Конспект нод «нарядные лошадки. лепка по мотивам дымковской игрушки»

Самый уютный стиль елочного наряда

В современное время всё более популярным становится рукодельный стиль в украшении праздничного дерева. Это неудивительно, ведь Новый год – праздник семейный, который должен нести в дом покой и уют, объединять семьи вместе, а такая важная деталь, как елка, очень сильно способствует созданию нужной атмосферы в доме.

Кроме того, предновогодняя подготовка – прекрасная возможность провести время вместе с семьей и детьми, увлечь их процессом создания новогодних игрушек своими руками и последующим совместным украшением дерева. Как же украсить елку на Новый год в 2021 году, сделав украшения своими руками?

Идей для этого может быть огромное множество. Возможно, у вас есть хобби, которое поможет изготовить интересные елочные игрушки ручной работы. Шитье и вязание – самые распространенные способы изготовления игрушек, но также можно использовать и другие, необычные методы.

Съедобные украшения своими руками будут одним из самых приятных способов нарядить праздничную елку для ребенка, ведь это не только занимательно и красиво, но ещё и вкусно.

Небольшое имбирное печенье разной формы, покрытое кондитерской глазурью яркого цвета, конфеты в блестящих обертках, шоколад – всё это поможет вам необычно украсить ель, только не забывайте о том, что шоколад, дополнительно подогреваемый новогодними гирляндами, имеет свойство быстро таять. Поэтому дерево, наряженное таким способом, вряд ли простоит у вас все праздничные дни.

Дары природы

Можно начать готовиться к празднику заранее, с начала года, собирая какие-либо предметы, которыми вы потом украсите ель. Это могут быть сушеные фрукты, ракушки, шишки, цветы из гербария, которые перед праздником нужно покрыть лаком и блестками.

Из природного материала можно изготовить очень красивые и необычные новогодние игрушки своими руками.

Ваше увлечение

Коллекционирование – ещё одно хобби, которое может помочь вам в создании необычного наряда для хвойной красавицы. Если вы собираете какие-либо предметы – марки, монетки, значки, то можно использовать их в оформлении праздничного интерьера.

Добавляем детали

Чтобы дымковская игрушка из пластилина выглядела как настоящая, уделим внимание мелочам. Большую правдоподобность барыне придадут оборки, которыми можно украсить не только шляпку, но и края платья

Также с их помощью можно обозначить фартук, выступающий на юбке, или пелеринку на плечах.

Для начала раскатаем жгутик. Простукивая его ребром ладони, получаем ленточку. Осталось сложить ее по принципу гармошки, получив несколько одинаковых сегментов.

В руки барыне можно вложить небольшое животное (курочку, собаку, кошку). Некоторые дымковские барышни держат детей. Когда изделие готово, его белят и раскрашивают.

Делая дымковскую игрушку из пластилина, дети развивают мелкую моторику, фантазию, художественный вкус, а также знакомятся с традициями родной страны. Пусть в вашем доме поселятся многоцветные фигурки, несущие с собой радость и отличное настроение.

Источник

Ход занятия:

I. Организационный момент

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка. Вы хотите узнать что в ней?

(Воспитатель открывает посылку, в которой лежат шаблоны дымковских лошадок и письмо).

Воспитатель:

-Ребята,давайте прочитаем письмо.

«Здравствуйте, ребята. Пишут вам дымковские мастера. В этом году у нас как никогда много работы. А нас- мастеров, с каждым годом становится все меньше. Не успеваем мы расписывать наши дымковские игрушки. А недавно наши друзья попросили нас прилать им в подарок расписных дымковских лошадок. Сами мы не справимся.

Воспитатель:

-Ребята, что нужно сделать?

-Вы готовы помочь мастерам?

II. Основная часть

Воспитатель:

-Но для начала давайте с вами вспомним, кто такие дымковские мастера, откуда они родом, и какие бывают дымковские игрушки.

Воспитатель:

-Ребята, кто же такие дымковские мастера?

Дети:

-Это мастера из села Дымково.

Воспитатель:

-Почему село так назвали?

Дети:

-Потому что когда мастера обжигают в печи свои игрушки над селом поднимается дым. И кажется, что все село будто в дыму.

Воспитатель:

-Из чего они делают свои игрушки?

Дети:

-Из глины.

Воспитатель:

-Какие дымковские игрушки вы знаете?

Дети:

-Барышня, лошадка, индюк, барашек, петушок.

Воспитатель:

-Краски каких цветов используют дымковские мастера для росписи своих игрушек?

Дети:

-Оранжевый, красный, синий, зеленый, желтый.

Воспитатель:

-Какая отличительная черта дымковских игрушек?

Дети:

-Белый фон и яркие разноцветные узоры.

Воспитатель:

-Какие узоры используют дымковские мастера для росписи игрушек?

Дети:

-«Кружки», «кольца», «точки», «линии», «решетка».

Воспитатель:

-Молодцы, ребята! На все вопросы ответили правильно.

Ребята сегодня я предлагаю вам стать настоящими подмастерьями. Подмастерья- это помощники мастера- ремесленника, выполняющие несложную работу.

Воспитатель:(объяснение поэтапной росписи)

-Увас есть шаблоны лошадок. Сначала вы раскрасите черной краской нос, копыта, гриву и хвост лошадки (прием рисования широкой кистью). Затем кончиком кисти нарисуйте глаз (используя метод «тычка», далеехорошо промойте кисть в воде и распишите кончиком кисти лошадку выбранным вами узором.

Индивидуальная работа.

Воспитатель:

-Давайте приготовим наши ручки к работе.

Пальчиковая игра «Лошадка».

Под русскую народную мелодию дети приступают к самостоятельной продуктивной деятельности.

Физкультминутка «Я люблю свою лошадку».

Воспитатель предлагает ребятам довести свою работу до конца.

III. Заключительная часть

Воспитатель:

-Ребята,вы сегодня были большие молодцы! Как вы думаете, ваши расписные лошадки очень похожи на дымковских. Думаю мастерам они очень понравятся. Какими получились лошадки?

Дети:

-Яркими,красочными, нарядными.

Воспитатель:

-Ребята, что вы сегодня делала?

-Что вам было сделать труднее всего?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Ну а теперь пришло время собирать посылку для дымковских мастеров. А какие есть еще мастера мы свами узнаем в следующий раз.

Ход занятия:

Сюрпризный момент. Входит сказочница с корзинкой в руках. В корзинке у нее дымковские игрушки.Рассказывает детям стихотворение:

Все игрушки непростые,

А волшебно расписные,

Белоснежны,как березки:

Кружочки, клеточки, полоски…

Казалось бы простой узор,

Но отвести не в силах взор.

Сказочница уходит.

Рассматриваем вместе с детьми игрушки.

Спросить у детей, знают ли они, как называются эти игрушки. Рассказать из чего они сделаны, почему игрушки называются дымковскими.

Прочитать стишок:

Дым из труб идёт столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали.

И село большое Дымково назвали.

Продолжаем рассматривать игрушки. Спросить, как украшены дымковские игрушки (красные круги, точки, волнистые линии, полоски).Уточнить названия фигурок: олень, баран, уточка, лошадка. Сказать, что эти игрушки сделал мастер, чтобы они украшали дом, нашу группу, чтобы дети могли ими любоваться.

Далее показать детям иллюстрации с изображением дымковских игрушек, назвать каждую игрушку.Костя Есеновский рассказывает потешку про индюка:

Индючок, индючок, ты похож на сундучок,

Сундучок не простой – красный, белый, золотой.

Загадать детям загадку про лошадку:

Быстрее ветра я скачу,

Цок, цок – копытами стучу,

Я громко иго-го кричу,

Садись на спину прокачу. (Лошадка)

Дети: Лошадка!

Е. М.: Правильно, ребята! Беру в руки лошадку, показываю детям.

— А как лошадка цокает копытами?

— А как лошадка скачет?Назвать части тела: голова, ноги, хвост, грива.

-Ребята, а кто-нибудь знает стишок про лошадку?

Алена рассказывает стихотворение А. Барто «Я люблю свою лошадку».

-Молодец, Алена!

— Ребята, посмотрите на картинки. Вы узнали, кто на них изображён?

Дети: Лошадки

Е. М.: А эти лошадки разные или одинаковые? В чем их различия? Найти 2-3 отличия. Сравниваем лошадок.

Физкультминутка

Ты скачи, скачи лошадка,

Скок, скок, скок,

По дорожке ровной, гладкой,

Скок, скок, скок,

Ты скачи все прямо, прямо,

Скок, скок, скок,

Мимо дома, стой – тут яма,

Цок, цок, цок.

Показать детям разукрашенную мной дымковскую лошадку (акварельная бумага). Сказать, что лошадка мне так понравилась, что я решила ее нарисовать. Я тоже, как мастер, разрисовала лошадку яркими красками – синей и красной.

Лошадке так нравится наряд, что она улыбается. Весёлая лошадка!

У детей на столах лежат белые лошадки, они грустные. Спросить почему (нет красивого наряда).

Предложить нарисовать красивый наряд для лошадки, и тогда лошадка будет улыбаться.

Приступаем к работе.

Обратить внимание детей на то, что сегодня рисуем ватными палочками, а не кисточками. Берём ватные палочки, обмакиваем в краску и рисуем синие круги

Затем берём другую ватную палочку, красную краску и ставим маленькие точки. Стараемся соблюдать расположение узора.

Похвалить детей за старание, сказать, что лошадка радуется красивому наряду, на душе у неё празднично!

Вопросы в конце занятия:

1. Дети, что мы с вами рисовали?

2. Чем украшали?

3. Как называются игрушки?

Дымковская игрушка — расписная лошадка

Нам понадобятся обычные материалы для лепки:

  • глина;
  • клеенка;
  • мокрая тряпочка;
  • стеки;
  • краски.

Набор инструментов

Итак, приступаем к лепке нашей поделки – «Лошадка из глины».

Шаг 1. Раскатываем небольшую толстую колбаску длиной 6-7 см. Немного приплющиваем ее к клеенке. Стекой с двух сторон делаем надрезы, как показано на рисунке.

Делаем заготовку для туловища

Шаг 2. Берем колбаску и сгибаем ее в дугу. Разводим концы колбаски – после разреза их получилось по два на каждую сторону колбаски – и ставим колбаску на «ноги». Немного формируем их и выравниваем. Это будет туловище лошадки. Вообще дымковская лошадка изготавливалась из отдельных частей, но у нас детское творчество и поэтому мы упрощаем форму игрушки.

Формируем туловище фигурки

Шаг 3. Раскатываем колбаску такой же примерно длины, как и в Шаге1, только в полтора раза тоньше. Ее прищипывать не нужно. Сгибаем один ее конец перпендикулярно основной части колбаски, формируя голову лошадки.

Делаем шею и голову

Шаг 4. Показываем ребенку прием лепки – «защипывания»: пальцами расплюскиваем одну сторону колбаски, формируя гриву лошадки.

«Защипываем» гриву лошадки

Шаг 5. Прилепляем получившуюся верхнюю часть лошадки к туловищу. Чтобы она не отвалилась после высыхания, обмакиваем пальцы в воду и «примазываем» стыки частей поделки.

Лепим голову к туловищу

Шаг 6. Таким же образом, только без сгибания одного конца колбаски, делаем хвост лошадки.

Делаем хвост «защепами»

Шаг 7. «Примазываем» хвост к лошадке. Вот что у нас получилось:

Фигурка лошадки

Шаг 8. Грунтуем лошадку белой краской Настоящую дымковскую игрушку окрашивали в белый цвет специальной смесью молока и порошка из мела, но в детском мк по лепке мы сделаем это с помощью обыкновенной гуаши. Ждем высыхания игрушки и раскрашиваем ее вместе с малышом. Покажите ему приемы дымковской росписи – точечные нанесения пятен, прямые линии и т.д. Придумывая раскраску дымковской игрушки, Ваш ребенок творчески развивается, раздвигая цветовые рамки своего мироощущения. Вот такая лошадка у вас получится:

Лошадка

Делать своими руками игрушки для детей — настоящее удовольствие! Согласны? Компанию глиняной лошадке могут составить вот такие, несложные в изготовлении, куклы и шерстяные игрушки, детские новогодние поделки, фигурки из соленого теста. По такому же принципу можно создать сказочного козлика для светильника в детскую.

Творите вместе с детьми и развивайте таланты, которыми малыши обладают с детства. Это позволит им шире смотреть на мир и делать его чуточку красивее.

Роспись дымковской игрушки

Глиняные статуэтки символизируют радость и жизнь. Для декорирования обычно используют гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подбирают контрастные, которые выгодно подчеркивают друг друга.

Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрывают медной поталью.

Цвета дымковской игрушки

После того как подсыхает побелка мастера приступают к нанесению на фигурку узоров. Роспись дымковской игрушки имеет скудную гамму цветов:

  • Синий.
  • Зеленый.
  • Желтый.
  • Коричневый.
  • Оранжевый.
  • Малиновый.
Для получения дополнительных оттенков основной цвет разбавляли мелом. Например, подобным образом из синего получали голубой.

В старину умельцы для раскрашивания фигурки брали не кисточки, а деревянные палочки, обмотанные кусочками льняной ткани. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наши дни для росписи берут кисточки из волос хорька.

Для придания краски блеска в нее добавляли сырой яйцо. Раскрашивание проводилось в определенной последовательности:

  • Волосы чаще всего покрывали коричневым тоном.
  • Глаза и брови прорисовали черной краской.
  • Рот и щеки обозначали малиновым оттенком.
  • Головной убор однотонный.
  • Узор на наряде.

Последним этапом становилось украшение игрушки декоративными фигурками, вырезанными из сусального золота.

Элементы дымковской росписи

Для оформления глиняной статуэтки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесенного орнамента.

Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Изделие могут полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях наблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.

Для росписи дымковской продукции характерно применение особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все орнаменты тесно связаны с природой и разнообразными оберегами.

Каждая деталь рисунка имеет скрытое значение. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре – солнце. Часто в орнаменте присутствуют растительные элементы: цветы, листья и ягодки.

Характерные особенности росписи животных

Каждая глиняная фигурка расписывается по-своему. Классические статуэтки всадников, петухов и прочих любимых народом персонажей покрывают насыщенными красками. Лошадь может быт декорирована по бокам ярко-синие яблоки, индюк обзавестись веерообразным хвостом.

Характерную особенность имели утки-крылатки – ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на уточку, создавалось впечатление, что на ней надето два передника.

К тому же роспись предусматривает соблюдение определенной последовательности при нанесении узора. Первой наносят широкую полосу, которая покрывает грудь утки. Узкие линии отходят от шеи, затем мастер наносит поперечные штрихи, формируя классический орнамент в клеточку.

Роспись свистулек в виде конька сочетает нанесение вертикальных полосок и ряд горошин разного цвета. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.

Самые популярные животные в дымковской игрушке – это конь и утка. Намного реже встречаются поросята, коровы, козлы и прочая домашняя живность. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминают лошадь. Только по морде можно распознать, какое существо изобразил гончар.

Материалы для творчества на дому

Изготовление дымковских игрушек дома — это хорошая идея для творчества детей совместно со своими родителями. Самым доступным и дешёвым материалом считается пластилин. Для создания фигурок по традициям села Дымково логичней было бы применять именно белый материал. Но так как пластилин обычно продаётся целыми наборами, которые включают в себя большое количество цветов, можно смешивать их вместе и лепить из них красивые фигурки.

Готовую фигуру обычно покрывают грунтовкой, лишь после её высыхания можно приступать к раскрашиванию. В традиционном методе создания игрушку не покрывают лаком, а оставляют ей матовую структуру. Если же вы используете при создании нестойкие краски, есть смысл дополнительно их закрепить.

Лепка дымковских игрушек

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже – колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.

Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.

Лепим барыню в дымковской технике

Мастера из села Дымково с древности изготавливали фигурки женщин. Есть среди них и настоящие барыни в кокошниках, и простые крестьянки с детьми на руках или ведрами на коромыслах. Несмотря на многообразие вариантов декора, все женские фигурки имеют достаточно простую форму, благодаря которой сразу можно понять, что перед вами дымковская игрушка. Как сделать из пластилина барыню? Для пышной юбки понадобится каркас — удобно взять обрезанное горлышко от пластиковой бутылки. Облепите его тонким слоем пластилина, сохраняя форму. Затем на основе пробки от бутылки сформируйте туловище, прикрепите к нему шарик-голову. Далее можно дать волю своей фантазии — вылепите руки, волосы и головной убор. Можно добавить какой-то еще декор, дать барышне что-то в руки. Готовую фигурку покройте грунтом и раскрасьте.

Если тема вашего сегодняшнего творческого занятия — дымковская игрушка из пластилина, фото готовой фигурки или даже она сама в качестве образца всегда должна быть перед глазами

Особенно важно иметь образец детям, не забывайте о том, что у малышей не такой уж и большой жизненный опыт. Если вы хотите украсить готовую игрушку сложными орнаментами, обязательно попробуйте выполнить их на бумаге. На самом деле комбинируя кружочки и полосы можно добиться разнообразных и интересных эффектов, главное — правильно подобрать цвета

Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый — все это цвета, в которые традиционно окрашивается дымковская игрушка. Как сделать из пластилина такую фигурку в домашних условиях, вы уже знаете. При желании в процессе росписи также можно использовать оранжевую или розовую краску, а отдельные элементы выделить позолотой. Не забудьте о том, что лицо тщательно прорисовывать не нужно, достаточно наметить его схематично

На самом деле комбинируя кружочки и полосы можно добиться разнообразных и интересных эффектов, главное — правильно подобрать цвета. Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый — все это цвета, в которые традиционно окрашивается дымковская игрушка. Как сделать из пластилина такую фигурку в домашних условиях, вы уже знаете. При желании в процессе росписи также можно использовать оранжевую или розовую краску, а отдельные элементы выделить позолотой. Не забудьте о том, что лицо тщательно прорисовывать не нужно, достаточно наметить его схематично.

Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке

Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Интересные факты

История дымковской игрушки насчитывает уже около 400 лет. Упадок наступил в середине XX века, но в 1942 году у промысла появился новый толчок развития. К этому привел художник Алексей Деньшин. Несмотря на то что в стране была война, он смог возродить интерес к игрушкам.

Сейчас слобода Дымково стала микрорайоном города Кирова. Именно в ней мастерицы передавали из поколения в поколения тайны создания игрушек. Сейчас их уже нет в живых, но кое-где сохранились деревянные дома. Один мужчин купила там землю и когда перекапывал ее, нашел фрагменты почти 50 фигурок. Возможно, что когда-то удастся создать музей, который позволит сохранить историю дымковской игрушки.

Мост через реку Вятку стилизован «под дымку». Он выглядит красиво и необычно. Подобные орнаменты использовались и во время жеребьевки во время Чемпионата мира по футболу 2021 года. Во времена СССР на автоматах с газированными напитками была изображена дымковская барыня.

К 2024 году планируется сделать серый промышленный город Киров ярким и оригинальным. Для этого здания украшают традиционным дымковскими узорами. Промысел снова приобретает популярность и игрушки можно купить во многих городах России.

Материалы для творчества на дому

Изготовление дымковских игрушек дома — это хорошая идея для творчества детей совместно со своими родителями. Самым доступным и дешёвым материалом считается пластилин. Для создания фигурок по традициям села Дымково логичней было бы применять именно белый материал. Но так как пластилин обычно продаётся целыми наборами, которые включают в себя большое количество цветов, можно смешивать их вместе и лепить из них красивые фигурки.

Готовую фигуру обычно покрывают грунтовкой, лишь после её высыхания можно приступать к раскрашиванию. В традиционном методе создания игрушку не покрывают лаком, а оставляют ей матовую структуру. Если же вы используете при создании нестойкие краски, есть смысл дополнительно их закрепить.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Барыня начинается с «колокола»

Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.

ИНТЕРЕСНО: Как слепить машинку из пластилина или глины

Сушка и обжиг

Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель.

После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Ход занятия:

Воспитатель:

— Сегодня утром в детский сад почтальон принес посылку. Сейчас мы узнаем кому эта посылка и от кого.

Интересно, что там? Давайте посмотрим.

«ДЛЯ РЕБЯТ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ОТ ДЫМКОВСКИХ МАСТЕРОВ».

(Воспитатель читает стихотворение)

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок.

Дым из труб идёт столбом, точно в дымке всё кругом.

Голубые дали.

И село большое, Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки,

Вечера зимой длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Физкультминутка:

Кони гуляют гурьбой на лугу. Дети шагают на месте,

Я всех коней перечислить могу: высоко поднимая колени

Черный как уголь, белый как снег, загибают пальцы по очереди

Рыжий как пламя, красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой,

Конь шоколадный, совсем молодой.

Кони пасутся у речки гурьбой, Дети шагают на месте,

Их посчитаем еще раз с тобой:: высоко поднимая колени

Черный как уголь, белый как снег,, загибают пальцы по очереди

Рыжий как пламя, красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой,

Конь шоколадный, совсем молодой.

-Здесь письмо для вас и какая-то загадка:

Я копытами стучу, стучу.

Я скачу, скачу.

Грива вьётся на ветру.

-Кто это? Правильно, это лошадка.

Воспитатель:

Ребята, а как называется эта игрушка?

Понравилась вам дымковская игрушка? Давайте мы её рассмотрим!

Воспитатель:

Ребята, а из чего сделаны дымковские игрушки?

Народные умельцы-мастера лепили игрушки из глины, потом обжигали в печи, покрывали молоком с мелом. А народные художницы расписывали эти игрушки.

Какими красками расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, жёлтый, зелёный, чёрный)

Да, все игрушки расписаны яркими красками.

Чтобы они получились еще наряднее – добавляли золотую краску.

А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором.

Какие узоры в их росписи вы увидели? (колечки, кружочки, точки, полоски)

— А вы умеете рисовать прямые линии сверху – вниз? (прорисовываем в воздухе)

— Слева – направо? (прорисовываем в воздухе)

— Точки? (прорисовываем в воздухе)

— Колечки? (прорисовываем в воздухе)

— Круги? (прорисовываем в воздухе)

— Оказывается, вы тоже сможете нарисовать дымковский узор? Я приготовила для вас тарелочки с силуэтом лошадки из бумаги, хотите попробовать её расписать дымковским узором?

— А теперь приступим к работе (дети садятся)

— Сели, улыбнулись друг другу, чтобы работа получилась доброй и радостной!

— Приступая к работе, не забудьте, что кисть промываем после смены цвета, лишнюю краску аккуратно убираем о край палитры, после работы кисть ставим на подставку.

Показ рисования. Показ образца.

Физкультминутка :

Раз, два, три, четыре, пять

Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте)

Наклонился правый бок. 1, 2, 3. (наклоны туловища влево-вправо)

Наклонился левый бок. 1, 2, 3.

А сейчас поднимем ручки (руки вверх)

И дотянемся до тучки.

Ноги высоко подняли (поднимаем ноги)

И немного пошагали.

Головою покачали (движения головой)

И все дружно вместе встали. (встали)

Самостоятельная работа детей. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

Подведение итогов.

Вы настоящие народные мастера, расписали лошадку яркими цветами. Вот они какие красивые украшают наши тарелочки.

Полюбоваться, прочитать потешку.

Цок! Цок! Цок! Цок!

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива.

Цок, цок, цок, цок, я лошадка серый бок!

Звучит русская народная мелодия.

Ход занятия

1. Доброе утро, ребята! Сегодня в нашу группу прислали письмо. Откуда и от кого оно? Давайте почитаем его и узнаем. Это письмо и села Дымково.

— Здравствуйте, ребята! Пишут вам дымковские мастера. Мы делаем забавные игрушки. Дело в том, что у нас закончились краски и мы не можем разукрасить этих лошадей. Мы просим вас помочь разукрасить их. Заранее спасибо. Дымковские мастера.

— Ребята, поможем нашим мастерам?

— Да.

2. Ребята, помните на прошлом занятии, мы рассматривали дымковские игрушки. Среди них были и кони. Посмотрите, пожалуйста, на этого коня. Из каких частей конь состоит? (туловище, голова, грива, ножки, хвост). Что есть на ножках (копыта) давайте рассмотрим, какими узорами украшен конь? Из чего состоит узор коня? (из кругов, точек, полосок, дуги)

Дети,

Дети, вот эти круги, полоски, точки и другие части узора называются – элементами.

Ребята, как вы уже сказали, этот конь разукрашен кругами и точками. Но мы сегодня с вами украсим этих лошадей элементами путем приложения и путем точек кончиком кисточки.

3. Посмотрите на этого коня. Какими элементами украшен? (лепестками и точками). Чем они отличаются (лепестки овальной формы и красного цвета). Как расположены элементы на коне (вдоль туловища, горизонтальными рядами). А каким цветом разукрашены гривы?

4. Ребята, вспомним элементы рисования, кисточку берем двумя пальчиками, а третий танцует. Кисточку надо держать там, где железо. Сначала намочим кисточку в воде и берем черную гуашь, постепенно разукрашиваем гриву, носик, копыта, хвост. Потом моем кисточку и вытираем об салфетку. А теперь берем кончиком кисточки красную гуашь и делаем лепестки путем приложения. Лепестки делаем слева на право. Потом моем кисточку и опять сушим ее об салфетку. И берем кончиком кисточки синий цвет и делаем точки между лепестками. Потом хорошенько помоем кисточку и положим на подставку.

5. Кто мне покажет на доске, как мы делаем мазки? (выходит один ребенок). А кто покажет точки? (выходит другой ребенок).

6. А теперь, все вместе берем правильно кисточки и покажем эти элементы в воздухе.

7. Вот теперь, давайте все вместе начинаем украшать нашу лошадку. Сначала закрашиваем части коня. Каким цветом надо закрашивать (черным). Что потом будем делать (узоры).

При работе надо следить за техникой рисования. При затруднениях — советовать ребенку посмотреть на образец.

— Вот и закончили украшать лошадей. А теперь, посмотрите на свои рисунки. Чей рисунок вам кажется самый красивый? Почему (заслушиваем ответы детей).

Ребята, вы сегодня очень постарались. Все очень красиво нарисовали лошадок. После того как работы высохнут, мы отправим ваши рисунки мастерам. Спасибо вам, ребята. На этом наше занятие закончено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector