Мезенская роспись: история происхождения, разбираемся в значениях символов и элементов росписи

Мезенская роспись – история

Первые найденные упоминания промысла в документах историки датируют XVII в. Хранящиеся в музеях, экспонаты были изготовлены несколько позже, а самая старинная прялка была расписана в 1815-1820 г. Техника зародилась в Архангельской области на побережье реки Мезень в селе Палащелье, поэтому второе название промысла – палащельская роспись. Расположение деревни в северном регионе между двумя крупными реками (Северной Двиной и Печорой) на границе тайги с тундрой наложило отпечаток на используемые образы и их символическое значение.

Изначально мезенская или палащельская роспись была уделом мужчин, передававших свои секреты по наследству только сыновьям. Точное происхождение росписи ученым до сих пор неизвестно. Есть предположения, что рисунки были заимствованы из древних языческих верований народов Севера, Средней Азии и территории Индокитая. Другие же отождествляют их с найденными карельскими петроглифами – одними из самых древних наскальных рисунков, найденных на планете Земля.

Кратко о мезенской росписи… не получится

Символы мезенской росписи – это морфология древних северных народов. Сам рисунок ее имеет много ярусов, что говорит о шаманизме. В мезенской росписи животные обычно нарисованы внизу и посредине орнамента, верх мезенской росписи – птицы. Кони черного и красного цвета могут означать мир живых и мир мертвых. Солярные знаки намекают на божественное присхождение.  Лошади в мезенской росписи могут являться и оберегами. Как голова коня на коньке крыши избы, которую и сейчас часто можно увидеть в деревнях и селах.

Каждый ряд друг от друга отделяют полосы, на которых рисунок повторяется. Прямая линия, возможно, обозначает Землю и Небо. Если она наверху – то значит твердь небесная, внизу – земная

Если вы хотите знать, как нарисовать мезенскую роспись, то на эти нюансы обязательно надо обращать внимание и знать, что значит тот или иной символ

Древние мифы, не все, но очень многие, гласят: первого человека боги сотворили праха, земли и глины. Потому земля для наших предков – это праматерь. Ее в мезенской росписи изображают в виде квадрата.

Важный символ мезенской росписи – вода.
Ее воспринимали не только как реки и озера, но и как дождь. Ведь не будет дождя – не будет и урожая. Косая полоса и орнамент на ней как раз и отвечают за ливни и грозы.

Волнистая линия характерна для любых рисунков мезенской росписи. Скорее всего она означает реки, озера, моря, так как постоянно сопровождает водоплавающих птиц.

Короткие штришки, разбросанные по всему рисунку мезенской росписи – это ветер или воздух. Он является важным, первоосновным элементом всей природы. Часто ветер представляли в виде духа, которого можно почувствовать, но не увидеть. У славян был для него даже отдельный бог – Похвист, который управлял ветрами и бурями.

В орнаменте мезенской росписи можно увидеть и обуздание стихий: штрихи как будто нанизаны на прямые линии, которые нарисованы крест-накрест. Больше всего этот знак будет похож на лопасти ветряной мельницы – ветер был пойман и поставлен в услужение человеку.

Огонь
Очень сильная часть всего орнамента. Огонь и страшная сила, неуправляемая стихия, и то, что не дает погибнуть человеку в холода, позволяет готовить пищу и так далее. К тому же огонь – это еще и божественная энергия.

Предки наши думали, что огонь живой. Он стареет, умирает, его надо раз в год приносить из святилища и зажигать заново, чтобы новорождённый огонь был сильный, яркий, горячий. Возможно он был воплощением солнца, как бы сейчас сказали – аватаром.

По мнению этнографов, знак огня – это круг или спираль. Так как это схематично изображает движение солнце по кругу. В мезенской росписи спирали есть везде, они раскиданы щедро, и как солнце согревают весь узор.

Спираль в принципе имеет довольно много самых разных значений. В славянской символике это может также означать коловорот – то есть годовой цикл. Если спираль рисуется как нисходящая, то это знак женского начала, а восходящая – мужского. Двойная спираль была оберегом и символизировала собой плодовитость и рождение здоровых детей, большую семью.

Мезенские рисунки несут в себе тему плодородия. На них можно найти поля, семена, растительные и цветочные узоры, плоды. Если узор располагается в два ряда, то символика изобилия будет нанесена в шахматном порядке.

В орнаментах мезенской росписи можно найти большое количество разных птиц. Обычно они значат добрую весть. Больше всего таких узоров можно найти на берестяных туесах.

Любили старые матера рисовать деревья – на прялках с мезенской росписью было обнаружено изображение ёлок. Любопытны композиции из трех деревьев: два стоят на одинаковом расстоянии от центрального, которое заметно больше их. Такие же рисунки были найдены и на мебели в старинных домах.

Есть оригинальный вариант рисования коней в мезенской росписи, украшенных перьями. У них очень длинные и тонкие ноги по отношению к телу, окраска таких лошадок ярко-красная. А вот туловище коня украшалось узором в виде решетки. Они были совсем непохожи на описанных выше животных. Есть рисунки где, на лошадях сидят всадники, вступившие в бой друг с другом. Часто у ног лошадей таких были изображены солярные знаки.

Олени в мезенский росписи изображаются точно так же, единственное отличие – на голове у них есть черные рога, закинутые на спину.

Элементы и символика мезенской росписи

Глубина многоярусных символов росписи притягивает взгляд и интригует мифологическим прошлым северных народностей древности. Каждый знак, будь то круг, квадрат, ромб или точки, расположены строго на своих местах и несут сокральный смысл.

Здесь отражается три мира: подземный, наземный и небесный, что является основой шаманизма народов Севера. Между схематичным изображением миров оставляли место для нанесения схематических символов животных, птиц и природных явлений.

При пристальном разглядывании этих простых линий, можно прочитать, что задумал мастер в своей работе:

  • прямая линия — показывает на земную твердь;
  • косые, исходящие от прямой – природу, проявленную через слезы небес: дождя, града и гнева стихии — грозы;
  • волны и изгибы – отражают водную бушующую стихию;
  • многочисленные короткие штрихи или пунктиры – первоэлемент природы, показывающий ветер и воздух;
  • спиралевидные узоры – символ, объединяющий в себе силу энергии огня и солнца, пульсацию движения и скоротечности времени. Спираль — часто встречающийся элемент в природе, от неземных галактик до морской раковины. И в росписи этот знак сопровождает почти все узоры.

Предметы, в частности прялки, разделялись схематично на три части. Каждая часть обязательно разделена двумя параллельными горизонтальными полосами различной ширины и формы, между которыми наносятся декоративные изображения.

Каждый элемент имеет определённое значение и располагается в определённом порядке:

  • Одиночные красные кони или олени, бегущие друг за другом, олицетворяют движение солнечного светила по горизонту, являющееся символом жизни. Если конь изображался на крыше жилища, он являлся оберегом. Солярные знаки рядом с животными показывают, что люди верили в их внеземное происхождение. Мастера наносят эти элементы по центру росписи, выделяя их крупным размером на фоне остальных.
  • Птицы: гуси, утки и лебеди, считаются душами умерших, которые находятся всегда поблизости с миром живых.
  • Цветы, плоды, деревья, семена — знаки плодородия Матушки-Земли.
  • Ели, сосны или лиственницы — олицетворение мужской силы.
  • Оленихи — это небесные роженицы, дарующие жизнь каждому бьющемуся сердцу на земле.

Основы техники

По исторически сложившейся традиции, роспись выполняют двумя цветами черным и красным. На готовое деревянное изделие наносили узоры тонкими кистями — перьями глухаря или человеческих волос, а раскрашенный предмет покрывали олифой, для закрепления краски. В древние времена роспись производили исключительно мужчины. Как уже говорилось ранее, мезенская роспись очень отличается от всех известных на то время художественных приемов рисования по деревянной утвари.

Картинки на посуде и досках, ставнях ворот и окон рассказывают о восходах и закатах солнца, о традициях народов населявших тогдашнюю землю, также несли в своих знаках значения символов плодородия и изобилия, определяли функцию оберега. Как видите, очень заметны черты шаманского наследия северных народов, которые сохранились и дошли к нам в палащельском искусстве.

Ход мероприятия:

1. Мотивация

(дети сидят на ковре полукругом)

Здравствуйте, ребята! Я мастерица!

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по нашей стране, стране мастеров.

Мы отправимся с вами в далекую северную деревню Архангельской области Палащелье.

Но в моей мастерской не хватает подмастерьев, а вы хотите ими стать? (ответы детей)

Сегодня мы будем расписывать изделия элементами мезенской росписи.

Вы согласны? Проходите тогда за столы.

2. Основная

(Дети присаживаются за столы)

Деревня стоит на берегу широкой северной реки Мезени среди болот и непроходимых лесов. Трудна была жизнь палащельцев вдали от города. Они занимались земледелием, охотой, рыболовством. Кажется, обычная деревня, но это не совсем так. Жители этой деревни известны во всем мире.

Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезени, они не умели читать и писать, а свои мысли, переживания передавали в рисунках.

Посмотрите, какие красивые изделия у палащельских мастеров. Они расписывали различные деревянные вещи,которыми пользовались повседневно: прялки, короба, посуду, сани, люльки, своими руками они старались рассказать о жизни в деревне, защитить себя и близких от разной нечистой силы.

Скажите, какие элементы используют мастера в своей работе? (ответы детей: прямые и волнистые линии, треугольники, квадраты, ромбы, завитки, спирали).

У этой росписи есть два названия. Кто мне их назовет? (Мезенская, т. к. деревня стоит на реке Мезень, Палащельская, т. к. зародилась в деревне Палащелье)

А вы знаете, кто занимался мезенской росписью? (ответы детей)

Мезенской росписью занимались мужчины холодными зимними вечерами, узор они наносили на деревянную поверхность размоченной щепкой и пером тетерева, поэтому узоры получались угловатые и неровные.

Скажите, какие цвета используют в своей работе северные мастера? (ответы детей).

Да, вы правы, в работах мастеров всего 2 цвета – красный и черный, так как их легче всего было найти в деревне. Красный – это глина, а черный – сажа.

Сейчас я предлагаю вам выбрать изделия и расписать его элементами мезенской росписи.

Давайте подготовим наши пальчики к работе!

Пальчиковая гимнастика

Наши пальцы напрягаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два. три, четыре, пять-

Будем рисовать!

Обратите внимание, что рисовать надо концом кисти, чтобы линии получались тонкими (дети выполняют задание). Посмотрите, какие узоры у вас получились

Как у настоящих мастеров!

Посмотрите, какие узоры у вас получились. Как у настоящих мастеров!

Роспись волшебную эту

Можно как книгу читать.

В стройных её силуэтах

Матушку-Русь познавать.

3. Рефлексия

Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие в далекую северную

деревню Палащелье.

Какая знаменитая роспись там возникла? (ответы детей).

Кем мы сегодня были? (мастерами)

Вы довольны свей работой?

Мезенская роспись – история возникновения

Мезенская народная роспись или как её ещё называют палащельская, начинается с конца XIX века.

В Архангельской области вблизи реки Мезень было расположено село Палащелье, окружённое живописными лесами. Мезенская роспись, взявшая истоки у прохладной речки, так тесно связана с природой.

Суровый климат в этих северных краях приспособил людей выживать в тяжелейших условиях. Мужчины занимались охотой, рыболовством, вырубкой леса и обработкой дерева.

Ремесло плотника особенно ценилось за умение построить дом, а также изготовление и роспись деревянных изделий. Мальчиков с самого детства обучали этому ремеслу.

В старину контуры рисунков наносили самодельной кистью (тиской), сделанной из пряди волос или палочкой из древесины, заострённой с одного конца и густо размочаленной. Роспись выполняли перьями птиц, водившихся в диких лесах, глухаря или перепелки.

Убранство и кухонная утварь скудных жилищ народов этого края постепенно приобретали чёрно-красные оттенки.

В основном расписывали прялки, хлебницы и коробейки для хлеба не только для личного домашнего быта, но и для продажи на ярмарках в деревнях, расположенных неподалеку.

Роспись фасадов и убранство изб привносило в жизнь деревенских поселений радость и красоту. А кажущийся, на первый взгляд, простой символичный орнамент, оберегал людей от злых духов. И они верили в это.

↑ Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода.

Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Знаки веков и тысячелетий: история происхождения мезенской росписи


Мезенская роспись XIX в. Добросовестные искусствоведы утверждают, что мезенский промысел, традиция изготовления всяких полезных вещей и украшения их росписью по особой технологии, сам по себе не слишком древний. В музеях и частных коллекциях вы не найдете ни прялок, ни деревянной утвари старше начала девятнадцатого века. Именно в этот период традиция полностью сложилась и стала широко развитым народным промыслом в Архангельской области, в некоторых поселениях, расположенных на реке Мезень. Красная мезенская глина, из которой сначала изготавливалась основная краска, охра, дала название промыслу. К концу века мезенская роспись получила самую широкую известность, стала продаваться не только на праздничных ярмарках, но и в лавках, вошла в повседневный быт разных социальных групп населения России.

Совсем недавно. Так почему же так сладко, с таким необъяснимым ожиданием и надеждой замирает сердце, когда смотришь на рисунки традиционной мезенской росписи, эти будто бы давно знакомые знаки, деревья и птиц, коней и оленей? И возникает ощущение какого-то пропущенного урока, не выучив который, невозможно понять мудрость предков, их философию и нравственность, невозможно стать счастливым?

Символы мезенской росписи невероятно древние, дохристианские. Новая для славян христианская религия частично впитала их, частично предала забвению, пытаясь бороться с язычеством огнем и мечом.

Каждый раз, когда славянский мир оказывается на перепутье, знаки возникают из ниоткуда для всех, кто готов их увидеть. Не удивительно, что сегодня так сильно вырос интерес к мезенской росписи, её мудрой простоте и природной мощи.

Современная мезенская роспись

До наших дней промысел дошел благодаря стараниям потомков древних мастеров по фамилии Федотовы и Фатьяновы, проживающих в соседних селах Палащелье и Селище Архангельской области. Умельцы по имеющимся изделиям восстановили роспись, утерянную в годы великой отечественной войны. Изменилось только традиционные материалы для нанесения на современные кисти.

Мезенская роспись, символы которой конь, олень и дикие птицы, была поставлена на промышленное производство на двух крупных заводах, мастерицами на которых трудятся в основном женщины:

  1. Архангельском экспериментальном предприятии «Беломорские узоры», выпускающем сувенирную продукцию с городской росписью, стилизированную под палащельскую;
  2. Северодвинском , изготавливающим деревянные изделия с современной палащельской росписью.

Мезенская роспись – техника выполнения

Как в древности, так и сейчас выполняется мезенская роспись поэтапно:

  1. Изготовлением заготовок утвари могли заниматься все члены семьи художника и даже он сам. В редких случаях готовые изделия приобретались у других ремесленников.
  2. Предварительно изделие ничем не покрывали и не грунтовали. Деревянная поверхность должна быть натуральной, очищенной от грязи и высушенной до естественных пределов.
  3. На древесину очертания узоров наносились красной краской специальной деревянной тиской преимущественно в один мазок.
  4. После создания композиции и очертаний, мастера переходили к более точной прорисовке деталей самодельными кистями или перьями.
  5. Когда узор был полностью нанесен, изделие оставляли при комнатной температуре для высыхания красителей.
  6. В завершение мезенская роспись покрывалась олифой для придания насыщенного золотистого цвета и льняным маслом для мягкости.

Предметы быта

Издревле жители северных регионов украшали замысловатым рисунком предметы быта. Вначале люди расписывали только деревянные изделия. Сейчас усовершенствованная технология использования красок позволяет наносить красочный многозначный орнамент на предметы, выполненные из стекла, глины, керамики и других материалов. Наиболее часто элементы мезенской росписи можно увидеть:

  • на прядильных станках, утонченных прялках и лукошках;
  • на тарелках, чашках, горшочках и прочей посуде;
  • на шкатулках, статуэтках и других предметах интерьера.

Нанесение охранительных орнаментов не было простой данью традиции. Предметы быта украшались мезенской росписью с целью защиты дома от духов. Считалось, что такие узоры способны противостоять злым силам, поэтому различные элементы наносились на кухонную утварь, мебель, хранилища с зернами, сундуки с дорогостоящей одеждой и шкатулки с украшениями.

Мезенская роспись доски: мастер-класс от профессионалов

Попробуйте сделать такую доску, как предлагает этот мастер-класс, и ваш интерьер украсится настоящим шедевром, который не купишь в магазине. Удовольствие гарантировано, как и восхищенные оценки гостей и домочадцев. Если сомневаетесь, что сможете сами детально продумать рисунок — в интернете можно скачать картинки или раскраску и сделать из нее трафарет.

Попробуйте сделать такую доску, как предлагает этот мастер-класс

Для мезенской росписи по посуде потребуются следующие материалы:

  • обычная разделочная кухонная доска — болванка (некрашеное дерево);
  • гуашь;
  • кисточки 1, 3 и 5;
  • карандаш простой;
  • линейка;
  • ластик;
  • коей ПВА;
  • кисточки для клея и лака;
  • лак для дерева.

Процесс:

  1. По поверхности доски нужно нанести клей. Отложить в сторону, чтобы клей полностью высох. Ограничьте доступ к изделию домашних животных — их, как магнитом, тянет к таким вещам.
  2. После того, как доска просохла, на переднюю сторону необходимо нанести цвет фона (охру). Работу вести самой крупной кистью, не меньше пятерки.
  3. Простым карандашиком набросать базовые линии выбранного узора.
  4. Далее покрыть коричнево — красным цветом верхнюю часть рукоятки доски, основную ее часть и боковины.
  5. Далее обвести контуры основного узора коричнево — красным цветом. Эта работа выполняется кисть номер три. Верхнюю полоску поделить на треугольники. Низ разделить на автономные клетки.
  6. Сделать набросок базовых частей сюжетной линии в середине доски: прорисовываем контуры лошади, солнце, орнаментные дуги по верхнему краешку полосы клеток.
  7. Закрасить фигуру коня. Нарисовать птиц (одна птичка — на ручке, другая — в основной композиции).
  8. Добавить в клеточный узор диагональные линии.
  9. Теперь в действие входит черный цвет. Узор разбавляется деталями (треугольники, капельки, завитушки, кружки, волнистые линии). Работу необходимо выполнять тонкой кистью первого номера.
  10. Рисуется верхняя полоса орнамента деталями черного цвета.
  11. Затем прорисовывается грива, ноги. Хвост коня. Сделать набросок крыльев птички в полете. Нарисовать солнечные лучи.
  12. Довести до конца птицу вверху доски.
  13. Нарисовать елку и еще одну птичку в полете. Под конем нарисовать полоску завитушек.
  14. Композиция дополняется мелкими деталями (завитушки, ветер, мошки).
  15. Расписанную поверхность доски покрыть бесцветным лаком. Обратную сторону красить не надо — она может потребоваться для разделки продуктов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector