Откуда появился бисер и что это такое

история возникновения бисера

 

Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал

Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика

Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства ( к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: «В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны.»Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.»Золотым веком» бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.

Начинаем работу

Возьмите обычный противень и застелите его пергаментом – бумагой для запекания. После этого хорошо смажьте маслом выбранную вами форму. Возьмите пластиковый бисер и выложите его на дно формы, желательно в один слой.

Разогрейте духовку до 200 градусов и установите в нее противень с формочкой. Бисер может быть расположен хаотично или в определенной последовательности – это дело вашей фантазии. Проверяем степень плавления через каждые 5-7 минут. Обычно весь процесс занимает не более 20 минут. Затем вынимаем противень и даем массе остыть. Достаем фигурки и наслаждаемся своим творчеством. Таким образом можно изготовить елочные украшения, предметы интерьера, бижутерию, настенные панно и т. д.

Классификация классического бисера по форме

Рокайль. Это самый распространенный вид бисера – круглый. Японский похож на бочонок, а чешский более приплюснутый.

Розовый – чешский, голубой – японский

Шарлотта. Чешский рокайль, у которого есть одна отполированная грань, от которой отбивается свет, за счет этого изделие искрится.

Прозрачная и непрозрачная Шарлотта играет светом благодаря плоской грани

  • Рубка или цилиндрический бисер. Изготавливается рубкой трубочек–заготовок на цилиндрики длиной не более 5 мм, от этого он и получил свое название. Края у чешской рубки острые, а у японской гладкие.
  • Стеклярус. Похож на рубку, но более длинный, вплоть до нескольких сантиметров. Края острые, благодаря чему создается четкий плотный рисунок. Кроме круглого, стеклярус бывает треугольного, квадратного, шестигранного сечения, а также с перекрученными гранями.

У рубки и стекляруса края могут быть прямые или косые.

Рубка и стеклярус

Японские и чешские производители соревнуются в производстве уникальных форм бисера, поэтому для оригинальных работ можно использовать:

Фарфаль (арахис, берри). По форме напоминает бабочку с приплюснутой серединкой и округлыми краями.

Необычная форма фарфаля похожа на фасолину

Дропс, Магатама представляет собой каплевидную бисеринку со смещенным отверстием. Эффектно смотрятся края броши, оформленные такими капельками.

Дропс

Лонг магатама – такая же капелька, только более длинная, похожая на лепесток.

Колючки этого ежика оформлены из лонг магатамы
и смотрятся очень эффектно

Облонг – крупные кирпичики, встречаются даже изготовленные из натуральных камней.

Отдельную группу составляют виды чешского бисера с двумя отверстиями:

Твин, Супердуо – овальной формы;

Твин всех цветов радуги для ярких работ

  • Рулла – цилиндрический;
  • Тила – плоская плитка, такая форма есть и у японских производителей;
  • Брикс – кирпичики;
  • Лентил – напоминает двояковыпуклую пуговицу.

Мастер Алла Масленникова интересно использовала
фигурный бисер для оформления окна

Лентил

Очень необычно выглядит геометрический бисер: трех-, четырех- или шестигранный с круглым, квадратным или треугольным отверстием. Из-за больших размеров эти виды больше относятся к бусинам.

ИЗ ИСТОРИИ БИСЕРА

Бисер материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия.

Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера. Однако в этих целях находят применение и другие, самые разнообразные материалы: металл, фарфор, всевозможные пластмассы. Известно, что на Крайнем Севере, где бисерное рукоделие традиционно, до появления торгового бисера местные умельцы точили его из мамонтовой кости. В Китае бисер был фарфоровым.

Во многих странах издавна делали металлические бусы и бисер. Например, на Декане (Индия) обнаружены медные бусы III—II тысячелетий до н. э. Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (золота, серебра) в Африке, доколумбовой Америке, Индии. Например, в захоронении на «королевском холме» Мапунгубве (Зимбабве) обнаружены кости, пересыпанные двенадцатью тысячами золотых бусин. В Мексике золотые бусины были не только круглыми, но и фигурными — в форме зубов ягуара, например. В Индии золотые и серебряные бусы и бисер производят до сих пор. В Европе металлический бисер стал популярен в XIX столетни. Он получил название «стальных бриллиантов». Бисеринки воронили, золотили,полировали. Металлический бисер делали во Франции, Германии. Лучшим считался английский; в России широко использовался тульский. Существовал и собственно золотой бисер европейского производства — это недавно доказали ученые. С помощью рентгеноспектрального анализа исследовали бисеринку из вышивки XIX в. и установили, что она изготовлена из золота 56 пробы.

Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки? В Туркмении появилась прекрасная и начальная легенда о драгоценном бисере: где-то в горах есть пещера — жилище дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточали их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер…

Страна происхождения

Бисер производят в разных странах. Исходя из страны происхождения он имеет отличительные особенности, о которых не помешает знать.

Чешский бисер

Бисер чешского производства очень популярен у рукодельниц. Прежде всего, благодаря разнообразию товара. Умелицы знают, что цвета, размеры и огранка чешского бисера на порядок выше, чем у товара из Индии и Китая. Что касается качества, то и оно превосходно. Если вы когда-либо листали каталог чешского бисера, то наверняка оценили более полутора тысяч различных оттенков.

Однако есть у бисера чешского производства и свои недостатки. Например, один и тот же оттенок товара в различных партиях может существенно отличаться. Если вам не хватило бисера для изделия, вы можете быть разочарованы, поскольку не сможете докупить аналогичного.

Из-за огромного ассортимента бисера приходится заниматься калибровкой, поскольку размер может немного отличаться.

Еще одна проблема – зауженное отверстие в некоторых бусинках, в результате чего игла попросту не пролазит. Однако если и пролезет, бисеринка может лопнуть.

Наконец, чешский бисер дороже китайского, тайваньского и индийского.

Тайваньский бисер

Тайваньский бисер не отличается высоким качеством. Купив партию такого бисера, вы можете обнаружить, что бусины не одинаковы ни по форме, ни по размеру.

Распространенная проблема – хрупкость бисера, который часто ломается при работе.

Из-за чересчур острых краев стеклярус и рубка часто режут нить.
При этом цветовую гамму бисера из Тайваня нельзя назвать богатой.
В продаже часто предлагается бисер с посеребрением внутри, целиком окрашенный прозрачный, а также непрозрачный бисер.

Увы, у тайваньского бисера часто бывает нестойкая окраска.

Как видим, невысокая цена на него объяснима. Тем не менее, он популярен при выполнении карнавальных костюмов, нарядов для танцев живота и выступлений в цирке. Следует отметить, что бисер из Китая и Индии имеет примерно те же характеристики, достоинства и недостатки.

Украшение из японского бисера

Японский бисер

Японский бисер встретишь нечасто, но, как говорится, кто ищет, тот найдет. Цена на на него достаточно высока, однако и качество превосходно (впрочем, как и любого другого японского товара).

Японский бисер гладкий и ровный. В калибровке необходимости нет. Неровности если и встречаются, то настолько несущественны, что невооруженным глазом их заметить невозможно. На готовом изделии их никогда не распознаешь.

Японский бисер имеет широкий ассортимент, богатую цветовую палитру. При этом, заказывая бисер по номеру в каталоге, можно быть на 100% уверенным в том, что вы получите такой же оттенок, как из прошлой партии. Дело в том, что японские производители строго следят за выдержкой цветовой гаммы из года в год.

Каталоги японских производителей насчитывают не одну тысячу видов бисера, стекляруса и рубки. Удобно, что японские стеклярус и рубка не режут нитку (благодаря оплавленным краям).

История бисера: от ремесла к искусству

История бисера очень интересна. В древние времена бисером обычно были вышиты подол, ворот и обшлага рукавов. При раскопках древних захоронений, находящихся в Латвии, были найдены головные украшения, расписанные маленькими шариками из стекла

Остров Мурано стал центром производства этих изделий. Венецианское стекло широко распространялось во всем мире и приносило республике основной и весьма немалый доход. Отцом знаменитого путешественника Марко Поло был известный бисерных дел мастер.

Конечно, такой успех венецианских мастеров вызывал зависть у сопредельных государств и не только. Секрет изготовления бисера старались выведать всеми возможными способами, и Венеция была вынуждена даже принять особые законы, регламентирующие вывоз бисера за пределы страны.

Также запрещалось вывозить любое сырье для его изготовления, и даже осколки. Любой мастер, осмелившийся поделиться секретом, подвергался жестокому преследованию вплоть до смертной казни.

Однако, при всем при том, мастера-стеклодувы пользовались в государстве особым почетом и приравнивались к знати. Тщательно оберегался и секрет производства соды – основной добавки в стекольную массу, из которой изготовлялся бисер.

Однако, технический прогресс было не остановить, и, несмотря на тщательные предосторожности, у Венеции вскоре начали появляться конкуренты, которые нашли собственные способы изготовления стекла и бисера, не уступавшего по красоте и качеству венецианскому. И главными из них оказались богемские мастера

Богемский бисер постепенно почти полностью вытеснил венецианский с рынка

И главными из них оказались богемские мастера. Богемский бисер постепенно почти полностью вытеснил венецианский с рынка.

Однако конкуренция Богемии и Венеции, а также появление новых технологий, пошло только на пользу самому бисеру. Он становится все красивее и разнообразнее. Европейские города ежегодно проводят ярмарки, где бисер предстает во всем блеске своего великолепия.

Что касается России, то здесь долгое время так и не удается наладить собственное бисерное производство. Закупки бисера и стекляруса велись за границей, и их объемы постоянно увеличивались, тем не менее, дефицит по-прежнему оставался значительным. Решить эту проблему удалось только великому Ломоносову, которому удалось открыть в стране несколько фабрик по изготовлению бисера и стекляруса.

Однако после его смерти производство пришло в упадок, и бисер опять стали завозить из Богемии или Венеции.

Конечно, сохранялось мелкое кустарное производство. Однако, эта продукция оставляла желать лучшего. В 183 году Я.Б. Ронигер открывает в Одессе фабрику по производству бисера, но и ему не удается вытеснить с российского рынка иностранных поставщиков.

Это лишь краткая история бисера и бисероплетения. Если хорошенько покопаться в истории разных культур, то можно найти много интересного о техниках и сфере использования этого материала.

971
Кристина
12 ноября 2011

1

Кристина
Все записи автора (1146)

История происхождения

Первые заметки о плетении с помощью перламутра и речного жемчуга, в которых для удобства проделывали сквозные отверстия, встречаются еще в Древнем Египте, одной из найденных во время раскопок бусин — более пяти тысяч лет. Больше же информации про рукодельниц, которые создавали творения искусства на Руси, можно найти в Средние века.

Стоил материал для таких изделий недешево, да и труд мастериц ценился высоко, поэтому доступны были такие украшения исключительно для представителей высших социальных слоев. Часто бусины, которые и стали прототипом современного бисера, можно было встретить на иконах, одежде высокопоставленных лиц, фамильных изделиях (посуда, светильники, оружие и т.д.). Пользовался бисер большой популярностью еще и потому, что он стоил намного дешевле драгоценных камней, в обработке был проще, а качество и внешний вид изделия от этого не страдали.

Бисерный бум

К XIX веку в России начинается настоящий бисерный бум. Мода на бисерные украшения распространяется на все слои населения. Повсеместно осваиваются и совершенствуются приемы плетения бисером, с ним не пренебрегают работать даже знатные дамы. А уж подневольные крепостные труженицы чуть ли не сутками вынуждены были расшивать бисером одежду, мебель и аксессуары в угоду барским прихотям.

Стремительное развитие научно-технического прогресса ощутимо ослабило увлечение бисером. К началу ХХ века про него стали забывать. В 60-х годах ХХ века культура хиппи опять ненадолго подняла бисероплетение на волну моды и затем снова несколько десятилетий забытья.

В настоящее время подзабытое рукоделие стремительно начинает завоевывать новые позиции, украшения из бисера все чаще появляются звездах шоу-бизнеса и записных модницах, а аксессуары, украшенные бисером, выглядят очень стильно и современно.

Читайте другие интересные статьи на нашем сайте Квейлити 21.

Исторические корни

Фото: www. rock-cafe.info

Первый бисер, разумеется, был большего размера, да и не имел такого разнообразия форм, цветов, как сейчас. Использовали его, в основном, для изготовления украшений, причем исключительно дорогих, «статусных».

Упоминается в истории бисера и о знаменитом бисерном ожерелье Солнца, которое носили древнеегипетские фараоны как символ власти. Распространен был бисер и изделия из него также в Древнем Риме, в Византии, позже в Венеции. К слову, последняя, благодаря умелым стекольным мастерам со знаменитого острова Мурано, очень долго была столицей стекольной и бисерной промышленности. Пока её в XVIII веке немного не оттеснила Богемия (Чехия).

Техники бисероплетения

Техники плетения бисером многочисленны, но есть среди них самые востребованные и интересные, позволяющие создавать красивые вещи по грамотным схемам.

Мозаичная

Так называют самый плотный метод плетения. Бисеринки в нем напоминают кирпичную кладку. Делать такое плетение можно и с одной иголкой, и с двумя. Мозаичное плетение отлично выполняется на круглом бисере, рубке и граненом бисере. Браслеты, колье, пояса, броши получаются идеальными в этой технике.

Мозаичная техника, в свою очередь, подразделяется на плетение полотном, косое плетение и плетение по кругу. Изделия, полученные с помощью этой техники, считаются высокопрочными и среднегибкими.

Монастырская

Данная техника предполагает использование двух иголок. Плести можно и по ширине, и по длине. Начинается оно как цепочка «квадратик», т.е. вертикально, с последующим наращиванием ширины. В этой технике чаще берется именно леска, подойдет даже рыболовная.

Монастырское плетение применяется для работы над воротничками, колье, кулонами, галстуками, сумочками. Выполняют в этой технике рамки для фото, салфетки, шкатулки, вазы, обложки для книг и пр.

Кирпичная

Очень похожа с мозаичной техникой, но кирпичный стежок предполагает расположение бисеринок горизонтальными рядами. Мозаичная же техника – это вертикальные ряды. Такие изделия более гибки, потому кирпичную технику используют и для самостоятельного плетения, в комбинации с той же мозаикой.

Французская

Иначе ее называют плетением дугами на проволоке. Его активно применяют при изготовлении цветов и деревьев, а это популярное направление бисероплетения. Французская техника позволяет ловко и быстро сделать листочки и лепесточки любой формы.

Параллельная

И это плетение обычно выполняется на проволочной основе. Задействуются оба конца проволоки, которые идут в каждом ряду навстречу друг другу. В этой технике мастерице будет комфортно изготавливать листочки и лепестки для цветов и объемных бисерных фигурок.

Сетчатая

Это то же самое, что монастырская техника (или плетение «в крестик»). Базовым элементом данного вида является крестик из четырех бусинок. И в готовом изделии, выполненном в этом технике, можно разглядеть постоянно повторяющиеся крестики. Сетчатым способом очень красиво оплетают сосуды, выполняют декор пасхальных яиц, делают шикарные бисерные воротнички. Плетение предполагает использование одной, главной нити.

Объемная

Напоминает данный способ плоское параллельное плетение, только бисерные ряды располагаются друг над другом, а не на одной плоскости. Для основы годится и проволока, и леска. У этой техники очень широка сфера применения, но чаще используют ее возможности рукодельницы, плетущие объемных животных (для брошей, например).

Петельная

Петельная техника – это ряд последовательных петелек из самого бисера. Листочки, тычинки и лепестки обычно плетут именно этим способом. Обычно мастера делают петельки одного размера, которые располагают в шахматном порядке. На одной веточке можно сделать красивые разветвления. Очевидно, что это популярнейший способ создания ажурных деревьев из бисера.

Игольчатая

Это интересный способ соединения бисеринок друг с другом, который дает возможность мастерице получать остроконечные детальки. Это и лепестки, и бисерные иголочки, и кисточки для штор, например. Но и для изготовления броских сережек игольчатая техника тоже подходит прекрасно.

Научиться такому способу несложно: нужно на небольшой проволочный отрезок взять 6 бисеринок, крайнюю придержав рукой. Кончик же проволоки продевается через 5 бисеринок, затягивается. Стоит пробовать и пробовать, опыт нарабатывается только методом проб и ошибок, руки должны почувствовать материал.

Цветочные композиции можно сделать из бисера, а можно слепить из полимерной глины. О том, как это сделать, читайте в нашей статье: «Как лепить цветы из полимерной глины, мастер-класс, простой цветок, роза, орхидея».

Если вы сомневаетесь в том, что бисероплетение – достойнейшая сфера творчества, знайте, что даже в собрания Государственного Эрмитажа хранятся ценнейшие, уникальные изделия из бисера, датированные 18-19 веком. И это настоящие произведения искусства, то, про что, не задумываясь можно сказать «тонкая работа».

История бисера

Историки уверенны, что такому виду декоративно-прикладного искусства как биссероплетению уже не менее 4000 лет. Археологические находки древнего Египта свидетельствуют, что уже в те далекие времена люди старались украсить свою одежду, предметы обихода. Так появился на свет «фальшивый жемчуг». Стеклянные бусинки нанизывали на растительные нити или конский волос и потом вплетали их в свои убранства. Так же свидетельства раскопок говорят, что для этого использовались и природные материалы: раковины моллюсков, зубы, зерна, камни.

Секреты этого рукоделия передавались из поколения в поколение, бережно хранились. Мастера достигали таких высот, что из мелких бусинок могли создавать целые шедевры. Бисером усыпаны наряды многие августейших персон, иконы, картины. Отдельные работы представляют собой скульптурные произведения выполненные целиком из бисера.

Плетение из бисера в Древнем Риме

Из Древнего Египта и Сирии производства стекла и бисера распространилось и в великую Римскую Империю. В 1 веке до нашей эры александрийские мастера создали способ выдувания разных предметов металлической или тростниковой трубкой. Способ выдувания изменил технологический процесс. Бисерины стали делать из пустотелых стеклянных трубочек, их мастер выдувал из капельки расплавленного стекла специальным инструментом (понтией).


Бусины найденные при раскопках Помпеи

Чтобы получить трубочку нужных параметров, мастер должен был обладать большой сноровкой, ловкостью и просто идеальным глазомером. А потом эти тонкие трубочки из стекла разрезали ножницами-гильотинами на маленькие кусочки. На сите кусочки отсеивали от осколков, обрабатывали шлифовальной смесью (угольной или глиняной).

После того как отверстия заполнялись смесью, бисер ожидала сушка, смешивание с песком и нагревание до багрового каления. Размягченные колечки при этом округлялись, все неровности уходили. Вращение в чугунном барабане не давало колечкам сплющиться. Охлажденный бисер промывали и снова сушили, а полировальный порошок заставлял бусины блестеть.

История возникновения бисероплетения – это не просто создание стекла и бусин из него, это постоянно совершенствующая технология. И она могла бы и дальше развиваться в Римской Империи, если бы не падение последней. Великая империя раскололась на Западную (Рим) и Восточную (Византия). А так как многие византийские мастера, хранители секретов бисероплетения, обосновались в Венеции, она и стала новой столицей бисерного производства.

Как правильно выбрать?

Новичкам, которые только начали осваивать такой вид творчества, как бисероплетение, порой бывает трудно разобраться в тонкостях выбора материала.

Советы профессионалов облегчат эту задачу.

Прежде всего, стоит разобраться, из чего же производится бисер. Зайдя в магазин рукоделия, можно увидеть разные варианты, отличающиеся формой, размером, стоимостью. Самыми дешевыми считаются экземпляры из пластика, которые больше подходят для пробных работ. К ним можно отнести китайский или тайванский бисер. Наиболее качественными считаются стеклянные бусинки.

Выбирая продукцию, стоит присмотреться к форме единичных экземпляров и их размеру. В упаковке должны быть одинаковые бисеринки, внешне не отличающиеся друг от друга. Лучше отложить упаковку с экземплярами, имеющими сколы или необычный размер, так как с таким материалом работать будет сложней.

Желательно взять немного бусинок в руки и потереть их между пальцами. После этого на руках не должно оставаться следов от краски: такое может случиться в случае некачественно окрашенного товара.

При большой закупке лучше взять немного бисеринок, положить их в светлую ткань и опустить в кипяток. Если ткань не окрасилась, значит, товар качественный.

При выборе товара учитывают размер, который обозначают по номерам

Чем меньшим является размер бусинки, тем выше будет у нее номер.

Важно убедиться в том, что отверстия у бусин открыты и имеют одинаковый диаметр. Лучше продеть иголку в несколько экземпляров и убедиться в их прочности.

Новичкам стоит приобретать уже готовые наборы, в которых, кроме схем и инструкций, есть и бисер, подобранный по оттенкам

Сделав пробную работу и освоив технику, в дальнейшем можно приступать к более сложным задачам.

Опытные вышивальщицы обычно используют в работе чешский бисер или японский. Последний используется реже ввиду высокой стоимости. Но и качество намного выше. Главной особенностью чешского и японского товара считают калибровку, то есть подгонку изделий по форме и размеру. Второй особенностью является долговечность изделий, не теряющих первоначальный привлекательный вид десяток лет и более.

История появления

Впервые бисер появился в Египте, его археологи обнаружили при раскопках Фив. Их находки датируются примерно 4000 (четырехтысячным) годом до н.э.

Найденные первые стеклянные бусины можно увидеть в Египетском зале Эрмитажа (в Санкт-Петербурге). Они совсем не такие, какими мы знаем бусинки бисера сегодня, намного крупнее (до 4 см) и вид бисеринок по форме похожи на капли.

Изготовление бисера неразрывно связано с производством стекла, которое зародилось примерно в шестом тысячелетии до н.э. на территории современных Сирии, Ливана, Турции и Египта. Позже стеклоделие получило широкое распространение в Европе (в том числе и в России).

В средние века центром изготовления стекла и бисера наряду с мусульманскими странами и Римом стала Венеция. Верховная власть запретила венецианским ремесленникам разглашать технологию его производства под страхом смертной казни.

Одновременно стеклоделам были предоставлены особые привилегии — их дочери могли выходить замуж за представителей высшей знати. Здесь стеклоделие успешно развивалось, изобретались всё новые методы ручного производства стекла. Именно в Венеции к 1475 г. изобрели способ изготовления всемирно известного бисера из полых, а затем – цельных, разноцветных стеклянных трубочек с последующим их разрезанием на мелкие (бисерные) бусинки.

Бисер в 19-20 вв

Конец 19-ого, начало 20-ого века: мир испытал новый расцвет увлечения бисером. Из мелких стеклышек стали изготавливать дамские сумочки, бумажники, подстаканники, чехлы для чубуков. Не обязательно дорогие изделия брали для декорирования их бисером. Но даже небольшая сумочка или кошелек приобретал совсем иной вид, после того, как изящным узором на нем выстраивались разноцветные бусины.


Сумочка 19 в.

И сегодня на аукционах, на площадках для продажи винтажных вещей можно купить расшитые бисером сумочки и кошелечки, пудреницы и чехлы. Так древнее искусство протягивает мостик в современность, и уже нынешние модницы решают украсить бисером предметы своего туалета.

Основы

Простейшие уроки бисероплетения – с этого следует начинать обучение искусству создания авторских украшений и сувениров. Рукодельницы использует различные техники. Обычное нанизывание бисера на нить – самый простой прием. Заключается он в чередовании бисера в определенном порядке. Совершая незамысловатые действия, можно добиться оригинального узора.

Опытные мастерицы рекомендуют в начале своего творческого пути освоить технику «крестик», известную также под термином «монастырское плетение». Несложно сплести также цепочку «зигзаг». А вот объемное бисероплетение требует особой подготовки. Кроме того, эта технология представляет собой восточный вид рукоделия, и найти инструкцию еще несколько лет назад на русском языке было не так просто.

Простейший прием бисероплетения – низание. В чем он заключается, несложно догадаться. Бусины нанизываются на нить поочередно, никаких сложных манипуляций не производится. Такой способ используют дети при изготовлении незамысловатых браслетов. Другие приемы: продольное, поперечное, угловое, круговое низание.

Усложняем задачу

Теперь можно перейти к более «серьезным» композициям. Попробуйте поэкспериментировать с различными цветами и фактурами бусинок, с различной прозрачностью. Можно продумать композицию, в которой будут сочетаться разные формы.

Если расплавить бисер в стеклянной форме для запекания (ее следует тщательно смазать маслом, чтобы бисер не прилип), то можно получить оригинальную и удобную вазочку. Когда вы получите необходимый опыт, можно попробовать делать витражи, которые могут быть не только красивыми, но и тематическими. Как видите, все достаточно просто, главное, не бойтесь экспериментировать.

Об истории бисероплетения кратко

В разных местах и странах, при раскопках, находились украшения из бусин. Сначала бусины были изготовлены из костей, камней, ракушек, семян. В Сибири, например, были найдены единственные в мире бусины из костей мамонта. С развитием человечества менялся материал, из которых изготавливали бусины. Они становились металлическими, керамическими, стеклянными и, наконец, пластмассовыми.

Ученые считают, что именно изобретя бусы, человечество окончательно отделилось от животного мира. Потому, что бусинка – это нечто, не имеющее конкретного значения и пользы, предназначенное для украшения, а это уже зарождение духовности и культуры.

Бусы, изготовленные в разное время разными народами, значительно отличаются между собой своими рисунками, орнаментами, материалами и цветовой гаммой, но, что удивительно, очень похожи в технике исполнения. К примеру, методом, известным как «мозаика», в одно и то же время пользовались жители Америки и Среднего Востока, хотя до установления между ними каких бы то ни было связей, было еще очень далеко. Плетением ажурных сеток из жемчуга и бисера одновременно занимаются жители России и Индонезии. И таких примеров очень много.

Стеклянные бусины возникли, практически, сразу же с возникновением стекла (а это случилось в четвертом тысячелетии до нашей эры) и произвели их в Древнем Египте. Отсюда стеклянный бисер разойдется по всему свету. С развитием ремесел, технология изготовления бусин совершенствовалась, бусинки становились все мельче и ровнее пока не превратились в аналог теперешнего бисера. И название свое получили от древнеарабского «бусра».

К бисероплетению на протяжении тысячелетий относились очень серьезно. Бисер входит в культуру многих народов, изделия из него участвуют в религиозных церемониях, обрядовых танцах, становятся объектами жертвоприношений. Бисером украшают повязки на голову, пояса, расшивают одежду. Каждый народ выработал свои орнаменты и узоры, особенности украшения костюма. По бисерным узорам можно было судить о социальном статусе человека, местности его проживания.

Славянские народы также не избежали очарования бисером. Широко начинают использовать бисер в России с XVIII века. Им украшают церковную утварь, расшивают оклады икон, плетут украшения.

К XIX веку в России начинается настоящий бисерный бум. Мода на бисерные украшения распространяется на все слои населения. Повсеместно осваиваются и совершенствуются приемы плетения бисером, с ним не пренебрегают работать даже знатные дамы. А уж подневольные крепостные труженицы чуть ли не сутками вынуждены были расшивать бисером одежду, мебель и аксессуары в угоду барским прихотям.

Стремительное развитие научно-технического прогресса ощутимо ослабило увлечение бисером. К началу ХХ века про него стали забывать. В 60-х годах ХХ века культура хиппи опять ненадолго подняла бисероплетение на волну моды и затем снова несколько десятилетий забытья.

В настоящее время подзабытое рукоделие стремительно начинает завоевывать новые позиции, украшения из бисера все чаще появляются звездах шоубизнеса и записных модницах, а аксессуары, украшенные бисером, выглядят очень стильно и современно.

Польза рукоделия

То, что бисероплетение невероятно интересное занятие, знают все, но хочется знать, чем оно полезно. Им занимаются как взрослые, так и дети.

Давайте узнаем подробнее о пользе бисероплетения:

  • развивает мелкую моторику рук;
  • открывает волшебный мир рукоделия;
  • успокаивает и учит терпению;
  • развивает творческие способности;
  • развивает цветовое мышление;
  • способствует креативному взгляду на вещи;
  • из обычного хобби может перерасти в способ заработка;
  • помогает создать индивидуальный стиль;
  • поможет украсить любые предметы и дать им новую жизнь;
  • отличное занятие для детей дошкольного возраста;
  • полезное для женской психики занятие;
  • помогает отвлечься;
  • влияет на женскую гармонию;
  • активирует правое полушарие мозга;
  • учит сочетать цвета и фактуры;
  • самовыражает;
  • сближает с детьми;
  • поможет найти друзей и единомышленников.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector