«украшение посуды гжельским узором». конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Содержание:
- Ход образовательной деятельности.
- Ход занятия.
- Ход занятия:
- Ход непосредственно образовательной деятельности
- Ход работы
- Цветовая гамма гжельской росписи
- Урок рисования на тему «Гжельские узоры» в старшей группе ДОУ
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами — Конспект занятия в старшей группе на тему «Гжельские мотивы»
- Ход НОД
Ход образовательной деятельности.
1.Вводная часть:
Организационный момент.
Воспитатель: (сидя на ковре). Дети, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте все улыбнёмся гостям и подарим своей улыбкой хорошее настроение.
Воспитатель: А сейчас, внимание, я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь её отгадать. Пузатый чайник, расписной
Пузатый чайник, расписной.
Он бело – сине – голубой красив рисунок, мне поверь.
Зовётся эта роспись …
Ответы детей: Гжель.
Воспитатель: — Верно это Гжель.
Сегодня мы немного поговорим о сказочно красивой гжельской росписи. Прежде чем начать нашу беседу я предлагаю вам послушать стихотворение.
Ребёнок читает стихотворение:
Поверить трудно: неужели!
Всего два цвета: Чудеса. ,
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине – белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера.
Воспитатель: — Благодарит ребёнка за прочитанное стихотворение.
2. Основная часть.
Воспитатель: Дети, я давно хотела рассказать вам о происхождении гжельской росписи, и поэтому я обратилась за помощью к Грамотейке Сегодня утром, придя в группу, я увидела конверт с письмом, решила прочитать его вместе с вами. Хотите узнать, что в этом письме.
Дети: Да.
Воспитатель: Читает текст. (по ходу чтения текста дети рассматривают иллюстрации по данной теме)
Здравствуйте, ребятишки! Меня зовут Грамотейка, я узнал, что вы хотите узнать о происхождении гжельской росписи и с большим желанием вам расскажу об этом.
В Московской области есть деревня — Гжель. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила никаких результатов. На поверхности земли был обнаружен пласт белой глины. Глина была очень качественная, и население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. Их стали украшать неповторимой росписью – сине – голубого цвета, назвали эту роспись – Гжель. В технике Гжели изготавливают ; сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, самовары, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок матрёшек. Особенностью гжельской росписи является использование трёх цветов: белого, который является фоном, синего и голубого, которыми выполняется этот рисунок. Слово «Гжель» сегодня очень популярно – это красота, гармония, сказка и быль.
Физ.минутка:
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный как начальник.
(Дети надули живот, одну руку поставили на поясе, другую изогнули).
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные бедняжки.
(Присели, одну руку поставили на пояс, другую изогнули).
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(Потянулись, сомкнули руки над головой, одну ногу согнули в колене).
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принёс.
(Вытянули руки вперёд).
Воспитатель: Знаете, дети, любимый узор гжельских мастеров – это роза.
Предлагаю послушать короткую сказку, про розу.
Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которую ему подарила жена. Но роза от мороза замёрзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях, только не алый, а синий. А купец отвёз жене в подарок эту посуду.
Воспитатель: Дети, теперь вы всё знаете о гжельской росписи. Предлагаю вам ответить на мои вопросы.
1. Где появилась гжель?
2. Какие цвета использовали гжельские мастера?
3. Какие предметы расписывали гжельские мастера?
4. Какие узоры изображали гжельские мастера на своих предметах?
5. Какой любимый узор у гжельских мастеров?
Ответы детей.
Воспитатель. Вы молодцы, ребята, хорошо ответили на все вопросы.
А для вас припасена ещё одна загадка, а загадает вам её Люба.
Синяя сказка — глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпение,
Дружная, звонкая … (Гжель).
3.Заключительная часть:
А сейчас Маша, вам прочтёт стихотворение, «Узоры Гжели».
Все изделия из гжели
Фон имеют только белый.
А на нём лишь синий цвет.
А других здесь красок нет.
Расцветают на морозе
Колокольчики и розы.
Хризантемы и ромашки
Украшают вазы чашки.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей в группу под музыку «Ярмарка».
— К нам сюда скорее просим.
Заходи, честной народ!
Веселее, не зевайте,
Всех вас ярмарка зовёт!
Ярмарка! Ярмарка!
Русская ярмарка!
Кто на ярмарку придёт.
Что захочет – всё найдёт!
— Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Купите у коробейника дымковскую ложку. Ну, не хотите ложку, так хоть купите городецкую матрёшку.
Дети: Нет! Мы пришли за гжельской посудой.
Воспитатель-коробейник: Ну, посуды у меня много. Выбирайте! (Предлагает детям посуду любой росписи, только не гжельской. Дети не берут)
Воспитатель: Объясните тогда, что же это за посуда и чем она отличается от всей остальной, что есть у коробейника.
Дети объясняют признаки гжельской росписи, называют её элементы. Узоры выполнены синей краской (сказочный цветок, завитки-усики, листья, травинки и ягодки, прямые и волнистые линии, бордюры, точки)
Воспитатель-коробейник: Кто расписывает такие узоры? (гжельские мастера)
А где живут и работают такие мастера вы знаете? (В подмосковном местечке Гжель)
Рассказ ребёнка. В подмосковном местечке Раменского района есть деревенька Гжель. Издавна гжельские мастера изготавливали различные гончарные изделия (посуду и игрушки) из глины. Обжигали ее при высокой температуре. После мастера-художники расписывали ее по белому фону сине-голубыми узорами и цветами. Эти изделия были настолько нежными, красивыми, что слава о гжельских мастерах и об их изделиях пронеслась по всему свету. Посуда пользуется спросом практически во всех городах и радует глаз.
Воспитатель-коробейник: Много у меня посуды, а вот такой диковинной нет. Не поможете ли вы мне её добыть?
Воспитатель: Как можно помочь коробейнику? У меня есть тарелочки, но на них нет узоров. Давайте украсим их.
Давайте ещё раз вспомним приёмы рисования узоров. (Мазок, примакивание, тычки, прокрутки. Тонкие спирали, травинки, волнистые линии надо рисовать самым концом тонкой кисти. А вот лепестки цветов и капельки рисуем толстой кистью). Какого цвета узоры на гжельской посуде?
Посмотрите, какие краски у вас есть на столах? Какой нет? Как получить? Используйте палитру для смешения цвета.
Для начала давайте разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
(дети поочерёдно разминают пальчики сначала на одной руке, потом на другой)
Красят домик маляры
Для любимой детворы.
Если только я смогу,
То им тоже помогу.
Воспитатель: Прежде чем рисовать, давайте вспомним, что крупные элементы мы будем располагать в центре, вокруг более мелкие детали. Кант или бордюр – по краю. Элементов не должно быть слишком много или слишком мало.
А чтобы работа ладилась да спорилась, я вам включу музыку. Она такая же нежная и прекрасная, как и узоры.
-Самостоятельная работа детей под музыку «Сказочная Гжель»
Физминутка. Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх)
Прилетели к нам из Гжели. (опустить руки)
На ветвях они присели (присесть)
Вдруг вспорхнули, улетели. (встать, улететь)
Продолжение работы под музыку.
Выставка тарелок. Беседа.
-Какая тарелка вам понравилась больше всего? Почему?
-Какая тарелка получилась самой яркой? Почему?
-На какой тарелке использовано больше разнообразных элементов? Каких?
Воспитатель-коробейник: Ах, какая чудесная посуда у вас получилась. Вы настоящие мастера!
Воспитатель: А ведь на ярмарку народ ходит не только, чтобы на людей посмотреть и себя показать, а чтобы и что-нибудь себе купить. Давайте попробуем продать свою посуду. А для этого нужно расхвалить свой товар так, чтобы гостям захотелось его купить.
Дети расхваливают свои работы и «продают» их.
Ход занятия:
В.: Здравствуйте, ребята!
Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра сильней,
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель!
Такими волшебными стихами мне хочется начать наше занятие.
С какой росписью мы сегодня будем продолжать знакомиться?
Д.: С гжельской росписью.
В.: Правильно ребята. В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой, даже в самом названии этой деревушки слышится слово «жечь».
В.: Какой цвет используют гжельские мастера?
Д.: Синий и голубой цвет.
В.: Какие элементы росписи используют гжельские мастера?
Д.: Капельки, сеточки, полоски, волнистые дуги, цветы.
В.: Какие изделия изготавливают гжельские мастера?
Д.: Чайники, тарелки, чашки, блюдца, игрушки.
(показ видеоряда с помощью планшета — чайники, тарелки, блюдца, игрушки, сувениры, яйца расписанные гжельской росписью (акцент делаю на расписанные гжелью яйца).
В.: Ребята, какой православный праздник приближается?
Д.: Праздник Светлой Пасхи.
В.: Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главный праздник православных христиан. Какие символы Пасхи вы знаете?
Д.: Куличи, пасхи, окрашенные яйца!
В.: Правильно ребята, а знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Сейчас мы с вами раскрасим яйца гжельскими узорами.
Начинаем работать, рисовать. Вы можете выполнить узор из решетки, ломаных линий или волнистых, поставить точки, в середине нарисовать гжельскую розу. Не спешите прорисовывать ломаные и волнистые линии, они должны просохнуть.
Ребята, как только проведёте горизонтальные и вертикальные линии, положите кисточки. Наши рисунки должны немного просохнуть. А мы с вами встанем и отдохнём.
Наши синие цветы – ладони соединить лодочкой перед собой
Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.
Ветерок чуть дышит –подуть на руки: «цветки»
Лепестки колышет — руки колышутся над головой: вправо, влево и соединяются в ладони.
Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы, соединить ладони лодочкой.
Закрывают лепестки – покачать ладонями
Головой качают – вправо, влево
Тихо засыпают – ладошки под голову
Повтор 2 раза.
В.: садимся и продолжаем рисовать, спинки прямые. Что мы будем рисовать? И как?
Дети: Ломаные линии и волнистые, гжельскую розу, листики.
Воспитатель: Кто закончил рисовать, приведите свой стол в порядок. Беру готовые яйца, выставляю на доску.
Воспитатель: Какую роспись мы изображали на полоске?
Дети: гжельскую роспись.
Воспитатель: Каким цветом пользовались?
Дети: синим, голубым.
В.: Какие рисунки понравились и почему?
Д.: аккуратно и чисто выполнены, правильно проведены линии.
В.: В каких работах использовались ломаные линии.
Д.: показывают.
В.: во всех ли работах соблюдается чередование и ритм толстых и тонких линий? Укажите.
Д.: показывают.
В.: во всех ли работах заметен голубой цвет? Что нужно было сделать, чтобы получить такой цвет?
Д.: во всех. В синий цвет нужно было добавить гуашь белого цвета.
В.: Символ какого праздника сегодня рисовали?
Д.: Раскрашивали яйца гжельской росписью, символ праздника Пасхи.
В.: Разрисованные яйца подсохли, ребята наклейте их на лист голубой или синей бумаги А4 формата.
На синем фоне наши яйца-писанки стали еще более яркие и волшебные.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организовать выставку посуды, расписанную по мотивам гжели и вывесить наглядный материал «гжельской росписи».
В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в этой деревеньке живут.
Умельцы в этой деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят
Синим по белому чудо творят.
Очень давно недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там мастера, которые делали из белой глины посуду и игрушки, расписывали их голубовато – синей краской. Чего только не делают в Гжели! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, сахарницы, масленки, подносы, вазы. Рисовали на посуде мастера различные узоры: травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки. И все, что кисть рисует становится синим и голубым, поэтому называют гжельскую посуду за ее красоту нежно – голубым чудом – сказочной гжелью. Послушайте, какие стихи сложили о гжельской посуде:
Сине – белая посуда
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела.
Голубыми, синими
Нежными, красивыми.
Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого полотна художник ведет кисточку с одной –единственной краской –то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком… Будто не художник одной- единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка — красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям! Давайте рассмотрим узор. Какие элементы вы видите? (Травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки). Какой цвет используется в узоре? (Голубой, синий).
Самый любимый узор у мастеров гжели – чайная роза, которая так и называется гжельской. Настоящие розы бывают самыми разными, и узорные – декоративные – розы тоже не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому и рисуют они широкими сочными спелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны.
Ребята, если бы вы были мастерами и мастерицами, что бы вы хотели рисовать на радость людям? (Посуду. Достать «волшебный сундучок») Интересно, что там лежит? (Достать шаблоны различной посуды) Давайте представим, что мы находимся в художественной мастерской, а вы – художники. И сегодня мы будем расписывать посуду. Давайте вспомним приемы, которые вы будете использовать в росписи посуды. Рисуем концом кисти, всем ворсом, приемом примакивания рисуем листочки. Каким цветом будем рисовать гжельский узор? Как получить голубой цвет (Смешать между собой белую и синюю гуашь) Не забывайте промывать хорошо кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую краску. Лишнюю краску отжимайте о край банки. Каждый может украсить посуду любыми узорами, которые вы видите на таблице, но можно придумать и свой необычный узор. Но в узоре обязательно должны сочетаться голубые и синие цвета. А сейчас мы с вами встанем и отдохнем.
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (присесть, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос – он посуду нам принес. (сделать большой круг.)
Пальчиковая гимнастика
Наши синие цветы – ладони лодочкой соединить перед собой
Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.
Ветерок чуть дышит –подуть на руки: «цветки»
Лепестки колышет –руки колышутся нал головой: вправо, влево и соединяются в ладони.
Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы. Соединить ладони лодочкой.
Закрывают лепестки –покачивают ладонями
Головой качают – вправо, влево
Тихо засыпают – ладошки под голову.
А теперь приступим к работе. Попробуйте на пробных листочках, как у вас получится голубой цвет. (Дети самостоятельно работают под музыку. Работу сопровождает запись русской народной песни «Во горнице» в аранжировке (русские гусли и свирель)
Итог.
Организуется выставка – ярмарка детских работ, дети рекламируют свой «товар», рассказывая, что это, какие элементы использованы в росписи. Предложить детям продолжить украшение силуэтов посуды элементами гжельской росписи дома вместе с родными.
Ход работы
Сегодня наш мастер – класс посвящен гжельской росписи. Но для начала я вам расскажу не сказку, а быль.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать.Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота,разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо — сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
— Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
— Используются завитки, дуги, сеточки, полоски, травинки, точки.
— Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
И. Кадухина
— Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Именно этот мазок мы сегодня изучим.
А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
Показывается техника выполнения «мазка тенями» и отрабатывается этот мазок на бумаге. После того как педагоги научились правильно выполнять мазок, им предлагается расписать тарелку в стиле «Гжель»
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
Потрудились все на славу
На этом наш мастер – класс закончен, спасибо за внимание
Цветовая гамма гжельской росписи
Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.
Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:
- белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
- все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
- кобальтовый цвет (темный оттенок);
- белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
- золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
- платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).
Традиционная роспись
И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.
Чайник с золотом
Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.
Сервиз, гжельский фарфоровый завод
Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.
Особенности гжельской росписи
Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.
Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.
В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.
Ёжик, коровка и лошадка.
Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.
Лубочная гжель
Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.
Кувшины, лубочная гжель
Надглазурная гжель
Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.
Блюдо
С сайта Гжельского фарфорового завода
Чайная пара
Такая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».
Глухой кобальт
Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.
Вазочки, кобальт
Белый и костяной фарфор
Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.
Сервиз «Пион»
Урок рисования на тему «Гжельские узоры» в старшей группе ДОУ
Практическая часть урока, рисование гжельских узоров
Цели занятия:
- Проконтролировать и укрепить полученные навыки, умения без помощи других рисовать гжельские узоры.
- Продолжить усовершенствовать технику исполнения гжельского рисунка.
- Зафиксировать полученные знания о ходе изготовления гжельских элементов и способность характеризовать их.
- Развивать творческий процесс и самостоятельность.
Программные цели
Обучающие:
- Развивать дальнейшее обучение по познанию особенностей росписи изделий, основными составляющими узора.
- Зафиксировать способы рисования по технике спирали, завитков, травинки, мазка с тенью, капли концом кисточки, волнообразных направлений.
- Обучить детей способностью тщательно рассматривать все находящиеся элементы (полосы, розочки, волнообразные дуги, сетка)
- Обучить самостоятельности, при составлении узоров на новой фигуре из прошедших элементов.
- Зафиксировать приёмы рисования пластичных линий, и способность рисовать концом кисточки.
- Подвести итог о пройденных народных промыслах.
- Увеличить знания ребенка об истории гжельской росписи.
Задачи урока
Воспитывающие:
- Развить заинтересованность к точному изучению народных промыслов.
- Эмоциональную чуткость.
- Способность оценивать творчество своих сверстников.
- Развивающие. Необходимо усовершенствовать:
- Сознание цветовой гаммы, при составлении росписи.
- Творческие фантазии, понимание и память.
- Плавность движений кистей руки, разные повороты рук.
- Увеличить лексический запас.
- Способствовать формированию детской фантазии и художественного творчества.
При рисовании гжель в старшей группе, у детей формируется:
- Общественное участие в коллективных мероприятиях.
- Окрепшая моторика рук.
- Самостоятельность.
Дополнительная информация! Трудность гжельской росписи заключается в освоение перемещений кисти. По этой причине, абсолютно всем начинающим требуется сперва отработать базовые элементы. Начиная с меньшего переходя в новые приёмы.
Урок рисования в старшей
Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами — Конспект занятия в старшей группе на тему «Гжельские мотивы»
Публикация «Конспект занятия в старшей группе на тему «Гжельские…»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. о. Саранск «Детский сад № 82 комбинированного вида» Конспект в старшей группе на тему «Гжельские мотивы» Подготовила: воспитатель Пакскина И.В. Возрастная группа: старшая группа НОД: Аппликация Тема: «Гжельские…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Сказочная Гжель»
Конспект занятия по изобразительной деятельности Подготовительной группы «Соловушка» Тема: «Сказочная Гжель» Цель: Развитие технических навыков и умений детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности по средствам лепки с использование народного и декоративного…
Фотоотчет занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Гжельская роспись»
Сегодня мы знакомились с красотой и своеобразием гжельской росписи. Рассмотрев изделия гжельских мастеров, мы решили с детками создать свои неповторимые гжелевские тарелочки. Посмотрите, всего несколько, еще неумелых штрихов кистью начинающих «художников», а уже у каждого…
Статья «Непосредственно-образовательная деятельность по…»
Художественная деятельность. Тема: Гжель. Сказочная гжель. Задачи: 1.Познакомить детей с декоративно — прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. 2.Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, при этом использовать…
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Знакомство с гжельской росписью»
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: «Знакомство с гжельской росписью» составила педагог Сизова В. Ж. Программные задачи. Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи….
Проект «Голубая гжель»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 102 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» Проект «Волшебный танец Гжели» Сроки реализации: январь 2019г. Паспорт проекта…
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Учимся рисовать элементы гжельской росписи»
Цели: — проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать элнменты узоров по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности; — продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора; — закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских…
Страницы:
…
Расскажите детям о гжели
Гжель – это название одного из русских сёл, в окрестностях которого давным-давно была найдена подходящая для изготовления посуды глина светло-серого цвета. Мастера, жившие в этом и в окрестных сёлах, стали делать из неё делали тарелки и кружки, вазы и кувшины, чайники и сахарницы, а потом и игрушки.
Посуда эта не пёстрая. Расписывать её мастера придумали только синей и голубой краской. Несмотря на это, смотрятся вещи, раскрашенные под Гжель, очень красиво. Они имеют свой собственный, ни с чем не сравнимый стиль.
Интересно, что изначально расписывают гжельские изделия чёрной краской. Синий цвет она приобретает только после обжига в печи. Обжигают эту глиняную посуду и игрушки два раза. А между обжигами покрывают её глазурью – тонким слоем типа стекла, благодаря которому эти изделия становятся такими гладкими и глянцевыми (т.е., блестящими).
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам придет гостья, но она к нам придет с игрушками. А с какими, я сейчас вам загадаю загадку.
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно,с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми,синими,
Нежными,красивыми.
(Гжель)
Воспитатель: Молодцы, ребята к нам и правда придет «Девица – гжель».
(Звучит музыка, заходит Девица – гжель).
Девица – гжель: Здравствуйте ребята, я к вам пришла из далёкого – далёкого села Гжель.
Много лет тому назад мастера из этого села стали думать, как им свой край прославить и нашли они в своей сторонушке глину чудесную белую – белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. (Девица – гжель показывает посуду и игрушки).
Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. Не знали люди как Змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стал думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок похожих на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они больше походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато-синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют, и на них напал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем.
Беседа по сказке.
Девица – гжель: Понравилась вам сказка?
О каком промысле сказка?
Какими узорами мастера украшают свои изделия?
Из чего мастера делают свои изделия?
Воспитатель: А теперь мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
Физкультминутка «Клумба» (Все становятся в хоровод)
Дети к клумбе подошли, много здесь цветов нашли. (Идут по кругу)
Лейки в руки взяли, цветочки поливали. (Имитируют полив)
Цветочки подрастали, бутоны раскрывали (Поднимают руки вверх, раскрыв кулачки)
К клумбе пчелки прилетели, (Бегают,изображая пчелок: «ж-ж-ж»)
На цветочки наши сели. (Приседают)
Девица – гжель: Сегодня мы с вами будем гжельскими мастерами. Я вам всем принесла вот такие белые тарелочки, но их нужно украсить.
Воспитатель: Ребята, сначала нужно рисовать цветок по середине тарелочки, а лепесточки, капельки вокруг цветочка. (Объяснение сопровождается показом рисования).
Выставка работ.