерные для барских юбок: «веточки», штриховку, косые линии, «солнышко».

Главная особенность этой росписи – полосы желтого и белого цветов являются основными, они задают фон будущему рисунку, поэтому они должны быть достаточно широкие. Все остальные полоски разных цветов делаются тонкими и чередуются.

Также из бумаги можно вырезать шаблон игрушки, чтобы было интереснее и понятнее наносить роспись, особенно детям. Контурный рисунок традиционной игрушки из деревни Филимонова можно скачать и распечатать, перерисовать с монитора или использовать уже готовые раскраски.

Когда роспись на бумаге будет хорошо получаться и напоминать традиционную, можно приступать к росписи глиняной игрушки, например, лошадки. Опираясь на инструкцию и картинки ниже, раскрасить игрушку не составит труда.

Пожалуй, самое сложное – наносить ровные полоски по всему объему. Для этого нужно крепко придерживать игрушку и следить за ровными движениями кисти.

Для росписи понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • игрушка-свистулька в виде лошадки;
  • акриловая или гуашевая краска желтого, малинового и сине-зеленого цветов;
  • кисти разного размера;
  • вода в баночке;
  • тряпка для рук и кистей.

Как раскрашиваем:

  1. Широкой кистью делаем поперек туловища две-три желтые полосы через равные расстояния (должны остаться белые полосы примерно такой же ширины);

Статья по теме: Денежное дерево своими руками из бисера: мастер-класс с фото и видео

  1. На ножках делаем подобные полосы, а затем на шее;

  1. От поперечной полосы на туловище проводит полоски вдоль к хвосту;

  1. Меняем кисть на более тонкую и начинаем рисовать малиновые полоски рядом с желтыми по двум сторонам;

  1. Раскрашиваем мордочку и ушки;

  1. Зеленой краской делаем тонкие полоски в середине желтых и белых;

  1. Оставляем готовую поделку на просушку.

Для детей мастер-класс будет не только развивающим мелкую моторику и восприятие цветов, но и обучающим и познавательным, так как дети узнают много нового о народных промыслах своих предков.

Символизм филимоновской игрушки

Самое примечательное в филимоновской игрушке, это, можно сказать, ее сила — языческая древность. За все века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян.

Каждый рисунок на этой потешке — символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь человека с природой. В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» – это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет.

Не только роспись, но и сами фигурки тоже со смыслом:

  • Барыня – это берегиня. Символ домашнего очага, тепла и любви. Олицетворение Матери-природы. Это символ продолжения рода и всего живого.

  • Медведь – один из самых почитаемых в славянстве символов — это образ тотемного предка, хозяина, могущество, добро, олицетворение пробуждающейся природы. Медведица с медвежонком — защитница семьи, аналог берегини. Существует поверье, что именно медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей, как покровителей не только женщин рожениц, но женщин в целом.

  • Олень – тепло и плодородие, защита. Ветвистые оленьи рога символизировали Мировое Древо.

  • Конь – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и богатырской силы.

  • Всадник на коне – это с одной стороны воин, защитник. А с другой это образ солнца и света.

  • Корова – благополучие и спасение. Животные с рогами, вообще, почитались в древности: считалось, что они носят на своих рогах солнечный диск.

  • Волк – как ни странно, любовь и добро.

  • Петух – это сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение наступающего дня. Славяне считали, что петух — вещая птица, что он отгоняет своим криком злые силы, разрушает чары. А вот сидящие друг против друга петухи — обозначали плодородие.

  • Утка — женский символ, связанный с культом Великой богини. Это покровитель всех женских ремесел, защитник семьи.

  • Собака – верный друг и помощник.

  • Птица – это свет и счастье, посредник между мирами.

Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:

  • люди;

  • животные;

  • птицы;

  • композиции из нескольких фигур;

Но не стоит думать, что это «законсервированное» ремесло. Со временем филимоновские сюжеты начали пополнятся и современными мотивами, и индивидуальными композициями. Но все это сделано гармонично, без нарушения веками заложенных традиций. Это касается всего: и способа лепки, и обжига, и, конечно, росписи.

Единственное что — современная филимоновская игрушка стала ярче, наряднее и больше (до 20 см. в высоту). Из маленькой свистульки превратилась в малую скульптуру.

Почти все филимоновские игрушки, по сути своей — свисток (не свистят петухи и индюки). И это тоже символично! С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, в него свистели на похоронах, и даже клали в гроб вместе с покойным.

Можете послушать, как «поет» филимоновская свистулька в умелых руках.

Ход занятия:

— Здравствуйте, ребята.

Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете!

(Воспитатель демонстрирует филимоновские игрушки)

Сегодня мы познакомимся еще с одной глиняной игрушкой — филимоновской. Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Послушайте сказку.

Жил – был дедушка Филимон. Пошел он в лес по грибы и по ягоды. Шёл – шёл и глину нашел. Глина была жирная, черная. Принес он её домой и стал лепить детям игрушки – свистульки, обжигал их в печи, затирал их наждачной бумагой. После обжига в печи игрушки становились белыми. Их расписывали анилиновыми красками. И научились лепить игрушки его сестрицы. Лепили они свистульки, и народ начал веселиться. Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.

Давайте рассмотрим наши игрушки. Все они очень яркие, солнечные. Даже в холодный, зимний день излучают тепло. Это сказочные, декоративные, стилизованные фигурки людей и животных. Петушок, курочка, Барышня. Все они стройные, высокие, с длинными шеями будто стремятся ввысь к солнышку.

— Какие цвета используют мастерицы?

— Желтый, зеленый, красный, малиновый.

— Какие элементы росписи мы видим?

— Полоски, точки, снежинки, цветы, ёлочки.

Предлагаю поиграть в игру. Давайте разделимся на 2 группы.

У меня есть узоры. «Дымковские и Филимоновские». Вам надо элементы подставить к нужной картинке. МОЛОДЦЫ!

— Когда я к вам шла, письмо от дедушки Филимона нашла. Вот оно.

«Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, распишите волшебными красками филимоновскую сказочную фигурку, чтобы дело мое на Руси не пропало.»

— Филимоновские мастерицы передали вам также медальки с элементами росписи филимоновских игрушек. Давайте их наденем. Они не простые –имеют волшебную силу: игрушки получатся яркие и выразительные.

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)

Приходили прямо к дому:

(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(показ соответствующих пальцев)

А мизинчик малышок постучался на порог.

Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.

Постучать мизинчиками друг о друга)

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

(сжимание и разжимание пальцев в кулак)

А что бы глаза не устали всегда говорили:

Мы на стульчиках сидим,

Во все стороны глядим:

Вправо, влево, вверх и вниз

Посмотри и улыбнись.

Выше глазки поднимай,

Вверх смотри и не мигай.

Нарисуй глазами солнце,

Светит пусть оно в оконце.

Закрывай глаза, дружок,

Ночь шагнула на порог.

Утром снова открывай

Быстро – быстро поморгай.

Отдохнули глаза, подготовили руки.

Роспись по мотивам филимоновских игрушек.

— У нас сегодня открывается Мастерская филимоновских игрушек. В конце занятия мы выберем лучшего мастера или мастерицу. Выполняем задание. Берем в руки волшебные кисти, опускаем в воду, берем зеленый цвет, рисуем узоры, расписываем сказочную фигурку. Моем кисть, берем красный цвет, рисуем волшебные узоры. Заканчиваем роспись.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ПОД РУССКУЮ МУЗЫКУ,

Рассматривание работ. Подведение итогов. Ответы на вопросы.

— Что нового узнали сегодня? Как называются игрушки? Из чего лепят? Что в них особенного? Какие цвета используют мастерицы?

Наши игрушки и рисунки – яркие и веселые. Когда их много – на душе праздник. Всем удачи и хорошего настроения.

Роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Филимоновский промысел в наше время

Уникальная филимоновская игрушка прошла продолжительный и сложный путь. Сначала она была оберегом, затем детской игрушкой. Сегодня это полноценное произведение искусства. Свистульки – частые гости на различных ярмарках и выставках декоративного-прикладного искусства. Уникальность этого промысла заключается в том, что он никогда не прерывался. Сегодня традиции филимоновских мастериц продолжают молодые мастера города Одоева.

Кстати, здесь же в 2009 году благодаря Администрации Тульской области, Торгово-промышленной палате Тулы и Администрации Одоевского района был открыт музей «жемчужины народного искусства», как ещё именуют филимоновскую игрушку. В этом музее можно поближе ознакомиться с историей свистулек, узнать имена мастериц, полюбоваться старинными игрушками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector