Икебана культурные и исторические аспекты в японии
Содержание:
- Икебана в декоре интерьера — японское изящество (35 фото)
- Особенности искусства
- Школы и стили
- икебана
- Что это такое?
- Правила
- Экибана — осенняя фантазия в корзинке
- Как сделать весеннюю икебану?
- Икебана в высокой вазе
- Каждый цветок и лист имеют свое значение
- Летняя икебана своими руками
- Популярные современные стили
- Осеняя икебана своими руками
- Экибана — осенняя композиция своими руками из каштанов
- Искусство или философия
- Основные принципы составления
Икебана в декоре интерьера — японское изящество (35 фото)
Искусство икебаны пришло к нам из Японии. Там оно зародилось и необычайно популярно и по сей день, что неудивительно, ведь с помощью цветочных композиций можно украсить любой интерьер. В отличие от обычных букетов в вазах красивые икебаны способны создать атмосферу элегантности, подчеркнуть важные детали в обстановке и свидетельствовать о хорошем вкусе хозяев дома.
Постичь искусство икебаны сможет любой желающий, ничего сложного в нём нет. Главное, знать основные принципы составления композиций и приложить к творческому процессу всю свою фантазию и желание, освободить полёт мысли и включить воображение. Для более опытных флористов полезно будет освоить разные стили икебаны, узнать значение некоторых её элементов, чтобы с их помощью притягивать в свою жизнь удачу, любовь, материальные блага. К тому же такие собственноручно сделанные вещицы смогут стать шикарным подарком друзьям и близким.
Особенности искусства
Композиция в осеннем стиле Прежде чем взяться за изготовление экибана, следует познакомиться с особенностями этого вида искусства. Рекомендации:
строгость и лаконичность — основные принципы при составлении сочетаний, стоит обращать особое внимание на расположение основных составляющих;
во время работы материалы размещают справа, а ёмкость на уровне глаз;
используются живые и сухие дары флоры, а также деревья, ветки, ягоды, фрукты;
основной материал — это живые дары флоры, обладающие индивидуальным философским звучанием, которое обязательно учитывается при составлении.
При написании статьи использовались материалы с сайта domsad.guru
Школы и стили
Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.
Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору.
Над одним произведением работало одновременно несколько мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через 20 лет обучения. В XXI веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.
Нагэирэ
Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся цветком составляла до 1,5 м.
Сёка
Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка, сформировался в XVIII веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и высокие вазы.
Морибана
В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.
В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности местности, естественная красота живых растений.
Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления цветов помещают на дно плошки.
Согэцу
После двух мировых войн под влиянием европейской культуры сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929 году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки с цепями.
У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность
Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя
икебана
Стили икебаны
Икебана – восточное искусство составления композиций из цветов. Его название в переводе на русский означает «дать цветам новую жизнь». В наше время это древнее искусство известно далеко за пределами Японии и широко используется флористами всего мира.
За многовековую историю (примерно с 6-го века) в искусстве икебаны возникло несколько стилей со своими принципами, правилами и законами: татебана, рикка, нагеирэбана, чабана, сёка и морибана.
Татебана – самый древний и почитаемый стиль икебаны, послуживший основой для всего последующего развития этого искусства. Цветочные композиции в этом стиле широко использовалась в религиозных обрядах. Наряду с подсвечником и сосудом для благовоний их традиционно устанавливали возле статуи Будды в качестве подношения божеству и напоминания о недолговечности красоты и бренности жизни.
Главный принцип стиля татебана – строго вертикальное расположение растений в вазе. Кроме того установлено было строго нечетное количество элементов в композиции и символичное сочетание трех сил (земли, неба и человека), состоящих в гармонии. Последние два правила стали законом и для всех остальных стилей икебаны.
Рикка (стоячие цветы) – стиль икебаны, отличающийся помпезностью, официозом и театральностью. Его появлению способствовало распространение буддизма в Японии. Для проведения религиозных обрядов потребовались символы и украшения. В соответствии с постулатами рикка растения, устремленные к небу, должны были олицетворять величие природы и торжество учения Будды. Для рикка характерны пышные букеты из больших ветвей в дорогих бронзовых вазах. Композиции в этом стиле украшали храмы, дворцы и богатые дома.
Нагеирэбана или нагеирэ (цветы, брошенные в воду) – стиль икебаны, возникший в Японии в противовес строгому стилю рикка. Его основной идеей стало естественное расположение цветов в вазе с опорой стеблей на края сосуда. Композиции нагеирэбана могли быть прямостоячими, наклонными, лежачими, свисающими и настенными. Благодаря своей демократичности, они быстро завоевали популярность у жителей Японии.
Чабана (чайные цветы) – стиль, появившийся в связи с распространением чайной церемонии. Композиции в этом стиле предназначены для установки в чайном павильоне. Они символизируют душевный покой.
Для чабана характерен минимализм, присущий философии дзен (большое заключается в малом). Растения должны быть простыми и выглядеть естественно. Для создания композиции достаточно всего одного вида цветов. Все растения, как живые существа, нужно поддерживать в тонусе, обеспечивая доступ воды. Посуда нужна скромная однотонная без яркого блеска.
Поскольку чайные церемонии часто проходят в темное время суток, в чабане нельзя использовать цветы желтого цвета. В полумраке они становятся плохо видны.
Сёка – трехцветочный ассиметричный стиль. Он сложнее нагеирэбана, но не такой строгий как рикка.
В соответствии с сёка три ветки устанавливают в вазу таким образом, чтобы линии, соединяющие их вершины, образовали разносторонний треугольник, символизирующий гармонию во вселенной. Главная ветвь ставится в центре, а боковые – слева и справа с наклоном назад и вперед. Центральная ветвь в 1,5-3 раза выше вазы, а боковые соответственно в 1,5 и 2 раза ниже центральной. Все стебли должны выходить из одного места и на высоте 10 см от края сосуда расходиться в стороны, не касаясь при этом стенок вазы. Растения не могут переплетаться между собой и должны быть отчетливо видны в композиции.
Морибана – самый молодой стиль икебаны, вобравший в себя элементы рикки и нагеирэбаны и сформировавшийся под влиянием европейской цивилизации. Его главная особенность – использование низких плоских ваз, идеально подходящих для современного городского интерьера. Аранжировка морибана – это изображенный в миниатюре природный пейзаж. Полевые цветы и зелень для такой композиции подходят как нельзя кстати.
Автор статьи Ученный Агроном Степанов Максим.
Что это такое?
Цветочное искусство из Японии дословно переводится как композиция из живых цветов. Именно в Японии икебана получила настоящую популярность, и распространение по всему миру пошло именно оттуда. История возникновения составления букетов началась в XV веке, когда монахи создавали цветочные букеты как дар богам в храмах. Дары для японских богов формировались по принципу умеренности, изящности, натуральности.
Довольно бутона, лепестка, ветки, чтобы настоящий мастер создал из них шедевр, отразил красоту естественной природы и вложил смысл. Мастер икебаны не только создаёт букеты, он отражает своё внутреннее состояние, показывает красоту души, мировоззрение, бесконечность космоса. Цветок – не только основа композиции, он и символ вечной жизни.
Есть легенда, которая гласит о том, как зародилось искусство живых цветов. Когда-то давно смерч невиданной силы истребил огромное количество флоры в Японии. После этого монахи обошли исковерканные сады, собрали обломки растений и цветов. С этим удивительным даром они обратились к богам с молитвой, вопрошающей о восстановлении истерзанных садов. Будда услышал их, и вмиг сады стали снова пышными и роскошными, как до урагана. Это послужило началом цветочных подношений, в каждое из которых монахи старались вложить просьбу, призыв, благодарность.
Специалисты выделяют ряд особенностей, которые делают икебану отличной от стандартной флористики:
- не только эстетическая, но и смысловая выразительность, отображающая мысли, настроение, идеи человека, который её составляет;
- абсолютно логичная взаимосвязь между всеми частями композиции;
- объём, благодаря которому эффектность композиции можно оценить с любой точки обзора;
- качественный баланс, продуманная цветовая палитра, соотношение цветов, их размещение, гармония светлого и тёмного, мелкого и крупного так, что композиция выглядит целостной;
- грамотное акцентирование, чаще всего роль акцента играет один нестандартный предмет — экзотическое растение, причудливо изогнутая ветвь — вокруг которого тактично располагаются остальные элементы, подчёркивающие выразительность акцента;
- гармония основы, то есть правильный выбор сосуда считается очень важным — это могут быть фон, подставка, чаша, но они обязательно должны быть включены в общую композицию, быть в органике с ней.
Японцы считают композиции в стиле икебаны искусством, там этому долго и кропотливо обучают. Невозможно овладеть искусством игры на скрипке за одно занятие, так и флористика требует постоянных и неустанных занятий, самосовершенствования.
Вертикаль отражает прежде всего полёт, радостные эмоции, взлёт настроения. Горизонталь – спокойствие до равнодушия, отстранённое отношение, меланхолию. Понятие цвета также способно многое выразить, например, оттенки тёплого спектра – жёлтый, апельсин – символизируют радостное настроение и позитив, миролюбие, расположенность к другим. Холодная гамма – синий, голубой, серый – выражает спокойствие, сдержанность.
Есть нейтральные палитры, например, зелень, которая соединяет все другие тональности в единый сюжет. Мастер умеет поиграть с оттенками и контрастами, чтобы выразить свои эмоции пробудить их в других.
Правила
Есть также определенные правила создания икебаны. Среди ключевых такие:
• Выделение центрального элемента. В данном искусстве особую роль в каждой композиции отводят одному-единственному цветку, листку, ветви.
• Динамика. Для ее поучения используется один хитрый прием – элементы располагаются под определенным углом к поверхности, вазе, друг другу. Для икебаны следует выбирать ветки и цветы изогнутые – так, по мнению японцев, созданное творение наполняется эмоциями.
• Асимметрия. Не нужно стараться все сделать вычурно, как в наших классических букетах . В данном случае все символизирует человека, небо, землю. И это объединяется в едином целом – икебане.
Создание яркой композиции
В конце весны наступает чудесное время – расцветают первые цветы. Прекрасны полевые цветы, которыми полны зеленые луга, не уступают им лесные и садовые соцветия.
Кто из нас не собирал цветов, чтобы поставить букет дома? Многие бережно сохраняют засушенные розы, полученные в подарок в один из памятных дней. К сожалению, обычные букеты быстро засыхают, начинают осыпаться, их приходится выбрасывать. Обычная сушка лепестков между страниц книг – хорошее воспоминание, но не декоративное украшение дома. Между тем, японские мастера икебаны с успехом используют сухие цветы (как, впрочем, и другие природные материалы) для создания полноценных украшений домашнего интерьера. При этом каждое из них индивидуально, связано с вашими воспоминаниями, дорого вашему сердцу.
Икебана из сухих цветов полностью соответствует буквальному переводу этого понятия – «новая жизнь цветов». Если в икебане из живых цветов, каждый цветок получает, благодаря окружению, новое звучание, то в «сухой» икебане букет продлевает свою жизнь в декоративном произведении.
Традиционная японская икебана строится по строгим канонам, мастера вкладывают в нее философский смысл. Для того чтобы создать классическую икебану, нужно долго учиться, но для наших целей – достаточно соблюдать простейшие правила. Главное из них – «правило трех линий». По нему икебана состоит из неправильного треугольника, созданного тремя линиями: длинная ветка «Небо» (по-японски «син»), средняя – «Человек» («соэ»), маленькая – «Земля» («хикае»).
Соблюдая это правило, включите свою фантазию – в икебане крайне важна индивидуальность художника. Двух одинаковых икебан не должно существовать.
Собирать цветы нужно поздним сухим утром. Помните, что после сушки цвет растений меняется – красные цветы темнеют, светлые – желтеют. Меньше всего меняются синие, розовые, лиловые, оранжевые оттенки. Многие растения можно сушить в виде готового букета – лимониум, рогоз (подобен камышу, многие их путают), щетинник (декоративное просо), другие злаковые. Кустовые хризантемы, лаванду, душистые травы лучше собрать в небольшие пучки и сушить, подвесив вниз соцветиями. Для лучшей сохранности цвета их можно обернуть тонкой бумагой.
Гораздо быстрее сушатся цветы в микроволновке
Но при такой сушке нужно соблюдать повышенную осторожность – включать печь буквально на несколько секунд и каждый раз проверять цветы. После такой сушки – нужно пару дней досушивать материал в естественных условиях
Для сушки любых цветов хорошо подходит гидрогель. В плоский контейнер (желательно герметичный) насыпается слой гидрогеля и укладываются бутоны, которые аккуратно засыпаются гидрогелем полностью (между расправленными лепестками). При таком способе естественная форма цветка не меняется. Цветы нужно регулярно и часто проверять, так как есть риск пересушить их (они становятся хрупкими и ломкими).
Пригодится вам и старый способ сушки растений – между листами книг или альбомов. В этом случае нужно выбрать красивые цветы или лепестки, учитывая, что после сушки они станут плоскими. Такая форма тоже используется в икебане, а также в настенных декоративных панно.
Вот несколько примеров составления декоративных композиций из сухих растений:
Экибана — осенняя фантазия в корзинке
Идея для экибаны №1
Идея для экибаны №2
Идея для экибаны №3 В случае если вы не хотите делать корзинку самостоятельно, то может взять уже готовую и превратить ее в оригинальное осеннее украшение. В качестве наполнения можно использовать как живые цветы, так и сухие. Если вы будете использовать живые растения, например, астры или хризантемы, то вам надо предусмотреть то, что им надо создать благоприятные условия, которые будут помогать им максимально длительное время сохранять свежеть.
Ввиду этого вам придется вставить внутрь корзинки пластмассовый или стеклянный контейнер, в который вы сможете уложить флористическую губку, пропитанную питательным раствором. В случае же если вы будете использовать для наполнения засушенные цветы, то их надо будет втыкать в песок или же просто крепить к стенкам корзинки тонкой проволокой. А теперь давайте поговорим о композициях, которые больше всего подходят для готовых корзин.
Сразу же хочется сказать, что в них не очень красиво сморятся низкие и редкие букеты. Если вы хотите, чтобы ваша экибана получилась максимально красивой и оригинальной, то попробуйте создать асимметричную композицию, которая будет иметь два или три яруса. В случае же если получилось так, что у вас в наличии есть цветы с небольшим стеблем, тогда сделайте как бы продолжение букета на ручке, просто украсив ее бутонами. Так маленькая хитрость поможет визуально вытянуть вашу экибану, тем самым сделав ее более заметной.
Как сделать весеннюю икебану?
В это время года начинает пригревать солнце, появляется первая зелень. Пробуждение природы после зимы отражается в весенних композициях. Их можно создавать из различных материалов. Если вы хотите, чтобы икебана долго вас радовала, цветы не завяли, тогда сделайте их из бумаги.
Чтобы создать такое очарование, вам потребуются:
- горшочек или пластиковая ёмкость;
- пластилин;
- много бумаги светло зелёного и поменьше зелёного цвета;
- проволока;
- коричневые нитки или краска такого цвета;
- клеевой пистолет.
Далее придерживайтесь такой последовательности:
- Сначала декорируйте проволоку. Покройте её коричневой краской или обмотайте нитками, подклеивая их кончики.
- Нарежьте светло-зелёной бумаги на полоски, создайте из каждой методом накручивания фигуру «капля», слегка нажав на заготовку с одной стороны. Делайте их разных размеров, чтобы затем из нескольких создать ажурные листья, которые нужно приклеить на концы проволоки.
- Положите в горшочек пластилин, воткните в него подготовленные ветки, а поверхность нужно задекорировать следующим образом: из тёмно-зелёной заготовки вырежьте квадрат со стороной полтора или 2 см.
- Далее применяйте технику торцевания. Намотайте эти бумажные заготовки на три деревянные палочки или на другой подобный предмет. Не снимая с него бумагу, воткните ее в пластилин. Таким образом нужно задекорировать всю поверхность, располагая заготовки ближе друг к другу.
- Центральной частью композиции являются хризантемы, которые в Японии считаются священными цветами. Чтобы сделать их, нарежьте круги разного диаметра. При помощи ножниц надо нашинковать каждый почти до середины на полоски шириной 1 см. Теперь их нужно закручивать, начиная с краю, продвигаясь к центру.
- Создайте 7 таких заготовок, приклейте их одна на другую, начиная с большой, заканчивая малой. Приклейте хризантемы в количестве трех штук к проволочным ветвям.
Чтобы лепестки цветов были одинакового размера, расчертите сначала каждый кружочек на полоски, вырежьте образовавшиеся между ними треугольники, удалите их.
Вот такая замечательная работа получится в результате.
Весенняя японская икебана никак не может обойтись без веток сакуры. Чтобы они также долго простояли, используйте для них бумагу.
Такая композиция у вас получится, если вы возьмете:
- розовую бумагу;
- веточку дерева;
- леску;
- иголку;
- бисер;
- подходящую ёмкость;
- пластилин;
- искусственный мох или зелёную бумагу.
Сначала нужно сделать лепестки для цветков. Для каждого понадобится по 5 штук. Нарежьте розовую бумагу на полоски шириной 1 см, скрутите из каждой кружочек. Чтобы все они получились ровными, используйте круглое отверстие в специальной линейке. Сюда вы будете вкладывать скрученную туго спираль, проверяя размер. Когда получится элемент нужной величины, обрезайте лишнюю полосу бумаги, а кончик подклейте к этой спирали. Теперь нажмите на неё с одной стороны пальцем, чтобы получился слегка вытянутый лепесток. Данная часть будет в центре. Клейте по пять лепестков при помощи клеевого пистолета.
Проденьте тонкую леску в иглу, наденьте на неё бисеринку, пришейте эту тычинку в центр вашей композиции. Можно сделать несколько таких тычинок для каждого цветка сакуры. Можно пришить фрагменты лески к специально созданной из розовой ткани сердцевине, а затем уже её приклеить в центр цветка.
Когда будет создано нужное количество таких элементов, прикрепите их к ветке при помощи проволоки или приклеив.
Поставьте мини растение в горшочек, в котором находится пластилин. При этом ветку сакуры положите чуть наклонно.
Закройте поверхность искусственным мхом или бумагой зелёного цвета в технике торцевания.
Икебана в высокой вазе
Для работы понадобятся: достаточно длинная ветка средней толщины с листьями, четыре крупных цветка с длинными толстыми стеблями, высокий сосуд с широким горлышком. В качестве основы в верхней части вазы устанавливают крестовину из веточек. Длина син определяется по формуле: высота сосуда + два диаметра + половина получившейся длины. Высоту каждого последующего элемента определяют по предыдущему. Первый цветок будет ростом в ¾ ветки, второй – ½ главного, третий – ½ второго, последний – чуть длиннее предыдущего.
Каждый цветок и лист имеют свое значение
Мастера икебаны из Японии точно знают, что цвета и оттенки растений в букете являются не самым главным элементом. Гораздо важнее и значимее линии, при помощи которых цветочная композиция приобретает высоту, глубину и ширину.
Каждый цветок и лист в икебане имеет свое значение. Возьмите, к примеру, цветок лотоса или бамбук. Лотос означает подлинность и чистоту, бамбук — устойчивость. Используя различные цветы в цветочной композиции, выражается множество значений и чувств для достижения определенного баланса.
В отличие от западной культуры, цвет в икебане не очень важен. Для японцев важна форма, а не цвет. Подумайте о форме и размере вазы или форме определенного листа. Создание цветочной композиции также учитывает человека, который её увидит. Цветочную композицию располагают на той высоте, и в таком ракурсе, для которых она создавалась изначально. Кроме того, соляная или серная кислота может использоваться во время аранжировки цветов, таким образом, цветы хранятся долго.
Основной инструмент, необходимый для практики икебаны:
- Специальные ножницы для икебаны
- Разные японские вазы
- Разные цветы, растения, листья или другие органические материалы
Летняя икебана своими руками
- Из неё вы свернете розовые цветочки по такому же принципу, как это было описано выше. Только работа пойдёт ещё быстрее, так как не нужно делать тычинки. На обратной стороне цветка будут расположены зелёные лепестки, всё это приклеиваем к флористической или декорированной проволоке.
- В качестве емкостей прекрасно подойдут керамические кольца, в которые устанавливают салфетки.
- Накрутите на проволоку зелёную крафт бумагу, и вы получите стебель. На его конец намотайте немного ваты, покрасьте ее в желтый цвет. Это будет пестик каллы. Ее очаровательный цветок вы создадите из белой крафт-бумаги.
Такая икебана из цветов делается из:
- циннии;
- календулы (оранжевая и пестрая).
Очень красиво летняя икебана смотрится в плетеной корзине, в которую ставят цветущие ветви.
Чтобы сделать такую съедобную композицию, потребуются:
- ананас;
- фрукты;
- виноград;
- дыня;
- деревянные шпажки;
- острый нож;
- пластиковая бутылка;
- флористическая губка;
- ложка;
- секатор.
Для создания придерживаемся такой последовательности:
- Сначала при помощи ножа и ложки извлеките мякоть ананаса. Внутрь поставьте пластиковую бутылку, обрежьте ее по высоте этого фрукта. Налейте воду в емкость или поместите флористическую губку. Сюда вы сможете поставить живые цветы, если будете использовать их при работе.
- Если композиция будет состоять из одних фруктов и ягод, тогда не вынимайте всю мякоть, чтобы можно было воткнуть в неё деревянные шпажки, на обратных концах которых будут находиться фрукты. Для этого кружочки ананаса и половинки киви нужно нарезать так, чтобы они были похожи на цветы. Дольки папайи и яблок также наденьте на шпажки.
- На этих деревянных палочках прекрасно смотрятся виноградины. А листья вырежьте из корок дыни. Поставьте сверху шапочку ананаса, и съедобная икебана готова.
https://youtube.com/watch?v=lvXClOIj8Dc
О том, как сделать японскую икебану, вы узнаете из второго видеоурока:
Популярные современные стили
В настоящее время обучают искусству икебаны гейш. Есть специальные курсы и в нашей стране. Хоть в России термин появился только в ХХ веке, но составление композиций увлекло многих. Сейчас старинные техники редко можно встретить, полюбились мастерам только некоторые из них. Перечислим только самые популярные и то, чем они отличаются от остальных.
Стиль Нагэирэ или Хэйка характеризуется нахождением цветов в высоких вазах, имеющих узкую горловину. Для правильного расположения растений пользуются опорой на край вазы. Если нужно поменять положение, то берут специальные деревянные подпорки.
Для стиля Морибана характерны низкие вазы, подносы с водой. Используются держатели: описанные ранее кэндзаны или сиппо.
Дзиюка представляет собой свободное расположение природного материала.
Осеняя икебана своими руками
Идеи для создания осенней японского букета дарит нам сама природа. Для создания икебаны на осеннюю тему понадобится:
- декоративная тыква – лучше круглой формы
- ветвистые веточки без листьев
- веточки рябины
- декоративные элементы по желанию – листья, шишки, блеск для комнатных цветов
- клеевой пистолет
Процедура создания осенней икебаны:
- Основной элемент икебаны – декоративная тыква. Ее нужно заранее подготовить – аккуратно срезать дно так, чтобы оно было максимально ровным. Далее очистить тыкву от семечек и сделать сверху отверстие для веточек.
- Используя клеевой пистолет, приклейте шишки к веточкам
3. После полного высыхания клея, поместите основу композиции на тыкве.
4. Центральные элементы икебаны готовы, самое время оформить второстепенные. Для этого вставьте в центральную часть композиции ветки рябины, располагая их как можно динамичнее – под углом к тыкве, на разной высоте друг от друга.
Завершающий шаг – оформление икебаны сухими листьями. Приклейте их с помощью термопистолета.
Важно не только создать икебану, но и правильно ее преподнести. Лучшим украшением осенней икебаны будет подушка из сухих листьев, украшенная несколькими каштанами
Именно на такую основу устанавливается само творение.
Экибана — осенняя композиция своими руками из каштанов
Рекомендации по изготовлению топиария
Готовые топиарии из каштанов
Жук из каштана
Ваза из каштанов Каштаны являются идеальным материалом для осенних поделок. С их помощью можно сделать довольно милых игрушек для детей дошкольного и школьного возраста, а также прекрасные и самое главное, эксклюзивные украшения для интерьера. Выше вы можете увидеть пример того, как с помощью каштанов можно сделать композицию под названием жук на осенних листьях.
Такая поделка точно понравится малышам. Также вы можете задекорировать этим прекрасным материалом вазу (просто посадив его на клей), и вставить в нее все те же розы из кленовых листьев или сухие цветы. Ну а те, кто хочет сделать своими руками что-то по-настоящему оригинальное, могут попробовать смастерить из каштанов топиарий.
Рекомендации по изготовлению топиария из каштанов:
- Для начала залейте в емкость, в которой будет стоять ваше дерево гипсовую смесь
- Когда она начнет густеть, установите в нее ствол будущего топиария
- Пока он будет фиксироваться в гипсе, начинайте мастерить верхушку
- Возьмите пенопластовый шар и обклейте его каштанами (обязательно разрежьте их пополам)
- Далее, нарежьте на максимально маленькие кусочки гофрированную бумагу и заполните ей пустоты между каштанами (используйте для фиксации клей)
- Когда верхушка будет готова, зафиксируйте ее на стволе и можете смело приступать к декорированию
- Для этого можно использовать сухие цветы, маленькие листики, желуди, крупные бусины
Искусство или философия
Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к
созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь,
окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический
язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.
Композиция – ритуальное действо, что требует навыков и
высокого художественного чутья. Икебана отображает
модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного
поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.
Символизм
В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее
определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.
Композицию имеет три символические линии:
- Основная длинная линия Син – означает человека
мужского пола и его высокое призвание. - Вторая линия Сое – символизирует творческое и
детское начало. - Третья, наиболее короткая линия Хикае – говорит
о женском и земном начале. - Дзюси – короткие вспомогательные линии.
Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или
три человеческие ипостаси.
Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными
линиями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбь
отображают поникшие или нисходящие штрихи.
Цвет
Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой,
также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.
Образный язык отдельных цветов и оттенков:
- Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
- Зеленый – молодость, возрождение.
- Красный – страстные чувства, огонь.
Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых,
насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто
подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой
подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.
Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных
или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой
контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный,
желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.
Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный
фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в
противоречие между собой.
Язык цветов и растений
Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в
вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы,
сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги,
а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.
- Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущую
молодость и долголетие. - Пион и сосна – молодость, процветание.
- Бамбук – мир, долголетие, почитание отца сыном.
- Орхидея – радость.
- Ветка абрикосового дерева – женское изящество.
- Цветки жасмина – наслаждение жизнью.
Символический язык элементов раскрывает зрителю детали
ландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или
камни.
Основные принципы составления
Всем правилам составления икебаны предшествует основа – замысел композиции, её идея и основной смысл. Этому процессу японцы уделяют достаточно много времени, тем более что он во многом является медитативным. Времена, когда ансамбль мог составлять только специалист-монах, ушли в прошлое. Но сам принцип отношения к икебане, как к подношению Вселенной, как к ритуальной процедуре во многом остался прежним.
В каждом произведении должен быть заложен философский смысл. В традиционной икебане это противостояние сил зла и добра, позже, благодаря развитию китайского учения Конфуция в композицию добавился третий элемент – человек. Помимо конфуцианства, учение Дзен также внесло свою лепту в методики составления ансамблей, подчеркнув всю значимость бытия человека, отказ от пышности в пользу текущего мгновения и обыденности.
Всё это повлияло в итоге на современные методики составления композиции, несмотря на все изменения под влиянием времени. Для того чтобы правильно составить произведение, необходимо опираться на три основных составляющих: Небо, Земля, Человек и дополнительные элементы, связующие весь ансамбль в гармоничное целое. Кроме того, необходимо соблюдать правила формирования ансамбля:
асимметрия — основа размещения элементов, но общая композиция опирается на треугольник;
несмотря на треугольную основу, все части ансамбля не находятся на одной линии и в одной плоскости;
продумывая пропорции всего произведения, прежде всего опираются на форму, высоту и размер сосуда;
выбор вазы крайне важен: она не должна перетягивать на себя внимание, то есть быть слишком броской, лучше подобрать вазу в одном цвете, гармонирующем с общей композицией;
сосуд может быть любым: корзина, ковш, игрушка, ёмкости из стекла, дерева, фарфора.
Самые популярные формы ёмкостей для икебаны:
- плоского типа для морибаны: тарелка, блюдо, поднос любой формы;
- высокого типа, например, бутылка, графин.
После того как продумана композиция и выбран сосуд, переходят к выбору элементов
Здесь очень важно правильно рассчитать размер, в этом также стоит отталкиваться от размера вазы прежде всего. Имеет значение и выбранный стиль
Существуют разные формулы расчёта размера элементов. Для начала определяют длину Неба, где высота и диаметр сосуда складываются и умножаются на 1,5. Затем определяют длину линии Человека, которая составляет ? от Неба.
Важен угол наклона, он определяет форму всего ансамбля. Линия Человека должна склоняться по направлении к линии Неба. Самый укороченный предмет в ансамбле – Земля, размещается впереди или в стороне от наклона двух предыдущих линий. После того как расположены три основных элемента, в композицию включают дополнительные дзюси. Главное, чтобы они не были более длинными, броскими, чем основные, и не выделялись слишком интенсивно.
В икебане не допускаются громоздкие элементы, слишком много разных материалов, чрезмерная заполненность композиции, пышность. Основной принцип – много свободного пространства, воздуха, чёткость и значимость каждого элемента. Закрепляются все детали кензаном или пеной для флористов, если материалы искусственные.
Даже несмотря на чёткие правила, научиться творить таким образом довольно непросто. Как любое искусство, икебана требует вдохновения, обучения, отдачи, фантазии. Специалисты рекомендуют в первую очередь попробовать несложные ансамбли и строгие, невычурные материалы.