Как оформить разделочную доску городецкой росписью
Содержание:
- Особенности росписи
- Как выполняют городецкую роспись
- Применение в жизни
- Изучаем городецкую роспись для начинающих мастеров
- Как изобразить розу в городецкой росписи
- Обучение детей в детсаду и младшей школе
- Ход занятия
- Актуальные приёмы для городецкой росписи
- Оживка в росписи птиц
- Ход занятия:
- Основные виды росписи
- Как правильно выполнять городецкий бутон
- Работа с шаблонами
- Немного истории
- Цвета городецкой росписи
Особенности росписи
В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.
Звонкая масленица. Черткова В.А. Городец.
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем.
Грибная пора. 1989 г. Городец. Черткова В.А.
Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно.
По выражению А. В. Бакушинского городецкий мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…»
Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.
Городецкая роспись
Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями.
Ку-ка-ре-ку — радость вам несу… Петух. Любви, удачи. г. Городец. Беспалова Л.Ф.
Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов.
Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.
Фрагмент панно. Коллекция музея игрушки.
Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов.
Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.
Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.
Фабрика
В 1936 г. была основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.
- Панно «Шли мы улицей играли…». Е.Н. Староверова. Дерево, темпера, лак. 70х30см
- Панно. Городецкая роспись
- Парочка в экипаже. Коллекция музея игрушки
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0. Авторство фото: 1, 2, 3 — shakko, CC BY-SA 3.0.
Как выполняют городецкую роспись
Чаще всего для выполнения городецкой росписи используют темперу – краски, приготовленные на основе натуральных сухих порошковых пигментов и/или их искусственных аналогов. Можно использовать гуашь, в которую добавлен клей ПВА. При работе с гуашевыми красками нужно знать, что после высыхания они приобретают белесоватый оттенок, поэтому каждом слою необходимо полностью просохнуть прежде, чем наносить другой слой краски. Все основные цвета должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный. При работе с красками необходимо следить за тем, чтобы кисти не засыхали, так как если их не отмыть вовремя, то придется их выбросить. Техника выполнения городецкой росписи значительно проще, чем хохломской росписи, особенно если сравнивать подготовку деревянной основы. Городецкая роспись выполняется непосредственно на деревянной основе или же основа грунтуется красным, желтым, черным цветами. В первую очередь на выбранной поверхности тонкими линиями при помощи карандаша намечают композицию будущего узора. Причем главной задачей здесь является наметить размеры и расположение самых основных элементов – узлов композиции, например, цветов и животных. Однако карандаш используется далеко не всегда: опытные мастера сразу наносят рисунок красками, считая, что именно такая технология является правильной. Что касается средних и мелких деталей, то они играют дополняющую роль и мало влияют на всю композицию в целом. Узлы композиции, как правило, выполняют широкой кистью и более светлой краской. Поверх светлых пятен наносят более темные мазки того же оттенка, например, у голубого элемента создают синюю обводку. Вся городецкая роспись состоит из таких элементов, как скобки, капли, круги-подмалевки, спирали, дуги, штрихи и точки. Причем штрихи и точки наносят тонкой кистью на заключительном этапе росписи – они называются «оживкой» и придают работе законченный вид. После высыхания рисунок можно покрыть бесцветным масляным лаком или нитролаком. Для нанесения масляного лака использовать кисть, тампон или краскораспылитель, а для нитролака – исключительно краскораспылитель, так как в этом случае поверхность будет более ровной и гладкой. Лак следует наносить в 2-3 слоя, причем каждый слой требует полной просушки. Таким образом, образуется качественная пленка, способная защитить городецкую роспись от механических и химических повреждений.
Применение в жизни
Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям. Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков. В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.
Роспись используется на деревянных поверхностях кухонных досок, тарелок, ложек, солонок и даже на мебели. Она уместна на столиках и стульях.
Как и другие виды росписей, городецкие рисунки используются в аэрографии машин, телефонов, ноутбуков и других пластиковых и металлических поверхностей, используя при этом трафареты.
Изучаем городецкую роспись для начинающих мастеров
Рисунки в технике городецкой росписи очень символичны – конь символизирует богатство, птицы – счастье, а цветы – здоровье и процветание. Основными мотивами рисунков являются всадники на конях, барышни в пышных, красочных платьях, различные торжественные мероприятия – ярмарки, свадьбы, народные гуляния или просто городские улицы, т. е. все элементы росписи передавали жизнь и быт обычных людей. Причем животные всегда изображались только в профиль, а люди в анфас. Кроме того, городецкие картинки всегда насыщены цветами – в виде букетов, гирлянд или они просто хаотично разбросаны по всей работе.
Традиционно рисование в технике городецкой росписи выполнялось по дереву – узорами украшали прялки, шкатулки, сундуки, дуги, детская мебель, разделочные доски и прочие предметы быта. Но на начальном этапе можно пробовать свои силы и на бумаге, чтобы руки привыкли к изогнутым формам, к переходам от тончайших линий к широким мазкам и прочим необычным элементам рисунков.
Давайте немного прикоснемся к народному творчеству и попробуем нарисовать основные виды цветов, которые присутствуют в городецких рисунках. Для этого нам понадобится лист бумаги, карандаш, кисточка и гуашь вишневого цвета.
В начале работы на листе бумаги рисуем четыре круга – три одинаковых, а четвертый чуть поменьше и с помощью кисточки и краски делаем пятнышки круглой формы на каждом круге – это будут носики цветов. На первых двух кружках носики будут располагаться по центру, а на остальных – сбоку.
Далее начинаем дорисовывать наши цветы как показано на фото, выполняя лепестки краской того же цвета. По окружности первого круга рисуем дугу, начиная с еле заметного касания кисти бумаги, постепенно увеличиваем нажим и заканчиваем работы снова еле заметным касанием – получился бутон. В центральной части второго круга прорисовываем аналогичную дугу, а по краю окружности, дугами меньшего размера, выполненными по тому же принципу, рисуем лепестки – у нас получилась роза. По окружности третьего круга прорисовываем такие же лепестки, получая, таким образом, розан. Из четвертого круга будем делать ромашку, используя уже другую технику – примакивание, чтобы нарисовать капельки вокруг носика цветка.
Вот такими не хитрыми способами прорисовываются цветы в городецкой росписи. Теперь и вы сможете расписать, какой-нибудь предмет домашнего обихода и преподнести в качестве подарка близкому человеку. Если вам предстоит при этом рисовать большое количество цветов, то можно использовать шаблоны и трафареты кружочков с помощью циркуля и использовать их в работе.
Теперь давайте поэтапно разберем, как выполняются цветы в технике городецкой росписи.
Этапы выполнения цветов.
Подмалевок – это тот самый цветной кружочек, который служит основой всех цветов в городецкой росписи. Для цветов в этой технике рисования традиционно используется краска красного, вишневого, розового, голубого и синего цветов. При этом цветы синего и голубого цвета могут совсем отсутствовать на картине или занимать не более 1/4 ее части.
Наведение лепестков – после того, как гуашь с подмалевками подсохла, начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые хотите нарисовать и более темной краской делаем их наведение.
Оживки – это украшение цветов с помощью точек и штрихов. Делаются оживки с помощью белой гуаши и тонких художественных кистей №2 или №3. Точки ставятся по центру носиков всех цветов, а также делается окантовка носиков у ромашек и розанов. Носики бутонов и роз украшаются белой дугой. Завершают этот этап штрихи, которые наносятся на розы.
Таким образом, если придерживаться традиционных правил нанесения рисунков в этой технике, то городецкая росписьуже не будет казаться для начинающих чем-то сверхсложным и недостижимым. Ее могут освоить даже дети, стоит лишь приложить определенные усилия и как говорится, «набить» руку. Кроме того, сейчас достаточно много различных художественных учебных заведений, где обучение этому виду творчества адаптировано как для детей, так и для взрослых.
Предметы домашнего обихода, расписанные в городецкой технике, популярны и по сей день, ведь рисунки на досках для разделки, шкатулках или кухонных лопатках способны украсить интерьер любого, даже самого современного жилища.
Как изобразить розу в городецкой росписи
Другое название элемента – роза-дикуша. Она может быть написана по цветному фону, но есть вариант и рисования на неокрашенном древе.
Поэтапное рисование розы, написанной по фону:
- Выполните красный кружок-яблочко. К кружочку припишите лепестки-скобочки (с нажимом). Каждая скобка выполняется так, чтобы фон был заметен внутри нее.
- Серединка розы состоит из краплачного кружка и серпика, последующего узора белилами. Белый узор включает тычинки, мелкие скобочки и «жемчужинки».
- Разживку в середине розы можно сделать не только «жемчужинками», но и тонкими параллельными штрихами.
Обучение детей в детсаду и младшей школе
Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.
Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:
- бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
- потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
- мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.
В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:
- набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
- Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
- прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
- покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.
Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.
Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.
Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?
Дети: страх,тоску,грусть…
Воспитатель: А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?
Дети: цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …
Воспитатель: Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.
Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?
Дети: в музее.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт.На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Ромашка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?
2. Основная часть. Игра «Собери картинку». -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?
Дети: разделочная доска.
Воспитатель:- а вы догадались какая это роспись?
Дети: Городецкая роспись.
Воспитатель: По каким элементам вы догадались?
Дети: по элементам -розан, бутон, листочки.
Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.
Чтение стихотворения «Городец».
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
-А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.
Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).
Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).
Словно чудо тут и там распускается … (розан).
Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.
Физминутка
Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)
Закрывают лепестки,
Головой качают, (Дети приседают)
Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.
Воспитатель: Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.
1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).
2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.
3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.
3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).
Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?
Дети: ромашка, бутон, городецкая роза.
Воспитатель: правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.
Актуальные приёмы для городецкой росписи
Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.
Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.
У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе
Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.
Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке
Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:
Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью
При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.
Тенёвка
Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.
Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.
Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи
Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.
Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.
Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете
Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»
Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).
На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.
Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.
Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.
Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки
Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.
Оживка в росписи птиц
Оживка на пташке выполняется белой краской, используется специальная тонкая художественная кисть.
Какие элементы присуще оживке:
- Штрихи – разнятся по длине и ширине. Кисточку в руках нужно держать отвесно, едва касаясь листа кончиком кисти, нужно провести линию в начале и конце с определенным нажимом посреди.
- Капельки. Их делают методом примакивания: бок кончика кисточки плавно и легко прикасается к бумаге, на ней остается след в виде капли.
- Дуга. Кисточка держится перпендикулярно листу бумаги, вначале наведения дуги кисть едва прикасается к бумаге, затем на инструмент нужно сильно нажать, и вновь перейти к тонкой линии.
- Точки можно поставить обратной стороной кисти.
Художник, рисующий разные элементы и, в особенности, переходящий к оживке, должен «набить руку». Расчетливые, уверенные и твердые движения – вот что даст максимально приближенный к каноничному рисунок
Очень важно, чтобы в рисунке перьев появлялся ритм, чтобы птица на предмете росписи становилась динамичной. У зрителя должна такое впечатление создавать городецкая роспись: птица с цветами вокруг себя будто скоро пустится в пляс, или взлетит на забор и пропоет свою утреннюю песенку
Рекомендуем познакомиться с еще одним популярным изображением городецкой росписи, прочитав статью: «Роспись городецкой лошадки — поэтапное описание, мастер-класс».
Узнаваемый, с детства любимый сюжет – прекрасная сказочная птица в обрамлении цветущего великолепия – может украсить кухонную утварь (разделочные доски, лопатки, хлебницы). И такая пташка станет символом добрых вестей, которые постоянно будут прилетать в ваш дом.
Ход занятия:
Воспитатель- «Доброе утро» придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться
Дети- «Доброе утро»
Воспитатель- «Добро утро» улыбчивым детям
Пусть доброе утро длиться до вечера
— Ребята, сегодня у нас занятие по декоративному рисованию
Декоративное рисование- это украшение различными орнаментами предметы быта, посуды, шкатулок, мебели. Орнаменты которые мастера используют для росписи, Бывают самые разные. Посмотрите какую выставку для вас приготовили мастера разных орнаментов.
-Ребята давайте вспомним и назовем какие росписи вы знаете (хохломская, гжельская)
Ребята как вы думаете почему роспись называется городецкой? (мастера жили городе Городец, поэтому роспись называется городецкой.)
Городецкая роспись по дереву знаменитый народный промысел Нижегородского края. Название роспись получила от города Гордец.
Городецкие мастера изготавлевали из дерева различные предметы: солонки, коробочки, шкатулки, разделочные доски и другие предметы быта.
Городецкую роспись трудно спутать с какой либо другой, как величаво её своеобразие. Очень нравится Городецким мастерам рисовать различных птиц-фазанов,петухов,кукушек,голубей.
Ни одно Городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов похожих на купавки, бутоны, ромашки. Ещёмастера любили изображать: прогулки кавалеров с дамами, всадников, словно чудо тут и там распускается.
2) Она круглая как чашка (разан) а зовут её (ромашка).
3)Ей в жару не будет жарко, она в воде, она (купавка).
4) Он не броский, круглый он. – нераскрывшейся (бутон).
Из каких элементов состоит Городецкая роспись (Разан, купавка, бутон, листья).
Как вы думаете что делает нарядными, красивыми и живописными Городецкие узоры (оживка)
Оживка-это белые штрихи, на элементах узора. Он оживляет и освежает рисунок.
А разживка – это штрихи на элементах чёрных красок делают рисунок ярким и выразительным.
Городецкая роспись, как же её нам не знать?
Здесь жаркие кони, Молодецкая сталь.
Здесь такие букеты, что их даже не описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать, ни пером описать!
Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь
Птицы смотрят из ларца
ЧУДО РОСПИСЬ
ГОРОДЦА!
Ребята а хотите стать Мастерами и Мастерицами?
У меня есть заготовки, и я вам предлагаю нарисовать свой Городецкий узор САМОСТОЯТЕЛЬННО!
НО с начало разомнём пальчики!
Пальчиковая гимнастика «Кисточка»
Кисточку в руках катаю.
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик,быть послушным научу!
Звучит спокойная Русская народная музыка.
Дети САМОСТОЯТЕЛЬНО работают.
Пока краски подсыхают,предлагаю вам немножко отдохнуть.
И давайте проведём физкультминутку?
«Цветы»
Дети приседают, изображая нераскрывшиеся бутоны цветов.
«Раз-два-три выросли цветы!» Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх, раскрывают пальчики.
К солнцу потянулись высоко! – тянутся на носочках, смотрят вверх.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелёчки качал.
Раскачивают руками влево-вправо над головой.
Влево качнулись- низко пригнулись –Накланяются влево
Вправо качнулись – низко пригнулись – Наклоняются вправо
Ветерок, убегай! Грозят пальчиком
Ты цветочки не ломай! Приседают
Пусть они растут, растут, Медленно приподнимаются
Детям радость принесут! Руки вверх, раскрывают пальчики.
И так, краска подсохла, можно нанести оживку.
«Выставка работ»
И так 1) Расскажите, какие элементы вы использовали? (рассказывают 3-4 ребёнка)
С чего начинаем рисовать Городецкие цветы?
На сырую или на сухую наносится оживка?
Какой узор мы с вами рисовали? (Городецкие)
Основные виды росписи
Данный вид декоративно-прикладного искусства передавался из поколения в поколение. Взрослые вместе с детьми изображали оригинальные узоры по народным мотивам, которые позже обрамлялись в рамы. Популярным считалось декорирование с помощью росписи различных предметов интерьера. В таком виде дошло данное искусство до сегодняшних дней, когда декоративной росписью по дереву украшают мебель, посуду, игрушки, музыкальные инструменты.
В качестве материала для работы мастера используют красящие составы разного назначения. По дереву можно рисовать гуашью, акрилом, акварелью и даже маслом. Изготовить самостоятельно красивую расписную доску для нарезки продуктов не составит труда даже ребенку: весь процесс состоит из подбора рисунка, его перевода на поверхность, постепенного разукрашивания. Немаловажным считается достигнуть правильного сочетания цветов, чтобы досочки выглядели гармонично.
Техники росписи бывают трех видов:
Хохлома – характеризуется черным фоном, а также желтым и красным цветами, где изображаются причудливые цветы.
Городецкая роспись – основные мотивы составляют рисунки, посвященные городским сценкам, былинам и цветочным композициям.
Мезенская роспись – вид рисования по дереву, основными сюжетами которого являются орнаменты и кони.
Чтобы научиться выполнять роспись по дереву, необходимо ознакомиться с основными приемами, о которых можно узнать в следующих разделах.
Как правильно выполнять городецкий бутон
Выполнение работы должно проходить с использованием масляных красок, если вы хотите полностью повторить опыт городецких мастеров. А для этого, перед тем, как нарисовать цветок, нужно точно понимать, какие цвета будете использовать. Если смешать белый и киноварь, получится розовый. Если смешать белый и кобальт синий, образуется голубой. А при слиянии желтого и красной железо-окисной выйдет светлая охра. Если же, наконец, смешивать желтый и окись хрома, добавить красную железо-окисную, получится городецкая зеленая.
Рисовать бутоны в городецкой росписи нужно так:
- Сначала наносится подмалевка – кисточкой на основе рисуются кружки однородного ровного цвета.
- Следующий этап – теневка с использованием черной и бордовой красок.
- Разживка (белевка) – это последние штрихи бутона, именно от расположения белого цвета зависит, в какую сторону будет раскрываться цветок.
Сначала натренируйтесь на бумаге: создайте для себя цветочные прописи, в которых элементы будут многократно повторяться. Доведите до автоматизма скобочки, точки и круги, которые наносятся с легким нажимом, аккуратными штрихами.
Работа с шаблонами
Часто трафареты применяют в тех случаях, когда нужно ускорить или упростить процесс. Также они могут быть полезными на занятиях с дошкольниками, на уроках технологии во 2 классе. Шаблоны для городецкой росписи вырезают дети или преподаватель.
В учреждениях дополнительного образования, а также в общеобразовательных школах предусмотрены уроки, посвящённые народным промыслам, в частности, росписи. Учитель может выбрать форму проведения на своё усмотрение, в том числе решить, будут ли дети рисовать по шаблонам, без них или вырезать и клеить аппликации.
Занятие с аппликацией
Работа с аппликациями начинается с того, что на перемене дети готовят салфетки, ножницы, подкладные листы, цветные карандаши и клей. Учитель показывает слайды, рассказывает, чем отличается городецкая роспись от других видов, рассказывает о купавке, розе, розане и ромашке, а также о других элементах. Затем ребята знакомятся с планом изготовления расписной дощечки. Для создания аппликации им нужно сделать следующее:
- вырезать листики и розаны;
- составить рисунок;
- приклеить элементы к картону;
- вырезать птичку;
- приклеить её;
- дорисовать недостающие детали;
- оживить рисунок.
Немного истории
История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:
- мебель;
- сундуки;
- сани;
- утварь, используемая в помещении.
Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.
После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.
В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.
Цвета городецкой росписи
Изначально для рисования использовали яичные краски. Постепенно их сменили темперные, масляные и гуашевые составы. Красящий элемент большим пятном наносили на полотно, без формирования четких контуров.
В первое время мастера выполняли роспись на загрунтованных поверхностях. После Второй мировой войны для основы выбрали необработанную древесину. Это придавало изображению легкость и прозрачность.
- Замалёвки. Для ягодного и цветочного орнамента использовали такие оттенки, как: розовый, бордо, голубой, красный и т.д. Для листочков брали насыщенный зеленый цвет без примесей. Маленькие росточки и завитки иногда красили коричневым цветом.
- Теневка. Основные оттенки: черный, синий и коричневый. Применяя глубокие цвета, на их фоне мастера детально прорисовывали основные элементы узора. За счёт этого приёма удавалось получить яркое изображение. Если для теневки применяли коричневый цвет, роспись была нежной и легкой.
- Разживка. Для нее использовали белоснежный оттенок. Крайне редко применяли желтый. Его брали только в том случае, если листочкам нужно было придать объем.
Основные цвета по номерам
Умельцы в старинные времена чаще всего для выполнения орнаментов применяли следующие оттенки:
- охра (#CC7722);
- розовый (#FFC0CB);
- красный (#FF0000);
- голубой(#00BFFF);
- синий (#964B00);
- белый (#FFFFFF);
- зелёный (#00FF00);
- чёрный (#000000);
- жёлтый (#FFFF00).