Конспект нод по рисованию «украсим юбку дымковской барышни»

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

  • Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
  • Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
  • Животные. Изначально создавались фигурки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
  • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
  • Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

Ход НОД.

Воспитатель:

Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси «человек трудом красен». А вот лентяев в народе не любили, смеялись над ними. «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». «Делано наспех-сделано на смех».

-Ребята, а вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Дети называют:

Мастер золотые руки. Мастер на все руки. Красна птица опереньем, а человек рукодельем.

Воспитатель:

Послушайте интересную старую сказку.

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья.И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и посуду узорами разными расписывать умела-залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-искусница.

Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Нашел, схватил и унес. А Марья-искусница превратилась в Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки в память о себе. Куда упало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в Филимонове. Дети стали делать игрушки из глины.

Другое перышко упало в подмосковную деревушку Гжель. И там появились мастера на все руки.

Чем знамениты Гжельские мастера? Что они делают?

Дети:

Посуду.

Воспитатель:

А еще одно перышко упало в селе Дымково.

А вы, дети, знаете что делают дымковские мастера?

Дети:

Игрушки из глины.

Воспитатель:

Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все на свои места.

Дети расставляют изделия по названию городов. Д/и «Каждое изделие в свой город».

Воспитатель:

Молодцы, ребята!А сейчас я хочу вас пригласить в дымковскую мастерскую. Хотите стать дымковскими мастерами?

Сегодня мы будем расписывать каждый свою барышню, вылепленную из глины. Но сначала давайте назовем элементы дымковского узора.

Дети:

Полоски, кисточки, волнистые линии, круги, колечки, точки.

Воспитатель напоминает детям, чтобы они хорошо промывали кисть, промокали ее о тряпочку, иначе кромка будет пачкаться и разжижаться, узор не получится ярким, звонким.

Воспитатель:

Но прежде чем приступить к работе, давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик-мамочка,

А этот пальчик-я (мизинец,

Вот и вся моя семья.

Самостоятельная работа.

Анализ НОД.

Дети читают стихотворение.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1.Вводная часть:

Организационный момент

Воспитатель: Дымковская барышня ходит не спеша, ею все любуются, ах, как хороша!

«Я барыня-сударыня, я в гости к вам пришла. Загадаю загадку,отгадайте ее друзья:

«Веселая красная глина, кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки. А ну, назовите меня».

Дети: Дымковская игрушка.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: ПУТЕШЕСТВИЕ

Воспитатель: Я приглашаю вас в музей замечательных умельцев. В России много городов и сел, где живут и работают замечательные люди. Одно из старинных – село Дымково. Здесь живут мастера, которые длинными вечерами делают из глины забавные игрушки и украшают их яркими узорами. Эти игрушки делают дымковские мастера. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой.

— Как называются эти игрушки?

Дети: Дымковская игрушка.

— Почему ее называют именно дымковская игрушка?

«Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали. И село большое Дымкою назвали».

Село находится в ложбинке, когда поверху идешь, то кажется, что село окутано дымом.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Воспитатель: Вот индюк нарядный весь такой он складный

У большого индюка все расписаны бока

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост.

Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться, если гриву отпустить.

Кофточки цветные, юбки расписные

Шляпы трехэтажные статные и важные.

— Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из глины

— Да, сначала их лепили из глины, затем обжигали в печах, белили, а затем расписывали. Какие краски используют мастера?

Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, желтую, оранжевую

— Какие элементы дымковского узора вы знаете?

Дети: Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии

ФИЗМИНУТКА

Дружно встанем мы опять

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи,

Мы – ярки и горячи.

1,2,3,4,5 будем дружно рисовать.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПОКАЗ

Воспитатель: Давайте, сегодня попробуем стать мастерами-художниками и распишем барышень.

— Во что одеты дымковские барышни?

Дети: Юбка, кофта

— Что на голове?

Дети: Кокошник

Воспитатель: По форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не случайно,мастера вкладывали в них особый смысл: круги – означали солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружки – семена. Также узоры означали росточки и засеянное поле. Люди верили, что символы будут оберегать их жилище, детей, их урожай. Образцы мы с вами рассмотрели, но вот еще не вспомнили, как рисуются такие волшебные точки, линии, кружочки? Как рисовать?

Кисточка смотрит в потолок. Чем она рисует? Кончиком-носиком.

Полоска рисуется слева направо, сверху вниз. Ворс кисточки бежит за палочкой. Кружочки рисуем – кончик кисточки танцует. Кружок закрашиваем в одном направлении.

Давайте попробуем нарисовать кисточкой такие волшебные узоры в воздухе.

Теперь на своей ладошке.

Выберете себе образец, которым будете украшать юбку барышне.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ»

Воспитатель: Прежде чем перейти в нашу мастерскую, давайте сделаем гимнастику для рук.

«Мы игрушки расписные, хохотушки вятские, Сжимать и разжимать

Щеголихи слободские, кумушки посадские кулачки

Наши руки крендельком, щечки будто яблочки

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке».

-Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в художников.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитатель: Закатили рукава, выбрали образец, начинаем рисовать.

— С чего начинаем роспись?

Дети: С головы, с кокошника, а то рукой смажем рисунок.

— Что у барышень раскрашено одним цветом, а что расписано узорами?

Дети: Кокошник и кофточка окрашены в один цвет, а юбка узорчатая)

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Посмотрите на своих барышень, какие они красивые! А вам самим нравятся ваши работы?

Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь, на них не наглядеться. Даже на душе стало радостно.

«Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор».

— Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас обратно в ребят

-Сегодня на занятии вы побывали дымковскими мастерами, научились расписывать игрушки и очень хорошо справились с этой работой.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Вос.-ль: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями,на берегу голубой реки стояло большое село. Домов в селе было много. Каждое утро вставали люди и затапливали печки, и из трубы домов вился голубой дымок. Вот и прозвали то село Дымково.

Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки.

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой,казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Много игрушек сделают за зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди, везут продавать свои весёлые игрушки в разные города и сёла. А по имени этого села и игрушки стали называться дымковскими.

Игрушки лепили из глины, затем обжигали в печах и разрисовывали. Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. Художники для росписи использовали малиновый, жёлтый,зелёный, красный, оранжевый, синий цвета.

Посмотрите узоры состоят из полосок широких и узких, прямых и волнистых линий, располагаться узор может в виде кругов, точек и колец. Иногда линии могут пересекаться и образовывать узор, похожий на клетку.

А сейчас давайте встанем в хоровод, как наши дымковские игрушки и поиграем.

Физкультминутка:

Мы ребята удалые

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки раздаём.

Раз,два, три, четыре-

Круг поуже,круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пошли в присядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Ребята, давайте и мы нарядим нашу барышню. Распишем её юбку. (показ воспитателем приемы рисования узоров).

Но прежде чем приступить к рисованию давайте вспомним правила пользования кисточкой и красками. Кисточку берём тремя пальчиками у железного наконечника, обмакиваем в воду самый кончик кисточки. краску набираем на кисть аккуратно, как-будто наматываем на кисть ниточку. Кисточку после использования хорошо промываем, промакиваем кисть салфеткой.

Сейчас мы подготовим наши пальчики к работе-сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

Указательный с порога

Стал указывать дорогу.

Средний пальчик- самый меткий

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает.

А мизинчик- господинчик

В землю косточки сажает.

Теперь детки посмотрите на узоры (показ узоров, выберите какими узорами вы будете расписывать юбку у барышни. Выбрали? Можете приступать к работе.

Какие красивые получились у вас барышни. Давайте, устроим выставку и посмотрим, какие у вас у всех получились интересные работы. Сегодня вы славно потрудились.

Возникновение промысла

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Ребенок и народные игрушки

Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания. Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.

  • Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки, дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.
  • В доступной форме ребенка можно познакомить с историей возникновения промысла, рассказать, как делают игрушки. Сегодня есть много красочных изданий, посвященных народному творчеству, которые могут проиллюстрировать рассказ.
  • Вместе с ребенком придумайте самые разнообразные забавы с фигурками. Они заключают в себе множество образов, сюжетов, тем из жизни людей и животных. С их помощью можно воплотить на домашней мини-сцене сюжеты из русских народных сказок или придумать свои истории.
  • Сегодня выпускается много наборов для детского творчества, есть среди них и посвященные народным узорам. Ребенок с удовольствием раскрасит барашка или попробует вылепить петушка. И, как знать, может быть, дымковская игрушка своими руками вылепленная ребенком сегодня, превратится в любимое хобби или даже профессию.

Раскраски

  

Надеемся, что наш рассказ о дымковской игрушке вдохновил вас не только на то, чтобы передать информацию об этом удивительном народном творчестве своим детям или воспитанникам, но и на то, чтобы попробовать воссоздать процесс изготовления глиняной поделки в домашних условиях или условиях образовательного учреждения.

Ход НОД:

Организационная часть.

Дети входят в группу, воспитатель обращает внимание на коробку, в которой лежат дымковские игрушки. Воспитатель

Посмотрите, на столе стоит коробка. Ребята, вы знаете, что лежит в коробке? (ответы детей)

Воспитатель. Посмотрите, на столе стоит коробка. Ребята, вы знаете, что лежит в коробке? (ответы детей)

Воспитатель. Смотрите рядом лежит письмо. Давайте прочитаем его. «Ребята, чтобы узнать,что в коробке вам нужно отгадать загадку:

Все игрушки не простые,

А волшебно — расписные,

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой казалось бы узор,

А отвести не в силах взор». (дымковская игрушка)

Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку. (воспитатель открывает коробку, достаёт дымковские игрушки). Правильно, молодцы! Это дымковские игрушки.

Эти игрушки нам прислали дымковские мастера из далёкой деревни Дымково.

Из чего сделаны эти игрушки? (из глины)

Да, сначала их лепили из глины, затем обжигали в печах, красили белой краской, а затем расписывали узорами.

Воспитатель. Для чего нужны дымковские игрушки? (чтобы любоваться ими)

Воспитатель. Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которые служат для украшения, которыми можно любоваться.

Вам нравятся эти игрушки (Да) Почему? (Они очень красивые, яркие, весёлые, разноцветные.)

Воспитатель. Давайте расскажем стихи про дымковские игрушки.

1. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

2. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил. 3

Наша барышня в прекрасном

3. Наша барышня в прекрасном

В ярком платье расписном,

Краснощека, круглолица,

Полюбуйся-ка, народ!

Воспитатель. Про какую игрушку Сева рассказал стих? (барышня)

Воспитатель. Правильно, посмотрите какой у барышни красивый наряд

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим дымковских барышень. Посмотрите, какие красивые у них юбки, и все разные.

Воспитатель. Из каких элементов состоят узоры на юбке? (Круги, точки, полоски).

Воспитатель. Какие цвета используют мастера для рисования узоров. (красный, оранжевый, жёлтый, голубой, зелёный)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, здесь в коробке ещё что-то есть. (Достать шаблоны барышень)

Что это? Дымковские барышни. Только какие-то они другие, что в них не так. (юбки не расскрашены)

Воспитатель. А что надо сделать, чтобы она стала настоящей дымковской барышней? (Разрисовать юбку).

Но прежде чем приступить к работе, давайте немного поиграем.

Физминутка:

Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, повороты влево, вправо)

Хохотушки вятские, (Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские. (Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки. (Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком (Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке. (Поклон)

Воспитатель. А сейчас отправимся в мастерскую и распишем юбки нашим барышням.

— Проходите за свои рабочие места. Давайте ещё раз вспомним, какие бывают дымковские узоры. (на доске образцы)

-Выберите узор, который вам больше всего нравится и приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

Дети рисуют под негромкую русскую мелодию. Воспитатель помогает детям по мере необходимости.

В конце занятия всех барышень вывешиваем на доску.

Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера, и у вас получился прекрасный хоровод барышень.

Посмотри, как хороша,

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

-У всех барышень наряды красивые и у всех разные.

-Какие цвета вы использовали?

-Какие узоры рисовали?

-Очень нарядно и красиво вы украсили юбки дымковским барышням. Молодцы!

Из чего делают игрушку и как раскрашивают

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

  1. Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
  2. Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
  3. Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
  4. Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
  5. Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.

Продолжение истории

Со временем о празднике позабыли. А дымковский промысел не исчез и возродился в двадцатом веке. Он стал разнообразнее и существует в наши дни. Этот вид глиняного художественного искусства известен во всех уголках мира. Редкий турист, побывав на ярмарке или в музее, не увезет с собой такую покупку на память или в качестве презента для родных и друзей.

Кроме изначальных свистушек появились крохотные копии сельских и городских жителей в красивых подробным мелочами народных костюмах.

Это и мамаши с детьми всех возрастов, в окружении домашней утвари и скота; мужики с музыкальными инструментами, сидящие на лавочках; барыня в крупных ажурных бусах; детвора на карусели; веселое катание молодежи на снежной горке; столичные модницы с зонтами и в экипажах; парнишка, продающий рыбу из корзины; цирковые артисты верхом на оленях и лошадях; гусары в форме.

Перечислять можно бесконечно, ведь фантазия мастериц неиссякаема. Есть целые серии, состоящие из фрагментов жизни крестьян и горожан. И каждая диковинка, сделанная вручную, уникальна, невозможно найти точно такую.

Простые раскраски дымковских узоров для маленьких детей

На развитие детей благотворно повлияет роспись крупных составных частей рисунка, используя при этом самые насыщенные цвета.

Среди наиболее популярных вариантов таких картинок:

Рисунок для раскрашивания Описание рисунка и принципа работы с ним

Лошадка. Задачей для малыша будет раскрасить лошадь так, как он считает это будет максимально красиво. Обычно детям предлагается использовать красный, белый, оранжевый и желтый карандаши. Этого набора цветов, как правило, достаточно не только для их индивидуального использования, но и создания новых оттенков. На этом варианте раскраски ребенок, при желании, может дорисовать животному мордочку, а может просто придать рисунку яркости, без дополнения его узорами.
Матрешка. Раскрашивание этого рисунка с изображением матрешки лучше всего сочетать с рассказом малышу истории возникновения исконно русской игрушки. Интересно ребенку будет узнать также и принцип игры с такой деревянной куклой. Для придания яркости этому эскизу обычно используются карандаши красного, черного, белого и желтого цветов.
Барыня. Процесс раскрашивания барыни также станет для малышей увлекательным занятием. Несмотря на внешнюю простоту рисунка, придание ему цвета требует продумывания оттенков, используемых в работе. Для усложнения задачи, перед ребенком можно поставить цель раскрасить очертания женщины так, чтобы предметы ее одежды сочетались между собой, а не сливались. С этой целью рекомендуется предложить ему выбрать оттенок для работы среди неограниченного количества карандашей. Опыт показывает, что ребята чаще всего делают выбор в пользу красного, желтого, зеленого, синего, черного и белого цвета.

Яркая «дымка»

«Не свисти — денег не будет». Эта примета точно не работает в Дымковской слободке. Вот уже 400 лет здесь делают глиняные свистульки — дымковскую игрушку.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках.

Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году. Главный атрибут «Свистуньи» впечатлил столичного генерал-майора Николая Хитрова, сосланного в Вятку. Генерал так красочно описал игрушки и сам праздник, что с тех пор при упоминании Дымково вспоминаются яркие фигурки.

Секрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери. Игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками. Сначала изображали животных, как повелось с язычества. Но символом «дымки» стала барышня.


Мастерица Анна Мезрина

Анна Афанасьевна Мезрина. Мастерица, которая в 20-х годах ХХ века спасла промысел от вымирания. Ремесло перестало кормить, и лишь она в то время в Дымкове лепила и расписывала игрушки. Товарки перешли на более выгодную работу — с гипсовыми изделиями.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

В годы Великой Отечественной войны ремесло почти забросили. Но яркие фигурки с радостью покупали эвакуированные, и в 1942 году мастерицы снова взялись за работу. А спустя два года Всесоюзное товарищество «Художник» определило статус «дымки» как экспортный.

Дымковская игрушка не любит «одиночества». Художницы создают целые композиции, рассказ. Сюжеты — бытовые, например спасение грибника от медведя, праздничные — ярмарочные гулянья или с претензией на историю — к примеру, лодочная прогулка Степана Разина с княжной.


Дымковская игрушка


Дымковская игрушка


Дымковская игрушка

Праздник Преображения в дымковском стиле. Работа Людмилы Верещагиной. В основу легли реальные исторические факты и описания Вятского женского Преображенского монастыря. В композиции — храмы, крестный ход, сценки из городской жизни. Всего 120 фигурок.

Дымковская игрушка — среди музейных экспонатов Кирова, Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга. Выставляется «дымка» по всему миру: от США до Японии. А полвека назад расписные глиняные фигурки пополнили фонд Международной академии керамики в Женеве.

Нынешний Киров (бывшая Вятка) — город дымковский. Скульптура «Семья» выполнена по канонам «дымки», в местном театре — балет «Дымковская игрушка». К 640-летию раскрасили город в узнаваемые цвета. Даже снеговики зимой здесь дымковские. Дети — они что видят, то и рисуют.


Скульптурная композиция «Семья» в Кирове


Балет «Дымковская игрушка»


Стелу с надписью «Киров» раскрасили под «Дымку»

Ход мастер класса

Для того,чтобы изготовить нашу поделку нам понадобятся:

• пластилин;

• доска для работы с пластилином

• стеки

• влажные салфетки (для рук)

• гуашь (6 цветов)

• кисточки (натуральные) большая и малые

• стакан с водой

• пластиковая бутылка

Чтобы увлечь детей в это увлекательное творчество я показываю рисунки дымковской барышни (можно подобрать несколько изображений). Показ иллюстраций сопровождается стихом по данной теме (приложение 1).

Прежде чем приступить к работе, необходимо сделать гимнастику для пальчиков (приложение 2).

И так мы приступаем к лепки нашей барышни.

Разогреваем пластилин.

При создании поделки используется предметный вид лепки, который учит обобщать представления об окружающем мире в конкретных образах.

Первым этапом будет создание юбки для нашей барышни. Юбка изготавливается в нетрадиционной техники — технике работы на форме. В данном случае приёмы пластилинографии, в частности налепливание и заглаживание, переносятся на создание трёхмерных образов. В качестве основы для оформления пластилином я использую заранее отрезанное горлышко от пластиковой бутылки (при работе с детьми пластиковый каркас для юбки лучше подготовить заранее, так как её обрезание не безопасно для ребенка). Делая из пластилина небольшие «лепешки» я облепляю ими всю поверхность бутылки, неравные края загибаем вовнутрь бутылки, после пальцем разглаживаем поверхность.

Верхняя часть барышни выполнена в традиционной конструктивной технике, которая основывается на сборке цельного образа из отдельно вылепленных деталей. Из куска пластилина мы катаем цилиндр, его окружность должна быть чуть больше окружности крышки бутылки – это будет туловище нашей будущей барышни. После я отщипываю еще три куска пластилина, это будут наши голова и руки. При изготовлении всех частей туловища надо путем наложения следить за их пропорцией. Следующий шаг, это создание кокошника и фартука, которые делаются из раскатанных шаров, работая стекой я придаю им изгибы. Букли сделаны из тонких «колбасок» скрученных в жгут. Когда созданы все части верхней половики барышни, мы приступаем к сборке, тщательно заглаживая швы.

Пластилиновая барышня готова и я приступаю к окрашиванию…

При помощи большой кисточки покрываю всё наше изделие белой гуашью. После того как гуашь просохнет приступаем к росписи, для наглядности показываем эскизы дымковской росписи (приложение 3) Легкий орнамент (круги, точки, волны и роспись гладью) так же упрощают роспись поделки, а яркие и не сложные цвета будут радовать детей.

И вот наша барышня готова! Я уверена ребятам очень понравится результат их работы! Можно составить хоровод из поделок и также под сопровождение музыки или стихов полюбоваться ими (приложение 4).

Данный мастер-класс может быть использован моими коллегами при проведении ООД.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кусочек глины мягкой, тёплой

Ты в руки бережно берёшь,

Сначала колокол ты лепишь,

И что же в нем ты узнаёшь?

Так это же подол у юбки,

Цилиндр сверху прилепил,

Головку круглую, а руки

На пояс крепко подбочил,

Воланы бережно примазал,

В подол, передник, воротник,

Косую голову украсил,

И образ барыни возник.

Игрушка та должна обсохнуть,

Обжечься в печке без огня,

Затем покрыться белезною,

И ты готова у меня

Для росписи красивой, звучной,

И жизнь тогда не будет скучной.

Сияй ты, барыня моя!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни

Раз, два, три, четыре, пять

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Посмотри как хороша эта девица душа

Щечки яблочки горят, удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво

Барышня так красива!

Простые раскраски дымковских узоров для маленьких детей

На развитие детей благотворно повлияет роспись крупных составных частей рисунка, используя при этом самые насыщенные цвета.

Среди наиболее популярных вариантов таких картинок:

Рисунок для раскрашивания Описание рисунка и принципа работы с ним

Лошадка. Задачей для малыша будет раскрасить лошадь так, как он считает это будет максимально красиво. Обычно детям предлагается использовать красный, белый, оранжевый и желтый карандаши. Этого набора цветов, как правило, достаточно не только для их индивидуального использования, но и создания новых оттенков. На этом варианте раскраски ребенок, при желании, может дорисовать животному мордочку, а может просто придать рисунку яркости, без дополнения его узорами.
Матрешка. Раскрашивание этого рисунка с изображением матрешки лучше всего сочетать с рассказом малышу истории возникновения исконно русской игрушки. Интересно ребенку будет узнать также и принцип игры с такой деревянной куклой. Для придания яркости этому эскизу обычно используются карандаши красного, черного, белого и желтого цветов.
Барыня. Процесс раскрашивания барыни также станет для малышей увлекательным занятием. Несмотря на внешнюю простоту рисунка, придание ему цвета требует продумывания оттенков, используемых в работе. Для усложнения задачи, перед ребенком можно поставить цель раскрасить очертания женщины так, чтобы предметы ее одежды сочетались между собой, а не сливались. С этой целью рекомендуется предложить ему выбрать оттенок для работы среди неограниченного количества карандашей. Опыт показывает, что ребята чаще всего делают выбор в пользу красного, желтого, зеленого, синего, черного и белого цвета.

Изучение «дымки» на уроках ИЗО

Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде. Дымковская игрушка для дошкольников – это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины.

Рисование дымковской игрушки (для малышей) или лепка фигурок в дымковском стиле (для детей постарше) – это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector