Волшебные картинки гжельского фарфора
Содержание:
- Как сделать трафарет для росписи под гжель?
- На снег наносят небеса!
- Развитие ремесла
- История промысла
- Как отличить подлинное изделие от подделки
- Способ изготовления изделий
- Гжель техника росписи
- Разнообразие форм гжели
- Как отличить от подделок
- Гжельская роспись: основы технологии
- Материалы для рисования гжель
- Гжель техника росписи
- Ход занятия:
- Приступаем к работе
- Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей
- Практическая часть урока, рисование гжельских узоров
Как сделать трафарет для росписи под гжель?
Создавать трафареты для росписи любой поверхности под гжель можно по-разному, в зависимости от основного объекта.
Например, птицу следует делать так:
- Перенести небольшое количество краски на палитру, после чего с помощью специального шпателя размешать колер.
- Плоскую кисть (рекомендуется использовать восьмерку) окунуть в пигмент так, чтобы с одной стороны ворса слой краски был плотнее, чем на другой.
- Распределив краску по подушечке одного из пальцев ведущей руки, сделать им на рабочей плоскости мазок, в форме полукруга.
- Короткими мазками нарисовать крылья и контур туловища.
- Хвост дорисовать волнистыми линиями.
- Повторно обвести крылья, затемнив их контур.
- Детализировать изображение.
- Освежив уже подсохшие линии, наложить трафарет на необходимый объект, после чего, удалить бумагу, и доработать орнамент на беловой поверхности.
Гжель для детей будет интересна только в случае, если они ознакомлены с историей создания этой росписи. Осознавая многогранность этого вида творчества, юные художники быстрее освоят базовые алгоритмы создания простейших орнаментов, что позволит им приступить к самостоятельной разработке узоров, а также созданию сложных сюжетных картинок.
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» — так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства — испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.
Примеры посуды в стиле Гжель:
Совершенство в каждой детали:
Сегодня у нас есть отличная возможность познакомить ребенка с Гжельской росписью, приобщить к исконно русскому творчеству, и даже испытать себя в роли народного мастера. Занятие также поможет развитию у него эстетического вкуса, фантазии, умению по мотивам составлять общий узор.
Вообще этот урок расчитан на ребенка 5-9 лет, но в принципе, для разнообразия можно вовлечь и трехлетнего малыша, не требуя, конечно, от него слишком точного исполнения росписи.
Развитие ремесла
Как именно происходило возникновение ремесла, точно неизвестно. Но вот история его развития обретает более ясные черты. Известно, что в 16 столетии мастера из Гжели привозили в Москву запасы посуды, в Яузскую же слободу гончарам привозили глину. Любили гжельские умельцы посещать местные ярмарки, там они знакомились с керамикой и гончарным искусством мастеров из других регионов страны.
Некоторые искусствоведы считают, что пик развития гжели и происхождение особого ее направления можно связать с 70-80-ыми годами 18 века. Тогда городок стал российским центром производства высокохудожественной майолики. Но особенность промысла в том, что не только завод продвигал декоративно-прикладное искусство, много народных умельцев оттачивали технику гжельской росписи в домашних мастерских.
Кувшины, квасники и кумганы местных мастеров активно раскупались. Посуду делали как с изображением пейзажей, так и с изображением людей. Любили гжельские умельцы делать посуду и с юмористическими сюжетами.
Поворотное событие в истории гжели случилось в 1800 году. Братьям Куликовым из села Володино удалось обнаружить смесь белой фаянсовой массы. И реакция на находку была скорой: уже через год-другой (точной даты нет) здесь открылся завод по производству изделий из фарфора. Классическим цветом фаянса начала считаться синий: он пришел на замену контурным изображениям с полихромной краской. А дело в элементарной практичности – синий цвет чаще стал появляться на изделиях мастеров, так как имел прекрасное соединение с глазурью.
Другие краски при обжиге давали больше брака. Можно было бы придумать легенду о выборе синей цветовой доминанты, но о том, как появилась «та самая гжель», рассказать без этого прозаического исторического факта не получится.
Несмотря на впечатляющую популярность и востребованность, гжель как искусство могла исчезнуть. Если в конце 18 века над росписью трудились мастера 50 фабрик, то через столетие промысел оказался на грани исчезновения. Промышленный поворот привел к тому, что ручная формовка и роспись стали невостребованными. Предприятия ради экономической выгоды перешли на производство технического фарфора. Секреты техники гжели начали теряться.
И первая половина 20 века с разрухой, войнами, голодом, репрессиями никак не помогали восстановлению старинного ремесла. Для гжели история промысла могла так и закончиться, но в середине прошлого столетия случилось чудо.
История промысла
Что такое гжель? Это вид русской народной росписи, узнаваемый далеко за пределами России. Слово gzhel знают не только искусствоведы и художники. Если попросить иностранца создать инициативный ряд к слову «русский, Россия», то без традиционной хохломы и гжели точно не обойдется. Гжелью называют обширный район под Москвой, объединяющий 27 деревень. Их принято называть «Гжельским кустом». Территориально он находится в 60 км от Москвы по ж/д линии Москва-Муром-Казань. Сейчас это Раменский район Московской области, ранее же территория относилась к Богородскому и Бронницкому уездам.
Гончарное ремесло развивалось здесь издавна, а с середины 17 столетия в Гжели добывали ценные сорта глины. Тогда природный материал использовали для аптекарских нужд, а есть быть точнее – «для алхимической посуды». До середины 18 века в Гжели делали обычные для той поры изделия – посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы, а еще детские игрушки. Но на экваторе столетия Гжель стала самым мощным в России центром по производству майолики. Даже Михайло Ломоносов писал об уникальной белизне гжельской глины.
Затем в этой местности наладили производство полуфаянса, фаянса, вследствие чего был основан фарфоровый завод. Во второй четверти 19 века искусство гжели достигло пика. Описание лучших произведений, выполненных в этой техники, относится к этому периоду. А далее случился спад, обусловленный промышленным реформированием в России, и длительное затишье. Только после Великой Отечественной, благодаря мастерам-подвижникам, гжель, как народная роспись, была реанимирована.
Подробнее об истории Гжели в нашей статье: История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня
Как отличить подлинное изделие от подделки
Гжель — это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.
Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:
- поверхность керамики или фарфора — идеально гладкая, а фон — белоснежный;
- на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели — лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;
Фирменное клеймо.
- на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
- настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
- рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
- форма изделий проста, без излишней вычурности.
С
инее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор. Интересные факты о развитии старинного промысла собрала Наталья Летникова.
Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край. 27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание — во времена Ивана Калиты. Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор.
Гжельская глина — стратегический ресурс. В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов. Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете — для первого фарфорового завода в России.
Иллюстрация: Портрет императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов. Конец 50-х — начало 60-х годов XVIII века
Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I. Отправка шпионов успеха не принесла — справились ученые. Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов.
Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника
Все секреты росписи — в «Азбуке мазков». Под одной обложкой собрал опыт поколений Александр Салтыков. Граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел. В основе — коллекция Государственного исторического музея.
Иллюстрация: орнаменты под гжель
Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными. С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.
Иллюстрация: работа на гончарном круге
Изначально гжель была разноцветная. Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор. «Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.
Иллюстрация: разноцветная гжель
Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.Гжельские мастера различают 20 оттенков синего. Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.
Иллюстрация: роспись гжельского фарфора
Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой. На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.
Иллюстрация: чайник гжель с традиционным узором
Агитфарфор — главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны. Придумано французами эпохи буржуазной революции. В советские годы идеи коммунизма в керамике шли на экспорт. Сегодня цена идеологического наследия на лондонском аукционе — до четырех тысяч фунтов.
Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР
Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор — откуда пошло название промысла. Версий несколько: от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области. Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.
Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором
.
Способ изготовления изделий
Промысел гжель требует от мастера полета фантазии и четкости. Для изготовления посуды обычно берут фарфор или майолику. Первый более хрупкий и тонкий.
Процесс создания шедевра состоит из нескольких этапов:
- Формирование заготовки.
- Подготовка к нанесению рисунка и первоначальный обжиг.
- Контроль и проверка брака.
- Роспись.
- Повторный обжиг.
Заготовка создается по эскизам живописца. Делают ее на гончарном круге с применением специальных щипцов. После того как глиняная «болванка» сформирована, в не вливают жидкую фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Поскольку глина хорошо впитывает влагу, процесс не занимает много времени. |
Все детали изделия создают в разных формах, поэтому от мастера требуется аккуратность и внимательность. Далее идет подготовка к нанесению узора. Изделие шлифуют, чтобы орнамент лег ровно. Затем места соединения разных деталей замывают, неровности сглаживают валиком из поролона. Следующим этапом становится обжиг в печи. Процесс занимает восемь часов.
В обязательном порядке проводиться контроль качества и проверка брака. Для выявления дефектов используют раствор фуксина. Оно накапливается в неровностях изделия и становится насыщенно-красного цвета. Это также помогает обнаружить некачественные стыки.
Для устранения недостатков используют валик или применяют шлифовку. Если дефект невозможно скорректировать, изделие уходит в брак и повторно переплавляется.
Гжель техника росписи
Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:
- плотность и ширина наносимого кистью мазка;
- направление движения ворса;
- толщина краски на инструменте художника.
Основные стадии освоения техники:
Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
Можно разучить технику рисования волны
Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.
Как сделать трафарет для росписи под гжель?
Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:
- лист бумаги формата А4;
- краска гуашь;
- кисти номерами 1,2,3,6,8;
- шпатель, палитра;
- вода.
В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:
- На палитре шпателем размешать краску.
- Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
- Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
- Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
- Волнообразными движениями формируют хвост.
- №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
- Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
- Эскиз переносят с бумаги на предмет.
Разнообразие форм гжели
Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.
Мир гжели представлен такими предметами, как:
• Чайные пары • Сервизы • Вазы для цветов • Заварочные чайники • Сахарницы • Розетки для варенья • Самовары • Сувениры
Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.
Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.
Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.
Как отличить от подделок
Часто за фарфор Гжели выдают изделия из фаянса. Настоящий фарфор – легкий, тонкий, просвечивает на свет, сохраняет тепло, издает звон при легком ударе.
Желтоватый оттенок, трещинки, залитое глазурью донышко – признаки фаянса. У фарфора обязательно имеется опорный ободок.
Настоящая гжель – работа профессионалов, роспись должна быть очень аккуратной, точной, все детали тщательно прорисованными. Если мелкие детали полностью одинаковы – то это признак штамповки.
Оригинальное изделие не может иметь слишком узкий носик, неудобную ручку. Оно отличается соразмерностью и гармоничными формами.
На донышке оригинала обязательно будет маркировка, клеймо ГФЗ, инициалы автора.
Гжельская роспись: основы технологии
Вся красота данного рисунка достигается через смешение 2-х цветов, что позволяет получить большое количество оттенков между чистым королевским синим и ослепительно-белым. При этом технология подразумевает как контрастные их переходы, так и растягивание через тушевку, и даже почти полное затемнение синего в черный. Все это осуществляется как сменой кистей, так и предварительным замешиванием оттенков, и даже их совмещением на ворсе одновременно.
- Сложность гжельской росписи — освоение движений кисти. Ширина и плотность мазка, толщина слоя краска на каждой из частей ворса, его направление — здесь нет незначительных нюансов. Поэтому всем новичкам требуется сначала отработать базовые элементы, где постепенно, ступенька за ступенькой подключаются новые и новые приемы.
- Значимую роль играет и «светотеневое пятно». Если провести анализ рисунков, выполненных по данной технологии, можно заметить, что оттенки располагаются в композиции согласно определенной закономерности. Это почти плавный переход от чистого, светлого пятна (являющегося центром рисунка), до темных каемок, к которым насыщенность и глубина цвета усиливаются. Вполне возможен и обратный вариант, когда мелкие детали по краям уходят в засвеченную дымку, а крупные центральные элементы, напротив, темные, густые.
При этом важно помнить, что элементам гжельской росписи всегда сопутствуют плавность, мягкость, округлость линий, легкость в переходах оттенков, даже если они имеют контрастный стык (в нем всегда будет легкая растяжка), мелкие детали по краю
Материалы для рисования гжель
И хоть направление представляет роспись по керамике, учиться узорам и элементам нужно на бумаге. Когда изображение будет доведено до автоматики, можно переходить к декорированию керамических изделий.
Кисти
Для работы вам пригодятся разноразмерные плоские кисти. Каждый мастер в итоге подбирает кисти «под себя». Оптимальным вариантом будут инструменты с натуральным ворсом: такие кисточки и удобнее, и прослужат дольше.
Самый популярный выбор – беличьи кисти. Тонкие и мягкие кисточки позволяют контролировать текучесть краски. Достойной альтернативой будут и кисти из шерсти пони, они хорошо рисуют и гуашью, и тушью, прекрасно подходят для накладывания мазков.
Почему именно плоские? Это более эластичный инструмент со сдавленным на конце капсюлем. Форма кисти по очертанию походит на кошачий язычок.
Описание хорошей кисти:
- имеет эластичные волоски;
- при намокании волоски не теряют формы;
- волоски не выпадают при работе;
- клей для скрепления ворса не выходит за границы обоймы.
Номера кистей — № 2, № 4. Это стандартный вариант, который должен быть удобен для новичка. Если подбираете кисти для ребенка, оценивайте длину ручки, она не должна быть дискомфортной для маленького художника.
Краски
Настоящие мастера гжели работают черной краской, но это не обычный черный цвет, а кобальт, который в печи восстанавливается из черного в синий, а из серого в голубой. Если вы рисуете на бумаге, то можно довольствоваться обычной гуашью: пробуйте разные варианты синего, сине-фиолетового, смешивайте синий с черным, используйте и голубой.
Вместо гуаши можно взять и акриловые краски, сегодня они доступны и сравнительно недорого стоят. Рисунок в стиле гжель выполняется на белом фоне в сине-голубой гамме – вот и не выходите за пределы этих оттенков.
Но первые уроки рисования можно провести и с помощью обычной акварели. Попробуйте потренироваться рисовать розу акварельными красками «Сонет». После закрепления навыка можно перейти и к гуаши. Этот совет адресован взрослым, дети же обычно начинают с гуаши.
Основа
Для тренировки вам понадобится акварельная бумага. Из отечественных производителей можно выделить «Сонет», «Палаццо», «Альт». Из импортных брендов – Langton, Fabriano, Cotman. Акварельная бумага может быть гладкой фактуры, полугладкой и грубой. Оптимальным вариантом и для взрослых, и для детей будет полугладкая фактура бумаги. Начинающим художникам потребуется бумага с минимальной плотностью 200 г/м2.
Гжель техника росписи
Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:
- плотность и ширина наносимого кистью мазка;
- направление движения ворса;
- толщина краски на инструменте художника.
Основные стадии освоения техники:
Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
Можно разучить технику рисования волны
Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.
Как сделать трафарет для росписи под гжель?
Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:
- лист бумаги формата А4;
- краска гуашь;
- кисти номерами 1,2,3,6,8;
- шпатель, палитра;
- вода.
В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:
- На палитре шпателем размешать краску.
- Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
- Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
- Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
- Волнообразными движениями формируют хвост.
- №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
- Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
- Эскиз переносят с бумаги на предмет.
Ход занятия:
Край фарфорового чуда,
А кругом него леса …
Синеглазая посуда —
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса!
Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать наше занятие.
И так. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.
Давным – давно жили – были там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили лепить из неё
посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один чайник слепил, другой мастер посмотрел и не стал лепить чайник, а слепил кувшинчик, а третий блюдо. Каждый мастер стал лепить свою посуду, и не было ни одного изделия похожего на другое. Но не только лепниной украшали Гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её «нежно –голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси.
Сегодня мы с вами побываем на выставке Гжельской керамики.
Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера? А какие элементы росписи они использовали украшая свои изделия? (цветы, траву, листья, завитки, ветки). А какие основные цвета используют мастера в своих изделиях?
А сейчас я хочу предложить вам стать Гжельскими мастерами.
Давайте мы все сядем за свои столы. А расписывать мы будем кувшин. Посмотрите, как расписала кувшин я. Какие элементы использованы в росписи чайника? А теперь я вам покажу в какой последовательности рисовать эти элементы. Начнём рисовать с цветка трилистника. Закрашиваем лепесток по краю слева на право слитными линиями без просветов. Работаем голубой краской. А теперь пусть цветок подсыхает, а мы нарисуем концом кисти ветку, травку, завитки, по верхнему и нижнему краю. Вы это знаете, и я показывать не буду. Мы работаем такими красками как настоящие мастера. Для этого нужно взять концом кисти тёмно – синей краски и провести по краю цветка тонкой линией.
Самостоятельная работа детей выполняется под звучание русских инструментов.
Воспитатель проводит индивидуальную работу. По окончанию работы дети организуют выставку своих работ и анализируют их.
Вот такие кувшинчики получились у детей.
Приступаем к работе
Для того чтобы сделать несколько узоров и картинок в «гжельском стиле», необходимо приготовить:
- листы бумаги (лучше всего взять плотную);
- гуашь (можно также взять акриловые краски для бумаги или акварель);
- кисти (тонкие, средние и толстые);
- воду в банке;
- палитру;
- тряпку;
- хорошее настроение и желание научиться новому.
Ход работы
Начинать следует с простых элементов — капелек, точек, штрихов и линий. Соединяя эти элементы, можно получить узнаваемые гжельские узоры. Для начала проведите по бумаге несколько параллельных синих линий, они могут идти как горизонтально друг под другом, так и под углом.
Если поверх получившихся линий вы перпендикулярно проведете такие же линии, то получите штриховку — частый элемент заполнения областей. К линиям можно добавить точки. Для этого легким движением стоит касаться бумаги кончиком кисти. Если вы сделаете точку с усилием, то получите синий круг. Вокруг него можно нарисовать точки поменьше, и у вас получится цветок.
Прочтите это: Как оригинально упаковать подарок: идеи и советы
Чтобы сделать капельку, стоит легко прижать кисть к бумаге от основания до кончика. Получится вытянутая капелька, которую потом можно использовать в качестве лепестка или листика.
Дальше переходим к линиям. Линии в гжели обычно закругленные, плавные, в виде волны или завитков. Можно потренироваться делать заворачивающиеся линии, словно это усики растений. Нужно вести по бумаге кисть, постепенно ее приподнимая, тогда у основания линия будет толстой, а к концу — тонкой.
Также потренируйтесь рисовать волновые линии, которые могут пригодиться для оформления краев. Нарисуйте «забор» из полукругов, а также проведите линии с одинаковой частотой изгибов. Можно добавить к линиям точки, штриховку и капельки.
Попробуйте соединить все нарисованные элементы: вы уже можете получить цветок или листик на стебельке.
Теперь можно освоить технику мазка. Для этого лучше взять кисти потолще. Гжель отличается градиентом — от насыщенного синего к белому. Использовать две краски для создания такого эффекта не нужно, достаточно одной синей.
Для того чтобы получился переход от синего к белому, необходимо смыть чуть-чуть краски с одной стороны кисти, например, с кончика, и провести всей шириной кисти по бумаге. Также можно убрать излишки краски, повозив кистью по бумаге.
Прочтите это: Идеи оригинальных подарков: примеры сюрпризов для друзей и родных
Таким приемом можно рисовать лепестки, цветы, листья, перья.
Попробуйте поиграть с цветами — синим, белым и голубым. Можно поочередно обмакивать кисть в белую и синюю краску и делать мазки с тенью, наблюдая, как распределяется краска. Не бойтесь делать более контрастные мазки поверх уже сделанных. Вы можете сделать рисунок белыми и голубыми красками на синем фоне или наоборот — синими красками рисовать поверх белых.
Старайтесь делать узоры более ровными и плавными, не торопитесь, рука постепенно привыкнет к правильным действиям. Вы можете рисовать, как отдельные элементы, так и складывать их в узоры, проявлять фантазию, находить интересные решения.
Гжель уже столько веков не выходит из моды: подарки с гжельской росписью всегда смотрятся свежо, красиво и изящно. Это вдохновляющая тонкая роспись, совершенствоваться в которой можно годами, причем не только в технике, но и в сюжете — от простых цветов к сценам из жизни.
Придумайте, как можно расписать эту лошадь:
Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей
Чтобы ребенок смог самостоятельно придумывать гжельские узоры, ему следует освоить способы создания простейших видов орнамента.
Ситчик
Для создания такого узора ребенку понадобится кисточка с длинным тонким ворсом.
Рисовать ситчик рекомендуется так:
- Предварительно поместив небольшое количество краски на палитру, слегка смоченной в воде кисточкой набрать на кончик пигмент.
- С помощью точных легких касаний рабочей плоскости нарисовать несколько точек на рабочей плоскости, расположив их в горизонтальный или вертикальный ряд, на расстоянии 2-3 см друг от друга.
- Смыть остатки краски, после чего аналогичным способом набрать на кончик кисточки пигмент контрастного оттенка.
- Слегка касаясь поверхности листа, нарисовать вблизи проставленных точек полукруги, соединив их между собой в крайних точках.
- Очистить кисточку от остатков краски, а затем снова набрать пигмент того же оттенка, что и изображенные ранее полукруги.
- На расстоянии 0.5 – 1 см от мест соединения полукругов проставить необходимое количество точек, созданных легким касанием кистью бумаги. Плотность этих точек должна быть примерно вдвое меньше основных, нарисованных в п.2.
- Заполнить рабочую плоскость выбранным узором или, при желании, сочетать 2-3 типа орнаментов, при этом контролируя, чтобы они не пересекались между собой и были все выдержаны в одной тематике.
Китайский мазок
Китайский мазок считается более сложной техникой гжельского орнамента.
Создавать узоры с его помощью рекомендуется так:
- Поместить небольшое количество краски 2 оттенков на палитру, после чего на кисть с тонким длинным ворсом необходимо набрать каждый из колеров.
- Далее, определив наиболее удобную точку для дальнейшей прорисовки узора, поставить кисть на рабочую плоскость и не отрывать ее до полного исчезновения краски. Таким образом, будет создаваться плавная потеря насыщенности оттенка, что при подсыхании будет выглядеть максимально естественно.
- Когда краски на кисточке не останется, необходимо повторить п. 1 и п. 2, дорисовав, таким образом, гжельский орнамент до конца.
Мазок с тенью
Мазок с тенью считается разновидностью китайского мазка. Он предполагает наличие широкого диапазона оттенков базовых цветов, наносимых на рабочую плоскость круговыми разворотами толстой кисти.
Гжель роспись для детей, техника мазок с тенью.
Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит так:
- Взять кисть, размером №8 (также подойдет для данной техники кисть №10), конец которой должен быть прямоугольным.
- Набрать на конец кисти краску так, чтобы у края ворса слой колера был плотнее, чем в середине.
- Разместить ворсовую часть кисти на рабочей плоскости, после чего, не отрывая рабочий инструмент от поверхности листа бумаги, изобразить необходимый элемент росписи.
Для удобства прорисовки рисунков мазками с тенью кисть следует держать 3 пальцами – большим, указательным и средним. В противном случае сила нажима на рабочий инструмент распределится некорректно, что негативно скажется на внешнем виде итогового изображения.
Практическая часть урока, рисование гжельских узоров
Знакомство с гжелью
Существует одна быль про гжельскую роспись. Неподалеку от столицы России, города Москвы находится одна небольшая деревушка гжель. Когда-то давным-давно там проживали отважные, умелые и весёлые мастера. Однажды они все вместе собрались и стали придумывать как ы им продемонстрировать своё мастерство. Думали, думали и наконец-то придумали.
Как-то вечером, они нашли в своей деревушке прекрасную глину, белоснежного цвета, и приняли решение что будут лепить разнообразную посуду и расписывать синей краской. Ходит поверье, что небо у них было синие синие, что в России нигде так не было. И пришла им мысль расписывать синими оттенками на белом фоне. И начал каждый мастер производить своё умение. Кто-то лепил вазу, кто-то чайник, а кто и вовсе разных животных, птиц. Вот от сюда и пошёл помысел про гжельскую роспись.
Обратите внимание! Имеется мнение что термин гжель считается искривлённым словом от слова жгель. Ведь раньше глиняную посуду обжигали и жгли в печах
Практическая часть урока
Гжель-традиционная народная роспись на керамике, которая в ходе стала достаточно популярной. Вследствие ярких кобальтовых оттенков, насыщенной майолике и поразительных узоров и рисунков.
Ведь настоящее богатство любого народа-являются не материальные ценности, а давние традиции. Гжель-это особенная техника, что предполагает собой искусную роспись на керамических изделиях. Как и многие другие промыслы, данная искусство имеет только добрые сказки. На сегодняшний день данная роспись — это не только увлечение, но и огромный центр по изготовлению керамики.
К особенностям данного вида искусства можно отнести:
- глазурирование плоскости;
- белоснежный фон;
- узор произведённый в нежно лазурных и синих тонах;
- достаточно сложные узоры в русско-народном стиле;
Что самое главное и ценное, что данная роспись исключительно ручная.
Место, где изготавливали эти изделия называется тоже Гжель. Это находится в неподалёку от столицы России, города Москвы на берегу реки.
Учимся запоминать и пересказывать для развития слуховой памяти
Обратите внимание! Знакомство рисование гжель в старшей группе с народным видом искусства, в первую очередь передает им понимание о традициях, обычаях, особенностях жизни. Ведь народные традиции передаются из поколения в поколение, передавая все особенности прекрасного
Практическая работа