Конспект занятия по декоративному рисованию «гжельские узоры»

История промысла

Что такое гжель? Это вид русской народной росписи, узнаваемый далеко за пределами России. Слово gzhel знают не только искусствоведы и художники. Если попросить иностранца создать инициативный ряд к слову «русский, Россия», то без традиционной хохломы и гжели точно не обойдется. Гжелью называют обширный район под Москвой, объединяющий 27 деревень. Их принято называть «Гжельским кустом». Территориально он находится в 60 км от Москвы по ж/д линии Москва-Муром-Казань. Сейчас это Раменский район Московской области, ранее же территория относилась к Богородскому и Бронницкому уездам.

Гончарное ремесло развивалось здесь издавна, а с середины 17 столетия в Гжели добывали ценные сорта глины. Тогда природный материал использовали для аптекарских нужд, а есть быть точнее – «для алхимической посуды». До середины 18 века в Гжели делали обычные для той поры изделия – посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы, а еще детские игрушки. Но на экваторе столетия Гжель стала самым мощным в России центром по производству майолики. Даже Михайло Ломоносов писал об уникальной белизне гжельской глины.

Затем в этой местности наладили производство полуфаянса, фаянса, вследствие чего был основан фарфоровый завод. Во второй четверти 19 века искусство гжели достигло пика. Описание лучших произведений, выполненных в этой техники, относится к этому периоду. А далее случился спад, обусловленный промышленным реформированием в России, и длительное затишье. Только после Великой Отечественной, благодаря мастерам-подвижникам, гжель, как народная роспись, была реанимирована.

Подробнее об истории Гжели в нашей статье: История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня

Техника росписи

Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности:

  • наносится только вручную
    ;
  • использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок)
    . Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Древнерусскую гжель (майолику) расписывали «пятицветкой»
    – белая эмаль (основа), зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы), вишнёвая (соли марганца), синяя (соли кобальта).

Инструменты
гжельского живописца: кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта). Гжельский рисунок считается подглазурный (вначале расписывается обожженное изделие, а после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку, где кобальт меняет цвет).

Главный секрет
гжельского рисунка — нанесение мазков
, которые всегда считались родовой приметой искусства. Правильная технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего. Данная методика получила название «азбука мазков».

Соблюдение правил технологии гжельской росписи позволяет создать неповторимые вещи.

Гжель превращает обыкновенную посуду в произведение искусства

Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.

Что понадобится для работы?

  • Краски белого и синего цвета, оттенки голубого. На первые разы достаточно белой и синей. Для росписи можно использовать гуашь, акварель, акрил.
  • Кисти. Расписывают плоскими синтетическими кисточками разных номеров. Можно попробовать №7, которая дает довольно крупный мазок. Тонкие кисти подойдут для рисования травинок и других элементов.
  • Трафареты, на которых дети будут тренироваться и оттачивать мазки перед росписью посуды. Их можно найти в интернете и распечатать, или взять из специальных изданий. Хорошо идут деревянные трафареты – например, такой чайник. С одной стороны его можно расписать по нанесенному рисунку, с другой – самостоятельно.
  • Керамические, глиняные, деревянные или пластиковые заготовки посуды (тарелки, чашки, блюдца).
  • Баночки для воды, простая клеенка, салфетки для удаления краски, защита одежды и т.д.

Цвета гжельской росписи

Традиционный узор — ярко-синий кобальт на белом теле, изделия получают с помощью специального состава. Его особенность- расписанный предмет погружают в белую глазурь, затем обжигают. После обжига эмаль становится прозрачной. Получается изысканный орнамент нежно-синего цвета. Само изделие приобретает твердость, оригинальный глянцевый блеск. Иногда глазурь декорируют золотом или платиной, затем опять обжигают.

Выделяют три дополнительные техники

На майолике – надглазурная роспись разных цветов. Дополняется золотом, кобальтовым декором, платиной. Расписывают чайные сервизы, наборы столовой посуды, сувениры, другие изделия. Пример – городецкая роспись.

Роспись наоборот — фон  — кобальтовая синь, а роспись – надглазурная белая эмаль. На ярко-синем фоне белоснежные растения, животное или пейзаж.

Костяной фарфор цвета совсем без узоров, иногда золотая или платиновая надпись, небольшие изображения. Допускаются оттенки — синяя или цветная эмаль.

Техника теневых мазков

Настоящий фарфор в гжели расписывается всегда вручную, художники быстро делают ровные отпечатки, которые вначале все имеют один основной тон. После обжига вид готового изделия наполняют более двадцати оттенков и полутонов.

Мазок с тенями создается кистью, на одну сторону которой набирается краска. При выполнении приема кисть совершает круговое движение. Начало рисунка – будет появляться густой насыщенный цвет, он постепенно будет выглядеть светлее, а кончик получается тонкий, нежно-голубого оттенка.

Рассказ о гжели для детей

Гжель доклад 2 класс кратко расскажет Вам много полезной информации о народном искусстве филигранной росписи глиняных изделий. Гжель доклад 3 класс можно использовать для подготовки к занятиям.

Что такое гжель?

Гжель история возникновения для детей

Название и развитие промысла связано с селом Гжель Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. С 1320 года имеются сведенья о первых изделиях местных гончаров. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета, которая придавала самобытности. И получила она название гжели. Вначале народный промысел именовался как «жгель». 

Особенности народного промысла гжели

Главное отличие гжели от других промыслов – это необычная роспись ручной работы. Узор рисуется на белоснежном фоне в синих, кобальтовых тонах, превращаясь в сложный, растительный орнамент. Рисунок вначале наносится под глазурь, а потом изделие обжигается в печи при высокой температуре. 

В технике гжели изготовляют следующие предметы: сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, заварочные чайники, самовары, розетки для варенья, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок, матрешек. 

Этапы изготовления изделий

Для создания изделий под гжель необходимо владеть четкостью, кропотливостью и невероятным полетом фантазии. Посуда изготавливается из майолики или фарфора. Майолика более прочный материал из красной глины, а фарфор тонкий и хрупкий. Процесс изготовления происходит в 5 этапов:

  1. Создание заготовки. Создание формы под майолику или фарфор по эскизам художника. Также аналогичная заготовка делается на гончарном круге специальными щипцами. После в форму из гипса заливают жидкую фарфоровую массу, которая медленно застывает. Элементы посуды (ручки, крышечки, рельефные узоры) изготавливаются в разных формах.
  2. Подготовка к росписи и первый обжиг. Включает шлифовку изделия и обжиг. Чтобы рисунок получился ровным и аккуратным, каждое изделие тщательно вручную зачищают специальным ножиком и шлифуют. Потом места креплений замываются, а другие неровности сглаживаются поролоновым валиком. После проделанных процедур изделие обжигается в печи около 8-ми часов. 
  3. Контроль и отбраковка изделий. Контроль качества изделия проводится с целью выявления дефектов при помощи раствора фуксина. Благодаря раствору видны все неровности или стыки в изделии. Недостатки удаляются замыванием или шлифованием. Если дефект исправить невозможно, изделие переплавляется.
  4. Роспись. Каждый мастер обладает своей уникальной методикой нанесения узоров и в конце подписывает свою работу. 
  5. Второй обжиг. Предварительно все опорные части изделия обрабатываются парафином. Потом его окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг, который длится 18 часов.
Особенности росписи
  • Белый фон
  • Рисунок насыщенного синего цвета
  • Глазурованная поверхность изделия
  • Сложный и многообразный растительный орнамент
  • Ручная работа

 Гжель интересные факты

  • Гжельский фарфоровый завод является самым крупным производителем гжельского фосфора. Предприятию 200 лет и оно производит около 600 разных изделий.
  • Первое упоминание о гжели приходится на деятельность Ивана Калиты.
  • В XVII веке гжельская глина по указу Алексея Михайловича использовалась для алхимических и аптекарских сосудов. 
  • Во времена крепостного права художники по гжельской росписи считались свободными людьми.
  • Вначале роспись была разноцветной. В XIX веке впервые применился кобальт, который так и остался.
  • Мастера гжели различают 20 оттенков синего.

Надеемся, что гжель сообщение кратко помогло узнать об этом народном промысле. А краткий рассказ о гжели Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Как рисовать в технике гжель в старшей группе?

Каждый профессиональный мастер класс специалиста по гжели подразумевает минимум несколько занятий. Будем на это ориентироваться и мы, учиться поэтапно. Могу предложить приблизительно такой план:

Рассказ о гжели – технике росписи, виде ремесла и искусства. Демонстрация наглядных материалов, чтобы заинтересовать детей

Это могут быть картинки или предметы, лучше всего забавные и привлекающие внимание. Например, как эти поросята (кстати, их действительно можно использовать в хозяйстве)

Тренировка мазка на бумаге.
Роспись по трафарету (раскраске), проработка орнамента, закрепление мазка. Учимся уверенно рисовать каплю, травинку, завиток, спираль, волнистую линию. Трафарет может быть на обычном листе или вырезанный в виде кувшина, чайника, чашки. Лучше применять гуашь.
Роспись посудной заготовки. Идеальный вариант – рисовать традиционную гжельскую розу с вариациями. Дети и научатся, и выучат название. Лучше себя проявят акриловые краски. По выпуклой или вогнутой заготовке рисовать тяжеловато, особенно на первый раз, понадобится помощь взрослого.

В любом из пунктов возможны вариации. Заготовку можно сделать с детьми своими руками – например, вылепить из глины плоские медальоны-«тарелки» диаметром около 8-10 см, высушить, покрасить белой краской, нанести карандашом (синим фломастером) узор и расписать. Вот и сувенир к 8 марта или дню рождения бабушки! Можно рисовать на пластиковой или другой одноразовой посуде, такие «заготовки» недорого стоят и не требуют труда для подготовки.

Под гжель можно расписывать шаблоны в виде яиц к Пасхе, открытки. А можно купить белые чашки под роспись, дать их расписывать детям, а потом покрыть специальным лаком и отдать в семьи. Представляете, какая это будет память на годы?

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ПРОМЫСЛА ГЖЕЛЬ

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью.

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов:

• Создание заготовки • Подготовка к росписи и первый обжиг • Контроль и отбраковка изделий • Роспись • Второй обжиг

Процесс заготовки:

  • Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.
  • Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг. Обжиг, длится около восьми часов.
  • После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.
  • После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней.
  • Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины.

Приступаем к работе

Для того чтобы сделать несколько узоров и картинок в «гжельском стиле», необходимо приготовить:

  • листы бумаги (лучше всего взять плотную);
  • гуашь (можно также взять акриловые краски для бумаги или акварель);
  • кисти (тонкие, средние и толстые);
  • воду в банке;
  • палитру;
  • тряпку;
  • хорошее настроение и желание научиться новому.

Ход работы

Начинать следует с простых элементов — капелек, точек, штрихов и линий. Соединяя эти элементы, можно получить узнаваемые гжельские узоры. Для начала проведите по бумаге несколько параллельных синих линий, они могут идти как горизонтально друг под другом, так и под углом.

Если поверх получившихся линий вы перпендикулярно проведете такие же линии, то получите штриховку — частый элемент заполнения областей. К линиям можно добавить точки. Для этого легким движением стоит касаться бумаги кончиком кисти. Если вы сделаете точку с усилием, то получите синий круг. Вокруг него можно нарисовать точки поменьше, и у вас получится цветок.

Чтобы сделать капельку, стоит легко прижать кисть к бумаге от основания до кончика. Получится вытянутая капелька, которую потом можно использовать в качестве лепестка или листика.

Дальше переходим к линиям. Линии в гжели обычно закругленные, плавные, в виде волны или завитков. Можно потренироваться делать заворачивающиеся линии, словно это усики растений. Нужно вести по бумаге кисть, постепенно ее приподнимая, тогда у основания линия будет толстой, а к концу — тонкой.

Также потренируйтесь рисовать волновые линии, которые могут пригодиться для оформления краев. Нарисуйте «забор» из полукругов, а также проведите линии с одинаковой частотой изгибов. Можно добавить к линиям точки, штриховку и капельки.

Попробуйте соединить все нарисованные элементы: вы уже можете получить цветок или листик на стебельке.

Теперь можно освоить технику мазка. Для этого лучше взять кисти потолще. Гжель отличается градиентом — от насыщенного синего к белому. Использовать две краски для создания такого эффекта не нужно, достаточно одной синей.

Для того чтобы получился переход от синего к белому, необходимо смыть чуть-чуть краски с одной стороны кисти, например, с кончика, и провести всей шириной кисти по бумаге. Также можно убрать излишки краски, повозив кистью по бумаге.

Таким приемом можно рисовать лепестки, цветы, листья, перья.

Попробуйте поиграть с цветами — синим, белым и голубым. Можно поочередно обмакивать кисть в белую и синюю краску и делать мазки с тенью, наблюдая, как распределяется краска. Не бойтесь делать более контрастные мазки поверх уже сделанных. Вы можете сделать рисунок белыми и голубыми красками на синем фоне или наоборот — синими красками рисовать поверх белых.

Старайтесь делать узоры более ровными и плавными, не торопитесь, рука постепенно привыкнет к правильным действиям. Вы можете рисовать, как отдельные элементы, так и складывать их в узоры, проявлять фантазию, находить интересные решения.

Гжель уже столько веков не выходит из моды: подарки с гжельской росписью всегда смотрятся свежо, красиво и изящно. Это вдохновляющая тонкая роспись, совершенствоваться в которой можно годами, причем не только в технике, но и в сюжете — от простых цветов к сценам из жизни.

Придумайте, как можно расписать эту лошадь:

Как отличить подлинное изделие от подделки

Гжель — это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.

Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:

  • поверхность керамики или фарфора — идеально гладкая, а фон — белоснежный;
  • на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели — лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;

Фирменное клеймо.

  • на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
  • настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
  • рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
  • форма изделий проста, без излишней вычурности.

С
инее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор. Интересные факты о развитии старинного промысла собрала Наталья Летникова.

Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край. 27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание — во времена Ивана Калиты. Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор.

Гжельская глина — стратегический ресурс. В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов. Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете — для первого фарфорового завода в России.

Иллюстрация: Портрет императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов. Конец 50-х — начало 60-х годов XVIII века

Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I. Отправка шпионов успеха не принесла — справились ученые. Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов.

Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника

Все секреты росписи — в «Азбуке мазков». Под одной обложкой собрал опыт поколений Александр Салтыков. Граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел. В основе — коллекция Государственного исторического музея.

Иллюстрация: орнаменты под гжель

Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными. С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

Иллюстрация: работа на гончарном круге

Изначально гжель была разноцветная. Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор. «Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.

Иллюстрация: разноцветная гжель

Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.Гжельские мастера различают 20 оттенков синего. Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Иллюстрация: роспись гжельского фарфора

Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой. На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Иллюстрация: чайник гжель с традиционным узором

Агитфарфор — главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны. Придумано французами эпохи буржуазной революции. В советские годы идеи коммунизма в керамике шли на экспорт. Сегодня цена идеологического наследия на лондонском аукционе — до четырех тысяч фунтов.

Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР

Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор — откуда пошло название промысла. Версий несколько: от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области. Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором
.

Гжельские узоры

В прошлые времена гжельские гончары отдавали предпочтение в росписи окружающему миру, объединяли в своих рисунках природу, городскую и деревенскую жизнь, архитектуру и иконопись, а завершающим штрихом была собственная фантазия. На сегодняшний же день тематику гжельского рисунка можно разделить на три вида: растительную (изображение злаков, ягод, веточек и травинок, цветов), сюжетную (природа и времена года) и орнаментальную (основное предпочтение отдаётся «шашечкам» — ряды сине-белых квадратов по бортику). Технология гжельской росписи позволяет создавать неповторимые и удивительные вещи.

Приступаем к работе

Для того чтобы сделать несколько узоров и картинок в «гжельском стиле», необходимо приготовить:

  • листы бумаги (лучше всего взять плотную);
  • гуашь (можно также взять акриловые краски для бумаги или акварель);
  • кисти (тонкие, средние и толстые);
  • воду в банке;
  • палитру;
  • тряпку;
  • хорошее настроение и желание научиться новому.

Ход работы

Начинать следует с простых элементов — капелек, точек, штрихов и линий. Соединяя эти элементы, можно получить узнаваемые гжельские узоры. Для начала проведите по бумаге несколько параллельных синих линий, они могут идти как горизонтально друг под другом, так и под углом.

Если поверх получившихся линий вы перпендикулярно проведете такие же линии, то получите штриховку — частый элемент заполнения областей. К линиям можно добавить точки. Для этого легким движением стоит касаться бумаги кончиком кисти. Если вы сделаете точку с усилием, то получите синий круг. Вокруг него можно нарисовать точки поменьше, и у вас получится цветок.

Прочтите это: Как оригинально упаковать подарок: идеи и советы

Чтобы сделать капельку, стоит легко прижать кисть к бумаге от основания до кончика. Получится вытянутая капелька, которую потом можно использовать в качестве лепестка или листика.

Дальше переходим к линиям. Линии в гжели обычно закругленные, плавные, в виде волны или завитков. Можно потренироваться делать заворачивающиеся линии, словно это усики растений. Нужно вести по бумаге кисть, постепенно ее приподнимая, тогда у основания линия будет толстой, а к концу — тонкой.

Также потренируйтесь рисовать волновые линии, которые могут пригодиться для оформления краев. Нарисуйте «забор» из полукругов, а также проведите линии с одинаковой частотой изгибов. Можно добавить к линиям точки, штриховку и капельки.

Попробуйте соединить все нарисованные элементы: вы уже можете получить цветок или листик на стебельке.

Теперь можно освоить технику мазка. Для этого лучше взять кисти потолще. Гжель отличается градиентом — от насыщенного синего к белому. Использовать две краски для создания такого эффекта не нужно, достаточно одной синей.

Для того чтобы получился переход от синего к белому, необходимо смыть чуть-чуть краски с одной стороны кисти, например, с кончика, и провести всей шириной кисти по бумаге. Также можно убрать излишки краски, повозив кистью по бумаге.

Прочтите это: Идеи оригинальных подарков: примеры сюрпризов для друзей и родных

Таким приемом можно рисовать лепестки, цветы, листья, перья.

Попробуйте поиграть с цветами — синим, белым и голубым. Можно поочередно обмакивать кисть в белую и синюю краску и делать мазки с тенью, наблюдая, как распределяется краска. Не бойтесь делать более контрастные мазки поверх уже сделанных. Вы можете сделать рисунок белыми и голубыми красками на синем фоне или наоборот — синими красками рисовать поверх белых.

Старайтесь делать узоры более ровными и плавными, не торопитесь, рука постепенно привыкнет к правильным действиям. Вы можете рисовать, как отдельные элементы, так и складывать их в узоры, проявлять фантазию, находить интересные решения.

Гжель уже столько веков не выходит из моды: подарки с гжельской росписью всегда смотрятся свежо, красиво и изящно. Это вдохновляющая тонкая роспись, совершенствоваться в которой можно годами, причем не только в технике, но и в сюжете — от простых цветов к сценам из жизни.

Придумайте, как можно расписать эту лошадь:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector