Гончарный бизнес с нуля

Введение

Гончарное производство — обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть керамика вообще.

Работа на гончарном круге

Включает три главных класса производств:

  • приготовление обычных строительных кирпичей;
  • производство различной глиняной или каменной посуды вместе с различными более грубыми предметами украшений или заводских потребностей (каковы: огнепостоянные кирпичи, реторты, кафели, трубы и т. п.)
  • и, наконец, приготовление фаянсовых и фарфоровых изделий, как предметов более изысканной домашней и заводской обстановки.

По основным приёмам между этими тремя родами производств нет существенных различий; но так как для них применяются весьма неодинаковые сорта глины и отдельные особенности приемов, то, рассматривая в отдельности производство кирпича, фаянса и фарфора, здесь мы сводим некоторые общие сведения, относящиеся особенно к тому роду разнообразных глиняных изделий среднего достоинства, которые известны в частности под названием гончарных.

«Из народов Азии китайцы за 2000 лет до н. э. выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор, а это уже ясно указывает, что начало гончарного производства в Китае было гораздо ранее этого времени.»

— Зачем упоминать о фарфоре за 2000 лет до н. э, если он появился позже, не ранее в 7в н.э.

Малахитовые изделия

Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей.  С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.

Малахитовая шкатулка

Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А.Н. Демидовым. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.

Малахитовые колонны иконостаса

Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе  глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.

4. Обжигание гончарных изделий

Обжигание гончарных изделий производится в троякого рода печах: а) стоячих; б) лежачих, называемых закальными, и 3) горнах. В стоячих, или этажных, печах обжигаются каменная посуда, фаянс, фарфор и пр.; в лежачих — обыкновенные простые Г. изделия, не требующие сильной закалки, а в горнах — горшки. Стоячая печь обыкновенно цилиндрической формы, покрыта сводом и имеет дымовую трубу (см. Фарфор). Лежачая, или закальная, печь представлена на фиг. 3 в статье Глина. Кроме этих печей, употребляют ещё особого рода, называемые горном, служащие для обжига простых гончаров. Горн всегда строится в земле, и жар проводится особым каналом. Он строится или в берегу реки, или в боках оврагов и состоит из 2-х рукавов, встречающихся под прямым углом. Горизонтальный рукав служит вместо топки, а вертикальный наполняется гончарами. Обжигание производится так: сухие горшки ставятся в горн друг на друга так, что в горне образуется несколько правильных рядов, а иногда и без всякого порядка. Хотя в последнем случае горшки обжигаются и лучше, но зато в печь входит их очень немного. Когда горн наполнен горшками, то верх его засыпают горшечным ломом и потом разводят слабый огонь сырыми дровами; такой огонь называется куревом и поддерживается, пока не прекратится отделение паров, после чего огонь усиливают до красного каления. В этом огне горшки находятся в течение 6 часов, а потом верх горна засыпают песком, а топку замазывают глиною и так оставляют на 2 суток. После этого времени делают в топке отверстие, которое постепенно увеличивают, и наконец раскрывают верх горна и вынимают готовые горшки. Описанный способ — самый первобытный, как и изделия, из него получаемые. Некоторое улучшение заключается в муравлении, то есть покрытии внутренней поверхности горшков нерастворимой блестящей корой. Это делается так: во время обжигания горшков в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на горшки в виде стекловидной массы (см. глазурь). При обжигании соблюдается общее правило, чтобы температуру в печи в начале держать весьма долго низкою, и уже когда изделия получат совершенно чистый звон, то температуру начать возвышать медленно до красного каления; потом поднимают её до белого каления и в этом жару продерживают от 18 до 36 час. Через отверстие в печи, заткнутое пробкою из огнеупорной глины, наблюдается действие огня, и по вкладываемым туда малым образцам судят о степени обжига всей печи. По окончании обжига огонь тушат и запирают печь на 4 или на 5 дней для остывания, после чего печь разгружают и вынутые изделия сортируют на 4 отдельных сорта. Первый сорт составляют изделия отличной выделки, правильной формы, чистоты рисунка, не имеющие трещин, пятен, царапин и неправильных оттенков красок; второй сорт — с очень малыми недостатками, но во всяком случае изделия очень хорошей отделки; третий сорт, брак, составляют изделия нечистой отделки, покоробленные, с испорченной или неровной глазурью, но могущие быть употребленными в дело, и четвёртый сорт — совершенно негодные, изломанные и проч., употребляемые как шамот.

Литература

  • Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — 400 с. — ISBN 878-5-699-55146-0.
  • Древняя Русь. Город, замок, село. — М.: Наука, 1985. — 429 с.
  • История культуры Древней Руси / Греков Б. Д., Артамонов М. И.. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. — 483 с.
  • Куза А. В. Малые города Древней Руси. — М.: Наука, 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0.
  • Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1948.
  • Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
  • Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. — 477 с.
  • Терехова Н. Н., Розанова Л. С., Завьялов В. И., Толмачева М. М. Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе. М., 1997.
  • Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
  • Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Л., 1974.

Ремесла Древнего мира


Посуда Древней Греции

В хозяйстве развитых экономически полисов Греции ремесло играло важнейшую роль. Существовали целые кварталы ремесленников с небольшими мастерскими, которые одновременно были и магазинами по продаже изготавливаемых изделий. Интересно, что в мастерских хозяева работали вместе с рабами. Домашнее производство, рассчитанное на рынок, распространенная для Древней Греции практика – основой этого производства можно считать ткачество и прядение, традиционные ремесла.

Несмотря на аграрный характер развития Древнего Рима, ремесла и торговля не были «заброшены». В исторических источниках указано, что царь Нума учредил 8 союзов ремесленников. Туда входили плотники, красильщики, сапожники, медники, золотых дел мастера, горшочники и флейтисты. Два первых столетия Республики ознаменованы войнами, что влекло запрос на большое количество вооружения. Приобретать его посредством массового импорта было фактически невозможно, потому производили его в местных мастерских. И все же в ту эпоху рабский труд еще не рос так, как это случилось столетиями позднее.

Основными занятиями древних персов были земледелие, садоводство, торговля. Но самым известным ремеслом этой державы было ковроткачество. Для кочевых племен ковры были не просто предметом роскоши и комфорта, хотя их оформление, безусловно, было и эквивалентом богатства. Интересно, что ковроткачество не осталось историческим напоминанием о былой славе – ковры прославили регион много столетий назад, но и сегодня иранские ковры считаются брендом.

Китаю мы все обязаны множество ремесел, которые это государство если не придумало, то развило до высокотехнологичного уровня. Например, китайский фарфор и керамика, бронзовые сосуды и оружие, резьба по дереву, шелковая вышивка – удивительные примеры изящных промыслов Китая.

Неминуемо одни виды ремесел умирали, другие только набирали мощь. Это можно назвать естественным отбором. Основной причиной его является научно-технический прогресс, который просто уничтожал саму нужду в ремесле. Но, в то же время, когда один вид керамики умирает, второй остается на плаву. Нельзя списывать это только на везение. Если ремесло уже более напоминает искусство, и продукт ручного творчества становится эстетическим идеалом, он долгое время может пользоваться спросом

Важно и то, кто будет сохранять ремесло, есть ли мастера, которые продолжат традицию

Основное о ремеслах Древнего мира:

  • постепенно наблюдалась тенденция к переходу от ремесленничества для собственных хозяйственных нужд к ремесленничеству на заказ и на рынок;
  • городские ремесленники стали новым социальным слоем – они были свободными от поземельной зависимости и больше, нежели крестьяне, вовлечены в товарно-денежные отношения;
  • ремесленники становились профессионалами, все большее значение имела узкая специализация;
  • бурно развивалось, в частности, кузнечное и оружейное производство (благодаря общественному запросу);
  • в это же время возникло стекольное производство;
  • в Древнем Египте начали изготовление писчих материалов (папируса).

В то же время определился один из главных ремесленных принципов: если ремесленное производство ориентируется на сбыт в дальние районы, оно будет основываться на более широком разделении труда. Ремесленничество на заказ, в свою очередь, повлекло рост и развитие городов именно как крупных ремесленно-торговых центров.

Подробную информацию о развитии ремесла в Древней Руси, читайте в нашей статье: Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела

Формовка изделий

Огнеупорные кирпичи больших размеров делаются в формах или рамах, подобно обыкновенному кирпичу, на досках, которые ставятся одна на другую правильными рядами, опираясь на поддерживающие их обыкновенные кирпичи.

Перед формовкой шликер загружается в одну из ёмкостей. Форму предварительно отчищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают. Затем шликер заливают в просушенные формы, чаще рассчитанные на несколько заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. Для поддержания требуемого объёма в форму по мере надобности доливают шликер. После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации). После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь.

Плавильные тигли должны быть одного размера, поэтому для их производства также используется формовка. В XIX веке тигли для плавления стали приготовляются прессованием: отполированную чугунную форму набивают глиной, а потом вбивают в середину деревянный сердечник, соответствующий внутреннему виду тигля для уплотнения массы.

1. Разновидности керамических изделий

Оставляя в стороне красоту формы, изделия, изготовляемые в наше время, различаются между собою не столько степенью отделки, сколько, прежде всего, составом массы, из которой выделываются, и родом глазури, которою поливаются. Все изделия керамики в этом отношении разделяются на 2 группы: плотные и пористые.

Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твердую массу; в изломе они более или менее имеют вид стекла, полупрозрачны, не впитывают в себя воды и при ударе о сталь дают искры. Типом их служит фарфор.

Пористые, напротив, имеют всю массу, из которой сделаны, неплотную, в изломе пористую; легко ломаются; пропускают сквозь свою массу воду, если полива удалена, и своим изломом пристают к языку. Типом их служит фаянс. Между теми и другими есть переходы. Те и другие бывают покрыты поливою или её не имеют. Обыкновенный кирпич есть пористое изделие без поливы и низшего качества по роду материала.

1.1. Плотные

К плотным гончарным изделиям принадлежат:

  • Фарфор твердый, масса которого почти сплавлена, мелкозернистая, полупрозрачная, упруго-звонкая, однородная, твердая, не поддающаяся действию ножа, в изломе раковистая, 2,07-2,49. Он содержит каолин, или фарфоровую глину, и сверх того — полевой шпат, мел и кварц. Полива состоит из того же полевого шпата с гипсом, как и самая масса; окислы олова и свинца никогда не вводятся в состав фарфоровой глазури. Фарфор подвергается двойному обжигу: слабому до покрытия поливою и очень сильному после покрытия поливою.
  • Фарфор мягкий легче плавится, чем твердый; французский содержит массу почти стекловатую, с прозрачною свинцовою глазурью; масса английского состоит из каолина, кремнезема, гипса и костяного пепла. Полива состоит из мела, кремнезема, буры и окиси свинца, легче плавится чем сама фарфоровая масса, а потому первый обжиг, наоборот, должен быть более сильный, чем вторичный.
  • Бисквит, то есть фарфор твердый, неглазурированный; масса такая же, как в фарфоре.
  • Париян имеет состав массы, похожий на английский, трудноплавкий, желтоватого цвета, без глазури.
  • Kappapa — средний между парияном и каменными изделиями, слабопрозрачный, белого цвета.
  • Каменные изделия состоят из плотной мелкозернистой массы, белой или окрашенной, издающей звук и по краям излома просвечивающей; они бывают ординарные и нежные (Д. Веджвуд).

Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы; иногда бывает без глазури; обыкновенно покрыта очень тонким слоем, образующемся от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная и покрытая свинцовою или борною поливою.

1.2. Пористые

К пористым керамическим изделиям относятся:

  • Фаянс нежный — смесь огнеупорной глины с кремнеземом; покрывается прозрачною поливою, имеет основную массу непрозрачную, незвонкую.
  • Фаянс обыкновенный, называемый иногда майоликою, имеет массу красновато-жёлтую; после обжига глины с добавлением глинистого мергеля покрывается непрозрачною оловянною поливою.
  • Терракота, или обожженная искусственная каменная масса, состоящая из очищенной глины и обращенного в порошок гончарного боя, без глазури. Употребляется для выделки ваз, архитектурных украшений, половых лещадок и пр.
  • Изделия гончарные обыкновенные, коих масса состоит из глины и глинистого мергеля с непрозрачною свинцовою глазурью.
  • Изделия из обыкновенной и огнепостоянной глины: всякий кирпич, черепица, дренажные трубы, лещадки и пр.

В каких отраслях ремесла мастера еще добились больших успехов?

Говоря о ремеслах периода XI-XII веков, не стоит забывать и о таких видах деятельности, как чеканка, изготовление керамики и эмалей, стеклоделии, живописи, а также тонкой вышивке, поскольку в этих ремеслах славянским мастерам не было равных. Во время археологических раскопок, проходивших в Киеве, ученым удалось найти старинные картины, выполненные древними русскими мастерами, которые поражают своей красотой.

Больших успехов в своей деятельности добились и плотники, которые занимались строительством домов, заборов и ворот, бочек, переправ, деревянных игрушек, крепостей и оборонительных сооружений, лодок и кораблей, а также других предметов утвари. По своей востребованности, плотники не уступали кузнецам.

Удивительное «нечто»

Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара — Демка Киреев, сын Берников.

Вот как описывает труд скопинских гончаров неизвестный путешественник посетивший город в середине 18 века.

«В Скопине 200 дворов занимается горшечным производством и существует 70 горнов, обжигающих глиняную посуду; кроме того, несколько горнов в селах Скопинского уезда работают главным образом по одиночке в нездоровой обстановке. Работающий большей частью сидит на полу, обложенный сырой глиной. С полу зимой и осенью дует и бывает холодно, а сверху наоборот, жарко от нагретого горна, который находится в мастерской. Разгоряченный работой мастер часто выходит в сени за материалом, где температура совершенно другая. Там же в сенях происходит пережег в котле свинца в порошок для обливки. Ядовитые пары свинцовой окиси накаливают атмосферу помещения, вызывая хронические отравления».

Фото: архив

Непонятным в скопинском культурном феномене было всё: происхождение необычных образов, особенности их трактовки, профессионализм, с каким простые ремесленники за короткое время смогли создать самобытную (и высокотехнологичную по тем временам) художественную систему.

Фото: архив

И, конечно же, все кто впервые «сталкивался» со скопинской керамикой, не мог не заметить привлекательное и удивительное «нечто». Подлинное, настоящее, что проступало даже сквозь немного нарочитую, как бы специальную «непричесанность» и «ненакрахмаленность» этого глиняного чуда, через диковатый облик полканов, львов, драконов, хищных птиц.

Многие исследователи отмечают, что изначально скопинский промысел ничем не выделялся среди множества гончарных центров России. В одной Рязанской губернии к 1911 г. только в сельской местности гончарный промысел развивался в 19 селах и 435 дворах. Им занимались 767 крестьян, производя предметы «первой необходимости», нужные в каждом хозяйстве: горшки и горшочки, банки для солений и кринки для молока, кувшины и баклаги для напитков и множество другой кухонной и столовой утвари.

Фото: архив

Весь этот ассортимент, от детской посуды и игрушек до огромных кувшинов для хранения воды, создавался и в Скопине, где в 1908 году насчитывалось 47 гончарных мастерских, в которых работало до 200 рабочих. И всё же именно на этой земле родился уникальный по своему эстетическому значению, особенный взгляд на мир. Наверное, по этой причине скопинская керамика выдержала испытание временем, и сегодня считается образцом самобытности и многогранности народного искусства.

Существует в Скопине и множество легенд. Древний промысел и сегодня хранит свои нераскрытые тайны. Например, до сих пор старожилы рассказывают о том, как скопинцы научились покрывать свои изделия знаменитой глазурью.

Молодой гончар Фёдор Оводов, (личность вполне реальная и видимо неординарная, недаром с его именем связано много различных местных рассказов) отправился в Липецк, где нанялся помощником в гончарной мастерской. Постепенно его мастерство оценили по достоинству — хозяин мастерской стал доверять Фёдору самую ответственную работу. Так ему удалось узнать державшийся в строгой тайне рецепт изготовления и применения знаменитой глазури. Вскоре хитроумный ремесленник бежал, много путешествовал, успел посидеть в остроге, но в конце концов после различных приключений вместе с молодой женой вернулся в родной город, где открыл собственную гончарную мастерскую. Ну и, конечно оводовские изделия, покрытые чудесной глазурью шли буквально нарасхват. Однако секрет Фёдор хранил крепко и ни кого в него не посвящал. Только на смертном одре он покаялся в своих прегрешениях и сообщил производственную тайну «обществу». Так в Скопине появилась знаменитая местная глазурь. Так ли было на самом деле или всё это лишь местные побасёнки сегодня вряд ли возможно установить.

Обжиг

Большая печь для обжига керамики (Бардон-Милл, Великобритания)

В узком смысле слово керамика (др.-греч. κέραμος — глина) означает глину, прошедшую обжиг. Таким образом, под керамикой понимают изделия из неорганических материалов (чаще глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

Обжиг изделий из керамических материалов может быть осуществлён различными методами, однако наиболее традиционный способ — обжиг в печи.

В процессе обжига происходят необратимые изменения в заранее отформованных и покрытых глазурью изделиях — только после обжига исходный материал становится керамикой. Под действием высокой температуры в шликере происходит спекание или сплавление более крупных частиц в местах их соприкосновения (контакта) друг с другом. В случае производства фарфора, где применяются материалы с различными физическими, химическими, минералогическими свойствами компонентов и более высокие температуры обжига, плавится только часть компонентов.

Во всех случаях материалы, используемые для изготовления объектов обжига и режим термообработки должны соответствовать технологии производства. В качестве приблизительного ориентира, обычно, используют следующие температурные диапазоны:

  • обжиг изделий из глины приблизительно от 1000 °C (1830 °F) до 1200 °C (2190 °F);
  • для керамических изделий приблизительно от 1100 °C (2010 °F) до 1300 °C (2370 °F);
  • для изделий из фарфора приблизительно 1200 °С (2190 °F) до 1400 °С (2550 °F).

Величина максимальной температуры и длительность процесса обжига оказывают влияние на качественные характеристики полученной керамики. Максимальную температуру в печи зачастую поддерживали постоянной в течение определённого периода времени, с целью придания конечной продукции «производственной зрелости», которая необходима материалу, составляющему основу изделия.

Кроме того, на внешний вид готового изделия может влиять состав атмосферы в печи во время обжига. Окислительные свойства атмосфере внутри печи придают путём введения (нагнетания) воздуха в печь. Таким образом, в процессе обжига можно вызвать окисление глины и глазури. И наоборот: восстановительные свойства атмосферы внутри печи воспроизводят посредством ограничения притока воздуха в печь. Таким способом возможно удалить кислород с поверхности глины и глазури. В результате можно регулировать свойства атмосферы внутри печи с целью оказать влияние на внешний вид изделия и для получения сложных эффектов в глазури. Например, некоторые содержащие железо глазури под действием окислительных свойств атмосферы обжига приобретают коричневый, а под действием восстановительных свойств — зелёный цвет.

Печи для обжига могут быть нагреты при сжигании древесины, угля и газа или электричества. При использовании в качестве топлива угля и древесины в печи образуется много дыма, сажи и пепла, которые могут испортить внешний вид незащищённых изделий. По этой причине в печи, использующие в качестве топлива дрова или уголь, часто помещают специальный садок с крышкой, чтобы защитить от загрязнения керамические изделия внутри коробки. Современные печи, использующие в качестве источника тепла газ или электроэнергию, намного чище, и их состояние легче контролировать, чем старые дровяные или угольные печи.

В западной технологии имитации традиционных японских предметов из обожжёной глины, изделия удаляются из печи в горячем состоянии и помещаются в пепел, бумагу или щепу, которая придаёт им характерный карбонизированный внешний вид. Этот метод также используется в Малайзии при создании традиционных Labu sayung.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector