Цветочная сказка под названием «городец»: проводим занятие по росписи в старшей группе

История городецкой росписи

Городецкая роспись XIX в.

Нижегородчина – лесной край, а еще это край талантливых людей, где целыми деревнями производили товар, о котором говорят и пишут даже сегодня. Правда, не всегда такие хвалебные отзывы собирал промысел. Было время, когда писали, что только неплодородие местных земель привело к тому, что люди стали заниматься росписью. Называли городецкий промысел кустарщиной, грубыми работами, и ставили его в ряд «многочисленных», «не особо значимых».

А между тем, прозорливыми оказались те специалисты, что понимали – перед ними важный культурный пласт. Важный для изучения и сохранения, и с исторической, и с культурологической, и искусствоведческой точки зрения. Репин, Васнецов, Мамонтов, Забелин, Морозов – фамилии, известные если не всем, то многим, и именно эти люди интересовались городецким искусством. Но по-настоящему разглядели его только в прошлом веке, во время подготовки одной крупной выставки.

Конечно, сравнивают городецкое творчество с хохломским. Они родились по соседству, но отличаются существенно. Хохломское искусство с точки зрения художественности более совершенно, но богатство красок и мотивов, яркость и сказочность – этого не отнять у городчан. Городецкой роспись назвали примерно 100 лет назад, до этого же местных мастеров именовали «курцевскими красильщиками» или же просто называли их творчество «нижегородской росписью».


Основное отличие городецкой росписи в конкретности и точности выписывания деталей изображения.

Да и сам город интересен для изучения, его более чем 800-летняя история во многом объясняет мотивы росписи. Первую славу промыслу принес декор женских изделий – прялочных донцев, ткацких станков, шкатулок. От местных резчиков живописцы взяли конкретность и точность деталей изображения. К примеру, народный мастер рисует не просто карету, а рессорный экипаж, соответствующий своему времени. Вот почему так интересно погружаться в самобытное творчество.

Цвета

Излюбленные фоны мастеров – яркий зеленый или мощный красный. Встречается и фон глубокого синего цвета, порой проскакивает и черный. Господствует в колористическом решении промысла ярко-желтый хром, е уступает киноварь. Синий и зеленый, а также «разбеленные» розовый и голубой применяются для рисования узора. Детали прорабатывают черным или белым — динамичность изображению придает «оживка».

В описании городецкой росписи обязательно указывается ее красочность, отсутствие строгой цветовой доминантности, использование «разбеленных», а не строго «чистых» цветов. Рисунок высоко информативен, детализирован, его можно «читать».

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.

Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?

Дети: страх,тоску,грусть…

Воспитатель: А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?

Дети: цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …

Воспитатель: Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Дети: в музее.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт.На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Ромашка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?

2. Основная часть. Игра «Собери картинку». -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?

Дети: разделочная доска.

Воспитатель:- а вы догадались какая это роспись?

Дети: Городецкая роспись.

Воспитатель: По каким элементам вы догадались?

Дети: по элементам -розан, бутон, листочки.

Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.

Чтение стихотворения «Городец».

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

-А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.

Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).

Словно чудо тут и там распускается … (розан).

Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.

Физминутка

Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (Дети приседают)

Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.

Воспитатель: Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.

1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).

2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.

3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.

3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).

Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?

Дети: ромашка, бутон, городецкая роза.

Воспитатель: правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.

Картинки городецкой росписи для детей шаблоны (45 фото)

Городецкая роспись — русский народный промысел, который берет свое начало еще в 19 веке. Для городецкой росписи характерно применение таких элементов рисования, как птицы, цветочные узоры, кони, петухи и т.д.

Доска расписанная городецкой росписью

Доска на белом фоне расписанная городецкой росписью

Птица из городецкой росписи

Лошадь и карета — элемент городецкой росписи

Доска расписанная птицами

Петух нарисованный на доске

Птица из городецкой росписи

Доски расписанные городецкой росписью

Гроздь винограда на картинке

Элементы городецкой росписи

Птица нарисованная на доске

Доска для кухни расписанная городецкой росписью

Городецкая роспись (роспись разделочной доски)

О мотивах

История росписи – это желание отразить в творчестве быт, обычную крестьянскую жизнь с ее укладом, праздниками и традициями, циклами и представлениями. Но и сцены из купеческой жизни также передаются в городецкой росписи. По сути, мастер изображал то, что было вокруг него. Домашнее застолье с самоваром да угощеньями, сцены свидания двух влюбленных, отдых на природе – простые сюжеты, ассоциировавшиеся с понятиями радости и счастливых мгновений, кому-то кажутся незатейливыми. Но они правдивы и искренны, как само восприятие народного мастера.

Не обходились городецкие умельцы и без изображения диковинных птиц и животных. А так как видеть этих героев сельским мастерам было негде, образы животных наделялись необычными, волшебными чертами. Оттого эти герои становились нереальными, сказочными. Например, львы и барсы выглядели не только экзотично, но и приукрашенно. Однако их царственный вид впечатлял зрителя.

Если что-то и можно назвать волшебным реализмом, так это городецкую роспись. Окружающий мир приобретал сказочные черты, благодаря работам художников. Это только на первый взгляд образы сдержанные: мастер мог одним прикосновением кисти сделать юношу влюбленным или подозрительным.

Все композиции условно делятся на три вида: чистая цветочная роспись, композиция с мотивом «конь», а также сложная сюжетная роспись.

Начинают обучение промыслу обычно с цветочного орнамента, он относительно прост.

Элементы цветочного орнамента:

  • Букет – симметричный рисунок, который украшал шкатулки и коробочки, солонки, различные чашки, пиалы и стаканчики.
  • Гирлянда – это разновидность букета, при которой один большой цветок находится в середине композиции, а около него «пляшут» цветочки помельче.
  • Ромб – в свою очередь, вариация гирлянды. Из нескольких крупных цветков формируется центр, а бутоны и листья уменьшаются на верхушке ромба. Такой орнамент мог появляться на массивных сундуках, немаленьких разделочных досках, хлебницах и дверцах шкафов.
  • Цветочная полоса – элемент более сложный, в котором есть и верхний, и нижний ярусы.
  • Венок – версия цветочной полосы, только замкнутая. Часто украшает подносы и блюда, винные бочки и шкатулки.

Частые герои городецкого промысла – конь и птица. Животных чаще художник располагает в центре цветущего дерева, эти герои могут быть также обрамлены венком. Наиболее эффектны кони и птицы на красных, черных полотнах.

Если птица изображена в паре – это знак семейной гармонии, благополучия. Конь – символ успеха, процветания, знак того, что ты оседлал удачу и являешься хозяином своей жизни.

Сюжетная роспись украшала крупные деревянные изделия – сундуки, столешницы, блюда. Часто обращались мастера к изображению сцен чаепития, к свадьбам с пышным застольем. Примечательно, что лица героев на таких сюжетных композициях обращены к зрителю, и это делает изображение менее правдоподобным.

Не реже рисовали мастера и экстерьеры домов: резные ставенки, ярких цветов наличники, выразительные печные трубы. Могло изображение дополняться и такими деталями, как колодцы и красивые плетни с кувшинами да петушками на них. Чем больше деталей, тем богаче и интереснее изображение.

Интересное повествование об истории и сюжетах городецкой росписи.

https://youtube.com/watch?v=tEwerIE5h3E

Основы русской росписи, в том числе и городецкой, включены и в образовательные детские программы. Сегодня даже дошкольник может научиться простейшим образцам промысла, но главное, что он взрослеет на примерах яркого, информативного и самобытного народного творчества.

К интересным фактам о городецкой росписи относится упоминание о мореном дубе как особом материале для будущих изделий. Извилистая Узола в период половодья валила на дно и крепкие деревья. Лежавшие на дне реки деревья других пород пропадали, а вот дуб становился только крепче и приобретал красивый окрас. На этой древесине и появлялись яркие городецкие изображения.

Интересные факты о другом популярном виде росписи — гжели, можно прочитать в статье: «История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня».

Они и сегодня интересны исследователям народного искусства, любителям этнографии и культурологам. По примерам городецкой росписи учат рисовать детей: ребята с удовольствием будут расписывать разделочные доски и шкатулки. И древнее творчество будет жить, будет крепчать подобно мореному дубу, который становится только сильнее под водами реки времени.

Первый опыт

Типичный элемент росписи — стилизованный цветок. Он встречается почти на каждом рисунке, поэтому с него стоит начать знакомство с этим увлекательным видом творчества. После понимания, как и что рисовать, можно сделать шаблоны для городецкой росписи досок и использовать их как трафареты. Некоторые предпочитают клеить аппликации, хотя узоры, нанесённые кистью и красками, выглядят гораздо интереснее. Для работы понадобятся:

  • кисти разных размеров;
  • плотный лист белой бумаги;
  • вишнёвая гуашь;
  • карандаш;
  • ластик;
  • ёмкость с водой.


Сначала карандашом рисуют 4 кружка. Один из них должен быть немного меньше, чем остальные. На каждом круге рисуют по одному пятнышку, на двух — ближе к середине, на других двух — по краям. Это будут сердцевины цветов. Затем по всей окружности прорисовывают лепестки. Каждый такой элемент представляет собой узкую дугообразную полосу, верхушка которой выступает за край круга, а концы направлены в центр. Дуга расширяется к вершине, а её края заострены.

Поэтапный разбор росписи

Все рисунки выполняются в несколько этапов, причём в строго определённой последовательности. Не стоит пугаться, потому что на самом деле в городецкой технике всё логично и стройно. Чтобы красиво декорировать изделия, причём не только для себя или в подарок близким, но и на продажу, не нужно быть талантливым мастером. Изделие получится интереснее, если удачно подобрать шаблон разделочной доски для городецкой росписи. Контуры изделия могут повторять форму яблока, груши, баклажана, рыбы, лебедя, поросёнка. Всё это легко нарисовать на бумаге, после чего останется перенести на фанеру и выпилить изделие лобзиком.

Изображение цветов

Достаточно приобрести некоторые навыки, научиться держать кисть и уверенно наносить мазки. Этапы, из которых состоит роспись:

  • подмалёвок;
  • наведение лепестков;
  • оживки.

Подмалёвок — это и есть круг, на основе которого строится весь рисунок цветка. Для него применяют голубую, красную, розовую, синюю и вишнёвую краску. На картинке преобладают тёплые оттенки, а голубые тона занимают не более четверти.

Лепестки прорисовывают только тогда, когда первый элемент (окружность) хорошо просохнет, иначе краска размажется. Они могут быть светлее или темнее, чем подмалёвок, главное — обеспечить контраст.

Оживки — штрихи, точки и окантовка. Детали названы так потому, что благодаря им картина как бы оживает, становится объёмной и выразительной. Для выполнения оживок применяют беличьи кисточки № 2 и 3. Носики цветков украшают белой окантовкой и такими же точками, а штрихи располагаются произвольно. Оживки обычно белые, реже — чёрные.

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.

Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

Символ коня в городецкой росписи

Если говорить о самых красивых элементах промысла, то это, вне сомнений, будет городецкая лошадка. Умение нарисовать ее – это уже виртуозное владение кистью, выдерживание канона. Ни один профессиональный городецкий мастер не мог признаваться таковым, пока не покажет искусный рисунок с конем в центре изображения.

Многие века художники обращались к образу коня. Он считался символом света, возрождения солнечного тепла, самой жизни. Конь был добрым и верным помощником пахаря, без которого на селе прожить было почти невозможно. Оттого такое почитание животного, стремление изобразить его как сильного, благородного и красивого героя; существо даже наделялось некоторыми сказочными, мистическими чертами.

По характеру изображения конь в городецкой росписи всегда величав, всегда торжественен. Художники рисуют не усталое от тяжкого труда животного, а сказочную Сивку-Бурку, под которой земля горит, которая гордо бьет копытом о землю. У скакуна изящные тонкие ноги, на нем богатая упряжка, а пышный его хвост струится водопадом. Не животное, а картинка!

Изображались городецкие кони часто по бокам от большого дерева, могла окружать лошадок и цветочная гирлянда. Мастера с большой любовью, терпеливо и тщательно украшали героя, стремясь изобразить его максимально эстетично, ярко, филигранно.

Традиционно в городецкой росписи лошадь черная. Этот канон обращен еще к тем временам, когда местные прялки украшала не роспись, а резьба. Вырезанный из черного (или, как его называли, мореного) дуба конь врезался в светлое прялочное донце. А так как работа эта была физически тяжелой, умельцы принялись закрашивать лошадку на прялке черным цветом, так и дешевле было. Так конь и остался строго черным: и на расписных деревянных досках, и на других изделиях городецкого промысла.

Городецкая игрушка-конь

Конь, в самых разных его композиционно-образных вариантах, стал одним из главных героев промысла. И не только о городецком искусстве речь: конь для русского человека вплоть до 20 века был не просто подмогой, а заложником добробыта: без коня и хлеба не посеешь, и дров не привезешь. Если рабочая лошадь или боевой конь погибали, это была настоящая трагедия. Потому игрушечный конь имелся и у крестьянского мальчишки, и у княжеского ребенка.

Работали мастера над фигурками коня-всадника, появлялись даже игрушки в виде красноармейца на коне, но популярнее городецкого коня-качалки все же не было. Мотив с санями и повозками тоже остался востребованным, хотя, что и говорить, лошадь перестала быть таким знаковым животным в жизни человека.

Делали своих знаменитых лошадок городецкие мастера топором и ножом, украшалась игрушка резьбой, расписывалась и грунтовалась. Это могла быть бытовая сценка или сказочный образ: композиции разнились, но всегда устанавливались на платформу и на колесики. Каталка, безусловна, была интересна малышам, которых всегда привлекают движущиеся игрушки.

Стоит здесь упомянуть просто ставшую культовой игрушку авторства Е. Воронцовой. В середине прошлого века она разработала ее специально для городецкой фабрики. Художница выбрала следующую основу – плоскостная стилизованная форма городецкого коня, соединенная с расписным стульчиком и креслом качалкой. Работу Воронцова украсила цветами (фон остался незакрашенным). Затем уже новые мастера заменили составное сиденье гнутым, орнамент стал канонично городецким, и образ лошадки получался просто сказочным.

Такова история возникновения знаменитой игрушки, которая была в детстве, наверное, каждого читателя этой статьи. Сначала на ней катается сам ребенок, затем сажает своих кукол и мишек, а потом деревянный коник становится милым детским воспоминанием.

Другие интересные факты о городецкой росписи вы узнаете из нашей статьи: «История зарождения городецкой росписи и интересные факты о художественном промысле».

Игрушки в городецкой росписи не стали популярнее декорированных предметов быта. Но тем интереснее их изучать, наблюдать эволюцию каждого образа, да и самому пробовать себя в росписи таких легендарных игрушек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector