Дымковская глиняная игрушка
Содержание:
- Технология изготовления
- Картинки и раскраски с дымковскими игрушками для детей
- Когда игрушка уже высохла…
- Все виды игрушек
- Из чего делают игрушку и как раскрашивают
- Самый уютный стиль елочного наряда
- История происхождения дымковской игрушки
- Пошаговая инструкция: как слепить лошадь из пластилина
- Готовим основу для работы
- Добавляем детали
- Конспект НОД по лепке в подготовительной к школе группе «Ах вы, кони, мои кони…»
- Ход занятия:
- Роспись поделки
- Ход НОД
Технология изготовления
Процесс создания глиняной игрушки состоит из нескольких этапов:
- Лепка.
- Сушка.
- Обжиг.
- Побелка.
- Роспись.
Как лепить дымковскую игрушку
Для создания изделия берут глину или песок из реки. Согласно классической технологии это должна быть вятская красная глина. Каждый элемент фигурки создается по отдельности: из шара формируют тело, на которое крепят остальные части. Все детали соединяют плавным переходом, чтобы избежать сколов на готовом продукте. Также стыки аккуратно обрабатывают влажной тряпочкой.
Основной деталью при лепке является тело. Сначала из кусочка глины, смешанной с мелким речным песком, создают шарик. Далее из него вытягивают необходимую форму. Чем плавней пройдет процесс, тем более красивой получится фигурка.
Создание придатков (руки, ноги, голова и т. д.) также проводится из шариков, но их объем меньше. «Детали» крепят к телу, а место соединения обрабатывают водой и глиной. В качестве декоративных элементов мастера порой используют колечки, канавки, колбаски.
Например, для изготовления барыни первым делом лепят юбку конусообразной формы. Далее к ней присоединяют тело с вытянутой шеей. Следующим шагом становится крепление головы и рук. Завершающим этапом является облачение барышни в красивый платок, шляпку.
Мужские фигурки создают немного иначе. Торс и голову крепят к ногам, представляющими собой две толстые колбаски. Если слегка изогнуть их нижние части получатся ножки.
Туловище животного в заготовке напоминает конус. К острому окончанию крепят голову и шею. Конечности чаще всего крупные, слегка сужающиеся книзу. Хвост и рога присоединяют в последнюю очередь. |
Сушка и обжиг дымковской игрушки
После завершения лепки изделие сушат. Длительность процедуры зависит от размера фигурки и климатических особенностей помещения. В обязательном порядке учитывают влажность, температуру и прочие параметры. В зависимости от этих показателей процесс занимает от нескольких дней до трех недель.
После сушки статуэтку обжигают. Ранее для этого использовали деревенскую печь. Игрушки выкладывали на противень из металла и устанавливали его на дрова. После того как фигурка накалялась, в этой же печке ее остужали.
В наши дни используют инновационную аппаратуру, которая не только экономит время, но и делает процесс прокаливания безопасным.
Побелка (беление) дымковской игрушки
После сушки и обжига статуэтка приобретает красно-коричневый оттенок. Поэтому прежде чем наносить роспись, ее отбеливают. Фигурку покрывают специальным составом из мелового порошка и молока.
После того как напиток закиснет, раствор становится твердым и на изделии образуется равномерный слой белого цвета. Процедура не только выравнивает поверхность, но и добавляет краскам невероятную яркость и насыщенность.
Много раз предпринимались попытки изменить состав смеси, но каждый эксперимент заканчивался провалом. В результате статуэтка становилась желтой или приобретала неровную поверхность. По этой причине и в наши дни побелка проводится по старинной рецептуре.
Картинки и раскраски с дымковскими игрушками для детей
Дымковские игрушки еще называют вятскими, или кировскими. Они имеют долгую историю, и появились более 400 сотен лет назад в одноименной слободе близ русского города Вятка.
История
Несколько слов из истории дымковских игрушек…
Изначально дымковские игрушки были посвящены празднику Свистунья. К этому дню народные умельцы изготовляли свистульки из красной глины, которые обжигали и рисовали на них различные узоры.
Они делались в виде различных животных. Здесь были:
- и петушок,
- и уточка,
- и олень,
- и индюк,
- и лошадь,
- а также фигурки барышни.
Однако со временем назначение праздника было забыто, а вот промысел возобновился в 20 веке и стал настоящей визитной карточкой этого края. Дымковские игрушки стали делать как русские сувениры.
Как ее сделать?
Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки. Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь. Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность. Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых. Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове.
Презентация
Наверное, и вам, ребята, захотелось сотворить себе такие игрушки?
К сожалению, сделать это в домашних условиях невозможно, даже если вы владеете техникой лепки из глины. Но вот попробовать раскрасить силуэты дымковских игрушек вы можете. На нашем сайте вы найдете фото, картинки и раскраски для детей с изображением дымковских игрушек. Их можно скачать и распечатать. Вас встретят:
- веселый петушок,
- важная утка,
- кичливый индюк,
- грациозная лошадь
- и одетая в нарядные одежды барыня.
- Также здесь вы обнаружите многочисленные узоры, которыми украшают дымковскую игрушку.
Однако не спешите браться за раскраски. Сначала внимательно рассмотрите фото игрушек, запомните, какими цветами разрисованы фигурки, поскольку цвета на фигурках имеют свою закономерность. Фото помогут вам самим сделать выводы, а раскраски для детей – попрактиковаться. Наверное, самыми любимыми игрушками детей являются петушок и индюк, иногда детьми упоминается барыня. Почему? Они самые яркие, самые нарядные. Подумайте, как выглядит петух, какие цвета вы используете, чтобы его раскрасить, ведь петух в старину был символом начала нового дня, восхода солнца. В его фигурке – все цвета радуги. Предложенные на нашем сайте фото и раскраски помогут детям ближе познакомиться с этим необычным русским народным промыслом, проявить свою фантазию и смекалку, научиться рисовать. Знакомство с любым древним промыслом обогащает ребенка, связывает его с предками, с русскими корнями. А знакомиться с игрушками вдвойне интереснее. Из глубины веков они открывают детям свои секреты, делятся жизнерадостностью, создают хорошее настроение и творческий подъем.
Подборка материалов по теме
нажмите на картинку ниже, чтобы скачать коллекцию картинок с изображением дымковских игрушек: А также Вы можете скачать на свое усмотрение отдельные картинки дымковских игрушек: барыня Лошадь Петух Индюк Индюк Утка
Барыня Лошадь Лошадь Козёл Козёл Коза Олень Олень
Когда игрушка уже высохла…
О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.
Все виды игрушек
Рисование и лепка Дымковской игрушки знакомы каждому еще со школы. Знакомство с Дымковской игрушкой происходит еще в 5 классе, когда на уроках ИЗО предлагают нарисовать коня или птицу с характерными узорами.
Но все же, давайте разберем какие бывают Дымковские игрушки.
Традиционные образы весьма просты: домашние животные, барыня, мужичок. Отличительной особенностью является яркие узоры, которые призваны показать торжество и жизнерадостность.
Что интересно, вы никогда не найдете идентичных статуэток. Несмотря на то, что существует определенная схема того, как поэтапно расписывать фигурки, каждый мастер всегда привносить свою незначительную деталь.
Из чего делают игрушку и как раскрашивают
Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.
На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.
Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.
Последовательность создания игрушки:
- Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
- Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
- Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
- Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
- Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.
Самый уютный стиль елочного наряда
В современное время всё более популярным становится рукодельный стиль в украшении праздничного дерева. Это неудивительно, ведь Новый год – праздник семейный, который должен нести в дом покой и уют, объединять семьи вместе, а такая важная деталь, как елка, очень сильно способствует созданию нужной атмосферы в доме.
Кроме того, предновогодняя подготовка – прекрасная возможность провести время вместе с семьей и детьми, увлечь их процессом создания новогодних игрушек своими руками и последующим совместным украшением дерева. Как же украсить елку на Новый год в 2021 году, сделав украшения своими руками?
Идей для этого может быть огромное множество. Возможно, у вас есть хобби, которое поможет изготовить интересные елочные игрушки ручной работы. Шитье и вязание – самые распространенные способы изготовления игрушек, но также можно использовать и другие, необычные методы.
Съедобные украшения своими руками будут одним из самых приятных способов нарядить праздничную елку для ребенка, ведь это не только занимательно и красиво, но ещё и вкусно.
Небольшое имбирное печенье разной формы, покрытое кондитерской глазурью яркого цвета, конфеты в блестящих обертках, шоколад – всё это поможет вам необычно украсить ель, только не забывайте о том, что шоколад, дополнительно подогреваемый новогодними гирляндами, имеет свойство быстро таять. Поэтому дерево, наряженное таким способом, вряд ли простоит у вас все праздничные дни.
Дары природы
Можно начать готовиться к празднику заранее, с начала года, собирая какие-либо предметы, которыми вы потом украсите ель. Это могут быть сушеные фрукты, ракушки, шишки, цветы из гербария, которые перед праздником нужно покрыть лаком и блестками.
Из природного материала можно изготовить очень красивые и необычные новогодние игрушки своими руками.
Ваше увлечение
Коллекционирование – ещё одно хобби, которое может помочь вам в создании необычного наряда для хвойной красавицы. Если вы собираете какие-либо предметы – марки, монетки, значки, то можно использовать их в оформлении праздничного интерьера.
История происхождения дымковской игрушки
Глина — это особый материал, который отличается своей пластичностью в сыром виде, а также она приобретает высокую прочность после обжига. Из-за таких характеристик материала изделия из глины пользуются широкой популярностью с глубокой древности и до нашего времени. В давние времена посуду и фигурки из глины создавались почти в каждом регионе нашей родины.
При этом в каждой местности были свои формы фигуры, авторские традиции декорирования и росписи полученных игрушек. Село Дымково (Кировская область) на всю страну стало известно своими искусными мастерами, которые создавали небольшие яркие игрушки, издающие разные звуки. Любопытно то, что традиционную игрушку изготавливали не для развлечения детей, а для защиты своего дома от нечистой силы.
В старину думали, что нечисть очень боится громкого звука. Именно по этой причине в те времени все игрушки могли свистеть, греметь и издавать звуки. Создавали их традиционно к празднику Свистопляски, во время которого люди изгоняли злых духов и веселились всем селом.
Особенности игрушек от мастеров
Сегодня в самом селе Дымково можно найти не только погремушки и свистульки, но и простые игрушки в виде статуэток, которые не могут издавать никаких громких звуков. Главной особенностью такого изделия считается сравнительно небольшой размер. Мастера, которые остаются верны древним традициям, изготавливают чаще всего фигурки птиц (индюков), животных (олешек), барышень, а в некоторых случаях и мужчин.
Впрочем, можно встретить и более сложные по форме изделия: женщины, держащие в руке каравай, либо добрые молодцы верхом на красивой лошади. Простой узор и небольшое количество расцветок во время росписи конструкции — это то, чем в большинстве своём и отличается игрушка.
Можно создать лошадь из пластилина своими руками в стиле такого народного промысла. Делается это довольно легко: форма фигурки должна отличаться своей простотой в исполнении, а для росписи готовой продукции применяют простые точки и линии. Стоит отметить, что при традиционном создании фон обязан быть белого цвета, но сегодня очень часто можно встретить игрушки, которые раскрашиваются в различные цвета.
Пошаговая инструкция: как слепить лошадь из пластилина
Это поэтапная лепка простого варианта пластилинового коня, доступного для малышей детсадовского возраста. Для поделки приготовить материал коричневого, черного и светло-бежевого цвета, спички и стеку, чтобы разрезать бруски на кусочки.
Как слепить коня:
-
Начинать работу нужно с головы. Для этого нужно вылепить овальную деталь. Затем придать ей форму головы лошади.
- Вылепить небольшие «лепешки» и сформировать из них треугольные уши, налепить их на голову. Из белого цвета сделать небольшие круглые заготовки и прикрепить их на место глаз. Сверху прилепить небольшие черные шарики – это будут глаза.
- Сделать туловище лошади из большого куска массы, скатав его в овал. С одной стороны вставить спичку.
- Спичку облепить большим количеством пластилина и прикрепить на нее голову, так образуется шея.
- Скатать 4 одинаковых жгута и приклеить их к туловищу – это ноги.
- К каждой ножке прикрепить черные круглые плоские заготовки – это копыта.
- Из светлого цвета скатать тонкие жгутики и прикрепить на шею рядами друг на друга – это грива. Несколько жгутов образуют хвост лошади.
Конь из пластилина стоит перед вами.
Видео мастер классы лепки лошади из пластилина
Слепить коня можно разными способами, используя различные цвета, применяя другие материалы, делая сложные поделки из скульптурного пластилина. Пластилиновые лошади можно использовать для украшения детских комнат или в качестве подарка друзьям и близким.
Милая лошадка из пластилина – интересная и красивая игрушка:
Лошадь Дикого Запада. Игрушка – красивая лошадь из пластилина:
А это Злая Долговязая лошадь из пластилина, одно из творений Вселенной, которую создал Тревор Хендерсон:
Готовим основу для работы
Самый простой способ сделать тесто для лепки — взять в одинаковых пропорциях соль, горячую воду (их нужно смешивать в первую очередь до получения солевого раствора) и муку. Причем чем мельче окажется соль, тем пластичнее получится тесто. Можно делать игрушки изначально бесцветными, а можно заранее раскрасить тесто в разные цвета, добавив в него немного пищевых красителей или разбавленной в воде гуаши. Готовый материал для лепки следует держать в полиэтиленовом пакете, чтобы он не заветривался на воздухе, а на его поверхности не образовывалась соленая корочка.
Теперь можно приступать непосредственно к изготовлению самой дымковской игрушки из соленого теста.
Добавляем детали
Чтобы дымковская игрушка из пластилина выглядела как настоящая, уделим внимание мелочам. Большую правдоподобность барыне придадут оборки, которыми можно украсить не только шляпку, но и края платья
Также с их помощью можно обозначить фартук, выступающий на юбке, или пелеринку на плечах.
Для начала раскатаем жгутик. Простукивая его ребром ладони, получаем ленточку. Осталось сложить ее по принципу гармошки, получив несколько одинаковых сегментов.
В руки барыне можно вложить небольшое животное (курочку, собаку, кошку). Некоторые дымковские барышни держат детей. Когда изделие готово, его белят и раскрашивают.
Делая дымковскую игрушку из пластилина, дети развивают мелкую моторику, фантазию, художественный вкус, а также знакомятся с традициями родной страны. Пусть в вашем доме поселятся многоцветные фигурки, несущие с собой радость и отличное настроение.
Конспект НОД по лепке в подготовительной к школе группе «Ах вы, кони, мои кони…»
Светлана Тюрина
Конспект НОД по лепке в подготовительной к школе группе «Ах вы, кони, мои кони…»
Тема: «Ах вы, кони, мои кони…» (Лепка фигуры лошади в движении).
Цели: Формировать творческое отношение детей к окружающему их предметному и живому миру.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, познание.
Предварительная работа: комплекс бесед по ознакомлению детей со скульптурой, с творчеством скульптора-анималиста П. К. Клодта. посещение вместе с родителями художественных музеев, памятников города.
Материал и оборудование: скульптура малой формы, изображающая лошадей (несколько вариантов) для обследования. Куски пластилина соответствующих цветов; стеки; дощечки или клеёнки; салфетки; подставки для готовых работ.
Ход занятия: Воспитатель читает детям рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»:
Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь, гнёт, копытом землю роет. Грива не шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей — чёлка, на ногах — щётка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подкорки стальные.
Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.
Воспитатель:
— Мы с вами уже познакомились с таким замечательным видом искусства, как скульптура, узнали кто такие скульпторы. А кто помнит, какой скульптор любил изображать лошадей? (правильно, Пётр Карлович Клодт, замечательный русский скульптор).
— Сейчас мы с вами будем лепить лошадок, чтобы они были такие же красивые: «шею, словно лебеди гнули, хвост трубой, грива по шее волной, меж ушей — чёлка.» и были «как живые», совсем как у П. К. Клодта.
Воспитатель предлагает детям ещё раз рассмотреть скульптуру малой формы – статуэтки лошадей; и определить, каким способом её лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают настоящие скульпторы.
Воспитатель:
— Сначала нужно создать исходную форму — цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) примерно на треть длины надрезаем стекой, оттягиваем образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой — ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние.
Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка:
-Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой лошадкой. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост можно усложнить, вылепив детали отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву.
Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами передать движения лошади, динамику. Побуждает детей передать индивидуальное настроение своей лошадки (скачущая, стремительная; спокойно пасущаяся; гарцующая и т. д.)
Воспитатель:
— Не забывайте, дети, что вы создаёте «живое» животное. Даже если оно просто стоит или лежит неподвижно, оно не может быть застывшим и безжизненным. Поворот головы, изгиб спины – это мгновения жизни.
Все вылепленные поделки объединяются в композицию.
В конце занятия каждый ребёнок может рассказать о своей работе.
Ход занятия:
Вводная
Психологический настрой.
Дети, посмотрите, какой сегодня хороший солнечный день. Мне так хорошо и радостно. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и не будем грустить.
Ребят предлагаю вам упражнение для глаз, чтобы глазки наши не устали.
Физкультминутка на глаза
Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо. (Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше! (Встают и глаза поднимают вверх.)
Мотивационный момент.
Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку игрушек, но не тех, которые вам знакомы, а глиняных. (Приглашаю детей подойти к столу).
Основная часть
Дети, посмотрите, какая красивая, нарядная и веселая игрушка приехала к нам из деревни Дымково. В деревне живут мастерицы, которые делают красивые и нарядные игрушки. Лепят их мастерицы из глины, просушивают, а затем обжигают в печи. После обжига покрывают их белой краской и украшают ярким узором. Называют такие игрушки дымковские, потому, что делают их в деревне Дымково.
Посмотрите, здесь есть петушок, барышня, лошадка и уточка
Особое внимание обращаю внимание на уточку и петушка,спрашиваю:. Ребята, обратите внимание на петушка и уточку, внешний вид у них различается?
Ребята, обратите внимание на петушка и уточку, внешний вид у них различается?
Какие отличия вы заметили? (у петушка есть гребешок и яркий большой волнистый, расписной хвост, а у уточки хвост поменьше).
— Какой формы уточка? (овальной)
— Из чего она вылеплена? (из глины)
Посмотрите ребята, эту уточку я вылепила из глины.
— Скажите, похожа моя уточка на дымковскую? (Да, похожа)
— Какие части тела есть у моей уточки? (Туловище, шея, голова, клюв, хвост)
— Есть ли эти части у дымковской уточки? (Да)
Только моя не украшена красивым узором, и ей не хватает утят, поэтому она грустит. Пойдемте, я покажу вам, как лепить утенка, а когда утята высохнут, мы их распишем.
Объясняю и показываю. Кусок глины круглой формы мы раскатываем между ладонями, прямыми движениями, чтобы получился кусок овальной формы. От формы четырьмя пальцами с одной стороны оттягиваю шею немного вверх и формирую голову, на колове прищипываю клюв. С другой стороны оттягиваю хвост. Стекой рисую перышки и глаза.
Закрепляю последовательность работы и приемы лепки.
— Что сначала делаем с куском глины? (Раскатываем между ладонями, чтобы получился овал или колбаска)
— Как будем делать шею и голову? (Оттягиваем вверх и формируем, шея потоньше, а голова потолще)
— Как будем делать клюв? (Прищипываем на голове)
— Как будем лепить хвост? (Оттягиваем кусок с другой стороны)
— Что делаем стекой? (Рисуем глаза и перышки)
В конце работы протираем руки салфеткой.
Ребята перед работой, мы с вами разомнем наши ручки.
Физкультминутка на мелкую моторику.
Дружные пальчики.
Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки) Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке.)
Эти — любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга)
Эти — тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).
Дети садятся за столы и приступают к работе. При необходимости помогаю детям советом, показываю, как правильно положить пальцы на форму для оттягивания. Поощряю самостоятельность и аккуратность при лепке. После работы дети вытирают руки салфеткой. Предлагаю организовать свою выставку. Дети ставят своих утят на озеро возле мамы уточки.
Заключение
Дети, посмотрите, какие у вас красивые получились утята! Вы молодцы.
— На какую игрушку похожи ваши утята? (Дымковскую)
Мама уточка говорит вам спасибо, теперь ей будет весело, и она не будет грустить.
Давайте ребята с вами немного поиграем:
Вышли уточки на луг Физкультминутка
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш.
Роспись поделки
Начинается этот этап после того, как побеленная игрушка высыхает. Мастер берет яркие краски и наносит на фигурку простые, незатейливые узоры.
Используемые мастером цвета:
- желтый;
- малиновый;
- синий;
- коричневый;
- оранжевый;
- зеленый.
Чтобы получить дополнительные цвета, основные следует разбавить мелом. Такова была колористика оригинальной дымковской игрушки.
Кисточек в начале развития промысла не было, потому народным умельцам приходилось пользоваться деревянными палочками, обмотанными льняным лоскутком. Если сегодня попробовать работать таким аутентичным предметом, и простая дымковская роспись покажется великим искусством.
Возможно, именно поэтому орнамент дымковских мастеров прост. Но при этом он выразителен, с цветовой точки зрения решен очень правильно.
Прямые и волнистые линии, круги и ромбы – в этих узорах нет филигранности и особой сложности, но учитывая инструменты народного мастера, да уровень подготовки, поражаешься старательности, интуитивности художественного чутья творцов из глубинки. Современные мастера, работающие в дымковских традициях, пользуются колонковыми или хорьковыми кистями.
В краску для росписи принято добавлять сырое яйцо. Делают это для того, чтобы цвета выглядели более глубокими, насыщенными, да и лишний блеск игрушке не помешает.
И завершала этап росписи финальная обработка сусальным золотом. Из него просто вырезали несложные геометрические фигуры, приклеивали на воротники и шляпки барышень, на рога или уши животных. Потому и получаются игрушки такие праздничные, жизнерадостные, нарядные. И ни одно фото не способно передать их ликующего вида.
Роспись, к слову, в определенном смысле канонична. Все лица человечков однообразны. Щеки и рот намечают малиновым цветом, черными становятся бровные дуги, глазки черные и круглые. Волосы у дымковских фигурок обычно темные – сплошь шатены да брюнеты. Рубахи и шляпы обычно однотонные, а вот юбки у женских образов белые с густым пестрым орнаментом. И фигурки животных тоже белые, щедро расписанные яркими узорами.
Орнамент лишь на первый взгляд прост и сугубо декоративен. Как многое в народном творчестве, он является кодом, информацией. Например, волнистая линия – это река или просто вода, клетки с пересечением – сруб дома или колодца, окружность в центре с точкой – символ солнца или иного светила.
Ход НОД
Орг.момент: «Дружба»
Воспитатель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в далёкое прошлое, и сейчас послушаем песню, которая нас туда перенесёт. Выступает Вакуленко Соня.
Именно под такую музыку собирался в старину народ на гуляния на праздники и просто на вечерние посиделки в Дымковской слободе.
А чем знаменита деревня Дымково?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Назовите дымковские игрушки? (показ картинок)
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Рассмотрим дымковскую барышню.
Из чего сделана?
Дети: Ответы детей
Воспитатель:
-После того как вылепили из глины, что делают?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Для чего обжигают?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: После обжига, что делают?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Всё верно так делали все дымковские игрушки: лепили из глины, обжигали для прочности, красили белилами, наносили на белый фон рисунок.
-Что на голове у барышни одето (кокошник)
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Во что она одета? Какой формы юбка или сарафан? (колокол (блузка)
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какие цвета присутствуют в дымковской росписи? А с чем можно сравнить эти цвета? (с радугой)
Дети: Ответы детей
Воспитатель: А посмотрите какие узоры присутствуют в росписи (круги, клетка, горошины, волнистые линии, полосочки, точки).
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Что держит дымковская барышня?
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы немного разомнёмся и поиграем в игру, в которую играли ваши прабабушки и прадедушки, но игра популярна и сейчас. Это «ручеёк».
Воспитатель: Отдохнули? Ребята, сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров. Мы будем лепить и украшать дымковскую барышню. Присаживайтесь за столы.
Барышню будем лепить так (берём кусочек пластилина делим его на 2 половины, одна побольше – это будет туловище делаем из неё морковку, (вытягиваем её вверх формируем талию, юбка будет колокол (вдавливаем указательным пальцем внутрь, формируем колокол) — оттягиваем края юбки и аккуратно прищипываем (придаём пышность, дальше мы делим оставшийся кусочек на три равные части — из одной части формируем шар примазываем к туловищу, из другой части раскатываем валик, делим его пополам это будут руки, примазываем их к туловищу, и последнего кусочка делаем кокошник (из кусочка формируем шарк и с одной стороны оттягиваем и прищипываем края). Барыня готова! Теперь надо её украсить!
Воспитатель: Я приготовила технологические карты лепки дымковской барыни! Посмотрите, что вы видите?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Верно, на карте изображена последовательность лепки барышни.
Прежде, чем приступить к работе ответьте, как работать с доской и стекой?
Дети: Ответы детей
Воспитатель:
Пальчиковая гимнастика:
Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Ну что дымковские мастера! Вот мы и готовы работать! Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу. Создавая игрушку, человек вкладывает в неё частичку своей души, вот и я желаю, чтобы у вас игрушки получились с душой! Посмотрите ещё раз на технологические карты и приступайте к работе!
Дети выполняют работу, педагог контролирует работу детей и помогает.
Итог: А сейчас, чтобы закрепить наши знания,я предлагаю послушать стихи:
1-й ребенок :
У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
вьется голубой дымок
Словно в дымке все кругом,
голубые дали
2-й ребенок :
И село родное люди
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
3-й ребенок :
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
4-й ребенок :
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные,
Белоснежны, как берёзки: кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.
5-й ребенок :
Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С нами издавна рядком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, справились с заданием. Я смело могу сказать, что сегодня, все без исключения, работали с хорошем настроением и с душой, именно поэтому у вас получились такие красивые барыни.
Я думаю, что роль народных мастеров — умельцев вам сегодня удалась!