Конспект занятия по рисованию «дымковская игрушка»

Содержание:

Лепим барыню в дымковской технике

Мастера из села Дымково с древности изготавливали фигурки женщин. Есть среди них и настоящие барыни в кокошниках, и простые крестьянки с детьми на руках или ведрами на коромыслах. Несмотря на многообразие вариантов декора, все женские фигурки имеют достаточно простую форму, благодаря которой сразу можно понять, что перед вами дымковская игрушка. Как сделать из пластилина барыню? Для пышной юбки понадобится каркас — удобно взять обрезанное горлышко от пластиковой бутылки. Облепите его тонким слоем пластилина, сохраняя форму. Затем на основе пробки от бутылки сформируйте туловище, прикрепите к нему шарик-голову. Далее можно дать волю своей фантазии — вылепите руки, волосы и головной убор. Можно добавить какой-то еще декор, дать барышне что-то в руки. Готовую фигурку покройте грунтом и раскрасьте.

Если тема вашего сегодняшнего творческого занятия — дымковская игрушка из пластилина, фото готовой фигурки или даже она сама в качестве образца всегда должна быть перед глазами

Особенно важно иметь образец детям, не забывайте о том, что у малышей не такой уж и большой жизненный опыт. Если вы хотите украсить готовую игрушку сложными орнаментами, обязательно попробуйте выполнить их на бумаге. На самом деле комбинируя кружочки и полосы можно добиться разнообразных и интересных эффектов, главное — правильно подобрать цвета

Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый — все это цвета, в которые традиционно окрашивается дымковская игрушка. Как сделать из пластилина такую фигурку в домашних условиях, вы уже знаете. При желании в процессе росписи также можно использовать оранжевую или розовую краску, а отдельные элементы выделить позолотой. Не забудьте о том, что лицо тщательно прорисовывать не нужно, достаточно наметить его схематично

На самом деле комбинируя кружочки и полосы можно добиться разнообразных и интересных эффектов, главное — правильно подобрать цвета. Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый — все это цвета, в которые традиционно окрашивается дымковская игрушка. Как сделать из пластилина такую фигурку в домашних условиях, вы уже знаете. При желании в процессе росписи также можно использовать оранжевую или розовую краску, а отдельные элементы выделить позолотой. Не забудьте о том, что лицо тщательно прорисовывать не нужно, достаточно наметить его схематично.

Популярные статьи Красивые поздравления к 8 Марта в стихах

Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке

Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Дымковская игрушка (картинки)

В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Лепка дымковской игрушки

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается мокрыми пальцами.

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

Сушка

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

Обжиг

В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть. Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

Побелка

В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

Цвета дымковской игрушки

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

  • синий,
  • малиновый,
  • зеленый,
  • желтый,
  • оранжевый
  • коричневый.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Существует определенная традиция нанесения росписи:

  1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.
  2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек.
  3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.
  4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

Дымковская роспись

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

  • полос,
  • ромбов и зигзагов,
  • кругов и полосок.

Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых игрушек.

Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.

Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой — Конспект по декоративному рисованию тычком с детьми 3–4 лет «Дымковская лошадка»

Публикация «Конспект по декоративному рисованию тычком с детьми 3–4 лет…»
Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект по декоративному рисованию «Дымковская лошадка», выполненная в нетрадиционной технике -…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Проект в средней группе «Красота дымковской игрушки»
Проект «Красота дымковской игрушки» Исполнитель: воспитанники средней группы Лобачева василиса и мальцев матвей Руководитель: Королева Анна Ивановна Актуальность: Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. В наше время актуальной темой…

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская лошадка»
Цель: учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки. Закреплять…

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская барышня»
Цель: Роспись силуэтов дымковской игрушки. Задачи: • Познакомить детей с дымковской игрушкой. • Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги, прямые линии, решётка) • Развивать воображение, цветовое восприятие. • Учить детей эмоционально…

Статья «Конспект занятия по ознакомлению со скульптурой в старшей группе….»
Программные задачи: закрепить знания детей о дымковской игрушке. Формировать у детей яркие эмоциональные представления об искусстве народных материалов. Уметь видеть выразительные средства: позу, движения, внешний вид и выражать грамматически правильной речью. Воспитывать…

Конспект открытого занятия «Дымковская игрушка»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование) Тема: «Дымковская игрушка». Цель: Закреплять знания о народных промыслах; развивать интерес к русской народной игрушке, желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду; совершенствовать навыки…

Дидактическая игра «Дымковское домино»
Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами. При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так,…

Непосредственно образовательная деятельность «Дымковская игрушка»
Тема: «Дымковская игрушка» Возраст детей, образовательная область: 6-7 лет, художественно-эстетическое развитие Цель: знакомство детей с дымковской игрушкой, воспитание уважения и интереса к народным промыслам. Задачи: — образовательные: знакомить детей с историей возникновения…

Страницы:

Чудо-дымка. Изготовление и роспись дымковских игрушек — детские мастер-классы, советы родителям и воспитателям. Дымковские игрушки своими руками — из глины, пластилина, соленого теста и бросового материала. Мир дымковской игрушки — конспекты занятий и праздников. Волшебная дымка — мини-музеи и выставки. Дымковская сказка — постройки из снега на участке.

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

  • Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
  • Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
  • Животные. Изначально создавались фигурки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
  • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
  • Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

История промысла

Пять веков назад за речушкой Вяткой раскинула свои просторы небольшая слобода, куда царь Иван Третий приказал переселять обитателей северных районов России. Среди новых граждан оказалось большое количество талантливых мастеров, которые были настоящими асами гончарного дела.

В Дымково они развили активную деятельность по производству игрушек из глины. В рабочем процессе участвовали целые семейства. Одни занимались добычей сырья и готовили смесь из комкового мела, вторые лепили фигурки, третьи специализировались на обжиге, а четвертые – белили и раскрашивали готовые изделия. Как видите, каждому находилось полезное занятие.

Промысел активно развивался на протяжении четырехсот лет. За это время сформировалась уникальная техника, специфические рисунки, неповторимые образы. Дымковская продукция и тусклые оттенки либо смазанный орнамент – это несовместимые вещи. Изделие являлось воплощением яркости и жизни.

К началу девятнадцатого века свистульки мастеров небольшого села покорила обитателей всей страны. В год выпускали более ста тысяч изделий. Их продавали в Оренбургской области и Москве. На производстве трудилось пятьдесят девять семей из Дымковской слободы. Самые искусные мастера – это Кошкины и Никулины.

Начало двадцатого столетия ознаменовалось наступление тяжелых времен для ремесла. Дымковская роспись перестала пользоваться спросом, поэтому знаменитые семейства гончаров начали искать иные варианта для заработка.

Дешевые товары из гипса постепенно вытеснили с прилавков уникальные свистульки. Традиционному созданию изделий из глины осталась верна лишь одна мастерица – Анна Мезрина. Именно ее нужно благодарить за то, что промысел дожил до наших дней, а не затерялся в истории.

Не менее важная роль в сохранении ремесла отведена живописцу Алексею Деньшину. С малых лет он был увлечен дымковскими игрушками, старательно срисовывая все орнаменты. Даже после окончания Октябрьской революции художник не терял надежды на привлечение внимания к народному творчеству. Он регулярно выпускал рукописные альбомы, коллекционировал глиняные фигурки.

Старания Деньшина не прошли даром. В тридцатых годах двадцатого столетия в Кирове вновь начали активно заниматься изготовлением продукции из керамики.

Дымковская лошадка -слепим из пластилина

Здравствуйте, товарищи читатели блога !

Сегодня мы с вами слепим из пластилина дымковскую лошадку. Реалистическую лошадь мы уже лепили, с натуры пластмассовую лошадку тоже уже лепить научились.Но у нас в стране есть ещё и богатая традиция изготовления игрушек из глины.В ближайшее время мы напишем собственно о народном промысле- изготовлении дымковских игрушек. А для разминки начнем с лошади. Она довольно проста и мы легко можем сделать фигурку величиной примерно с ладонь (то есть примерно того размера как и глиняные игрушки-прототипы).

Впрочем, в качестве материала будем использовать пластилин, так что «дымковской» нашу поделку можно будет назвать только условно. Главное для нас в данном случае: формальное сходство, которое даст нам формальное же право назвать лошадку дымковской.

Какова же форма в соответствии с традициями дымковского народного промысла? Поглядите на изображение. Приятно удивляет ЦЕЛЬНОСТЬ этого образа. Формам этих игрушек чужд всякий геометризм, вы не увидите ни одной откровенно прямой линии, ни одного угла! Туловище ПЛАВНО переходит в конечности и голову. У меня лично возникает ассоциация, скажем, с керамической посудой: та же плавность и округлость. Хотя в устойчивости этой лошадки есть так же нечто от стола или стула! Туловище, заметим, сравнительно короткое, ноги толстые длинные и передняя с задней пары сходные. (Вспомним, что у настоящей лошади передняя и задняя пары ног анатомически существенно различаются). Круп игрушки несколько ниже холки, но всё очень сглажено. Шея мощная и длинная и вместе с головой напоминает …валенок с ушками. Хвост и гриву изготовляют из скрученных вдвое пластилиновых жгутов. Теперь вы схватили саму суть дымковской игрушки, приступим к делу.

Как будем лепить?

Я выбираю методом вытягивания из одного куска потому,что фигурка коня выглядит очень цельной и монолитной.


Но не забудьте, что немного пластилина нужно оставить на уши, хвост и гриву.

Когда лошадка будет готова, пригладим ее поверхность и придадим ее мордочке простодушное выражение(нарисуем глазки и обозначим нос), прикрепим конические ушки, гриву и хвостик.

Вот она, миловидная пластилиновая лошадка, встала на нашем столе. Конечно, надо бы её расписать дымковскими узорами, но -пластилин — никак не получится. Узорами украсим раскраску — в следующий раз Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -«Изо» и «ручной труд» для детей по почте]

Ещё про изображение лошадей читайте

Маска лошади

Модель лошади из бумаги

Вырежем силуэт лошади

Метки: лепка игрушки, лепка из целого куска

Из чего делают игрушку и как раскрашивают

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

  1. Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
  2. Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
  3. Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
  4. Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
  5. Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.

Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов

Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.

Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.

Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:

Эскиз для раскрашивания Описание рисунка и принципа работы с ним
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные.
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов.
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом.

Занятия, игры, сценарии по теме Дымковской росписи

Содержится в разделах:

Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество 1983

Включает в себя разделы:

  • Барышня. Дымковская игрушка барыня 214
  • Дымковская игрушка. Проекты, планы 127
  • Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование 773
  • Дымковские игрушки. Конспекты занятий 950
  • Дымковские игрушки. Сценарии развлечений 36
  • Лошадка. Дымковская игрушка 96
  • Уточка. Дымковская игрушка 65

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа

Показаны публикации 1-10 из 1580.Все разделы
| Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой

Новое

Мастер-класс по рисованию и росписи игрушки «Дымковский петушок» «Дымковский петушок». Мастер-класс по рисованию «Роспись игрушки» Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу. Это древний промысел, зародившийся еще 16 веке в слободе Дымково вблизи Вятки. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился…

Конспект занятия на тему «Дымковская роспись»
Цель: закрепление представлений о дымковской росписи. Формирование умений замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов. Задачи: Образовательная:выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо,…

Роспись дымковской игрушки

Глиняные статуэтки символизируют радость и жизнь. Для декорирования обычно используют гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подбирают контрастные, которые выгодно подчеркивают друг друга.

Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрывают медной поталью.

Цвета дымковской игрушки

После того как подсыхает побелка мастера приступают к нанесению на фигурку узоров. Роспись дымковской игрушки имеет скудную гамму цветов:

  • Синий.
  • Зеленый.
  • Желтый.
  • Коричневый.
  • Оранжевый.
  • Малиновый.
Для получения дополнительных оттенков основной цвет разбавляли мелом. Например, подобным образом из синего получали голубой.

В старину умельцы для раскрашивания фигурки брали не кисточки, а деревянные палочки, обмотанные кусочками льняной ткани. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наши дни для росписи берут кисточки из волос хорька.

Для придания краски блеска в нее добавляли сырой яйцо. Раскрашивание проводилось в определенной последовательности:

  • Волосы чаще всего покрывали коричневым тоном.
  • Глаза и брови прорисовали черной краской.
  • Рот и щеки обозначали малиновым оттенком.
  • Головной убор однотонный.
  • Узор на наряде.

Последним этапом становилось украшение игрушки декоративными фигурками, вырезанными из сусального золота.

Элементы дымковской росписи

Для оформления глиняной статуэтки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесенного орнамента.

Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Изделие могут полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях наблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.

Для росписи дымковской продукции характерно применение особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все орнаменты тесно связаны с природой и разнообразными оберегами.

Каждая деталь рисунка имеет скрытое значение. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре – солнце. Часто в орнаменте присутствуют растительные элементы: цветы, листья и ягодки.

Характерные особенности росписи животных

Каждая глиняная фигурка расписывается по-своему. Классические статуэтки всадников, петухов и прочих любимых народом персонажей покрывают насыщенными красками. Лошадь может быт декорирована по бокам ярко-синие яблоки, индюк обзавестись веерообразным хвостом.

Характерную особенность имели утки-крылатки – ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на уточку, создавалось впечатление, что на ней надето два передника.

К тому же роспись предусматривает соблюдение определенной последовательности при нанесении узора. Первой наносят широкую полосу, которая покрывает грудь утки. Узкие линии отходят от шеи, затем мастер наносит поперечные штрихи, формируя классический орнамент в клеточку.

Роспись свистулек в виде конька сочетает нанесение вертикальных полосок и ряд горошин разного цвета. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.

Самые популярные животные в дымковской игрушке – это конь и утка. Намного реже встречаются поросята, коровы, козлы и прочая домашняя живность. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминают лошадь. Только по морде можно распознать, какое существо изобразил гончар.

Обжигание, сушка и обработка

В конце лепки фигуры её следует хорошо высушить и обработать посредством обжига. Время сушки будет определяться в зависимости от размера фигурки, температуры и показателя влажности воздуха в помещении

При этом очень важно понимать влажность, температуру и остальные параметры

После сушки игрушку нужно обжечь. Ранее для обжига расписной фигурки использовали печь. Изделия помещали на металлический противень и клали на сами дрова. После того, как игрушка начинала наклоняться в сторону, её хорошо остужали. Сейчас используют усовершенствованные модели печек, которые помогают экономить время и защищают мастера от возможных опасностей при работе.

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальныйсюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector