Гусли

Урок номер 3 – Гусь сплошными линиями, за несколько шагов

Белолобый гусь – прекрасная картинка. Рисовать его не так сложно. Для этого понадобится немного терпения, и все удастся!

  1. Нужно расположить бумагу горизонтально, взять карандаш и резинку.
  2. Начать рисовать следует с клюва. Его прорисовывают горизонтальной «галочкой».
  3. Прорисовывается вся голова, добавляется шея, это делается изогнутыми линиями, штрихами.
  4. Нижняя линия, обозначающая шею, «протягивается» к ножкам птицы.
  5. Затем обозначают спину – сверху. Обозначаются ступни. Все делается сплошными линиями.
  6. Прорисовываются недостающие части.

Это, конечно, не лебедь, но получилось прекрасно! Такой рисунок приятно рассматривать, особенно если делать его вместе со своим ребенком, можно повесить картину на стену в детской.

Гусли — мзыкальный инструмент доклад

Гусли – небольшой музыкальный инструмент. Наибольшее распространение он получил именно в России.

Гусли изобрели очень давно. Первые, исторически зафиксированные, упоминания их относятся к пятому веку нашей эры. Ходит легенда, что прародителем гуслей, как и арфы, является натянутая струна лука. Отличительной особенностью гуслей является лишь то, что основой, на которую натягиваются струны, является доска из дерева, а не рамная основа. Известным является тот факт, что навыками игры на этом музыкальном инструменте обладали Добрыня Никитич, Садко и многие другие герои эпоса. На Руси гусли появились значительно позже, около одиннадцатого века. На тот момент существовало два вида гуслей: шлемовидные и крыловидные. Очевидно, классификация основана на форме, в которой выполнен музыкальный инструмент. Крыловидные выполнялись треугольной формы. Число струн составляло от пяти до пятнадцати. Шлемовидные имели от десяти от тридцати струн.

Людей, обладающих мастерством игры на этом струнном инструменте, называли гусляры. На многих исторических источниках, что удалось сохранить до наших лет, гусляры изображались в сидячей позе. Музыкальный инструмент располагался на их коленях. Игра происходила за счет защипывания струн. В процессе игры музыкант, как правило, или напевал песни, или слагал былины.

В наше время гусли не теряют своей актуальности. Они активно используются, всячески модернизируются. В данный момент существует три вида гуслей: звончатые, щипковые, клавишные. Прародителем звончатых гуслей являются те самые крыловидные гусли, о которых рассказано чуть выше. Единственное отличие от предков является их форма в виде трапеции. Игра на них была немного модернизирована: музыкант может играть методом защипа обеими руками, или же защипывать лишь одной рукой, второй – приглушать колебания струн. Последний метод игры схож с игрой на обычной балалайке. Гусли клавишного типа имеют основу из метала, с натянутыми на неё струнами. Их внешний вид и структура устройства схожи со звончатыми гуслями, но различается способ управления музыкальным инструментом. Он производится за счет активных нажатий клавиш, общее число которых – двенадцать.

Так как звончатый тип гуслей считается наиболее классическим, он используется, в основном, в творчестве русских народных ансамблей. Сочетание же гуслей щипкового и клавишного типа активно встречается в профессиональных музыкальных коллективах.

Разновидности и типы гуслей

Крыловидные

Довольно интересная разновидность, потому что изготавливается корпус не из еловых, а из клена. Многие эксперты считают, что именно отсюда такое называние. Есть и другое – яворчатые (явор – клен). Но всё равно дека делается из елового массива (идеально) или из дощечек (хуже). Также их называют звончатыми, они имеют диатонический звуковой ряд
. Родственные инструменты: кантеле и коклес. По внешнему виду их довольно просто отличить, так как струны на них натянуты веерообразны и сужаются к «пятке». Корпус нередко скошен, некоторые струны настраивают как бурдонные, то есть они могут звучат при игре непрерывно, не портя песни. Если гусляр затрагивает сразу все струны, то это называется «бряцает». Существует множество приемов, самые распространенные из которых «подщипывание» и «глушение».

Шлемовидные

Такие гусли встретить не так просто – они довольно редкие
. Раньше считалось, что происхождение этого вида – древнерусское, но позже историки выбрали другую версию – поволжскую. Музыкант, который играл на таком инструменте в средние века назывался гудцом. Название дано неспроста, и на самом деле имеет место форма шлема, можно насчитать от 11-ти до 27 струн. Правой рукой «выщипывается» мелодия, а левая зажимаются аккорды. Кладется так же, как и другие разновидности, на колени. Инструмент существует и применятся по сей день. Существуют оригинальные техники игры – когда двумя руками дергаются ноты с разницей в октаву, так играют марийцы.

Лирообразные

Имели широкое распространение на Руси, начиная с XI века, внешне похожи на лиру. Имеют проем (окно) в верней части. Туда помещается левая рука, а правая ударят по струнам в районе держателя. Инструмент упирался в бедро, хорошо, что можно было играть и на ходу. Количество струн: 5. Сейчас лирообразные гусли можно встретить только в музеях и у коллекционеров, применяются они крайне редко, имеют историческую и культурную ценность
. Стоят очень дорого.

Стационарные

Гусли такого типа сильно отличаются от переносных, так как они закрепляются в определенном месте, для облегчения игры. При этом инструменты более серьезные и продуманные, они бывают

  • клавирообразные;
  • столообразные;
  • прямоугольные.

Речь идет

Посмотрите

Как нарисовать гуся — урок 2

Этот гусь, видать, породистый — и на голове у него украшения, и брюхо отвислое — видать, что люди над его внешностью здорово поработали.

Как мы видим, туловище на ходу он держит чуть не под 60 градусов — сильно вверх. Зоб выпирает, крылья благонравно сложены на спине. Шея буквой S:

Лапы разлапистые. Голова круглая и не казалась бы большой, если бы не нарост в основании клюва:

Еще мы приготовили для вас изображения гуся с различными положениям шеи. Шея птицы может изгибаться весьма причудливо, под довольно большим углом. Совсем бы не хотелось давать этим изгибам какие-то названия.

Начинаем рисовать, как водится, с наброска карандашом.

Теперь общий план будущей картинки ясен и мы начинаем рисовать туловище гуся.

Как легко нарисовать гуся карандашом поэтапно для детей и взрослых. Учимся рисовать поэтапно карандашом красивого гуся вместе с ребенком. Узнайте как быстро и легко научиться рисовать красивую гусыню.

Каждый человек в своей жизни хочет научиться рисовать красиво и быстро, дети особенно любят рисовать и хотят научиться красиво рисовать, им интересно научиться рисовать не только природу, солнце, цветы, дома, людей, но и домашних животных, диких животных.

Сегодня посмотрим, как можно легко и быстро научиться рисовать одно из домашних животных, гуся. Возьмите лист бумаги и карандаш, посмотрите внимательно на картинку, где нарисован гусь. Посмотрите расположение гуся, как и где расположены у него разные части тела.

В центре картинки нарисовано туловище гуся, справа хвост гуся, слева голова гуся, внизу нарисованы лапки гуся.

Теперь таким же образом, мысленно, разделите свой лист бумаги для разных частей тела гуся.

Сначала начните рисовать гуся с туловища, туловище гуся нарисуйте в виде большого овала правая часть овала находится ниже, а левая часть туловища расположена выше. Немного выше туловища с левой стороны нарисуйте голову гуся, в виде небольшого круга. Соедините голову и туловище двумя плавными линиями – это будет шея гуся.

В центре головы нарисуйте глаз гуся. С левой стороны нарисуйте клюв гуся он немного похож на два треугольника, кончики клюва острые.

Теперь нарисуйте гусю крыло оно должно быть большое, конец крыла заостренный. Внизу нарисуйте лапки гусю. Лапки у гуся короткие, сзади нарисуйте гусю шпоры.

Дорисуйте крыло гуся, нарисуйте ему перышки, длинные и красивые.

Посмотрите, какай красивый гусь у вас получился. Раскрасьте гуся любыми цветами или оставьте белым, какие вам понравится.

Что такое гусли? Описание, особенности инструмента и интересные факты

В статье мы разберем значение слова гусли, а также поговорим об особенностях данного инструмента. Термин имеет старославянские корни. Он связан со словом «гудеть». Речь идет о русском народном струнном щипковом музыкальном инструменте типа цитры. Название встречается уже в источниках XI века. Оно могло исторически относиться к разнообразным музыкальным инструментам.

Следует отдельно сказать о современном использовании данного термина. Ныне гусли — музыкальный инструмент, который является струнным, щипковым и имеет трапециевидную форму. Схож с цитрой. Музыкантов, играющих на таком музыкальном инструменте, называют гуслярами. Подробности далее.

Урок номер 2 – Другой гусь

Нужно взять все для рисования. Гуся нужно найти в Интернете на фото. Располагается он так же, как первая обозначенная нами птица, но техника рисования немного другая и более детальная.

Начинать урок нужно с того, чтобы внимательно рассмотреть птицу на фото или другом изображении. Понять следует то, как размещены части тела.

  1. Рисовать можно, начиная с головы. Ее можно обозначить в виде неровного квадрата.
  2. Вверху нужно нарисовать глаз, как большой овал, следует прокрасить зрачок. Затем прорисовать клюв. Он не очень большой, немного удлиненный.
  3. С правой стороны изображаем две изогнутые линии – это будет шейка.
  4. Намечаем контуры тела. В целом, оно напоминает неправильный прямоугольник.
  5. Затем делаем набросок хвоста.
  6. Обводим контуры при помощи плавных линий. Затем рисуем лапки.
  7. Осталось дорисовать шпоры на лапках, прорисовать крылья с перьями.
  8. Затем стираются уже не нужные линии, обводится контур поярче, маленькие штрихи наносятся по изображению.

Вот такой красивый домашний гусенок получился. Его можно раскрасить любыми цветами, которые покажутся интереснее. Ребенок будет рад, если ему удалось это изображение.

Разновидности инструмента

Уже в древние времена инструменты имели разнообразие. Щипковые гусли разделяются на несколько видов:

  1. Крыловидные. Такое название они получили, потому что форма их напоминала птичье крыло. Среди простого населения конструкция носила название яворчатая. Причина состояла в том, что для изготовления использовалась кора белого клена или явора. Число струн устанавливалось от 5 до 17. Несмотря на хорошую музыкальность крыловидного инструмента, он больше использовался для аккомпанемента певцам.
  2. Шлемовидные. Это было усложненные гусли, которые появились в конце XIV века. Свое название они получили от слова псалтериум. Так назывался западный щипковый инструмент, имеющий корпус треугольной формы. Здесь количество струн уже насчитывалось от 10 до 26. Играть было значительно труднее, и могли это делать только настоящие мастера. При этом правая рука гусляра вела основную мелодию, а левая зажимала струны, выводя аккорды.
  3. Лирообразные. Родиной такой разновидности является Великий Новгород. Отличительной особенностью разновидности была ее простота. Конструкция имела небольшие размеры, а в корпусе делалось отверстие. Через него пальцы гусляра перебирали струны, которых было 5 штук. Простота и легкость изделия позволяла использовать его во время народных гуляний. В настоящее время таких экземпляров осталось мало. Все они находятся в музеях.
  4. Стационарные струнные. Внешне напоминают рояль. Играть можно только сидя на табурете, перебирая до 60 струн. Предварительно необходимо пройти обучение музыкальной грамоте.
  5. Стационарные: клавишные и струнные. Такая разновидность гуслей появилась в начале XX века. Изобретена она была композитором Николаем Фоминым. В корпусе, наряду со струнами, пятую часть площади занимают клавиши. С их помощью формируются аккорды. Мелодия выводится струнами, на которые нажимают пальцы правой руки играющего человека. Струнный диапазон достигает 6 октав.

Конструкция

Как же, собственно говоря, устроены гусли? На этот вопрос легко смогут ответить те, кто увлекается игрой на гитаре или на арфе. Являясь типичным струнным щипковым инструментом, гусли считаются простыми в освоении именно для гитаристов и многих скрипачей.

На картинках такого музыкального инструмента как гусли можно подробно рассмотреть их строение. Он состоит из деревянного корпуса, на «колышки» которого крепятся струны. Примечательно, что их может быть как мало, так и очень много. Например, известны простейшие трёхструнные гусли, а клавишный инструмент, как мы поняли, содержит до 60.

В зависимости от назначения предмета, в центре «тела» также присутствует голосник, необходимый для хорошего прохождения звука. Материал корпуса – как правило, хвойные породы деревьев, в особенности, ель и можжевельник. Но не забывайте, что крыловидный тип изготавливается исключительно из белого клёна.

Интересное о гуслях

Человека, играющего на гуслях, сегодня называют гуслист, а не гусляр. Именно это название считается верным для профессиональных музыкантов. Впрочем, применительно к древним сказителям чаще всего используют другой термин — гусляр. Народный певец, аккомпанирующий себе на гуслях — это также гусляр. Гуслист — слово закрепившееся уже в XIX веке.

В.М.Васнецов. Царевна-лягушка.

Для развлечения и из эстетических побуждений, при дворе Ивана Грозного был организован личный ансамбль гусляров. Екатерина II также разделяла любовь к звучанию гуслей.

Мировой столицей гусельной культуры считается Санкт-Петербург. Именно там был организован знаменитый «Петербургский клуб гусляров».

Слово «Словиша», которым теперь нередко именуют марки гуслей, ансамбли и группы, было выгравировано на гуслях, найденных на раскопках в Новгороде. На них четко видно слово «Словиша», которое, по всей видимости,- либо имя гусляра, либо название, данное инструменту.

В некоторые периоды истории гусли были вовсе запрещены. Так, с XII по XVI века инструмент считался «порочным». Священники обрекали гусляров на вечные муки, более того — среди вопросов, задаваемых исповедующемуся человеку, были такие: «Пел ли ты бесовские песни? Играл ли на гуслях?» Во время правления Алексея Михайловича Романова гусли массово сжигались. Решение было основано на том убеждении, что такая музыка прославляет языческие верования, а не христианство, тогда уже прочно укоренившееся на Руси.

Как научиться играть на гуслях?

В первую очередь следует выбрать гусли — у каждого вида гуслей свои особенности звучания и настройки

Новичкам рекомендуется обратить свое внимание на тот инструмент, у которого минимальное количество струн, а также на небольшие по размеру гусли.. На них можно играть медиатором или пальцами

Безусловное преимущество для новичка — необязательно знать ноты. Простые песни и импровизационные композиции достаточно легко создать на любых гуслях за счет мелодичности звучания струн. Все базовые правила игры ученики, в среднем, усваивают за 2–4 занятия. А за 2 недели тренировок вполне можно научиться стройно исполнять некоторые простые мелодии.

На них можно играть медиатором или пальцами. Безусловное преимущество для новичка — необязательно знать ноты. Простые песни и импровизационные композиции достаточно легко создать на любых гуслях за счет мелодичности звучания струн. Все базовые правила игры ученики, в среднем, усваивают за 2–4 занятия. А за 2 недели тренировок вполне можно научиться стройно исполнять некоторые простые мелодии.

Способы игры на гуслях

  • бряцание — поочередные удары вверх-вниз о струны пальцами или медиатором;
  • арпеджио — последовательное извлечение звуков, от низких к высоким, а затем — обратно;
  • глиссандо — стремительное скольжение по струнам;
  • тремоло — быстрое ритмичное чередование легких ударов по струнам;
  • пиццикато — извлечение аккордов щипками пальцами;
  • игра аккордов — умелые удары медиатора вниз по струнам.

Исторические сведения

Музыкальные инструменты гусли появились на Руси в период VIII — IX веков. Уже в те времена изделия поражали иностранных гостей. При этом несмотря на то что у них самих были подобные приспособления для игры. Более конкретные описания о создании и возникновении инструмента появились несколько позже.

В древности музыка часто была слышна из княжеских хором. Конечно, не всем удавалось бывать в таких богатых местах. Но существовали и бедные гусляры, которые исполняли свою музыку в деревенских избах или на улице. Для игры инструмент ставился на подставку или располагался между колен играющего человека. Затем руки плавно перебирали струны. С целью удобства переноса к корпусу прикреплялись кожаные ремешки.

В Средние века народные умельцы хорошо понимали, что такое гусли

Кратко описывая их строение, в первую очередь стоит обратить внимание на деревянный корпус с натянутыми на него струнами. В качестве древесины использовались клен или ель

Количество струн постоянно изменялось. Их число варьировалось в пределах от 5 до 65.

Как менялась форма инструмента, можно судить по археологическим раскопкам. Уникальные находки были сделаны в Новгороде:

  1. Один экземпляр датируется XII веком. На нем присутствуют языческие символы.
  2. Вторые гусли были очень маленькой длины — 37 см. Всю ее поверхность украшала резьба.

С течением времени народный инструмент больше приобретал сценический характер. Появились новые модели. Среди них следует отметить клавишный прибор.

Шаг 4

Прорисуем несколько самых крупных перьев крыла, а также когти и контуры передней к нам лапы. Сотрём все лишние штрихи, обведём оставшиеся контуры и ещё раз подчистим рисунок, чтобы он был более завершённым.

Это статья из серии» Рисуем домашних животных и птиц».

Чем сегодня займёмся? Давайте нарисуем гуся.

Наш гусь будет домашний. Дети часто говорят, что гуси страшные, но сколько я ни бывал в деревне, сколько смотрел на гусей – нисколько не чувствовал страха, только любопытство. Завидев человека, гуси имеют обыкновение подходить вытянув шею и шипя. Но нас не проведешь, и не такое мы видали. Хворостинкой можно обратить в бегство любого забияку.

Но мы собирались выяснять не как отбиваться, а как нарисовать гуся.

Начнем с самой простой картинки: гусь стоит. У нас есть отличная фотография -она нам послужит шпаргалкой. Сначала сделаем набросок карандашом.

В отличие от утки, стоящий гусь скорее высокий чем широкий, поэтому расположим лист вертикально. Туловище птицы большое и массивное. Причём у стоящего гуся оно расположено не совсем горизонтально, скорее под небольшим углом.

Спина слегка дугой — сложенные крылья немножко горбятся. Грудь с зобом и живот выпуклые, причём живот прямо-таки отвисает. Шея длинная, мощная у основания, слегка изогнутая, сужающаяся к голове.

Голова у гуся сравнительно невелика, клюв у некоторых пород с наростом у основания узкий, вытянутый.

Ноги у стоящего гуся смещены ближе к задней части туловища, они довольно короткие, с большими сильными пальцами. Крылья сложены на спине так, как, например, человек складывает руки за спиной. Хвост выражен неярко. Поглядим на гуся с высоко поднятой головой

На этой картинке ясно выделяется то место соединения шеи и туловища, обратите внимание на эту деталь. Между прочим: поймите меня правильно, но очень бы не хотелось внушать учащимся такие выражения как «голова с шеей соединены»

Совсем без них не обойтись, но их следует всячески избегать. Гусь это гусь, он «не состоит» из частей тела. Части тела мы называем их названиями (крыло, нога, глаз, голова) ДЛЯ УДОБСТВА, если брать гуся как гуся, как целую живую птицу, то частей тела нет. Ведь, поймите, их никто не соединяет как части машины (вот это уже части в прямом смысле). Так и разберитесь с гусем, не разбирая его на составные части.

Этот гусь белый.Но мы придадим ему некоторый объём и жизнеподобие, наведя тени:

История появления

Принято считать, что появились гусли благодаря необычным свойствам тетивы охотничьего лука – та, будучи сильно натянутой, издавала приятный звук. Имеется даже теория, что изначально она именовалась «гуслой». Сложно сказать, кто первый придумал крепить ее на деревянный полый ящик со способностью резонировать. Тем не менее это положило начало привычному нам музыкальному инструменту. Одно из первых упоминаний о гуслях датируются концом VI века: византийцы в своих письмах восхищались игрой русичей на устройствах, напоминающих кифары.

На Руси гусли использовались очень активно. Славянские музыканты выступали на праздниках, под их аккомпанемент рассказывались сказки, устраивались пляски, даже проводились кулачные бои. Слушать музыку гусляров предпочитали все: от крестьян до царей. Старинные гусли обычно изготавливались из ели или клена, а струны всегда делались из металла для получения особо яркого звука.

С XV по XVIII столетия на русских землях особую любовь обрели скоморохи, которые также играли на этом народном музыкальном инструменте. Однако с середины XVII века на артистов, периодически потешавшихся над церковью и власть имущими, начались гонения. Их ссылали и даже казнили, а музыкальные инструменты, в том числе и гусли, не просто запрещали, а уничтожали. Карательные меры были отменены лишь с воцарением на троне Петра I. Тем не менее когда Россия прорубила окно в Европу, салоны дворянства заполонили модные инструменты европейских государств, например: арфа и клавесин. Крестьяне же и низшие сословия сохраняли верность любимым гуслям.

При Екатерине II были созданы столовидные гусли, звучание которых считалось даже лучше, чем у клавесина. Народное устройство все чаще стало использоваться для исполнения итальянских арий и партитов. Развитие инструмента активно продолжалось до середины XIX века, после чего довольно быстро сменилось недолгим затишьем и последующим возрождением. К примеру, в 1914 году П. Фомин изобрел новую его разновидность – клавишные гусли.

Урок номер 6 – Гусь на природе

Для того чтобы нарисовать действительно «реальную» птицу, можно отправиться на природу и понаблюдать за своим «персонажем». Гусь может гулять как по двору у дома в деревне, так и по полю. Может он и плавать в воде.

Если хочется нарисовать гуся на воде, нужно изобразить его так, как было указано выше, однако, нужно будет слегка изменить его «посадку». Если птица в воде, она расположена более горизонтально, если можно так выразиться.

При этом ее лапы выглядят чуть иначе. Если хочется раскрасить картинку, следует не забывать, что раскрашивать нужно не только саму плавающую птицу, но и воду, и приводные растения.

Ну вот! Получились прекрасные наброски и картинки. На них приятно смотреть

Гусь получился настоящим! Важно не слишком торопиться, выполнять инструкции поэтапно. Также поможет то, что человек наблюдает за природой и птицами

Техника игры

В Древней Руси на гуслях играли сидя, укладывая инструмент на коленях, верхний конец упирался в грудь. Узкая сторона конструкции смотрит вправо, широкая – влево. Часть современных моделей предполагает, что музыкант исполняет произведение стоя.

Звукоизвлечение происходит при помощи воздействия на струны пальцами рук или медиатром. Правая рука затрагивает все струны одновременно, левая в это время приглушает звуки, которые звучат слишком громко.
Распространенные приемы игры – глиссандо, бряцание, флажолет, тремоло, сурдина.

Производствами гуслей занимаются маленькие предприятия, делающие продукцию на заказ. Музыкант может заказать инструмент, подходящий по габаритам под его рост, комплекцию – это значительно облегчит игру на гуслях.

Как играть?

Современная школа игры на гуслях позволяет исполнять музыку и сидя, и стоя. В первом случае инструмент обычно подвешивается на веревочку или ремень, а во втором – ставится на слегка раздвинутые колени с легким наклоном в сторону корпуса. Верхний угол обычно принято прижимать к груди. Сидеть нужно на половине подходящего по высоте стула с прямой осанкой, опираясь ступнями об пол. Устройство можно также просто положить на колени или разместить на столе. Пальцы, поставленные возле резонаторного отверстия, слегка сгибаются.

В принципе, играть на гуслях получится и медиатором – небольшой овальной пластинкой из кости или пластика, обладающей заостренным углом. Его длина не превышает 25 миллиметров, а ширина – 20 миллиметров. Касаться струн можно обоими концами медиатора: заостренный даст резкий звук, а округлый – более мягкий. Держать вспомогательное устройство надлежит между первыми фалангами указательного и большого пальцев правой руки.

Первые уроки игры на инструменте обычно знакомят с разнообразными приемами извлечения звуков. Бряцание принято получать, поочередно ударяя медиатором по стрункам вверх и вниз, а глиссандо – скользя им же по открытым струнам. Арпеджио требует последовательно воспроизводить звуки, входящие в аккорд: от низких к высоким или наоборот. Пиццикато — это проигрывание отдельных звуков или аккордов: делать это нужно при помощи щипков правой или левой рукой. Наконец, легкие удары медиатором по струнам вверх и вниз позволяют получить тремоло.

Настройка инструмента происходит в мажорной тональности согласно его строю. Пользоваться для этой цели удобно специальной программой, воссоздающей хроматический тюнер. Настраивать гусли всегда следует от первой (самой длинной) струны, то есть ноты соль. Начинающим гуслярам рекомендуют начать с исследования, какая нота звучит на какой струне, а также запоминания ее латинского обозначения. Также на первых уроках запоминаются аккорды, возможные для воспроизведения на конкретном инструменте, и постановка пальцев для их получения.

Принцип игры и строй

Как правило, можно встретить самоучители игры на звончатых гуслях. На них можно играть стоя или сидя. Во втором случае инструмент устанавливается ребром (боком) на колени и для удобство немного наклоняется к исполнителю. Легче всего найти песни и ноты под 9-ти или 12-ти струнные гусли. Академическая школа включает в себя и оркестры народных инструментов, поэтому имеет свою школу исполнения и многих известных артистов-гусляров (некоторые современные коллективы упоминают в своем творчестве этот инструмент, например Гуф Гусли). Оригинальные гусли производятся и применяются только в странах СНГ, в остальном мире используются другие похожие инструменты. То есть можно с уверенностью назвать русские гусли феноменом
(иностранцы нередко называют их трапецевидными из-за характерной этнической формы).

Детализированный рисунок Скруджа Макдака

Для работы вам нужен:

  • лист А4 или специальные альбомные листы для рисования;
  • полумягкий карандаш;
  • мягкий ластик;
  • акварельные краски;
  • стакан с водой;
  • бумажные полотенца;
  • набор кисточек.

Приступим:

  1. Первым делом выполняется легкий набросок, он формируется из 3 овалов — голова, грудь, живот, потом рисуются 2 овала внизу живота-лапки; 2 овала по бокам от груди. И над головой создается цилиндр, он в дальнейшем преобразуется в элегантную шляпу.
  2. Далее приступаем к постепенному добавлению деталей. Нарисуем цилиндр, после этого беремся за лицо Макдака: рисуем отчетливые поднятые брови, крупные глаза, стекла очков и огромный клюв, не забываем и про бакенбарды, на этом этапе можно пририсовать и руки. Руки у этого мультипликационного героя всегда в перчатках, туловище в камзоле. Дорисовываем трость, теневые фрагменты зарисовываем черной краской, которая разбавлена водой, излишки влаги впитываем хлопчатобумажными салфетками. Глазное яблоко и стекла очков закрашиваем разбавленной голубой акварелью.
  3. Дошли мы уже до живота и лап. Слегка скругляем живот, придаем ему вид сферообразной формы. Рисуемый небольшой хвостик, добавляем массивные лапки в сандалиях.
  4. Чтобы изображение Скруджа Макдака стало более выразительным и контрастным, следует пройтись простым карандашом по всем очертаниям еще раз. Делать это следует после подсыхания бумаги. Рисунок готов!

Принцип игры и строй

На трапециевидных и треугольных гуслях, которые можно купить и сегодня, музицируют как взрослые, так и дети. Желая обучить ребёнка игре на национальном инструменте, родители отводят его в музыкальную школу и отдают предпочтение именно гуслям – яркому представителю русской культуры.

Для такого инструмента существует собственная нотная грамота. На детских экземплярах, содержащих от 9 до 12 струн, сразу нарисованы обозначения и весёлые подсказки для ребят.

Принцип игры прост: левой рукой вы зажимаете одну или несколько струн, то есть аккорд, а правой в это время нужно сыграть мелодию. Чем сложнее устройство инструмента, тем более виртуозным музыкантом надо быть для исполнения композиций  на нём. Играть можно стоя, но большинство отдаёт предпочтение табуретам: главное – упереть инструмент в ногу и слегка наклонить к себе, чтобы спина и руки не устали во время игры.

Академически гусли, участвующие в оркестрах, имеют немного струн, а на сцене музыкант, как правило, чередует ансамблевые и сольные партии.

Техника игры

Обучением игре на гуслях можно заняться как с преподавателем, так и самостоятельно по самоучителю. Для начинающих гусляров уроки проводятся даже по интернету.

Ниже описывается основная техника игры на гуслях.

  1. Техника арпеджио (игра перебором). Используются пальцы одной или обеих рук. В основном воспроизводится аккордовая последовательность звуков в восходящем и нисходящем движении. Возможна игра и пальцами, и медиатором. Медиатором играет правая рука, а левая глушит ненужные звуки при смене аккордов.
  2. Бряцание. Правая рука играет медиатором переменным штрихом (поочерёдно вверх и вниз) по струнам. Пальцы левой руки в это время глушат струны, звуки которых не входят в аккорд.
  3. Игра медиатором тремоло – приём быстрого чередования одного и того же звука переменным штрихом (по подобию игры на мандолине или балалайки).
  4. Щипковая техника. Игра подушечками пальцев обеих рук по отдельным струнам или аккордами методом щипка.
  5. Игра аккордов медиаторной техникой посредством ударов по аккордовым струнам.

При игре аккордов медиатором правая рука ударяет по струнам, а пальцы левой располагаются на струнах, звучание которых нежелательно в данный момент. При ударах по струнам правильное направление кисти правой руки – нижний правый угол корпуса гуслей.

В самом начале обучения гусляру необходимо изучить строй инструмента, на котором он занимается. Начинать следует с извлечения основных аккордов, которые можно без труда на нём взять (например, До мажор и Ре минор в приведённой выше модели 7-струнного инструмента). Затем, используя эти аккорды, изучать все технические приёмы игры, о которых шла речь ранее: арпеджио, бряцание и так далее.

Заключение

Итак, сегодня мы узнали, что такое гусли, и чем они выделяются среди других национальных музыкальных инструментов. Его считают поистине уникальным, так как упоминания о нём можно встретить и в старинных преданиях, и в детских сказках, и даже в Библии.

И пусть сейчас на улице не встретить умелого гусляра, распевающего знакомые строки под собственный аккомпанемент, гусли всё равно остаются важным элементом национального колорита. Поэтому всегда чтите традиции и уважайте то, что нам оставил в наследство простой русский человек.

http://eomi.ru/plucked/gusli/http://www.syl.ru/article/362797/chto-takoe-gusli-opisanie-osobennosti-instrumenta-i-interesnyie-faktyi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector