Роспись матрешки под хохлому. мастер-класс

Поэтапная роспись матрешки мастер-класс

Вне зависимости от стиля, которого Вы будете придерживаться при росписи матрешки, Вам понадобится сама деревянная заготовка, которая будет расписываться, грунтовка, которую легко сделать самостоятельно из клея ПВА, разбавленного водой, акриловые и/или акварельные краски, причем последние можно заменить гуашью – она более податлива и не так быстро схватывается, что удобно для начинающих.

Для разметки деталей – карандаш и резинка. Также потребуется набор кистей различных форм и размеров, с ними Вам помогут определиться в художественном магазине. Главное, не забудьте еще прихватить кисть для финишной лакировки изделия. Вдобавок, нужные тонкие зубочистки или иголки, которыми будут выполняться самые мелкие детали, и сам лак: мастерицы рекомендуют паркетный, очень плотный. Акриловый не допускается.

  1. Необработанная заготовка предварительно ошкуривается, после чего грунтуется: раствор наносится плотным слоем синтетической широкой кистью, изделие сушится. Если Вы используете готовый акриловый грунт, его нужно разбавить водой. Также, если Вам нужно сохранить естественную текстуру дерева, грунтовкой обрабатывается только зона лица матрешки – вырисовывается белый круг, изделие также сушится.
  2. Следом начинают уже красками оформляться основные части игрушки: начинайте с крупных – передника, платка. Прежде чем их прорисовывать, можете наметить линии карандашом: это упростит процесс, а под плотным слоем гуаши тонкие наметки будут не видны. При необходимости Вы можете предварительно даже полностью нарисовать желаемый образ на бумаге, просчитав все по ширине и высоте.
  3. Теперь можно переходить и к декоративным элементам, также работая от крупных к более мелким. Для этого уже рекомендовано использовать не только кисти, но и иглы, зубочистки и ватные палочки. Последние хорошо использовать, если совмещать несколько оттенков сразу. Краску распределяют по бумажному листу, создавая несколько разных островков. В каждый из них окунается край ватной палочки, которой начинают формировать узоры на поверхности фигурки.
  4. Более тонкие детали-линии уже рекомендовано выполнять кистью с длинным ворсом, также не забывая сначала распределять краску по бумаге, и лишь потом переносить на матрешку. Это позволит сделать слой плотным, но без неравномерных сгустков.
  5. Последний этап – прорисовка деталей лица, и начинается он с волос, не прикрытых платком. Следом рисуются румяна на яблочках щек, а также черные глазки, складка верхнего века, брови. При необходимости задается направление ресниц. Более тонкой кистью со светлой краской ставятся блики в зрачках и на завязках платка, темной – прорисовываются отдельные волоски.

Последними добавляются губки, а также самые мелкие детали – горошки на платке, заполняющие пространство между цветами, тонкие усики возле листьев, темная кайма у лепестков, и пр. На этом роспись матрешки завершена, а для сохранения полученного результата достаточно будет лишь воспользоваться паркетным лаком и дать изделию полностью высохнуть.

Популярность русской матрешки

Матрешка является традиционным сувениром нашей страны. Многие считают, что она приносит счастье, богатство в дом и плодородие в семью. В связи с этим каждый турист приобретает ее перед отъездом.

Но такую игрушку можно и не покупать, ее можно сделать своими руками из подручных средств.

Изначально матрешку вырезали только из дерева и раскрашивали яркими красками. В настоящее время ее можно сделать из любого подручного материала. Для этого нужно желание, терпение и время. Такая поделка не оставит равнодушным ни ребенка, ни взрослого. А сам процесс изготовления принесет много положительных эмоций.

Прибыль

Каждый изготовитель оценивает свой товар по-разному. Найти баланс между ценой на продукцию и спросом на нее сложно, но правильная стратегия играет решающую роль. Среднестатистическая стоимость матрешки из 5 позиций составляет 400 рублей. Изделия на заказ стоят в 2-3 раза дороже.

В первые месяцы производство и продажа матрешек при успешном стечении дел может принести до 25 тысяч рублей дохода. Спустя 3-4 месяца прибыль увеличивается до 40 тысяч. Полная окупаемость наступает уже спустя 8 месяцев, а при постоянном развитии и расширении рынков сбыта, всего через полгода.

Изготовление матрешек – интересное дело, которое может стать весьма прибыльным, если взяться за него с умом и расчетом. А очаровательные разноцветные красавицы будут дарить хорошее настроение каждый ваш рабочий день.

Роспись матрешек

Процесс раскрашивания традиционных деревянных кукол связан со специальными технологиями, которые можно разделить на несколько частей. Матрешка, поэтапная роспись которой состоит из трех действий: грунтовка, раскрашивание и покрытие лаком, требует художественного подхода, поэтому с такой задачей сложно справиться обычному энтузиасту народного творчества. В противном же случае результат будет напоминать лубочное изображение.

Другой стандарт предусматривает более подробную детализацию процесса, когда роспись матрешки выполняется в подлинно художественном стиле, с прорисовкой мельчайших признаков мимики куклы, от которых зависит выражение ее лица. Передать настроение Матрены, улыбку или грусть сможет только профессионал-живописец. Таким образом, матрешка, поэтапная роспись которой является ответственным творческим процессом, обязательно станет художественным произведением, а качество исполнения при этом напрямую будет зависеть от уровня подготовки мастера. В настоящее время по причине высокого спроса на традиционные русские сувениры предприятия по их изготовлению повышают темпы производства, к сожалению, это сказывается на качестве изделий.

Шаблоны и эскизы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

На первом этапе работы наносим рисунок карандашом на переднюю часть заготовки. Если в плане несколько изделий одного типа и размера, то можно создать шаблон матрешки для росписи, по которому легче будет соблюдать пропорции при нанесении рисунка

Важно правильно использовать трафарет. Если есть навыки рисования по дереву, то шаблон матрешки для росписи не понадобится, проще наносить контуры по памяти

Такой метод предпочтительнее еще и потому, что в процессе рисования можно что-то добавить от себя. Творческий подход в этом плане оправдан.

Однако в любом случае, чтобы под рукой был образец, необходимо создать эскиз росписи матрешки. Это должен быть рисунок на бумаге, отражающий общие контуры изделия, а также стилистику будущей работы.

Далее необходимо перенести рисунок на заготовку путем простого копирования. При этом следует учесть, что изображение должно быть симметричным, для этого нужно провести ровную линию по вертикали от самой макушки будущей матрешки до низа.

Контур лица наносится в виде круга, нижняя часть которого приходится на место перехода широкой нижней части заготовки в более узкую – голову. При этом по бокам от круга должно остаться место для платка, а вверху – для волос.

Далее намечаются контуры платка, который может быть завязан узлом на шее Матрены или свободно спадать, закрывая спину и часть сарафана спереди. После этого можно нарисовать руки, опущенные книзу, или согнуть их в локтях, если в руках будет какой-то предмет: самовар, каравай, букет цветов или корзинка с грибами и ягодами.

На следующем этапе рисуем в цвете все контурные детали, сарафан расписываем красной краской, которая будет служить фоном для узоров. Платок тоже предварительно закрашиваем однотонным цветом и ждем полного высыхания фоновых красок.

Для того чтобы заполнить свободное пространство впереди, рисуем в руках Матрены самовар или что-либо другое. Предмет должен органично вписаться в общую картину. Пышные рукава белой сорочки выгодно сочетаются с красным сарафаном, который пришло время украсить цветочными орнаментами или какой-то особой отделкой, все зависит от фантазии художника.

Итак, сарафан полностью расписан, переходим к платку. Русские платки, в том числе знаменитые Павлово-Посадские, как правило, очень красочные. Цветы или узоры на них сочные и яркие. Этой традиции и нужно придерживаться при росписи.

Лучше всего использовать насыщенные золотистые тона, это можно сделать при помощи золотой гелевой ручки. Хорошо смотрится комбинация черного цвета с интенсивным красным. Все свободное пространство на сарафане необходимо заполнить цветами и зелеными растениями, так как любое пустое место выглядит как неоконченная работа.

Пошаговая инструкция как сделать матрешку из бумаги

  • Нужно приложить заранее подготовленный трафарет матрешки на обратную сторону картона.
  • Далее, следует обвести его при помощи простого карандаша.
  • При помощи ножниц контур следует вырезать из картона – у нас получилась заготовка.
  • На белой бумаге необходимо начертить круг и вырезать его. Это будет лицом матрешки.
  • Следует приклеить круг на цветную картонную заготовку.
  • Из бархатной бумаги необходимо вырезать прямоугольник. Ширина его не должна быть больше ширины матрешки.
  • Прямоугольник нужно наклеить на картонную заготовку матрешки.
  • Из обычной белой бумаги нужно вырезать полоски. Ширина – произвольная.
  • Используя дырокол нужно проделать отверстия по всей полоске.
  • При помощи рельефных ножниц нужно сделать небольшой узор с одной стороны полосочки.
  • Далее следует склеить полоски с трех сторон прямоугольника. Получился фартук матрешки!
  • Используя карандаши, фломастеры либо краски нужно нарисовать лицо матрешке.

Если осталось желание творить и некоторые подручные материалы, можно сделать заготовки для будущих узоров. Ими можно украсить фартучек матрешки. Детки любят клеить такие вещи. Как видите, это совсем не сложная задача, как сделать поделку матрешку своими руками с детками.

Важный нюанс – учитывая, что некоторые детали могут быть достаточно мелкими, следует более тщательно следить за детьми и за тем, что они берут в руки.

Обязательно нужно смотреть за тем, чтобы дети не тянули в рот мелкие детали (бумагу, остатки ткани либо ленточек), а также держать подальше от них клей.

Как видно, уже не должен возникать вопрос из чего можно сделать матрешку для ребенка – в сети есть достаточно много подробных инструкций и шаблонов.

Создавая такие поделки, можно сопровождать их интересными рассказами и сказками. Можно придумать свои рассказы вместе с ребенком. Это будет прекрасно совместно времяпровождение.

Разбираем разновидности

Прежде чем приступить к мастер-классу, стоит познакомиться с матрешкой поближе, а именно выяснить, как ее расписывали в разных городах и местностях.

Стиль, пришедший из города Сергиев-Посад, называется «сергиевским». Такую матрешку отличает сдержанный наряд — платок, блузка и сарафан без лишних изысков. Здесь нельзя найти пышных цветов или живописных композиций. Чаще всего матрешка держит что-нибудь в руках, какие-нибудь предметы крестьянского быта – лукошко, самовар, серп.

Примечательно, что сергиевская матрешка стала популярна в начале ХХ века и воплотила в себе образы сказок, советского быта и даже известных людей таких, как Кутузов и Наполеон

Семеновская матрешка, пожалуй, самая узнаваемая. Основные отличительные черты этой росписи: пышные цветы (чаще всего розы) и исключительно теплые цвета – желтый, красный, оранжевый, зеленый. Здесь редко можно отыскать синие оттенки. Сами куколки, как правило, имеют большие глаза с загнутыми ресницами и темные волосы, спрятанные под платком.

Статья по теме: Нетканое полотно: характеристики и применение

Хохломская матрешка украшена соответствующими узорами. Роспись легко узнать по используемым цветам (красный, золотой, черный) и пышным узорам, часто изображающим птиц, ягоды, листья.

Существуют и другие стили росписи матрешек – вятская, тверская, крутецкая. Их художественные особенности можно рассмотреть по фото ниже:

Как видно, раскрасить матрешку можно совершенно по-разному. Современные матрешки, сохраняя всю ту же традиционную форму, могут иметь узнаваемые лица или скрывать в себе целые сюжеты.

https://youtube.com/watch?v=FnE1GiaVY4k

Какими красками раскрашивают матрешки?

Самыми разными. Профессиональные мастера используют масляные краски. Иногда дизайн разрабатывается под определенный вид красок — акриловые, акварель, гуашь

Какие кисти использовать?

В идеале нужно иметь разные кисти — тонкие, большие, густые для широких мазков.

Не знаете какие выбрать?

Покупайте набор. Но для начала, если вы матрешку будет раскрашивать маленький ребенок достаточно иметь две или три кисти — большую, плоскую для крупных мазков и нанесения фона и тоненькую — для прописи орнамента или сказочных персонажей.

Последний этап

После того как вся работа завершена, нужно дождаться полного высыхания матрешки и покрыть изделие лаком в три слоя, просушивая каждый из них.

И вот, наша замечательная деревянная матрешка полностью готова! Роспись матрешек, фото которых обязательно нужно оставлять на память, отныне станет для вас лучшим времяпровождением.

Матрешка — это русская национальная кукла. Она является как бы символом России. И когда говорят о нашей стране, то образ матрешки возникает в первую очередь. Ее делали еще в Древней Руси. Эта куколка изготавливается из дерева. Она состоит из двух, соединяющихся друг с другом посередине частей. Если ты раскрутишь матрешку, то внутри нее найдешь другую, размером поменьше. Внутри второй бывает третья, внутри третьей — четвертая и так далее. Вообщем, в одной матрешке может скрываться насколько таких же, но каждая будет меньше предыдущей. Матрешки изготавливаются из дерева и все части тела рисуются на них красками, а затем для стойкости покрываются лаком. Матрешка является лучшим сувениров для иностранных туристов, побывавших в нашей стране. Нарисуем здесь эту известную куклу поэтапно карандашом, а затем раскрасим.

Этап 1. Вначале нарисуем ее корпус. Рисуем большой длинный вытянутый овал по всем листу бумаги. В верхней части овала делаем кружок. Это будет личико куколки. В кружке начертим две прямые линии, пересекающиеся друг с другом под прямым углом. Это линии глаз и носика. Для проведения прямых можно пользоваться линейкой (по вашему желанию).

Этап 2. Теперь изображаем основание матрешки, на котором она будет устойчиво стоять. Внизу овальной фигуры рисуем плавно две линии, напоминающие нам ободок. Это основание. В этом же этапе обводим контуры корпуса матрешки, отталкиваясь от линии наброска первого этапа. У матрешки расширенная головная часть, потом идет сужение и нижняя часть также расширена. Фигура как бы напоминает восьмерку.

Этап 3. В кружке рисуем личико матрешки. Делаем проборчик волос и две пряди, аккуратно разложенные по бокам. Внизу подбородка рисуем узелок завязанных концов платка, потому что вверху лица и волос у матрешки всегда бывает повязан платочек.

Этап 4. Детализируем лицо куклы. По горизонтальной линии рисуем красивые миндалевидные глазки. Вначале линии верхних век с ресничками, затем нижние веки и между ними сами глаза большими черными кружками. Затем поверх глазок делаем две тоненькие черточки бровей, посерединке небольшой штрих — носик и внизу аккуратный ротик из двух губок, похожий на цветочек.

Этап 6. На корпусе матрешки рисуем узоры сарафана. Они могут быть самые разнообразные и причудливые. В нашем случае, это будет цветок. Вначале рисуем сам цветок из лепесточков, загнутых вверх, затем повернутых вниз. Получился венчик цветка. Затем вверху цветка рисуем красиво вырезанные листья.

Этап 7. Тут мы оформляем платочек матрешки. На нем с боков также нарисуем по две половинки цветочков. По бокам корпуса куклы мы должны еще обязательно нарисовать ручки. Их и рисуем в рукавах рубашки, согнутыми в локтях. У матрешки аккуратные маленькие кисти рук с тонкими пальчиками.

Этап 8. Раскрасим матрешку на свое усмотрение. Запомните, матрешки — всегда очень яркие, цветастые куклы, поэтому не жалейте цвета для придания им того неповторимого колорита, который свойственен именно этой нашей русской кукле.

Всем привет! Сегодняшний урок поэтапного рисования будет посвящён матрёшке!

Хотя матрёшка и считается традиционной русской игрушкой, мало кто знает, что на самом деле её прототипом является японская кукла милого старичка Фукурокудзю — бога из пантеона древних японцев. При создании именно этой куклы был применён принцип матрёшки, а в 90-х годах 19-го столетия первые деревянные фигурки с изображением румяных девушек в платках стали изготавливаться и в России.

Кстати говоря, самые первые матрёшки были очень дорогие — их расписывали вручную талантливые иконописцы, применяя приёмы работы с иконами. Поэтому первые матрёшки имеют такую тщательную прорисовку лиц и характерную цветовую гамму. Ну а мы нарисуем самую традиционную матрёшку без особо детализации, поэтому с нашим уроков сможет справиться художник любого уровня мастерства. Выглядеть она будет как , нарисованная на фигурке характерной формы. Давайте начинать!

Красками

Чтобы нарисовать матрёшку красками, понадобятся следующие инструменты:

  • банка с водой;
  • кисти № 3, № 5;
  • краски (акварель, гуашь);
  • круглые предметы;
  • ластик;
  • лист бумаги формата А4;
  • простой карандаш;
  • ватные палочки.


Матрешка рисунок для детей краскамиДля выполнения рисунка требуется проделать следующие шаги:

  1. Расположить лист вертикально и разместить на нем круглые предметы встык друг к другу таким образом, чтобы внизу был круг крупнее, а сверху меньшего диаметра. Оба предмета обвести карандашом.
  2. Соединить круги между собой.
  3. Чтобы игрушка была устойчивой, снизу нужно нарисовать основание.
  4. Для того чтобы нарисовать лицо куклы, нужно взять другой круглый предмет. Его диаметр должен быть меньше, чем голова матрешки. Приставить его к голове и обвести карандашом.
  5. Далее нужно нарисовать узелок и кончики платка.
  6. Затем обозначить волосы.
  7. Следующим элементом будут руки. Нужно нарисовать рукава, обозначить манжеты, наметить кисти рук.
  8. Глаза и рот можно изобразить в виде трех кругов.
  • Глаза: зрачок должен быть поменьше, чем радужная оболочка.
  • Губы нарисовать бантиком.
  1. В руках поместить цветок.
  2. Волнистыми линиями сделать окантовку по краю платка и подолу сарафана.
  3. Нарисовать брови, щёки, улыбку.

Чтобы раскрасить полученную игрушку, нужно смешать оттенки белого и охры.

В результате получится телесный цвет.

  1. Полученной краской телесного цвета раскрасить лицо и руки.
  2. Перед тем, как браться за новый цвет, нужно подождать, пока высохнет предыдущий.
  3. Раскрасить ярким цветом сарафан, не задевая линии платка, рук и цветка.
  4. Раскрасить другим цветом платок.
  5. Чтобы ребенку было легче рисовать узоры (горошки, цветочки) на ткани платка и платья, можно использовать ватную палочку.
  6. Светлой краской раскрасить рубашку, сердцевину и кружево сарафана. А подол сделать темным.
  7. Украсить одежду прямыми и волнистыми линиями, кругами или другими узорами.
  8. Волосы и брови раскрасить в коричневый цвет, глаза сделать синим, губы алым, а румянец розовым. Оживить глаза можно бликами, выполненными с помощью зубочистки и белой краски.

Как раскрасить матрёшку деревянную поэтапно. Мастер-класс

Русская матрёшка из дерева. Раскрашивание. Мастер-класс с пошаговыми фото.

История Матрёшки Матрёшка – символ женщины, символ хранительницы семейного очага, символ прочности семьи, символ продолжения рода. Матрешка — русская игрушка из дерева в виде куклы. Имя «Матрена» на Руси было широко распространенным. Отсюда и пошло название — «матрешки». Внутри куклы находятся подобные ей, только меньшего размера, их число может варьироваться от 6 до 12 штук. Последняя изображала младенца. Первая матрешка появилась в мастерской-магазине «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы Мамонтова. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В своей мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. Многие считают матрешку исконно русской, но на самом деле это только миф. В XIX веке Анатолию Ивановичу привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Первая матрёшка — круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье. Матрёшка — это русская красавица, сувенир известный во всем мире. Хотя эта игрушка создавалась для детей, взрослые трепетно относятся к матрешкам и покупают для себя, для души. Сейчас она – не просто народная игрушка, матрёшка стала традиционным сувениром России и хранительницей исконной русской культуры. Попытаться раскрасить матрёшку может каждый, получится уникальная, только ВАША, Матрёшка!Последовательность выполнения работы 1. Для начала нам нужна деревянная заготовка Матрёшки, 12-15 см высоты и 6-7 см в диаметре. Нам такие заготовки выточили на уроках столярного дела ребята под руководством учителя.


2. Мы будем раскрашивать простыми, акварельными красками, поэтому сначала заготовку зачистим шкуркой, затем прогрунтуем клеем ПВА с водой, в соотношении 1:1, можно несколько раз, чтобы краска не растекалась.


3. Простым карандашом нарисовать на матрёшке лицо, платок, сарафан, руки. 4. Начинаем раскрашивать так: от светлого — к темному, от толстого — к тонкому. Перед сменой краски нужно дождаться полного высыхания предыдущего цвета. Красим волосы.


5. Затем глаза, рукава. Конечно, цвет волос, глаз и других деталей зависит от ваших вкусов и фантазии. Мне, например, хотелось голубоглазую Матрёшку, но не приглянулось, глаза стали чёрными.


6. Раскрашиваем платок.


7. Красим сарафан.


8.Надо сказать, что при раскрашивании губ рука у меня дрогнула… Пришлось красить лицо розовым цветом, но краска не растекалась и получилось хорошо! Не забываем о бровях, носике и алых щёчках! Дорисовываем орнамент по платку и сарафану, цветочки. Покрываем Матрёшку любым бесцветным лаком. Я пользовалась бесцветным лаком для ногтей.


9. Вторая Матрёшка раскрашивалась по такому же принципу, но получилась совершенно другой! 10. Я получила огромное удовольствие от раскрашивания своих Матрёшечек! Удачи всем, кого вдохновила моя работа, кто будет раскрашивать свою Матрёшку!

Рекомендуем посмотреть:

Подкова из глины своими руками Игрушки из папье-маше своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото Аппликация из пластилина для детского сада. Старшая-подготовительная группа Цветущее дерево своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Поделки для детей своими руками. Улитка

Особенности русской красавицы

Матрешка представляет собой молодую женщину, которую нельзя вообразить без нарядного платочка и румяных щек. Кукла всегда имеет округлую форму.

Красный цвет является преимущественным, с его использованием получается яркая матрешка, роспись по дереву в данном случае (наряд игрушки) не обойдется без этого цвета.

На переднике обязательно должны присутствовать крупные цветы, ведь матрешка является олицетворением не городской, а крестьянской девушки.

И хотя вышеперечисленные особенности делают их похожими друг на друга, будто бы их изготавливают с одного шаблона, однако виды и оттенки используемых красок зависят от отдельного региона и его традиций.

Традиции в росписи матрешки от древности до современности

Самый популярный на сегодняшний день вариант росписи матрешки зовется «сергиевским» стилем, по имени города, где производились такие фигурки. Характерных особенностей у матрешек из Сергиева Посада немало, поскольку их образы видоизменялись с течением времени. Так, в самом начале 20-ого столетия матрешки расписывались под древнерусских витязей и бояр, а к годовщине Отечественной Войны были даже выпущены матрешки, изображающие великих полководцев – Кутузова и Наполеона. Поэтому нельзя говорить о том, что эта кукла может иметь лишь женское лицо. Отдельно стоит упомянуть и об исполнениях героев русских сказок: персонажи повестей Пушкина, Гоголя и Ершова, басен Крылова – все они нашли воплощение в деревянных фигурках с красочными лицами. Те же сказочные сюжеты повторились и в «тверских» матрешках, но здесь это скорее традиция, нежели однократное выполнение.

Интересно, что при этом «сергиевские» матрешки также могли иметь дополнительные детали оформления – от головных уборов до мелких предметов «в руках». И все же, самая традиционная роспись матрешек отражала привычные русскому человеку моменты: простой быт, праздничные и повседневные образы, различные слои общества – от цыган до старообрядцев. Распознать такую матрешку можно по цветастому платку, если изображена девушка, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами.

«Семеновская» роспись матрешки характеризуется не столько определенными деталями, сколько подбором цветов: здесь всегда присутствуют чистые теплые тона – желтый, красный, а также нередки добавления зелени и синего. При этом основные детали очерчены черным контуром, что придает четкости всем линиям. Наряд для женских и мужских образов не может быть праздничным или принадлежащим зажиточному слою – среди «семеновских» матрешек только сельчанки, в простых сарафанах с цветочными узорами. А вот платок, обязательно покрывающий ее голову, всегда расписан горохом.

«Вятская» роспись легко отличается по общему образу: у такой матрешки сдержанная, даже застенчивая улыбка, свойственная северной девушке, светлые волосы всегда с рыжими бликами, глаза традиционно голубые. Одежда чистых цветов, особенно это касается передников, в которых всегда присутствуют детали красного цвета. У первоначальных образцов сарафаны были на тонких лямках, а в руках матрешки держали букет полевых цветов (безусловно, нарисованный). В то же время, сама по себе роспись «вятских» матрешек специалистами окрещена как плоская, поскольку они очень схематичны в некотором роде: простые круги-румяна на щеках, однотонные без бликов волосы и одежда. Здесь отсутствует глубина, и главное определение, которое подходит игрушке – простота. Помимо этого «вятскую» матрешку традиционно инкрустируют соломкой.

Матрешки «Тверские» имеют интересную изюминку в своей росписи – это максимальная живость лиц. Если сравнить технику прорисовки глаз, можно заметить, что у «тверской» игрушки глаза настоящие, полноцветные и детализированные, в то время как у большинства иных матрешек они едва намечены половинчатыми дугами и обрамлены ресницами. Даже в переходах цветов на лице «тверская» матрешка по критерию натуральности выигрывает, поскольку здесь рисунок тяготеет к фотографии – настолько реальными кажутся лица. Да и не только они: волосы вместо сплошной заливки имеют разбиение на отдельные пряди и локоны, на обрамляющих лица платках немало складок.

А вот «крутецкую» роспись можно узнать издалека по особой технике 1-ого мазка, которая также имеет альтернативное название «китайка» или «китайская роспись». Для ее выполнения на плоскую кисть набирается несколько оттенков краски, после чего кисть прикладывается и поворачивается особым образом: все это позволяет моментально воспроизвести объемную деталь за счет переходов цвета. У «крутецкой» матрешки данная техника используется абсолютно для каждой части изделия – и для узоров на одежде, и для волос, и даже для румянца на щеках.

Первый этап росписи

Дайте грунту подсохнуть и нанесите рисунок. Обозначьте крупные поля – лицо, край платка, передник, рукава и кисти рук. Расписывать тоже начинайте с самых крупных пятен, в данном случае это сарафан и рубашка. Чтобы краска ложилась ровно, матрешку лучше закрепить – например, на штырек, вбитый в деревянную доску. Краску на большие поля накладывайте ровным слоем. Работать нужно быстро, особенно гуашью, акварелью или темперой. Сарафан может быть красным, черным, синим, зеленым. Рубашку лучше сделать белой, голубоватой, сероватой, кремовой. Платок тоже лучше сделать светлым. Тонкой кистью прорисуйте контуры передника и рукавов, а также складки на юбке. Рисовать можно черной или коричневой краской или тем же цветом, что и сарафан, но взять более темный оттенок.

Роспись или полиграфия

Технология росписи тоже имеет последовательность:

  1. Шпаклевка и грунтовка заготовки.
  2. Нанесение клея в виде узора.
  3. Нанесение потали при необходимости (имитация золота).
  4. Прорисовка фона и деталей портрета.
  5. Обводка контуров.

Если со временем ваша компания разовьется до такой степени, что будет получать крупные заказы, то одной только ручной росписью будет не обойтись. Но в этом случае выручат полиграфические технологии, которые сегодня находятся на достаточно высоком уровне. Можно будет прорисовывать портреты матрешек в графических редакторах, а затем штамповать изделия на специальном оборудовании.

Роспись матрешек своими руками: основные способы и правила

Все существующие способы росписи матрешек условно подразделяются на 2 группы: это традиционная роспись, уходящая корнями в историю игрушки, или же авторский стиль, который позволяет получить абсолютно новую фигурку. Если мастерица не углубляется в быт прошлых столетий, скорее всего она будет придерживаться основных правил в росписи матрешки, однако внесет немало и от себя. Какой бы способ росписи Вы ни выбирали, обязательно следовать нескольким рекомендациям:

  • Матрешка – образ преимущественно человека и в большинстве случаев женщины, даже девочки, о чем говорит задорный румянец, чистота лица и мягкость взгляда.
  • Красный цвет присутствует в любой росписи, даже если он лишь для нескольких деталей, а не основной. Это традиционный цвет.
  • Свободное пространство на поверхности всегда занимают изображения цветов, преимущественно, полевых, поскольку подавляющее большинство матрешек изначально изображало крестьянских девушек.

Также необходимо отметить разность способов росписи с точки зрения используемых материалов. Изготавливаемые в Полховском Майдане игрушки обязательно загрунтовываются, прежде чем покрыть их анилиновой краской, разведенной слабым раствором спирта. Знаменитые «сергиевские» матрешки, напротив, не грунтуются, а также не имеют вообще никакой подложки, но могут иметь акварельный слой, который обязательно фиксируется лаком. За счет него же достигается и плотность цвета, если это необходимо.

Филимоновская игрушка

Одоев, Тульская область

О ремесле

Игрушки из местной синей глины «синики» лепили «свистулечницы» — женщины, что помогали мужьям в гончарном деле. Селянки занимались этим, как правило, после заката, когда все дела в доме были переделаны. Лаконичные и примитивные по форме свистульки-потешки лепили порой и большой девичьей компанией, напевая песни. Потом поделки продавали на базаре. Свист с потерей денег тогда не связывали, зато считали, что игрушка защитит от злых духов. Филимоновскую игрушку — петушков, барышень, всадников и разных зверюшек с длинными шеями — расписывали гусиными перьями щедро и «нарядно», в малиново-желто-зеленую полоску, яркими кружками, символизирующими солнце, и цветами. Манера росписи похожа на орнаменты, которые находили в местных курганах IX–XI веков.

Игрушка_8

Филимоновская игрушка после обжига

Фото: Ivan Gushchin/cr2.livejournal.ru

Музей

Основу коллекции составляют глиняные игрушки из Филимоново, но представлены и фигурки с романовской, хлудневской, воронежской и другими росписями. Поглазеть можно и на крестьянскую утварь.

Игрушка_7

Филимоновская игрушка

Фото: Alex Kulikov/cr2.livejournal.ru

Мастер-класс

Меньше чем за полчаса мастер научит основным приемам лепки из синей глины, тонкостям изготовления игрушки или ее росписи. Первый конь, возможно, выйдет «комом», но главное — будет в полоску.

Первая русская матрешка (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Художник Милютин встретился с известным мастером-игрушечником из Сергиева Посада Василием Звездочкиным и заказал ему восемь деревянных заготовок разного размера, которые можно было бы вложить одну в другую. Опытный токарь по дереву Звездочкин справился с задачей – так появился первый комплект из восьми матрешек.

Заготовки были отшлифованы, и Сергей Милютин приступил к раскрашиванию кукол. С самого начала у художника возникли трудности специфического характера: краски растекались по поверхности, рисунок становился бесформенным, и приходилось все начинать заново. Казалось, что сделать роспись по дереву невозможно, но живописец Милютин, который до этого в своей работе пользовался только масляными красками, решил все же освоить процесс раскрашивания деревянных заготовок темперой.

Водно-эмульсионная основа темперных красок уже позволяла обозначить рисунок в определенных пределах, а вязкость покрытия соответствовала поставленным задачам. Краски не растекались, и художник вновь приступил к росписи матрешек. Однако возникло новое препятствие, в некоторых местах красочный слой проваливался в микроскопические щели древесной структуры. В этом месте цвет покрытия радикально менялся, появлялось темное пятно. Сергей Милютин все больше убеждался в необходимости нанесения грунта, который должен будет выровнять поверхность заготовки и заполнить волокнистые участки древесины.

В конце концов, упорство художника было вознаграждено, и ему удалось наладить роспись матрешек сначала в масштабе артели, а затем и в рамках крупного производственного предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector