Открытое интегрированное занятие на тему «городецкая роспись. элементы городецкой росписи»

Особенности росписи

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.

Звонкая масленица. Черткова В.А. Городец.

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем.

Грибная пора. 1989 г. Городец. Черткова В.А.

Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно.

По выражению А. В. Бакушинского городецкий мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…»

Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Городецкая роспись

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями.

Ку-ка-ре-ку — радость вам несу… Петух. Любви, удачи. г. Городец. Беспалова Л.Ф.

Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов.

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.  

Фрагмент панно. Коллекция музея игрушки.

Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.

Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

Фабрика

В 1936 г. была основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

  • Панно «Шли мы улицей играли…». Е.Н. Староверова. Дерево, темпера, лак. 70х30см
  • Панно. Городецкая роспись
  • Парочка в экипаже. Коллекция музея игрушки

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0. Авторство фото: 1, 2, 3 — shakko, CC BY-SA 3.0.

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.

Изучаем основные элементы городецкой росписи для рукодельниц

Цветочная роспись.

Этот тип изображений используется наиболее часто, т.к. он самый простой в исполнении. Самым простым вариантом будем изображение только одного крупного цветка, выписанного крупными мазками. Круглые предметы, например, элементы посуды, часто украшают следующим образом: по бокам изделия изображают цветочный орнамент, а  на крышечке – узор из бутонов. Для украшения прямоугольных предметов (например, хлебниц), цветочный орнамент может быть вписан в форму ромба.

Рассмотрим основные элементы цветочного типа росписи.

«Букет».

Данный тип орнамента представляет собой симметричное изображение бутонов. Обычно используется для украшения круглых предметов, например, крышек какой-либо посуды или деревянных досок.

«Гирлянда».

Вытянутый «подвид» букета. В центре изображается один крупный цветок, а от него в разные стороны расходятся более мелкие бутончики и листья. Может использоваться при росписи деревянных досок, мебели для детей, шкатулок.

«Ромб».

По своей сути представляет собой «букет», только не круглой, а ромбовидной формы. Этот элемент городецкой росписи часто можно встретить на ставнях, дверцах шкафов или иных прямоугольных предметах. На фото представлена кухонная доска с подобным узором.

«Цветочная полоса».

Один из старейших типов узоров в стиле городецкой росписи, именно так расписывали прялки в XIX веке.  Как и следует из названия, представляет собой плотную полосу из цветков разного размера, которые симметрично чередуются, и небольших листочков. Сейчас этот тип росписи используется при росписи круглых объемных изделий, например, шкатулок. Кажется, что городецкая роспись пестрит невероятным количеством цветов. Однако если присмотреться, можно выделить несколько повторяющихся элементов. Среди наиболее популярных – розан.

«Венок».

Как и следует из названия, представляет собой «цветочную полосу», замкнутую в кольцо.

Помимо цветочных рисунков в городецкой росписи также часто встречаются изображения животных.

Цветочная роспись с мотивами «конь» и «птица».

Элементы такого типа для городецкой росписи часто можно встретить на кухонных досках, однако они могут встречаться и на мебели, и даже на более мелких предметах, например, деревянных ложках. Часто рисунки являются парными и изображаются симметрично по две стороны от условной центральной линии изделия. При этом обе стороны не обязательно могут быть совершенного одинаковыми, распространенным вариантом также являются дополняющие рисунки (черный и белых конь, петушок и курочка). Иногда встречаются комплекты из трех элементов, где два крайних являются симметричными, а центральный не имеет пары.

Лошади и птицы изображаются посреди деревьев или в окружении пышных орнаментов. Считается, что подобные мотивы имеют определенное значение. Например, петух или конь считается символом солнца, удачи, процветания. Парное изображение петуха и курочки является залогом семейного благополучия, пожеланием счастья и множества детей.

Сюжетная городецкая роспись.

Наиболее сложна для рисования. Эти картинки изображают сценки из деревенской жизни – уборку урожая, свидания, танцы. Также часто встречаются иллюстрации к различным сказкам.

Конечно же, изображение каждой фигуры имеет свой скрытый смысл. Молодой мужчина на коне – это жених. Девушка-красавица, стоящая около березки – это невеста. Очень популярным является изображение застолий, причем заставленный кушаньями стол выписывается не менее тщательно, чем персонажи. Это является пожеланием богатства и процветания.

Городецкая роспись отлично подходит для занятия с детьми любых возрастов. Для дошкольников больше подойдут простые цветочные узоры, которые рисуются крупными мазками, а с ребятами постарше можно уже попробовать более сложные изображения.

Смена эпох и творческого пути

Новая жизнь увлекла Городецкого. Он начинает писать политические стихи – агитки, становится видным литературным деятелем Закавказья.

Поэзия его все больше приобретает «пролетарский» характер. В 1919 году Городецкий написал цикл стихотворений «Алая нефть» о бакинских рабочих. В декабре того же года им были написаны стихи «Кофе» о тяжелом труде на плантациях острова Ява. Очень скоро «Кофе» было переведено на несколько европейских языков.

Уже в Баку, с приходом в 1920 году Красной Армии, он активно начал сотрудничать с новой властью: был руководителем агитационного отдела РОСТА и литературной частью политуправления Каспийского флота, редактировал журналы и выступал со статьями и лекциями на темы музыки, живописи, русской поэзии и культуры кавказских народов.

Летом 1920 года поэт приехал в Петроград, где А. Блок организовал вечер поэзии Городецкого.

Осенью Сергей Митрофанович уехал за семьей в Баку. По его воспоминаниям, ехали целый месяц, и он в купе вагона запоем читал книгу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Прочтение этой книги, по признанию самого С. Городецкого, стало для него «подлинным университетом».

Только осенью 1921 года Городецкий приехал в Москву. Здесь он до 1932 года работал в газете «Известия», до 1924-го — руководил литературной частью Театра революции. Все это время он также писал и прозу, и стихи. Наряду с этим печатал много стихов-приветствий пролетариату.

Тогда же он пытался возродить «новый акмеизм». В 1925 году московский «Цех поэтов» выпустил сборник «Стык» со стихами П. Г. Антокольского, М. А. Зенкевича, В. М. Инбер, И. Л. Сельвинского, Г. А. Шенгели и А. В. Ширяевца.

На протяжении 1920-х годов Городецкий искал себя в литературе, часто публикуя новые произведения.

Поэтапное выполнение городецкой ромашки

Подберите цвет – например, оранжевый, он будет хорошей основой для цветка.

В городецкой росписи ромашка рисуется так:

  1. Выполняется кружок (в идеале все тем же одним замыкающим движением).
  2. После высыхания краски оранжевый кружок нужно обвести красным цветом. А в центре оранжевого кружка ставится маленький краплачный кружок.
  3. Затем осуществляется белильная разживка в 4 этапа: белильная точка и белильные «жемчужинки» в центре краплачного кружка, оранжевый кружок с белильными скобочками с нажимом, а в центре легкий многолепестковый цветочек. На наружном крае цветка скобки с нажимом уже более крупные. И завершается разживка легкими белильными мазками между скобками наружного края.

Такой ажурный цветок может украсить любую гирлянду или «букет».

Как создаётся городецкая роспись

Городецкая роспись – это роспись по дереву. Городецкие мастера пишут свои работы масляными красками. Для росписи используется большое количество кистей (беличьих, колонковых, плоских из мягкого волоса для подмалёвка и других) разных размеров – для разных видов работ, а работа над сложным городецким изделием может продолжаться несколько дней. Кисти для работы размещают на специальных деревянных подставках.

Кисть художник держит строго вертикально, упираясь мизинцем в поверхность изделия.

В городецкой росписи существуют свои особые приемы изображения цветов, гирлянд, букетов, вазонов с цветами, животных и птиц, человеческих фигур и др. Городецкий художник обычно пишет без предварительного рисунка, его мазок всегда точен.

Роспись выполняется в два этапа: «подмалевок» и «оживки». Цветы – в три этапа.

Сначала на изделие наносится фон (одновременно это и грунтовка). Затем по нему наносятся крупные цветовые пятна – «подмалёвок». Для «подмалёвка» используются широкие плоские кисти — флейцы. Флейц обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов). Например, все кони целиком закрашиваются черной краской, кроме сбруи, окрашиваемой киноварью. Черной краской закрашивают туловища птиц, краплаком (краска тёмно-красного цвета) – хвосты птиц, голубым и розовым – подмалёвки цветов, зеленым – крылья птиц и листья.

Выполнение подмалёвка – простой прием, он доступен любому человеку даже без опыта. Главное в этом процессе – размазывать краски тонким ровным слоем, чтобы нигде не было пробелов или наплывов краски. Для этого и используют широкие кисти.

После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи.

Второй этап – «оживки». Это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной и белой краски.

Для оживок используются художественные кисти. «Оживки» выполняет мастер. Этот приём сразу же преображает роспись: оживают птицы, кони и цветы. В этом процессе существует канон: определённые «оживки» делаются на конях, на цветах и т.д., и этот канон нарушать нельзя.

В «оживках» белые мазки бывают нескольких видов: дуги, капельки, штрихи и точки. От «оживок» зависит вся красота городецкой работы.

«Оживки»

Антикварный салон «Городецкая старина»


Антикварный салон «Городецкая старина».
2

Салон находится в старинном здании бывшей усадьбы купца Петелина – памятнике архитектуры начала XIX века. Он больше напоминает не магазин, а квартиру со старинными предметами интерьера, в которой очень красиво и по-домашнему уютно. Гостеприимные владельцы салона всегда готовы рассказать увлекательные истории о предметах старины и помочь с выбором ценного экземпляра.

Зачем посещать:

Антикварный салон «Городецкая старина» – это настоящий музей, где все можно купить. Все выставленные здесь старинные предметы, когда-то служившие своим хозяевам, теперь стали ценным антиквариатом – это часы, музыкальные инструменты, религиозная литература, русские пейзажи городецких художников, домашняя утварь, мебель и многое другое.

Адрес: Городецкая старина, улица Ленина, Городец, Нижегородская область, Россия.

Техника выполнения городецкой живописи

Роспись наносили на основу из древесины, которую предварительно подвергали грунтовке с использованием черного, красного или желтого цвета. Каждый оттенок «разбеливали», благодаря этому количество колоров в композиции увеличивалось в несколько раз.

На поверхности с помощью тонких штрихов очерчивали основной контур будущего изображения

Отдельное внимание уделяли «узлам» картинки, то есть крупным и центральным деталям. Средние и мелкие элементы играли роль связующих звеньев и часто выполнялись в процессе импровизации

В узлах росписи широкой кистью создавали основу цветка. Чаще всего это было расплывчатое пятно овальной или круглой формы. Поверх светлой «кляксы» наносили темные цвета. Доска городецкая роспись включает несколько простых элементов: скобы, дуги, спирали, капли и штрихи.

Что значат цветы в городецкой росписи?

Городецкий стиль – выразительный, богатый, содержательный. И значительное место занимают в нем цветочные мотивы. Считалось, что местные мастера особенно любили цветы и «разбрасывали» их щедро и пышно на расписном поле. Веселые гирлянды, жизнерадостные букеты и даже цветочные занавесы создавали приятный взгляду узор, гармонично сливались в цветовых сочетаниях.

Городецкие цветы считались символом здоровья, жизненных сил, самого течения жизни – удачной, яркой, активной. Они символизируют процветание, потому и колористическое решение оптимистичное и вызывающее самые положительные эмоции.

Поля, луга и леса вдохновляли мастеров на будущие цветочные узоры, это не фантазийные цветы, а стилизованные изображения реальных растений.

Цветы в городецкой росписи традиционно собирают в «букеты», а они составляют гирлянды. К примеру, один или два крупных цветочка по центру, в стороны от них разойдутся цветы помельче, с листочками. Растения могут вписываться в полосу или круг, могут размещаться серповидно. Ваза с цветами, изображенная на любом деревянном изделии, неизменный символ богатства и достатка.

Сергей Городецкий: краткая биография послевоенных лет

На склоне лет поэт уже не писал так много стихотворений, как в молодые годы. И это естественно. Прожив насыщенную событиями жизнь, встречаясь со многими знаменитыми деятелями культуры, пережив многих друзей и близких, Городецкий много работал над воспоминаниями и биографиями.

После стихов «Послесловие» и «Памяти Радищева», вышедших в 1947 году, он писал многое на заказ, от второго Приветствия партийному съезду 1958 года, стихотворения «Кремль» до кантаты «Песнь о партии».

В 1958 году он издал автобиографическое сочинение «Мой путь».

В 1960-х он написал стихи, посвященные космонавтам, а также стихотворение «Моя обитель» (1967) и много других. Одновременно С. М. Городецкий преподавал на заочном отделении Литературного института им. Горького.

В одном из последних стихотворений, «Арфа», он обращается к музыке, так много значившей для него:

«И кажется, что эти звуки

На волю выведут меня

Из праздной скуки, душной муки

Ушедшего бесплодья дня.»

Сергей Митрофанович Городецкий умер 7 июня 1967 года в городе Обнинске Калужской области, в возрасте 83 лет. Похоронили его в Москве, на Ваганьковском кладбище, в той же могиле, где он двадцать два года назад предал земле прах своей любимой жены.

Актуальные приёмы для городецкой росписи

Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.

Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.

У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе

Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.

Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке

Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:

Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью

При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.

Тенёвка

Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.

Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.

Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи

Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.

Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.

Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете

Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»

Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).

На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.

Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.

Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.

Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки

Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.

О мотивах

История росписи – это желание отразить в творчестве быт, обычную крестьянскую жизнь с ее укладом, праздниками и традициями, циклами и представлениями. Но и сцены из купеческой жизни также передаются в городецкой росписи. По сути, мастер изображал то, что было вокруг него. Домашнее застолье с самоваром да угощеньями, сцены свидания двух влюбленных, отдых на природе – простые сюжеты, ассоциировавшиеся с понятиями радости и счастливых мгновений, кому-то кажутся незатейливыми. Но они правдивы и искренны, как само восприятие народного мастера.

Не обходились городецкие умельцы и без изображения диковинных птиц и животных. А так как видеть этих героев сельским мастерам было негде, образы животных наделялись необычными, волшебными чертами. Оттого эти герои становились нереальными, сказочными. Например, львы и барсы выглядели не только экзотично, но и приукрашенно. Однако их царственный вид впечатлял зрителя.

Если что-то и можно назвать волшебным реализмом, так это городецкую роспись. Окружающий мир приобретал сказочные черты, благодаря работам художников. Это только на первый взгляд образы сдержанные: мастер мог одним прикосновением кисти сделать юношу влюбленным или подозрительным.

Все композиции условно делятся на три вида: чистая цветочная роспись, композиция с мотивом «конь», а также сложная сюжетная роспись.

Начинают обучение промыслу обычно с цветочного орнамента, он относительно прост.

Элементы цветочного орнамента:

  • Букет – симметричный рисунок, который украшал шкатулки и коробочки, солонки, различные чашки, пиалы и стаканчики.
  • Гирлянда – это разновидность букета, при которой один большой цветок находится в середине композиции, а около него «пляшут» цветочки помельче.
  • Ромб – в свою очередь, вариация гирлянды. Из нескольких крупных цветков формируется центр, а бутоны и листья уменьшаются на верхушке ромба. Такой орнамент мог появляться на массивных сундуках, немаленьких разделочных досках, хлебницах и дверцах шкафов.
  • Цветочная полоса – элемент более сложный, в котором есть и верхний, и нижний ярусы.
  • Венок – версия цветочной полосы, только замкнутая. Часто украшает подносы и блюда, винные бочки и шкатулки.

Частые герои городецкого промысла – конь и птица. Животных чаще художник располагает в центре цветущего дерева, эти герои могут быть также обрамлены венком. Наиболее эффектны кони и птицы на красных, черных полотнах.

Если птица изображена в паре – это знак семейной гармонии, благополучия. Конь – символ успеха, процветания, знак того, что ты оседлал удачу и являешься хозяином своей жизни.

Сюжетная роспись украшала крупные деревянные изделия – сундуки, столешницы, блюда. Часто обращались мастера к изображению сцен чаепития, к свадьбам с пышным застольем. Примечательно, что лица героев на таких сюжетных композициях обращены к зрителю, и это делает изображение менее правдоподобным.

Не реже рисовали мастера и экстерьеры домов: резные ставенки, ярких цветов наличники, выразительные печные трубы. Могло изображение дополняться и такими деталями, как колодцы и красивые плетни с кувшинами да петушками на них. Чем больше деталей, тем богаче и интереснее изображение.

Интересное повествование об истории и сюжетах городецкой росписи.

https://youtube.com/watch?v=tEwerIE5h3E

Основы русской росписи, в том числе и городецкой, включены и в образовательные детские программы. Сегодня даже дошкольник может научиться простейшим образцам промысла, но главное, что он взрослеет на примерах яркого, информативного и самобытного народного творчества.

К интересным фактам о городецкой росписи относится упоминание о мореном дубе как особом материале для будущих изделий. Извилистая Узола в период половодья валила на дно и крепкие деревья. Лежавшие на дне реки деревья других пород пропадали, а вот дуб становился только крепче и приобретал красивый окрас. На этой древесине и появлялись яркие городецкие изображения.

Интересные факты о другом популярном виде росписи — гжели, можно прочитать в статье: «История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня».

Они и сегодня интересны исследователям народного искусства, любителям этнографии и культурологам. По примерам городецкой росписи учат рисовать детей: ребята с удовольствием будут расписывать разделочные доски и шкатулки. И древнее творчество будет жить, будет крепчать подобно мореному дубу, который становится только сильнее под водами реки времени.

Элементы цветочной композиции

Каждый цветочек и листочек в этой работе должен находиться на своем месте. Рисунок должен быть уравновешенным, цельным, завершенным. Все лишнее отсекается, остается только приятный глазу узор.

Типы орнамента в цветочной композиции:

  • «Цветочная полоса» – применяют ее при росписи объемных предметов (шкатулок или солонок). Это наиболее простой тип городецкого орнамента.
  • «Гирлянда» — является вариацией «букета», два цветочка размещаются в центре, а в стороны от них уходят цветочки помельче вместе с листьями. Они могут быть вписанными в полосу, а также прямоугольник, круг. Такой тип орнамента применяют для росписи декоративных блюдец, шкатулок и разделочных досок.
  • «Венок» — схож с цветочной полосой, но его отличает замкнутость по краешку шкатулочки или блюдца. Чаще цветочные композиции симметричны относительно цветового решения и размещения мотивов.
  • «Ромб» — вариация гирлянды, где по центру прописывается один или несколько центрообразующих цветков, бутоны и листья же плавно уменьшаются к вершинам ромба. На массивных шкатулках и прямоугольных досочках можно разглядеть такие элементы городецкой росписи.
  • «Букет» — симметричный орнамент, чаще использующийся на блюдах либо досках.

Более подробную информацию о цветочных элементах можно узнать из статьи: «Роспись городецких цветочных узоров: поэтапное выполнение бутона, розы, розана и ромашки».

Сначала для работы брали яичные краски, потом масляные, темперные, гуашевые. На основу их наносили крупными цветовыми пятнами, начального контура не было. Сегодня в росписи активно задействуют и акриловые краски.

Современная городецкая роспись в дизайне интерьеров

Старинный городецкий промысел нашел себя и в современных изделиях – сувенирах, посуде, мебели, детских игрушках, ключницах и многом другом. Сегодня мастера начали использовать масляную краску, что значительно разнообразило цветовую палитру городецкой росписи, однако мотивы, сюжеты и образы остались традиционными. Расписные изделия несут в себе не только декоративную функцию, но и используются по своему прямому назначению: в солонках хранят соль, в хлебницах – хлеб, на разделочных досках – нарезают продукты и т.п. Мебель с городецкой росписью способна придать особый насыщенный колорит даже самому скромному помещению. Однако здесь следует учитывать, что городецкая роспись уже сама по себе яркая и красочная, поэтому помещение, куда вы планируете ее поместить, не должно быть перегружено насыщенными цветами. Например, замечательно смотрится мебель с городецкой росписью, окруженная спокойным однотонным интерьером – в этом случае она во всей полноте проявляет свою нарядность и красоту. По той же причине не рекомендуется в одном помещении размещать большое количество предметов, украшенных городецкой росписью. Одним из популярных направлений дизайна интерьеров является выполнение городецкой росписи на колоннах, стенах, настенных панелях, бордюрах, фризах и др. Узоры и мотивы городецкой росписи, как отмечает Ремонт позитивный, отлично смотрятся в детских комнатах и на кухне, придавая обстановке тепло, уют и радостное настроение.

http://www.remontpozitif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector