Батик: что это такое, история и виды росписи по ткани

Инструменты и материалы

Начать стоит с ткани. Батик всегда максимально раскрывает свои возможности, если работать приходится на натуральной ткани. Если вы новичок, то начинайте с батиста, крепдешина, бязи. Когда рука уже набита, можно попробовать свои силы на креп-жоржете, туали, а также креп-шифоне. Если очень хочется прикоснуться к искусству росписи по шелку, то с натуральными материалами работать хоть и ответственнее, но приятнее, тогда как искусственный шелк очень неудобен.

Что нужно знать о подрамниках.

  • Подрамник – это каркас, на который натягивают ткань для упрощения работы с ней. Если предполагается маленького размера роспись, можно заменить подрамник пяльцами.
  • Работы средние и большие по размеру предпочтительнее выполнять на подрамниках из мягких пород дерева, при этом кнопки для закрепления материала должны легко в них входить.
  • Более удобен раздвижной подрамник, он не занимает много места и является универсальным приспособлением. Конструкция состоит из четырех реек, соединенных между собой, а габариты подрамника могут подгоняться по размерам работы.
  • Перед натяжкой имеет смысл заклеить подрамник малярным скотчем – это убережет его от растекающейся краски.

Основной инструмент – стеклянная трубочка, служащая для нанесения резерва. Состоит она из трех частей: длинной части, шаровидной и изогнутого носика. Трубочка очень хрупкая, ее нужно беречь и промывать после каждой работы любым растворителем. Если внутри образовалась пробка из засохшего резервирующего состава, нужно очень деликатно прочистить проволокой изогнутый носик.

Краски для батика бывают двух видов: термозакрепляемые и парозакрепляемые. Многие профессионалы предпочитают работать с красками, которые требуют именно термической обработки, то есть проглаживания горячим утюгом. Контуры и краски для батика сегодня выпускаются под брендами «Декола», «Гамма», «Гутта» – это достойные материалы для батика.

Резерв – это адгезивный полужидкий компонент, отграничивающий окрашенные области на ткани. Есть прозрачный резерв, который далее смывается теплой водой, а есть резерв, смывать который не нужно: он фиксируется на ткани и становится частью работы.

Сама роспись выполняется кистями, которые могут быть сделаны из синтетических волокон или натурального волоса белки, пони, колонка. После работы непременно промывайте их в мыльной теплой воде. Применять губки тоже можно.

Инструменты и материалы

Если вы решили освоить технику батика, вам могут потребоваться следующие инструменты и материалы.

Ткань. Изначально для росписи ткани использовался натуральный шелк. Теперь, когда краски и материалы вышли на новый уровень, для батика подходят и другие тонкие ткани, например батист, штапель, шифон и т. д. Ткань можно использовать метражом или в виде готового изделия.

Краски. Краски в технике «батик» имеют немалое значение. Существует большое количество их производителей, как импортных, так и отечественных. По своим свойствам краски делятся на те, которые разводятся исключительно спиртом, и на те, в которые добавляется вода. Главное отличие между ними – способ закрепления. Они могут закрепляться с помощью утюга, горячего пара или воды.

Контурный состав. Лучше всего контурный состав брать той же фирмы, что и краска. Обычно они бесцветны, в них добавляется красящий пигмент непосредственно перед нанесением.

Рама для батика. Конечно, можно купить специальную раму для росписи ткани, но вы не потратите много времени, если решите сделать ее самостоятельно.

Палитра. Нужна для смешивания красок.

Пипетки. Нужны для набора краски.

Трубочки для холодного батика. С помощью стеклянных трубочек можно проводить тонкие линии на полотне. Их можно купить в специализированном магазине. Однако если вы не можете их найти или не хотите тратить на них деньги – не отчаивайтесь. Можно просто подобрать подходящий инструмент, например, достаточно толстые центографы, изографы, рапидографы, медицинские капельницы, рейсфедеры и т. д.

Скотч. Нужен для защиты рамки от краски. Если рама будет испачкана, она может повредить следующую работу.

Портновские булавки, степлер – любой предмет для закрепления ткани.

Спирт. Нужен для разведения некоторых красок.

Кисти для росписи ткани.

Соль. Нужна для более быстрого высыхания отдельных участков и получения специфического узора.

Очищенная вода. Нужна для разведения некоторых видов красок.

Специальные карандаш или ручка. Для нанесения рисунка на ткань.

Воск. Нужен, если вам близка техника горячего батика. Можно купить готовый, а можно сделать самостоятельно.

Емкость для окрашивания полотна.

Нитки.

Виды батика

Существуют разнообразные виды росписи ткани. По большей части это связано с тем, что с помощью батика украшают разного рода изделия. Соответственно, эффект от нанесения краски отличается.

Самые распространённые направления в росписи тканей:

  1. холодный батик. На будущем изделии наносится изображение, на контуры которого аккуратно накладывается резервирующий состав, предотвращающий попадание красителя за пределы линии. Для нанесения резерва используют специальную трубочку. После того как ткань высохнет, её разукрашивают жидкими красками;
  2. горячий батик. Этот тип росписи характерен тем, что на картину, закреплённую на подрамнике, наносится горячий воск. После того как он застывает, изделие красят;
  3. шибори. Эта техника нанесения красок родом из Японии. Проще говоря, это рисунок, который получается при складывании ткани в несколько слоёв;
  4. узелковый батик. На ткани завязывают узлы и перекручивают её, что позволяет получить красивые разводы и узоры;
  5. свободная роспись. Не предполагает нанесение резервирующего состава, используются краски с загустителем.

Допустим, если вы хотите расписать платок, чаще всего в этом случае резерв не наносят, экспериментируя в технике шибори. А если перед художником стоит цель создать большую работу на подрамнике, то он сделает выбор в пользу свободной росписи или холодного батика — во многом все зависит от жанра.

Выбор материалов

Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.

Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон

Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка

Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.

И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.

Новинки для батика

Очень радует, что в магазинах появляется все больше различных материалов и приспособлений, которые позволяют мастерам батика проявлять свою фантазию и творческие решения в полной мере. К таким новинкам относятся уже упоминаемые ранее кнопки с тремя зубчиками.

Или, например, фантомный маркер. После того как рисунок им нарисован, а сверху нанесены резервы и краски, то маркер пропадает.

Электрический чантинг

Специальные когти, натягивающие ткань уже готовой одежды или платка не повредят ткань и не оставят дырочек.

Паровая баня для  воска:

Если вы рисуете красками под запаривание, то вам обязательно потребуется большое ведро или даже бак:

В батике существует заводской анклав для запаривания красок, но, если верить слухам, стоит баснословно дорого.

И напоследок, дорогое, но  замечательное приспособление: аэрограф для распыления краски. При использовании аэрографа, краска наносится везде одновременно, не оставляет пятен и подтеков, смотрится очень гармонично.

Ну, вот, пожалуй, и все. Остальными приспособлениями и новинками буду дополнять ваш запас по ходу дела.

Post Views:
4 688

  • Как сделать топиарий

  • Как из ленты сделать цветок

  • Как сделать розу из ленты

  • Мини-топиарий ручной работы

Роспись платка

Рассмотрим мастер-класс по созданию модного аксессуара с цветами своими руками. При выполнении техники безопасности и инструкции по шагам, возможно, получится не только новая красивая вещь, но и новый художник по шелку.

Статья по теме: Плетение корзин из лозы для начинающих: как плести своими руками с видеоуроками

Для начала приготовьте такие материалы по списку:

  • шелковый отрезок;
  • краски, предназначенные для шелка;
  • кисти щетинные, синтетические и натуральные;
  • подрамник из деревянных брусков;
  • воск или свечи;
  • старые емкости эмалированные и жестяные;
  • канцелярские гвозди с широкими шляпками;
  • газетная макулатура;
  • шаблон, картинки;
  • очищенная или дистиллированная вода.

Шаг 1. Ткань нужно простирать в горячей воде, даже если она новая. Нужно смывать все нежелательные химические соединения, которые могут остаться от производства, так как химические краски могут реагировать и испортить цвет. Не высушенную ткань натягиваем на подрамник с помощью кнопок, сначала за углы, затем за середины сторон, и так далее, пока наш платок не будет натянут как барабанная поверхность.

Шаг 2. После высыхания подкладываем под низ эскиз. Тонкое полотно шелка почти прозрачное. На хлопке рисунок можно нанести фантомный маркером или мягким карандашом. Опытные мастера могут навести чантингом свободный рисунок.

Шаг 3. Растапливаем воск на водяной бане. Закидываем кусочки в жестяную баночку, помещаем в кастрюле с небольшим количеством воды, ставим на огонь, также в баночку с воском разогреваем щетинные кисти.

Шаг 4. Начинаем «рисовать» на сухой ткани. Воск наносим на предполагаемые самые светлые места и разбрызгиваем кистями. Слегка намочив ткань водой, берем краски самых светлых тонов или очень разбавленными цветами дистиллированной водой. Теперь даем высохнуть.

Шаг 4. Добавляем еще линий из воска и еще брызг, снова покрываем красками, но уже по тону темнее. Проделывайте эти манипуляции до последних штрихов.

Шаг 5. По завершению окрашивания, снимаем ткань с подрамника. Теперь нам нужно снять воск сначала механическим способом, отшелушить его вручную. Затем берем кипу газет и начинаем выпаривать утюгом между бумагой оставшийся воск, пока газеты не станут чистыми.

Статья по теме: Трикотажный шов в вязании спицами: закрытие петель с фото и видео

История возникновения

Родина батика – Индонезия. В те далекие времена, когда это искусство только зарождалось, женщины уже старались всячески украсить собственные наряды. Чтобы подчеркнуть свою принадлежность к тому или иному роду, нужно было украшать одежду определенными рисунком и цветовой гаммой.

И хотя выбор красителей был достаточно ограниченным, красочные полотна умелицы создавали успешно. Надо сказать, что каждый род хранил свои секреты о том, как удавалось добиться того или иного цвета, как получался интересный узор. Особенности мастерства передавались от старших к младшим поколениям. Рисунки были самыми разными – орнаменты, абстрактные и сюжетные истории.

Продвижение искусства подразумевает два пути: вглубь и вширь, если сказать очень просто. Это значит, что методики усложнялись, а технологии становились все совершеннее – это продвижение вглубь. А вширь – это расширение масштабов. Из Индонезии искусство батика перешло в Японию и Китай, где приобрело новое развитие. Китай внес большой вклад в продвижение батика – он подарил искусству росписи по ткани шелк, и это сочетание остается актуальным поныне.

Японцы придумали так называемый обратный батик, когда ткань сначала окрашивалась, а затем выбеливалась щелочью. Голландские путешественники привезли батик в Европу, которая могла дать этому направлению еще один виток развития, однако чуть не прекратила само существование искусства росписи по ткани. Европейцы быстро насытились батиком и увлеклись английской набивной техникой. Но кустари-одиночки смогли сохранить уникальное искусство украшения полотен.

Сегодня батик – это не только горячая техника, более востребованная, совершенствующаяся столетиями, но также и холодная методика, по-настоящему развивающаяся во время роста химической промышленности.

Горячий батик: техника выполнения для начинающих

Горячий батик выполняется с применением разогретого резервирующего состава. При помощи его наносят контур и покрывают отдельные элементы рисунка для предупреждения растекания краски. Резервирующий состав можно приготовить самостоятельно по одному из рецептов:

  • Рецепт №1. Парафин (330г) + вазелин (170г).
  • Рецепт №2. Парафин (250г) + вазелин (125г) + воск (125г).
  • Рецепт №3. Петролатум (105г) + парафин (400г).


Мастерица батика за работой Кроме резервирующего состава, подготовьте такие материалы и инструменты:

  • ткань
  • краски для горячего батика
  • кисти
  • палитру
  • подрамник или пяльцы
  • воду
  • утюг
  • старые газеты


Горячий батикХод работы:

  1. Прорисуйте эскиз на бумаге.
  2. Натяните ткань в пяльцах или на подрамнике.
  3. Переведите рисунок на ткань.
  4. Зарезервируйте при помощи готового резервирующего состава те места на рисунке, которые необходимо оставить не закрашенными.
  5. Покройте красителями светлых оттенков элементы рисунка.
  6. Оставьте для подсыхания.
  7. Покройте резервирующим составом прокрашенные светлыми тонами элементы рисунка.
  8. Используйте в работе более темные тона.
  9. Снова оставьте для просушивания, затем покройте резервирующим составом прорисованные части.
  10. Примените самые темные цвета, подсушите рисунок и полностью покройте его резервирующим восковым составом.
  11. Снимите работу с подрамника.
  12. Слой за слоем удалите с рисунка резервирующий состав, проглаживая горячим утюгом между газетными листами.
  13. Готовую работу оформите в рамку.


Удаление воска с готового батика

Фото техники батик

Также рекомендуем просмотреть:

  • Молды своими руками
  • Вешалка своими руками
  • Сердечко своими руками
  • Воротник своими руками
  • Подснежники своими руками
  • Чехол для телефона своими руками
  • Кольцо своими руками
  • Ангел своими руками
  • Космос своими руками
  • Букет своими руками
  • Карандашница своими руками
  • Цветы из гофрированной бумаги
  • Коробка своими руками
  • Нарциссы из бумаги
  • Чехол для очков
  • Кактус своими руками
  • Цветы из атласных лент
  • Кошелек своими руками
  • Бусины своими руками
  • Лепка из полимерной глины
  • Жгут из бисера
  • Кулоны своими руками
  • Пенал своими руками
  • Заколки своими руками
  • Макраме
  • Клатч своими руками
  • Ключница своими руками
  • Фрукты из бумаги
  • Звезда своими руками
  • Куклы из полимерной глины
  • Браслет из полимерной глины
  • Украшения из эпоксидной смолы
  • Брошь своими руками
  • Игольница своими руками
  • Банты своими руками
  • Коврики своими руками
  • Абажур своими руками
  • Весенние поделки своими руками
  • Картины своими руками
  • Букет из конфет
  • Заплатки на джинсы
  • Ежик своими руками
  • Амигуруми крючком
  • Радуга своими руками
  • Кольца для салфеток
  • Колье своими руками
  • Косметика своими руками
  • Кашпо своими руками
  • Кружка из полимерной глины
  • Календарь своими руками
  • Аппликация своими руками
  • Серьги из бисера
  • Канзаши своими руками
  • Конверт своими руками

Помогите проекту, поделитесь в соцсетях 😉

Основные этапы работы

Перенос эскиза на ткань

Для переноса эскиза используют исчезающий маркер для ткани или смываемый карандаш. Следы графитного могут остаться на готовой работе.

Если точность в переносе эскиза не так важна, его можно разместить под тканью и наносить воск по нечетким контурам.

Резервирование воском

Воск наносят для фиксации естественного цвета ткани, то есть краска не проникает на зарезервированные участки. Работа начинается с самого светлого оттенка. Если он белый, то просто резервируют чистое полотно. Когда наиболее светлый цвет в палитре не белый, воск уже наносится на предварительно окрашенную и высушенную ткань.

Инструменты и приемы для нанесения воска

Воск наносится только на сухую ткань при помощи кисти, поролонового валика, штампа, чантинга. Возможно использование и штифта – электрического инструмента, поддерживающего внутри постоянную температуру. Многие мастера свободно выливают воск на ткань из любой удобной емкости. Его наносят каплями, линией, пятном, используют и трафареты.

etsy.com

Подготовка воска к работе

Перед нанесением воск нужно хорошо разогреть, чтобы он насквозь пропитал ткань. Нагревать его лучше на водяной бане (это исключает перегрев) и на электрической плите – на газовой воск может воспламениться.

Перед началом работы степень нагрева проверяется на образце.

Если разогрет хорошо, то воск пропитает ткань насквозь, а в зоне нанесения полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным на просвет.

Если воск остался на поверхности ткани белой непрозрачной каплей, то температура недостаточная и нужно продолжить нагрев.

Нанесение краски

Краска наносится на свободную от воска поверхность кистью, ватным тампоном или поролоновый кисточкой.

Если батик однослойный, то насыщенность цвета может быть любой, зависит только от идеи автора. На поверхности воска не должно оставаться высохших капель краски, иначе они останутся и на готовой работе. Поэтому после нанесения работу протирают и высушивают, избегая нагревания.

При многослойном варианте каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий. Поэтому роспись начинают с самого светлого и ненасыщенного участка, постепенно переходя к более темному. Слой за слоем воск фиксирует цвет на окрашенном участке, а следующий цвет наносят на свободные поверхности. После работу высушивают. Процессы нанесения воска и красителя повторяют вплоть до последнего, самого темного цвета.

Эффект кракле

На заключительном этапе можно применить прием кракле. Он выполняется самой темной из имеющихся красок. На всю поверхность наносится воск.

После его полного остывания поверхность ткани подвергают деформации, создавая заломы.

В эти заломы втирают краситель, смешанный с мыльным раствором. Благодаря воздействию щелочи краситель проникает к ткани и окрашивает ее.

В результате получаются ярко выраженные трещинки, создающие так называемый «эффект старины».

Чем красить

В специализированных магазинах в продаже представлено довольно большое разнообразие специальных красителей для горячего батика. Преимущественно товары иностранного производства, стоят они достаточно дорого. Более дешевый вариант – это относительно старые составы, в том числе изготовленные в нашей стране. Они заметно доступнее, но не столь ярки по оттенкам, да и сама цветовая карта существенно уже. Такие расходные материалы подходят для начинающих, еще только обучающихся таинству горячего батика. Также можно использовать чернила, тушь, специально созданные для этой технологии росписи шелка.

Как научиться

В прежние времена горячий батик был достоянием немногих умельцев, готовых передавать свои навыки только выбранным в ученики. В наши дни все стало гораздо проще: существует немало видеоматериалов, подробно разъясняющих, как именно нужно рисовать по ткани. Есть мастер-классы для всех технологий и техник, можно без труда разобраться с особенностями декорирования.

Необходимо понимать, что только лишь доступ к обучающим видео не даст полного представления о том, как создается горячий батик. Необходимо пытаться самостоятельно. И первый блин наверняка получится комом. Как говорят мастера, не только первый, но и десятый может быть все еще неудачным, к этому нужно быть готовым. Технология требует кропотливости, аккуратности, точности, внимательности. Она дается далеко не каждому человеку, но, обладая упорством и талантом, рано или поздно удастся освоить ее в совершенстве.

Несколько способов

Батик выполняется несколькими способами. Первый способ называется узелковый и делается он достаточно просто. С помощью специальных красителей, либо же натуральных (например, луковая шелуха, краснокочанная капуста, свекла, шпинат) делают раствор в пластиковой или эмалированной емкости, все равно окрасится так, что ничем не отмоешь, поэтому берите то, что вам не жалко. Затем ткань связывается плотно нитками и окунается в красители.

Холодный батик — это применение бензинового резерва, контуры рисунка наносятся стеклянной трубкой, затем раскрашиваются красками и кистями ручной росписью.

Техника горячего батика выполняется с помощью растопленного воска с погружением изделия в краситель. Рисунки всех видов и способов окрашивания будут отличаться друг от друга.

О технике росписи

Техника батика отличается многообразием. Это:

  • горячий батик;
  • холодный батик;
  • свободная роспись;
  • узелковый батик;
  • шибори;
  • штамповка.

Первые две техники основываются на использование особых составов, которые называют резервирующими. Они препятствуют растеканию краски по всей плоскости полотна. Только вот в холодном батике состав наносят в виде замкнутого круга и в его пределах наносят краски. В итоге рисунок выходит более четким и графичным. Резервирующие составы для холодной техники, они же ограничители, бывают двух типов:

  • на водной основе;
  • на бензине.

В холодном батике можно использовать столько цветов, сколько душа пожелает.

Чтобы нанести контур рисунка на полотно, понадобятся трубочки из стекла с очень тонким носиком. Сам же рисунок заливается красками с использованием не только кистей, но и ватных тампонов.

В горячем батике наносить контур совсем необязательно. За счет этого можно создавать мягкие переходы и тона. Для нанесения рисунка понадобится шаблон, кисти, ножи, воронки или каталки с разогретым резервирующим составом. К слову ограничивающий состав в горячей технике – это воск, предварительно растопленный на пароводяной бане. Именно поэтому эту технику и называют горячей. Воск можно использовать натуральный, но подойдет и обычный парафин.

Что касается свободной росписи, то здесь нет необходимости в использовании каких-либо ограничивающих средств. Ткань просто раскрашивается красками и кистями в произвольном порядке. Вот только финальная отделка рисунка иногда подразумевает использование холодного резерва. Если говорить об узелковом батике, то здесь все очень просто. Чтобы получить необычный узор, понадобятся камешки разного размера. Их завязывают в ткань и после этого окрашивают ее.

Шибори имеет определенную схожесть с узелковым батиком. Только в этом случае полотно складывают в определенном порядке, закрепляют его, а затем окрашивают. Результат получается очень необычным и красивым.

Техника штамповки позволяет существенно сэкономить время. Таким методом можно создавать невероятно изысканные вещи. Только вначале необходимо до мелочей продумать будущую цветовую гамму.

Виды батика

  • холодный;
  • горячий;
  • окрашивание скрученной и связанной ткани;
  • свободная роспись.
  1. В горячем батике в качестве резерва используют воск. Его наносят специальным инструментом, который называется чантингом. Воск ограничивает распространение краски, так как не поглощает её. Его расплавляют, поэтому данный вид называется горячим батиком. Краска наносится в несколько слоев. По окончании работы воск удаляют. Таким способом чаще всего расписывают хлопчатобумажную ткань.
  2. Холодный батик прекрасно подходит для декорирования шелка, искусственных тканей. В этой технологии используются краски на основе анилина. Резерв может быть жидким, когда он приготовлен на основе бензина и густым, если имеет резиновую составляющую. Есть бесцветные и цветные резервы. Резиновые наносят из тюбиков, а бензиновые посредством стеклянных трубочек с резервуарами. В холодном батике однослойное нанесение краски, поэтому работа требует большей аккуратности по сравнению с горячим способом.
  3. Свободная роспись применяется на тканях из синтетических волокон и натурального шёлка. Для нее чаще всего используют анилиновые красители и масляные краски.
  4. При узелковом батике на окрашиваемой поверхности сначала завязывают много мелких узелков, перевязывая их ниткой. После окрашивания их удаляют.
  5. Складной батик или «сибори» — это перевязывание ткани определенным образом с последующим окрашиванием.

Инструменты и вспомогательный состав

Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:

  • яичную скорлупу;
  • мелкие камушки;
  • древесные щепки;
  • ровные маленькие дощечки;
  • прищепки бельевые;
  • пробки;
  • крышки и другое.

Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.

И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике. Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.

Холодный батик: техника выполнения для начинающих

Тем, кто решил заняться холодным батиком, необходимо приготовить:

  • постиранную и проглаженную ткань (шелк или хлопок)
  • акриловые краски или гуашь
  • резервирующий состав, стеклянную трубочку для его нанесения и спринцовку
  • пяльцы или подрамник
  • кисточки натуральные или синтетические, воду и салфетки для их очистки
  • палитру для смешивания и разведения красок
  • трафарет


Холодный батик: техника выполнения После того, как инструменты подготовлены, можно приступать к работе:

  1. Закрепите ткань на раме или пяльцах таким образом, чтобы она оказалась плотно натянутой.
  2. Нанесите на ткань рисунок при помощи карандаша (можно использовать трафареты и шаблоны).
  3. Аккуратно повторите контур при помощи резервирующего состава. Следите, за тем, чтобы контур не прерывался, а резервирующий состав хорошо впитывался в ткань.
  4. Оставьте на 1 час для высыхания.
  5. Проверьте контур на целостность, подкорректируйте, если есть недоработки, оставьте для окончательного высыхания.
  6. В то время, как контур досыхает, промойте трубочку бензином и оставьте сушиться.
  7. Нанесите краску на рисунок. В первую очередь наносят светлые тона, затем более темные. При этом используют как концентрированную, так и разбавленную краску.
  8. Лишнюю влагу с закрашенных крупных частей картины уберите при помощи сухого ватного диска.
  9. Оставьте рисунок на сутки для высыхания.
  10. Снимите с рамы.


Холодный батик для начинающих

История техники

Ручная роспись ткани, называемая батиком, известна людям очень давно. Этой техникой пользовались в Японии, Египте, Китае, Африке и на Руси. Местом, где появилась техника, считается Индонезия, остров Ява. Хотя в последнее время археологи находят полотна, раскрашенные в этом стиле еще в древнем Египте и Китае.

До сих пор ученые и археологи ведут споры, когда именно зародилось искусство тканевой росписи. Одни говорят, что данной техникой пользовались в начале нашей эры, другие соотносят ее появление с изобретением «резерва»: так называется прибор для нанесения горячего воска на ткань (14 век). Как бы то ни было, история горячего батика начинается гораздо раньше, чем батика холодного.

Название «батик» впервые встречается в Голландии в 18 веке. Жители острова Ява именовали эту технику «амбатиком».

Яванцы наиболее искусно делают ткани, расписанные в технике «батик горячий». Этот народ подарил миру ткани нереальной красоты, именно на Яве живут самые известные дизайнеры в мире батика.

И это неудивительно. Искусство ручной росписи ткани передавалось яванцами из поколения в поколение, причем каждый род имел свою личную неповторимую технику. Изначально на Яве одежду, расписанную в стиле «горячий батик», могли носить лишь представители «голубых кровей», однако со временем, когда ткань стали расписывать и на продажу, аристократия начала подключать к кропотливой работе и простолюдинов.

В 1835 году в Голландии появилась первая фабрика, производящая полотна расписанные в технике батика.

Холодный батик появился лишь в первой половине ХХ столетия. Изобретен раствор, позволяющий без нагрева наносить резерв на ткань, был в России.

Что представляет собой батик

Несколько способов нанесения росписи на ткань вручную называют батиком. Основные виды выполняются по принципу обводки элементов рисунков замкнутыми контурами, наносимыми с помощью средств со специальными составами. Они препятствуют растеканию жидких красок на полотне за границы линий рисунков.

Контурные смеси приготавливаются из воска, парафина, в их составах имеются различные смолы, некоторые изготавливают на основе бензина, резинового клея и других компонентов. Слово «батик» переводится с индонезийского как «капли воска». Существуют также виды батика, выполняемые без использования резервирующих контуров.

История происхождения

Различные способы росписи тканей появились еще с древних времен, более 2000 лет назад. Наиболее распространены были на Востоке — в Китае, Японии, Малайзии, Перу, Индии.

В этих странах расписывали шелковые ткани, достигая при этом высокого мастерства, вещи получались изумительной красоты. На территории Африки также расписывали ткани, только другими способами, отличными от восточных.

  • Новый виток это искусство получило в Индонезии на острове Ява в 12 веке.
  • Поэтому история возникновения техники батик считается с этого времени.
  • По индонезийской технологии контуры рисунков наносились воском, как в современном горячем батике.
  • Индонезийцы не только достигли высокого мастерства росписи тканей, но и придавали таким вещам особый сакральный смысл.
  • Они верили, что выполненный вручную батик обладал мощными защитными силами, исцеляющими от болезней свойствами.

Сейчас этот вид искусства росписи на тканях широко распространен и популярен во многих странах мира. Смотрите на фото, что можно выполнить техникой батик на изделиях из ткани.

Для многих этот вид творчества стал любимым хобби, отличным способом делать свои вещи красивыми, оригинальными. Многие художники создают в технике батика свои шедевры.

Виды горячего батика

Существует несколько разных техник горячего батика, которые применяют, чтобы расписывать шелковые платки. В зависимости от выбранного вами стиля, узор на ткани может получиться четким, расплывчатым, с плавными или резкими цветовыми переходами, с брызгами, пятнышками и линиями.

Простой батик

Эта роспись по ткани также называется рисованием в одно перекрытие. Изначально рабочие инструменты нужно прогреть до температуры плавления резервирующего состава, иначе он застынет на них еще до начала рисования.

На натянутые в раме шелковые платки мастер наносит воск, рисуя им причудливые узоры, фигуры и картинки. Только после застывания резерва можно наносить краску равномерным слоем на всю поверхность полотна с помощью ватного тампона.

Иногда перед тонированием всей площади контрастным цветом заполняют отдельные участки, окольцованные резервом, чтобы сделать картину разноцветной.

Сложный батик

Этот метод является последовательным повторением простого батика несколько раз. После того, как вы нанесли первый слой краски на свои шелковые платки, работу можно продолжить двумя способами:

избавиться от воска первого этапа, нанести новый и снова покрасить полотно;

нанести рисунок резервом поверх старого, перекрывая некоторые уже окрашенные участки.

Постепенное наслаивание цвета должно происходить от самого светлого к самому темному — лучше наносить не более четырех слоев.

Работа от пятна

Делать рисунки на ткани в этой технике сложнее всего, но результат действительно стоит усилий! Работа немного похожа на сложный горячий батик, но изначально наносится не резерв, а разноцветные пятна светлой краски.

Когда краситель высыхает, сверху резервом прорисовывают сложные, как правило — растительные орнаменты, вокруг которых снова наносятся разные цветовые пятна. Этот процесс можно повторят до трех раз, после чего полотно с рисунками резервом покрывается темной краской, способной скрыть излишки и неровности цветовых пятен.

Инструменты и материалы

Начать стоит с ткани. Батик всегда максимально раскрывает свои возможности, если работать приходится на натуральной ткани. Если вы новичок, то начинайте с батиста, крепдешина, бязи. Когда рука уже набита, можно попробовать свои силы на креп-жоржете, туали, а также креп-шифоне. Если очень хочется прикоснуться к искусству росписи по шелку, то с натуральными материалами работать хоть и ответственнее, но приятнее, тогда как искусственный шелк очень неудобен.

Что нужно знать о подрамниках.

  • Подрамник – это каркас, на который натягивают ткань для упрощения работы с ней. Если предполагается маленького размера роспись, можно заменить подрамник пяльцами.
  • Работы средние и большие по размеру предпочтительнее выполнять на подрамниках из мягких пород дерева, при этом кнопки для закрепления материала должны легко в них входить.
  • Более удобен раздвижной подрамник, он не занимает много места и является универсальным приспособлением. Конструкция состоит из четырех реек, соединенных между собой, а габариты подрамника могут подгоняться по размерам работы.
  • Перед натяжкой имеет смысл заклеить подрамник малярным скотчем – это убережет его от растекающейся краски.

Основной инструмент – стеклянная трубочка, служащая для нанесения резерва. Состоит она из трех частей: длинной части, шаровидной и изогнутого носика. Трубочка очень хрупкая, ее нужно беречь и промывать после каждой работы любым растворителем. Если внутри образовалась пробка из засохшего резервирующего состава, нужно очень деликатно прочистить проволокой изогнутый носик.

Краски для батика бывают двух видов: термозакрепляемые и парозакрепляемые. Многие профессионалы предпочитают работать с красками, которые требуют именно термической обработки, то есть проглаживания горячим утюгом. Контуры и краски для батика сегодня выпускаются под брендами «Декола», «Гамма», «Гутта» – это достойные материалы для батика.

Резерв – это адгезивный полужидкий компонент, отграничивающий окрашенные области на ткани. Есть прозрачный резерв, который далее смывается теплой водой, а есть резерв, смывать который не нужно: он фиксируется на ткани и становится частью работы.

Сама роспись выполняется кистями, которые могут быть сделаны из синтетических волокон или натурального волоса белки, пони, колонка. После работы непременно промывайте их в мыльной теплой воде. Применять губки тоже можно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector