Дымковская игрушка

Дымковская игрушка из глины в современном мире

Серийного производства, как это ни странно, народный промысел Дымково не имеет. Каждая игрушка – это ручная работа. Потому как бы она не была канонична, в ней всегда будет чувствоваться рука мастера. У всякой мастерицы узнаваемый почерк, и тем интереснее пополнять свои коллекции истинным любителям глиняной игрушки.

Ритуального значения, как несложно догадаться, у дымковских фигурок давно уже нет, как нет и народного праздника свистопляски. Но роль сувенира, русского символа, игрушка играет прекрасно. Почти 10 лет назад в центре Кирова (ранее – Вятка) установили памятник дымковской игрушке, многовековому бренду этого региона. Выглядит памятник как скульптурная группа «Семья»: барыня с младенчиком на руках, кавалер с гармошкой, ребенок и, конечно, братья меньшие. Воплощение всех типообразов игрушки в одной композиции, да еще в центре исторической родины промысла – это признание.

Если вспомнить Олимпийские Игры в Сочи, то на открытии среди красочного и впечатляющего масштабами представления русских культурных достояний появилась и дымковская игрушка. И по сей день многие профессиональные художники, новички, любители и дети обращаются к дымковской эстетике, пробуют себя в роли продолжателя традиций. Такой сувенир, вне сомнений, украсит любой дом, сделает его теплее, наполнит его ощущением радости жизни и необходимости ценить простые моменты счастья.

Возможно, вам будет интересно почитать про: «Особенности гжельской росписи».

Дымковский промысел – народное послание, которое не конкурирует с современным искусством, а мирно уживается с ним. Его репутация, сложившийся образ стали таковыми благодаря признанию народа, любви и заботе о сохранении традиции.

Побелка

После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.

Элементы дымковской росписи

Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.

Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора.

Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.

Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами.

При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, а круг со звездой в серединке олицетворяет солнце. Дымковская роспись, картинки которой вы можете видеть немного ниже, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки.

Возникновение промысла

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Дымковская игрушка (картинки)

В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

Сообщение-доклад Дымковская игрушка

Дымковская игрушка – это удивительно красивые творения, художественный промысел Дымково, который сейчас относится к Кирову. Это очень древний народный промысел, которому уже больше 400 лет.

Вначале игрушки изготавливали специально к празднику Свистуньи, который проходил весной. Праздник этот начинался панихидой по погибшим в «хлыновском побоище», а заканчивался игрой на свистульках и плясками. Поэтому к нему женщины делали красивые и яркие свистульки в виде различных животных. Все они издавали различные звуки: свист, грохот, треск. С помощью их люди отгоняли злых духов, чтобы те не мешали весной работать на полях.

Дымковские игрушки лепят только вручную, поэтому двух похожих не существует. Сырьем для них является местная глина красного цвета, смешанная с речным песком. Изготавливали их целыми семьями, передавая навыки из поколения в поколение.

Глину начинали заготавливать летом. После лепки фигурки обязательно подсушивали около месяца-двух и обжигали в печи. Игрушка после обжига становилась коричневой, поэтому чтобы краски были более яркими, сначала ее белили, а только потом расписывали. Белила получали смешиванием молока и мела. Краску замешивали на яйце, вместо кисточек использовали перья птиц и палочки. Потом всю игрушку еще раз покрывали взбитым яйцом, чтобы она была яркая и блестела. Весь процесс как раз заканчивали к весне. Сейчас для росписи используют современные краски, остальная технология, по сути, не изменилась.

В дымковской игрушке всегда присутствуют яркие, насыщенные, контрастные цвета: желтый, зеленый, красный, синий. Иногда их украшали золотом. Первые дымковские игрушки чаще представляли собой отдельные фигурки птиц, домашних животных, людей. Позже стали делать целые композиции. Например, повозка с людьми, печь с хозяевами или всадник на лошади, женщина с детьми.

Дымковская игрушка уже давно является отличительной чертой Кировской области. Ей даже установлен памятник.

2 ,3, 4, 5, 6, 9 класс для детей. На тему Дымковская игрушка

Характерные особенности росписи животных

Роспись дымковской игрушки имеет свои особенности. Каждый глиняный персонаж расписывается по-особому. Традиционные фигурки всадников, петухов и других любимых народом персонажей разукрашиваются очень ярко, даже фантастично: конь может иметь на своих боках ярко-синие яблоки-круги, индюк имеет феерично красочный веерообразный хвост, а козел – красные с позолотой рога.

Утки-«крылатки» имеют отличительную черту: горизонтальный ряд оборок-крыльев. Когда смотришь на такую уточку, то создается впечатление, что на ней надето два передника, имеющих лепную оборку. Кроме того, роспись игрушки предусматривает определенную последовательность нанесения узоров. Первой наносится широкая полоса, проходящая на груди утки, более узкие полоски расходятся от шеи, и только потом наносятся поперечные линии, образующие традиционный клетчатый узор.

Роспись свистулек в виде коньков сочетает вертикальные полосы с рядами разноцветных горошин. При этом использованные оттенки не обязательно гармонируют между собой.

Утки и кони – наиболее популярные образы животных, используемых при создании дымковской игрушки. Козлы, коровы, бараны и поросята, а также домашняя птица встречаются гораздо реже. Анатомические подробности, как правило, не соблюдаются, поэтому все животные несколько напоминают дымковских коней. Лишь форма морды дает возможность понять, кто перед нами. Роспись этих животных представлена продольными рядами точек темного цвета или маленькими горошинами, имеющими различные оттенки.

Загадочный праздник

Сейчас слобода Дымково — это часть города Кирова (прежние названия — Хлынов, Вятка). История знаменитой на весь мир игрушки насчитывает около 400 лет. Лепкой занимались женщины. Глиняные фигурки неразрывно связаны с весенним праздником, известным как Свистопляска, или Вятская свистунья. Его отмечали в четвёртую субботу после Пасхи. Корни у него очень древние — он связан с культом земли и посвящён пробуждению природы после зимнего сна.

Праздник наполнен не только радостью. Это ещё и воспоминание о Хлыновском побоище. Трагическое событие произошло в XV веке. Когда к городу Хлынову подошли враги, жители поняли, что сами не смогут одолеть такую силу. Было решено позвать на помощь устюжан. Подмога пришла, однако в ночной темноте хлыновцы приняли друзей за врагов. Началось сражение, и лишь под утро стало ясно, что «своя своих не познаша».

В память о погибших на месте тех событий была построена часовня. Там ежегодно служилась панихида. Только после этого начинался праздник. Такое сочетание скорби и радости несло в себе смысл — оно олицетворяло торжество жизни над смертью. На протяжении долгой зимы мастерицы лепили свистульки специально к празднику. Он продолжался три дня, расписные игрушки продавались на весёлых ярмарках.

Главные черты дымковской фигурки

Главной особенностью дымковской игрушки, которая заметно отличается от других изделий своими руками, считается то, что все они могли издавать какой-либо определённый звук: треск, грохот, свист, посторонний шум. Такая необычная черта связана с тем, что, по мнению верующих людей, злые силы не переносят шума. В древности такая фигурка служила в качестве защиты от духов.

Весной при посадке овощей и фруктов присутствие духов считалось опасным для урожайности и роста растений. Люди думали, что они появлялись на полях ещё в зимние месяцы, а чтобы избавиться от духов, нужно было использовать весенние праздники, которые отличались особым шумом и весельем. Дымковская фигурка была создана для отпугивания опасных злых сил с помощью свиста и других звуков.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте — желаю вам здоровья!

В слове этом — мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково, в нем загадка).

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки!

А вот какие игрушки отгадайте? —

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте — ка друзья! (Дымковская)

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация: презентации.

Какое настроение создают эти игрушки? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый) Да, все игрушки расписаны яркими красками. А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, волны, полоски)

Физкультминутка.

А теперь ребятки – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Рисование

Воспитатель: — Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?

Дети: — Да!

Воспитатель:: — Сегодня мы с вами будем расписывать игрушки. Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек?

Дети: — Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый.

Воспитатель: Какие элементы входят в дымковский узор?

Дети: -Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности. Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки

Сегодня мы будем расписывать дымковскую лошадку. Сегодня вы изобразите каждый свою лошадку по своему желанию

Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки. Сегодня мы будем расписывать дымковскую лошадку. Сегодня вы изобразите каждый свою лошадку по своему желанию.

Подумали,а теперь приступайте к рисованию: плоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. Когда работы будут выполнены, предложить детям оставить их на столах, чтобы просохли.

Игра веселая карусель.

Из чего делают игрушку и как раскрашивают

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

  1. Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
  2. Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
  3. Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
  4. Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
  5. Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.

Ход занятия

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы пришли в мастерскую игрушек,а каких отгадайте:

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Посмотри, как хороша, эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет.

Песню тихую поет.

О каких игрушках идет речь в этих стихах?

Дети: — О дымковских игрушках.

Воспитатель: — Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках. Назовите их.

Дети перечисляют: — Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова…

Воспитатель: — Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым.

Ребята, а какие цвета они используют для росписи таких красивых игрушек?

Дети перечисляют цвета: — Синий, красный, оранжевый…

Воспитатель: — Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи?

Дети: — Белый цвет.

Воспитатель: — Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.

Дети перечисляют: — Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка).

Воспитатель: — Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно. Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг, прямую и волнистую линию…

Дети выполняют задание.

Воспитатель: — А сейчас мы с вами приступаем к росписи дымковского коня. Сначала мы нарисуем мелкие детали — это рот и глаза. Чем мы будем рисовать глаза, и какой краской?

Дети. — Глаза рисуем чёрной краской, тонкой палочкой, используя приём «тычка».

Воспитатель. Что ещё мы нарисуем чёрной краской?

Дети. — Ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву.

Воспитатель. — А ещё, какой краской можно нарисовать хвост и гриву?

Дети. — Можно использовать коричневую краску.

Воспитатель. — А чем вы украсите своего коня?

Дети. — Мы нарисуем разные колечки, кружочки, точки, полоски. На груди можно нарисовать символ солнца.

Воспитатель:- Молодцы. Теперь я вам предлагаю положить перед собой силуэт лошадки и раскрасить его, как мастера. Приступайте к работе.

Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.

Физкультминутка:

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Дети заканчивают работу, моют руки.

Из раскрашенных силуэтов составляю панораму «Дымковская лошадка».

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная праздничная ярмарка. Что хороша Дымка!

Дети: — Да! Игрушки яркие, праздничные.

Воспитатель: — Раз у нас получился настоящий праздник, расскажите стихи о дымковских игрушках.

1 ребенок:

— Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

2 ребенок:

— Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

3 ребенок:

— Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

5 ребенок:

— Что за конь!

Только тронь –

Со всадником вместе

Ускачем верст за двести!

Подведение итогов:

В конце занятия выставляются все расписанные силуэты лошадок. Воспитатель предлагает полюбоваться ими, выбрать понравившуюся, сказать, почему она понравилась. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.

Воспитатель: — Вот наши игрушки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

На этом занятие окончено.

Роспись дымковской игрушки

Глиняные статуэтки символизируют радость и жизнь. Для декорирования обычно используют гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подбирают контрастные, которые выгодно подчеркивают друг друга.

Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрывают медной поталью.

Цвета дымковской игрушки

После того как подсыхает побелка мастера приступают к нанесению на фигурку узоров. Роспись дымковской игрушки имеет скудную гамму цветов:

  • Синий.
  • Зеленый.
  • Желтый.
  • Коричневый.
  • Оранжевый.
  • Малиновый.
Для получения дополнительных оттенков основной цвет разбавляли мелом. Например, подобным образом из синего получали голубой.

В старину умельцы для раскрашивания фигурки брали не кисточки, а деревянные палочки, обмотанные кусочками льняной ткани. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наши дни для росписи берут кисточки из волос хорька.

Для придания краски блеска в нее добавляли сырой яйцо. Раскрашивание проводилось в определенной последовательности:

  • Волосы чаще всего покрывали коричневым тоном.
  • Глаза и брови прорисовали черной краской.
  • Рот и щеки обозначали малиновым оттенком.
  • Головной убор однотонный.
  • Узор на наряде.

Последним этапом становилось украшение игрушки декоративными фигурками, вырезанными из сусального золота.

Элементы дымковской росписи

Для оформления глиняной статуэтки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесенного орнамента.

Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Изделие могут полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях наблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.

Для росписи дымковской продукции характерно применение особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все орнаменты тесно связаны с природой и разнообразными оберегами.

Каждая деталь рисунка имеет скрытое значение. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре – солнце. Часто в орнаменте присутствуют растительные элементы: цветы, листья и ягодки.

Характерные особенности росписи животных

Каждая глиняная фигурка расписывается по-своему. Классические статуэтки всадников, петухов и прочих любимых народом персонажей покрывают насыщенными красками. Лошадь может быт декорирована по бокам ярко-синие яблоки, индюк обзавестись веерообразным хвостом.

Характерную особенность имели утки-крылатки – ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на уточку, создавалось впечатление, что на ней надето два передника.

К тому же роспись предусматривает соблюдение определенной последовательности при нанесении узора. Первой наносят широкую полосу, которая покрывает грудь утки. Узкие линии отходят от шеи, затем мастер наносит поперечные штрихи, формируя классический орнамент в клеточку.

Роспись свистулек в виде конька сочетает нанесение вертикальных полосок и ряд горошин разного цвета. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.

Самые популярные животные в дымковской игрушке – это конь и утка. Намного реже встречаются поросята, коровы, козлы и прочая домашняя живность. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминают лошадь. Только по морде можно распознать, какое существо изобразил гончар.

Дымковский промысел в XXI веке

Как бы ни развивалась техника, знаменитое ремесло до сих пор остается ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая фигурка уникальна.

В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при поддержке установили монумент, посвященный дымковской игрушке. Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка, играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры выполнены в классическом дымковском стиле.

Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году.

Обжигание, сушка и обработка

В конце лепки фигуры её следует хорошо высушить и обработать посредством обжига. Время сушки будет определяться в зависимости от размера фигурки, температуры и показателя влажности воздуха в помещении

При этом очень важно понимать влажность, температуру и остальные параметры

После сушки игрушку нужно обжечь. Ранее для обжига расписной фигурки использовали печь. Изделия помещали на металлический противень и клали на сами дрова. После того, как игрушка начинала наклоняться в сторону, её хорошо остужали. Сейчас используют усовершенствованные модели печек, которые помогают экономить время и защищают мастера от возможных опасностей при работе.

Летние краски посреди зимы

Небезынтересно, что яркие, многоцветные фигурки помогают лечить такое явление, как цветовой голод. Природа в вятских землях достаточно суровая, в холодное время года пейзаж лишён обилия красок

Сейчас психологи подтверждают, что в таких условиях очень важно вносить в обстановку яркие цвета. Люди издавна чувствовали это — задолго до научных изысканий

Нарядные игрушки поднимали настроение посреди суровой зимы. Каждая из них была напоминанием о лете.

В 1968 году на Кировской студии телевидения был снят документальный фильм «Дымковская игрушка», посвящённый уникальному промыслу. Авторы оживили фигурки — перед зрителями на экране предстал целый город, населённый весёлым народом. Закачались качели, закрутились карусели, по дорогам помчались быстрые тройки. Игрушки как будто зажили своей жизнью.

Красочные фигурки действительно выглядят живыми — достаточно лишь повнимательнее присмотреться к ним. Они похожи на народные песни — задорные, весёлые, наполненные тёплым юмором. Это настоящий фейерверк красочных фантазий. Каждая игрушка несёт на себе отпечаток минувших столетий. Она вобрала в себя мудрость, которую мастера стараются передать будущим поколениям.

Мастер-класс росписи дымковской барыни

Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.

План действий:

  1. Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
  2. Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
  3. Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
  4. Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
  5. Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
  6. Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
  7. Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.

Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.

Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.

Удачных стартов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector