Техника батик

Содержание:

Инструменты и материалы

Начать стоит с ткани. Батик всегда максимально раскрывает свои возможности, если работать приходится на натуральной ткани. Если вы новичок, то начинайте с батиста, крепдешина, бязи. Когда рука уже набита, можно попробовать свои силы на креп-жоржете, туали, а также креп-шифоне. Если очень хочется прикоснуться к искусству росписи по шелку, то с натуральными материалами работать хоть и ответственнее, но приятнее, тогда как искусственный шелк очень неудобен.

Что нужно знать о подрамниках.

  • Подрамник – это каркас, на который натягивают ткань для упрощения работы с ней. Если предполагается маленького размера роспись, можно заменить подрамник пяльцами.
  • Работы средние и большие по размеру предпочтительнее выполнять на подрамниках из мягких пород дерева, при этом кнопки для закрепления материала должны легко в них входить.
  • Более удобен раздвижной подрамник, он не занимает много места и является универсальным приспособлением. Конструкция состоит из четырех реек, соединенных между собой, а габариты подрамника могут подгоняться по размерам работы.
  • Перед натяжкой имеет смысл заклеить подрамник малярным скотчем – это убережет его от растекающейся краски.

Основной инструмент – стеклянная трубочка, служащая для нанесения резерва. Состоит она из трех частей: длинной части, шаровидной и изогнутого носика. Трубочка очень хрупкая, ее нужно беречь и промывать после каждой работы любым растворителем. Если внутри образовалась пробка из засохшего резервирующего состава, нужно очень деликатно прочистить проволокой изогнутый носик.

Краски для батика бывают двух видов: термозакрепляемые и парозакрепляемые. Многие профессионалы предпочитают работать с красками, которые требуют именно термической обработки, то есть проглаживания горячим утюгом. Контуры и краски для батика сегодня выпускаются под брендами «Декола», «Гамма», «Гутта» – это достойные материалы для батика.

Резерв – это адгезивный полужидкий компонент, отграничивающий окрашенные области на ткани. Есть прозрачный резерв, который далее смывается теплой водой, а есть резерв, смывать который не нужно: он фиксируется на ткани и становится частью работы.

Сама роспись выполняется кистями, которые могут быть сделаны из синтетических волокон или натурального волоса белки, пони, колонка. После работы непременно промывайте их в мыльной теплой воде. Применять губки тоже можно.

Соблюдаем длину

Пример 1. До и после складывания

Верхний рисунок представляет ткань посредством цвета, а нижний – посредством условных равноотдаленных линий. И вертикальные, и горизонтальные линии до и после складывания имеют ту же длину. Крайний правый рисунок не соответствует схематическому рисунку из линий, потому что цвет в его центре не достаточно темный, что делает складку недостаточно глубокой и заставляет отрезок ткани выглядеть суженым, а не прямоугольным.

Пример 2. Складки в одном направлении

Пригодится вам в рисовании аксессуаров.

Обратите внимание, что крайний правый пример не плохой, но всё же и не самый удачный (по правде говоря, мною сначала был изображен именно он, но, после обнаружения ошибок – использован как неправильный пример)

Пример 3. Присобранные складки

Вспомните, когда нужно будет рисовать рукава или банты.

Заметьте, что верхняя, самая широкая часть нашего полу-банта – такой же длины, что и в несобранном состоянии. А вот нижняя часть, будучи деформированной, имеет приподнятые волнистые края. Длина при этом сохраняется – проверьте с помощью линейки. Окружность, которую формируют края ткани, также должна сохранять длину.

Силы, оказывающие действие на ткань

  • Гравитация
  • Силы природы (ветер, влага)
  • Различные объекты
  • Свойства самой ткани

Если потянуть с силой за края ткани, появится складка, как на рисунке ниже. Это свойственно эластичным тканям в наших купальниках.

Пример воздействия сил на ткань

Это фото Мэрилин Монро – отличный пример различного воздействия: ветер, натяжение от бёдер, сила притяжения.

Зеленые линии служат отличным примером сохранения длины. Направления складок различны, но, в конечном счете, их длина одна и та же.

Чем больше внимания вы уделите воздействию всевозможных сил на ткань, тем реалистичнее у вас получится её изобразить.

Виды

Батик – это общее наименование техники нанесения разнообразных изображений на ткани, предполагающее под собой несколько способов исполнения, от которых зависят используемые предметы и шаги работы. Особенность каждого отдельного вида батика заключается в том, что первый способ идеален для работ с синтетической материей, другой незаменим для создания шедевров на шелке. Чтобы начинающий мастер разобрался в тонкостях и нюансах работы, предлагается внимательно изучить каждую отдельную разновидность техники росписи.

Горячий батик

При данном способе используется резервирующий состав, приготовленный на основе воска. Его наносят на ткань чантингом. Он проникает глубоко в волокна материи и быстро высыхает, тем самым создается прочная граница, за которую не сможет растечься красящий состав. Сам воск, используемый для окантовки изображений, предварительно расплавляется. Красящие составы наносятся в несколько слоев, чтобы цветовая гамма рисунка получилась яркой и насыщенной.

Последним этапом работы является удаление резервирующей массы. Горячий способ исполнения рисунка в большинстве случаев применяется для росписи хлопчатобумажной материи.

Холодный батик

Подходящий способ для создания декоративных изображений на шелке. Для качественной работы необходимо использовать красящие вещества, изготовленные на основе анилина. Резервирующий состав, применяемый для холодного способа, может быть густым или жидким.

Густая консистенция говорит о том, что основой его состава являются резиновые элементы. В жидковатом резерве основой является бензиновый компонент. При этом густая масса хранится в тюбиках с тонким носиком, через который происходит нанесение вещества на контур рисунка. Жидкое вещество разливается по ткани при помощи специальной стеклянной трубки.

Свободная роспись

Данная разновидность батика широко применяется на натуральном шелке и тканях из синтетических волокон. В качестве красящих составов мастера применяют масляные краски либо красители, изготовленные на основе анилина.

Узелковый батик

Довольно интересный и весьма распространенный способ исполнения необычных изображений на ткани. Материю завязывают в несколько узелков, каждый из которых последовательно перевязывается нитью. Поверх наносятся красящие вещества. После полного высыхания нитки срезаются, а узлы развязываются.

Шибори батик

Представляемый способ исполнения необыкновенных изображений на ткани сможет использовать любой человек, даже не имеющий художественной жилки, хотя творческие нотки присутствует в каждой индивидуальной личности.

Подготовленный материал изначально мнется, после скручивается, затем перетягивается и сматывается. После этих манипуляций полотно погружается в красящий состав. Развернув ткань после высыхания, исполнитель работы наверняка потеряет дар речи. Подобным образом можно окрашивать любые тканевые материалы, одежду, сумки и многое другое.

Струящаяся ткань

Струящиеся ткани обладают красивыми изгибами, только гляньте на фотографии.

Картины периода неоклассицизма также полны воздушных, струящихся тканей.

Но в реальной жизни плотная ткань не «течёт» как на рисунках Пэрриша и Лейтона, она недостаточно легка. Между тем, контраст, который порождают нереальная легкость форм и угадываемая по текстурам тяжесть ткани, создаёт ощущение неземной сверхлегкости. Фактически, именно это можно увидеть на фотографиях подводной съемки.

Вместе с фотографиями тканей, развевающихся на ветру, они могут послужить отличным референсом в изображении тканей, которые струятся.

Помните об авторских правах, не копируйте целенаправленно фотографии! Следуйте им как эталону, это будет и полезней, и законней.

Процесс рисования

1. Делаем набросок простыми линиями, определяем расположение ткани.

2. Определяем влияние различных сил на ткань.

3. Установив источник света, делаем набросок цветом. В нашем примере свет падает с верхнего правого угла.

4. Начинаем прорисовывать складки с верхнего левого угла.

5. Всё еще работаем со складками в том углу. На ходу исправляем погрешности.

6. Покрываем цветом лицевую часть ткани на переднем плане.

7. Продолжаем штурмовать левый верхний угол.

8. Наконец добились правильной формы.

9. Прорисовываем еще более детально. Работаем с изгибами на заднем плане.

10. Еще деталей.

11. Немного работы мягкой кистью, отделяем задний план от переднего с помощью цвета.

12. Если продолжать орудовать мягкой кистью, можно сделать ткань еще более мягкой. Но у меня всё.

Рисование ткани занимает много времени, постоянно приходится что-то пробовать, корректировать, обращаться к референсам, но вам в итоге будет приятно посмотреть на свой собственный результат.

Горячий батик: техника выполнения для начинающих

Горячий батик выполняется с применением разогретого резервирующего состава. При помощи его наносят контур и покрывают отдельные элементы рисунка для предупреждения растекания краски. Резервирующий состав можно приготовить самостоятельно по одному из рецептов:

  • Рецепт №1. Парафин (330г) + вазелин (170г).
  • Рецепт №2. Парафин (250г) + вазелин (125г) + воск (125г).
  • Рецепт №3. Петролатум (105г) + парафин (400г).

Мастерица батика за работой

Кроме резервирующего состава, подготовьте такие материалы и инструменты:

  • ткань
  • краски для горячего батика
  • кисти
  • палитру
  • подрамник или пяльцы
  • воду
  • утюг
  • старые газеты

Горячий батик

Ход работы:

  1. Прорисуйте эскиз на бумаге.
  2. Натяните ткань в пяльцах или на подрамнике.
  3. Переведите рисунок на ткань.
  4. Зарезервируйте при помощи готового резервирующего состава те места на рисунке, которые необходимо оставить не закрашенными.
  5. Покройте красителями светлых оттенков элементы рисунка.
  6. Оставьте для подсыхания.
  7. Покройте резервирующим составом прокрашенные светлыми тонами элементы рисунка.
  8. Используйте в работе более темные тона.
  9. Снова оставьте для просушивания, затем покройте резервирующим составом прорисованные части.
  10. Примените самые темные цвета, подсушите рисунок и полностью покройте его резервирующим восковым составом.
  11. Снимите работу с подрамника.
  12. Слой за слоем удалите с рисунка резервирующий состав, проглаживая горячим утюгом между газетными листами.
  13. Готовую работу оформите в рамку.

Удаление воска с готового батика

История магического ремесла

Свидетельства ранних примеров батика были обнаружены на Дальнем Востоке, Среднем Востоке, в Центральной Азии и Индии более 2000 лет назад. Возможно, что эти области развивались независимо, без влияния торговых или культурных обменов. Тем не менее, более вероятно, что ремесло на корабле распространилось из Азии на острова Малайского архипелага и с запада на Ближний Восток через караванный маршрут. Батик практиковался в Китае еще во времена династии Суй.

Вам это будет интересно Шьем распашонки для новорожденных: интересные выкройки

Это были шелковые батики, которые также были обнаружены в Наре, Япония, в форме экранов и приписаны периоду Нара. Вероятно, что они были сделаны китайскими художниками. Они украшены деревьями, животными, флейтистами, сценами охоты и стилизованными горами.


Расписанная ткань

В Индии не было обнаружено никаких свидетельств очень старых хлопковых батиков, но фрески в пещерах Аджунта изображают головные уборы и предметы одежды, которые вполне могли быть батиками. На Яве и руинах храма на Бали есть фигуры, чьи одежды имеют узор, напоминающий батик. К 1677 году появились данные о значительной экспортной торговле, в основном шелком из Китая на Яву, Суматру, Персию и Индостан. В Египте были выкопаны льняные и иногда шерстяные ткани с белыми узорами на синем фоне. Они были сделаны в Египте, возможно, в Сирии.


Представители племени, которые практиковали ремесло

Индонезия, особенно остров Ява, — это область, где батик достиг наивысшей вершины. Голландцы привезли индонезийских мастеров, чтобы преподавать ремесло голландским надзирателям на нескольких фабриках в Голландии с 1835 года. Швейцарцы производили имитационный батик в начале 1940-х годов. Восковая блочная форма печати была разработана на Ява с использованием колпачка.

К началу 1900-х годов немцы наладили массовое производство батиков. Есть много примеров этой формы батика, а также ручной работы во многих частях мира сегодня. Компьютеризация техники батика — очень недавняя разработка.

Мастер-класс по изготовлению холодного батика

Новичкам лучше попробовать сначала технику холодного батика, потому что она легче и быстрее выполняется. Если контурный резерв для такой техники используется на бензиновой основе, то рабочее помещение должно хорошо проветриваться.

Последовательность выполнения рисунка на ткани техникой батик своими руками:

  1. Ткань отрезать нужного размера, промыть в воде и натянуть на подрамник влажную, чтобы она при высыхании получилась хорошо натянутой.
  2. Выбрать подходящий рисунок, нанести его на бумагу.
  3. Нанести рисунок на ткань. Это можно сделать с помощью копировальной бумаги. Существует еще один удобный способ. Для этого изготавливают деревянный каркас, на который сверху накладывают прозрачное стекло, а внутри размещают подсветку. Бумагу с рисунком закрепляют с обратной стороны ткани, накладывают подрамник на стекло и переводят просвечивающий рисунок на ткань карандашом или исчезающим маркером.
  4. В стеклянную трубку набрать резервирующий состав (или использовать готовый контур со специальной насадкой). Обвести весь рисунок контурным веществом, чтобы все линии получались замкнутыми, во избежание растекания краски на другие участки.
  5. Подготовить красящие составы нужных цветов, каждый из которых разбавить по несколько разных оттенков.
  6. Мягкой кистью нанести краски на ткань, начиная от самых светлых оттенков, с постепенным переходом к темным.
  7. После выполнения работы кисти и трубки надо сразу промывать, чтобы из-за засохших составов они не пришли в негодность.
  8. Через сутки ткань с готовым батиком снять с подрамника, прокипятить или пропарить, прополоскать в воде с добавлением уксуса, отжать и прогладить утюгом.

Для этого создаются мастер-классы по технике батик любой сложности.

Характеристика

Технологию узелкового батика нельзя назвать сложной. Она похожа и на другие направления батика: ткань нужно зарезервировать от попадания на нее красящего состава. Только в конкретной ситуации применим не резервирующий состав, а веревки, нитки, жгуты, с помощью которых можно создавать узлы.

Сначала ткань нужно обмотать, перевязать, сделать на ней узелки, и только потом она опускается в краску. Или же краска наносится на ткань кистью. Когда процесс окраски будет окончен, перемотанные и перевязанные места останутся непрокрашенными. В результате получится интересный узор, его сложность и красота зависят от того, насколько продумана узелковая техника. Узелки, к слову, вяжутся как вручную, так и специальными приспособлениями, напоминающими крючки.

Совет начинающему художнику

Для того, чтобы получить оригинальную вещь, не обязательно осваивать сложные нюансы росписи по ткани. Можно просто навязать несколько узлов на куске материи и прокипятить его в красителе.

Порядок завязывания узелков позволяет получить любой рисунок из круговых разводов. Если обвязать предмет квадратной, треугольной или другой геометрической формы, образуется более сложный орнамент.


Легко получить необычный рисунок можно при использовании техники «шибори». Её ещё называют «оригами для ткани». Материя перед окрашиванием складывается определённым образом так, чтобы каждый изгиб определял контур рисунка.

Очень удобно использовать трафарет для нанесения контура будущего орнамента золотой, серебряной, чёрной/белой краской. После его высыхания, промежутки заливаются необходимыми цветами. При этом колеры не смешиваются за счёт контура.

Техника росписи по шелку

Почему именно шелк? Это идеальная ткань, прекрасно принимающая краски, придающая им блеск, создающая удивительные цветовые переливы. Ручной труд, хороший материал, яркие композиции, и перед вами живая, будто бы дышащая роспись. Даже роспись по шелку для начинающих – сложный урок, требующий теоретического понимания техники, выдержанности всех правил и принципов.


Розпись цветами на шелке

Специальные краски для шелка закреплять можно разными способами – часто это длительная просушка, но применяются и утюжка полотна, и выдержка над паром. Новички обычно просто проглаживают работу утюгом, что дает надежную фиксацию краски. К слову, есть в продаже интересные наборы для творчества, где контур-резерв уже нанесен, рисунок размечен, и художнику остается только расписать работу.

Свободная роспись шелка

Предполагает работу жидкими красками по загрунтованной или чистой ткани. Но может эта ветка батика включать и роспись загущенными красками

Это направление понравится тем, кто не хочет делать штамповки, шаблонные работы, кому важно проявить индивидуальный почерк художника. Ограничителей в свободной росписи нет, что роднит ее с акварельным творчеством

  • краски по ткани, которые сначала проверяются на образце;
  • кисти (и специальные тоже, с резервуаром для воды);
  • ватные либо поролоновые тампоны;
  • палитра, салфетка для протирания кисточек;
  • емкость для воды;
  • соль, спирт, цветные контуры;
  • фен для просушки.

Начинать писать картины в этой технике стоит тем, у кого уверенный рисунок на обычной бумаге, неплохая школа за плечами (хорошая художественная подготовка).

Холодный и горячий батик

Холодный батик – это безвосковое рисование на ткани. На будущее изделие мастер наносит изображение, на контуры – резерв-состав, который не дает краске выходит за нужные пределы. Резерв наносят специальной трубочкой. После высыхания резерва, ткань расписывают жидкими красками. Так вы можете вручную расписать шелк и получить эксклюзивный палантин или платок.

В следующем видео можно посмотреть процес приготовления к росписи и саму роспись по шелку-батик.

Горячий батик отличается нанесением горячего воска, который и разграничивает зоны для росписи. Только когда он высыхает, изделие красят. Если ткань закрепить на подрамнике, можете сделать шикарный пейзаж на шелке. Роспись по шелку – картины, предметы гардероба, все в равной степени популярно и многие художники делают подобные изделия на заказ.

Узелковый батик

На ткани мастер завязывает узлы, перекручивает материл, что создает впоследствии интересные узоры и разводы. Именно узлы помогают резервировать определенные фрагменты ткани. Сначала новичок скручивает их по шаблону, затем экспериментирует.

На чем рисовать

Самый лучший расходный материал – натуральный белый шелк. Стоит он откровенно недешево, поэтому возможность работать с ним есть не у каждого. Выбирая вариант подешевле, нужно помнить, что больше подходят однотонные материи. Можно остановиться на натуральном хлопке. Для первых экспериментов подойдут синтетические ткани, искусственный шелк.

Прежде чем начинать создание картины, материал следует тщательно обработать. Этот процесс называется декатированием, в результате чего удаляются использованные на промышленности пропитки. Когда ткань полностью очищена, ее натягивают на рамку и приступают к созданию картины.

Что нужно для батика: ткани, рамки, краски

Для того чтобы заниматься батиком, понадобятся такие материалы, инструменты и приспособления:

  • Ткань для росписи (шелк, синтетика, шерсть, атлас, вискоза).
  • Пяльцы для вышивания (для незначительных площадей), рамы, подрамники, кнопки для закрепления материала в раме.
  • Кисти разной толщины с синтетической и натуральной щетиной. Для крупных рисунков – флейцы, для росписи – круглые.
  • Набор красок (термозакрепляемые и «под запаривание»), пипетки, распылители, специальные стеклянные трубочки.
  • Лейки и чантинг, необходимые во время работы с горячим воском.
  • Штампы, листы копировальной бумаги, трафареты, контурные карандаши и смеси, исчезающий маркер.
  • Грунтовочные составы, эффектарные соли, восковые резервы, контуры.
  • Фен с режимом холодной сушки.


Что нужно для батика?

Как сделать эскизы для батика

Эскизы для батиков легко создать, используя трафарет или простейший шаблон. Подходящие картинки просто скачивают в интернете. Рисунки могут иметь любую тематику. К популярным эскизам относятся цветы, растения, абстрактные композиции, портреты.

Тренироваться лучше на простых рисунках, со временем можно будет перейти к более сложным эскизам. Кстати, за основу мастера часто берут картинки для витражной росписи.

Эскиз рисуют на бумаге, не прибегая к прорисовке мелких деталей. Размер рисунка должен соответствовать тому, который необходимо получить на ткани. Контуры эскиза обводят маркером. После этого рисунок на бумаге прикрепляют к ткани с изнаночной стороны бумажным скотчем. Сквозь тонкий материал контуры будут легко просвечиваться. После этого можно приступать непосредственно к росписи на ткани.

Индонезийский батик

Изначально этот способ применяли исключительно для хлопковой ткани. Перед росписью ее подвергали обработке в несколько этапов, включающих в себя вымачивание, отбеливание и кипячение. Это придавало материалу однородность и необходимую плотность.

Первые красители

Применялись красители только природного происхождения. Цветовая гамма не отличалась разнообразием. В основном это были теплые коричневые оттенки от цвета слоновой кости до темно-коричневого. Коричневый пигмент добывался из коры дуба и грецкого ореха. Красный – из корня марены, из кермеса и кошенили. Желтый и зеленый цвет давали различные виды лишайников. Одним из самых дорогих растительных красителей считался индиго, сырьем для которого служили индигоноска красильная, вайда и индиго китайский.

Процесс создания батика в Индонезии

Сама роспись была процессом трудоемким, яванские мастера могли потратить на изготовление одного наряда до нескольких месяцев. Сперва на ткань наносился горячий воск, а затем ее погружали в чан с краской и высушивали. Для каждого цвета цикл окрашивания повторяли. Начинали с самого светлого оттенка и переходили к более темным. В целом задействовали не более десяти цветов.

Роспись по ткани на дому

Рассмотрим на наглядном примере создание шелкового шарфа своими руками.

Нам потребуется ряд материалов и инструментов, которые впрочем, доступны в продаже:

  1. Шелк размером 35*160 см;
  2. Резерв для холодного батика на основе бензина;
  3. Стеклянная трубка для резерва;
  4. Краски и по шелку;
  5. Кисти синтетические разной толщины;
  6. Рамка из деревянных реек;
  7. Канцелярские кнопки;
  8. Эскизы на картоне.

Шаг 1. Закрепляем мокрый шелк в подрамнике с помощью кнопок. Натягивать ткань нужно хорошо, чтобы у нас образовался упругий холст. Под низ помещаем бумагу с эскизом, теперь нам будет легко повторить рисунок.

Статья по теме: Как сделать браслет из кожи своими руками: мастер-класс со схемами

Шаг 2. Первые штрихи мы наносим резервирующим составом. Набираем его в стеклянную трубку спринцовкой или шприцом. Жидкости наливаем немного, чтобы с прикасанием к ткани она не растеклась широким пятном. Состав наносим по контурам рисунка, не допуская разрывов. Нужно дать время просохнуть линиям.

Шаг 3. Начинаем расписывать шарфик красками, намочив большую кисть прокипяченной холодной водой, пройдитесь по всем участкам, затем, макая в краску, сделайте легкие разводы. Это первый слой. Ждем высыхания.

Шаг 4. Снова работа для резерва. Дорисуйте дополнительные детали, в нашем случае это стебли. Затем снова берем краску и расписываем водными пятнами фон и стебли изнутри. Дайте работе высохнуть.

Шаг 5. С помощью полусухой тонкой кисти наведите контуры и добавьте мелкую детализацию. После высыхания, около 3-5 минут готовый шарф снимают с рамки и проглаживают утюгом.

Техника выполнения

Роспись по ткани, как правило, проводится в несколько этапов, причем значительная часть из них является подготовительной. Первым делом происходит разработка эскизов. Многочисленные работы представлены в интернете, поэтому с выбором рисунков обычно не возникает никаких проблем. Некоторые простые узоры эскиза не требуют, вообще, к примеру, если речь идет о «горохе» или простых геометрических фигурах. В это же время продумывается и цветовая гамма.

Так как однослойный горячий батик подразумевает плавное «перетекание» цветов, необходимо подбирать их так, чтобы они гармонично сочетались.

При создании многослойного батика цвета подбираются таким образом, чтобы их наложение один на другой не выглядело некрасиво. В идеале перед началом работы выбранные цвета тестируются на отдельном тканевом фрагменте.

Само полотно перед покраской проходит процедуру обезжиривания. Достаточно будет просто постирать ткань, что также предотвратит возможную усадку. Есть еще более сложный способ, подразумевающий вымачивание полотна в содовом растворе. Применяется именно сода, так как она способна вымыть все химические растворы, которые производитель мог добавить на этапе производства. Раствор готовится из обычной соды и чистой воды, а ткань в нем отмачивается около 30 минут.

Готовый материал закрепляется на подрамнике, а иногда и смачивается. Стол, на котором будет происходить окрашивание, лучше дополнительно защитить, например, затянув прозрачной пленкой. Рамка устанавливается горизонтально, причем необходимость применения козел определяется в зависимости от ее размера.

На ткани прорисовывается эскиз при помощи специального устраняемого карандаша или маркера

Важно делать это аккуратно, чтобы не продавливать поверхность. В том случае, когда планируется работа в теплых и светлых оттенках, ни в коем случае не следует использовать ручку для прорисовки

Суть использования резервирующего вещества заключается в том, что оно защищает естественный оттенок полотна от попадания краски. Сначала используются светлые цвета, а затем уже боле темные. Воск фиксирует цвет на окрашенных участках, а последующий распределяется уже по свободным местам.

Воск можно наносить разными инструментами в зависимости от формирующегося узора. Сухая ткань обрабатывается кистью, валиком из поролона или штампом.

Профессионалы же просто выливают воск на ткань из удобной емкости, формируя линии, пятна, капли и иные абстрактные узоры. Перед работой воск прогревается на водяной бане или электрической плите, так как он далее должен полностью пропитать тканевый кусок.

Качества прогрева можно определить по внешнему виду воска. Если материал хорошо прогрет, то воск пройдет насквозь, а полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным, если посмотреть на просвет. Когда воск остается белым на поверхности, значит, он недостаточно разогрет. Непосредственное окрашивание осуществляется с использованием кисти из поролона, обычной кисти или ватки. Работа обязательно качественно просушивается.

Некоторые специалисты предпочитают на последнем этапе использовать эффект кракле, который создается при помощи наиболее темного оттенка. В этом случае все полотно покрывается воском, а затем деформируется созданием заломов. Получившиеся трещины окрашиваются смесью мыльного раствора и красителя. В результате на работе образуются эффектные трещинки «под старину».

Удалить резерв особых сложностей не представляет. Хорошенько просушенное произведение снимается с подрамника, после чего полотно активно разминается. В результате воск разламывается и в виде крошек спадает с рисунка. Чтобы убрать остатки резервирующего вещества, потребуются бумага и утюг. Выстелив ткань, к примеру, обычными газетами и бумажными полотенцами, ее необходимо прогладить горячим утюгом. Процедуру придется повторять какое-то время, заменяя бумагу, пока весь воск не выйдет.

Подробнее о технике горячего батика вы узнаете, посмотрев следующее видео.

Появление холодного батика

Его история начинается с появления в Европе горячего батика. Голландские купцы привозили из колонизированной Явы ткани, расписанные с использованием этой техники. И вскоре книга об этом искусстве вызвала большой интерес среди европейцев. Но горячий батик, несомненно, процесс очень трудоемкий, поэтому художники начали искать альтернативные способы облегчения и ускорения процесса росписи.

pixabay.com

В начале 20 века эта альтернатива была найдена. Вместо воска можно было использовать резерв. Художники, объединившись в артели, смогли использовать холодный батик на производстве по росписи шелка. В России эта техника стала популярной с 1936 года.

Мастер-класс по изготовлению холодного батика

Новичкам лучше попробовать сначала технику холодного батика, потому что она легче и быстрее выполняется. Если контурный резерв для такой техники используется на бензиновой основе, то рабочее помещение должно хорошо проветриваться.

Последовательность выполнения рисунка на ткани техникой батик своими руками:

  1. Ткань отрезать нужного размера, промыть в воде и натянуть на подрамник влажную, чтобы она при высыхании получилась хорошо натянутой.
  2. Выбрать подходящий рисунок, нанести его на бумагу.
  3. Нанести рисунок на ткань. Это можно сделать с помощью копировальной бумаги. Существует еще один удобный способ. Для этого изготавливают деревянный каркас, на который сверху накладывают прозрачное стекло, а внутри размещают подсветку. Бумагу с рисунком закрепляют с обратной стороны ткани, накладывают подрамник на стекло и переводят просвечивающий рисунок на ткань карандашом или исчезающим маркером.
  4. В стеклянную трубку набрать резервирующий состав (или использовать готовый контур со специальной насадкой). Обвести весь рисунок контурным веществом, чтобы все линии получались замкнутыми, во избежание растекания краски на другие участки.
  5. Подготовить красящие составы нужных цветов, каждый из которых разбавить по несколько разных оттенков.
  6. Мягкой кистью нанести краски на ткань, начиная от самых светлых оттенков, с постепенным переходом к темным.
  7. После выполнения работы кисти и трубки надо сразу промывать, чтобы из-за засохших составов они не пришли в негодность.
  8. Через сутки ткань с готовым батиком снять с подрамника, прокипятить или пропарить, прополоскать в воде с добавлением уксуса, отжать и прогладить утюгом.

Для этого создаются мастер-классы по технике батик любой сложности.

Другие виды росписи и рисования

Существуют и другие техники рисования — экспериментальные. К ним относят:

  1. Аэрографию. Когда сочетается машинная и ручная роспись, а краска распространяется по ткани специальным аппаратом — аэрографом.


Аэрограф для батика

  1. Шибори. Такая техника очень проста и доступна для всех. Ткань связывают узелком и помещают в краску.
  2. Поливка. При такой технике воск поливается на ткань в горячем виде.


Поливка — батик

  1. Штамповка. Такой вариант предполагает нанесение заранее приготовленного узора с помощью жидкого воска.


Вид батика штамповка

  1. Роспись валиками, которая также применяется при расплавленном воске.

Также существует батик как рисовать на ткани — живописный, обратный, монументальный, офортный, философский и т.д.


Монументальный вариант

Многие опытные художники этой техники восторгаются ремеслом батика, так как оно неповторимо. Процесс, когда ткань поглощает в себя воск и краску, отражая игру оттенков нельзя не с чем сравнить.

Современный батик роспись по ткани, хотя и во многом благодаря прошлому, заметно отличается от традиционных и формальных стилей. Например, художник может использовать офорт, разгрузочное окрашивание, трафареты, различные инструменты для окрашивания, рецепты воска с различными сопротивляемыми поверхностями, работать с шелком, хлопком, крепдешин , шерстью, кожей, бумагой или даже древесиной и керамикой.

История техники

Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость – резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.

Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.

Особенности техники батик

Отличительной особенностью этого ремесла считают его высокую цену. Для украшения тканевого полотна понадобится огромное количество времени и приспособления.

Выделяют несколько разновидностей батика. Они делятся на:

  • Горячий. В данном случае применяют растопленный воск и специальный инструмент. Его называют чанкинг. Рабочий процесс представляет собой поэтапное нанесение рисунка. Такая разновидность батика отличается своей трудоемкостью. Горячий воск наносят на натуральные ткани. Для этого используют хлопок или лен;
  • Холодный. Для работы используют прозрачный воск и осуществляют консервирование участков. Для этого могут применять смесь из резины и других компонентов. В процессе работы используют специальную стеклянную трубку, в конструкции которой предусмотрен резервуар для шелка. В Европе используют анилиновые красители, которые после нанесения не деформируются.
  • Солевой раствор. В этой разновидности батика предварительно осуществляется грунтовка и применяют солевые растворы. Эти компоненты обеспечивают устойчивость красящих пигментов на поверхности ткани и в его структуре.

Струящаяся ткань

Струящиеся ткани обладают красивыми изгибами, только гляньте на фотографии.

Картины периода неоклассицизма также полны воздушных, струящихся тканей.

Но в реальной жизни плотная ткань не «течёт» как на рисунках Пэрриша и Лейтона, она недостаточно легка. Между тем, контраст, который порождают нереальная легкость форм и угадываемая по текстурам тяжесть ткани, создаёт ощущение неземной сверхлегкости. Фактически, именно это можно увидеть на фотографиях подводной съемки.

Вместе с фотографиями тканей, развевающихся на ветру, они могут послужить отличным референсом в изображении тканей, которые струятся.

Помните об авторских правах, не копируйте целенаправленно фотографии! Следуйте им как эталону, это будет и полезней, и законней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector