Учимся делать аппликации лошадок вместе с детьми
Содержание:
- Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов
- Дымковские игрушки
- Ход занятия
- Характерные особенности росписи животных
- Картинки и раскраски с дымковскими игрушками для детей
- Отличительные черты дымковской игрушки
- Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой — Конспект по декоративному рисованию тычком с детьми 3–4 лет «Дымковская лошадка»
- Из чего делают игрушку и как раскрашивают
Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов
Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.
Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.
Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:
Эскиз для раскрашивания | Описание рисунка и принципа работы с ним |
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные. | |
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов. | |
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом. |
Дымковские игрушки
Петухи
Петухи, нарисованные в стиле дымковской игрушки, также могут выглядеть по-разному. На некоторых шаблонах они изображаются во весь рост, на некоторых – только верхняя часть туловища.
Традиционный вариант выглядит так:
Здесь ребенку нужно дорисовать узоры на перьях птицы, а также добавить ноги и преобразить мордочку. В качестве основных рабочих цветов используют красный, желтый, оранжевый и любой из темных оттенков (черный, коричневый)
Важно донести школьнику, что узоры должны быть выдержаны в стиле дымковской игрушки, то есть в основном состоять из геометрических фигур
Уточка
Дорисовка уточки в стилистике дымковской игрушки обычно требует оформления ее корпуса в желтой, оранжевой и белой цветовой гамме. Более опытным художникам можно поставить задачу, например, дорисовать семейство изображенной птицы с выдерживанием в работе одного стиля. |
Лошадь
Традиционный шаблон для рисунка лошади в стиле дымковской игрушки предполагает наличие очертаний животного, иногда с уже прорисованной мордой. Целью работы юного художника является украшение имеющегося изображения, при условии максимальной выдержанности стиля. При желании, ребенок может дорисовать окружающие объекты или создать целостную композицию, например, изобразить всадника или еще одну лошадь рядом с уже имеющейся. Использовать рекомендуется коричневый, черный, красный, зеленый и желтый цвета. |
Козел
Шаблон, который ребенку предлагается использовать для того, чтобы нарисовать козла, предполагает наличие очертаний животного. Его можно как украсить в отдельности, так и создать целостную композицию. Для росписи такого рода подходит зеленый, желтый, красный, черный и белый цвета. |
Олень
Шаблон для росписи оленя в дымковском стиле обычно предполагает изображение животного с рогами, без лишних деталей. В зависимости от способностей ребенка, ему можно предложить не просто украсить оленя узорами в соответствующей стилистике, но и, например, преобразить рога животного. Для выполнения работы, как правило, требуется коричневый, черный, красный и оранжевый цвета. |
Индюк
Традиционный вариант эскиза дымковского индюка — одно из самых любимых заданий детей среднего школьного возраста. Для ребят интерес работы с таким шаблоном заключается в имеющемся большом поле для творчества и фантазии. В данном случае они не просто должны дорисовать мелкие детали на туловище птицы или добавить окружающие ее объекты. Здесь их задачей является, в том числе раскрашивание хвоста индюка в любой понравившейся им цветовой гамме. Обычно для такой цели дети выбирают красный, зеленый, желтый, оранжевый цвета и их производные. |
Ход занятия
Воспитатель. (на столике перед воспитателем находится дымковский индюк, накрытый салфеткой)
Ребята послушайте, какую интересную загадку я для вас приготовила.
Я птица важная, ни с кем я не дружу,
От важности надутый я хожу,
Бываю белым я и чёрным, как земля,
На клюве у меня висит петля.
(ответы детей)
Верно ребята, это индюк. (воспитатель показывает изображение индюка). А кто из вас видел настоящего живого индюка? Расскажите какой он. А, индюк — это какая птица, дикая или домашняя? (домашняя). Верно и живёт он? (на птичьем дворе). Всё правильно.
Представляете, а к нам сегодня в гости тоже индюк пожаловал, но очень необычный. Воспитатель поднимает салфетку под которой находится дымковский расписной индюк.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост —
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Красной горкою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
И напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг.
Птица важная — индюк!
Понравился вам наш гость? (да) Зовут его индюк Василий, фамилия Дымковский, прибыл он из далека из деревни Дымково. Но не с птичьего двора, а из мастерской художника. Какой богатый и радостный наряд сотворил ему мастер, любо – дорого посмотреть. (воспитатель демонстрирует детям индюка)
Воспитатель.
Давайте расскажем какие элементы использовал художник для росписи? (круги, овалы, точки, прямые и волнистые линии). А цвета? (красный, оранжевый, желтый, золотой, зелёный, голубой, синий, черный).
Ребята, а вы бы хотели, чтобы у вас дома поселился такой же красавец? (да).
Тогда предлагаю пройти за столы.
Практическая часть.
На столах лежат бумажные заготовки туловища и хвоста индюка. На доске элементы росписи и варианты росписи хвоста.
Сначала простым карандашом дети наносят узоры, а затем кистью и акварельными красками их раскрашивают.
Воспитатель обращает внимание, на то что узор на хвосте повторяется на крыльях птицы. Сначала расписывается одна сторона заготовки, затем хвост, а после высыхания, другая сторона
Динамическая пауза
Ходит по двору индюк (шаги на месте, руки на поясе) Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача, (остановиться, руки развести в стороны удивлённо посмотреть вниз)
Рассердился, (потрясти пальцем, поднятым вверх)
Сгоряча затопал, (потопать ногами)
Крыльями захлопал, (руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)
Или медный самовар, (сцепить округлённые руки перед грудью)
Затряс бородою, (помотать головой, «поболтать» как индюк)
Понёсся стрелою (бег на месте)
Организуется мини выставка работ.
Воспитатель. Ребята, какие замечательные индюки у нас получились, и наряды не хуже, чем у Василия Дымковского. Вы отлично справились с таким непростым заданием!
Характерные особенности росписи животных
Роспись дымковской игрушки имеет свои особенности. Каждый глиняный персонаж расписывается по-особому. Традиционные фигурки всадников, петухов и других любимых народом персонажей разукрашиваются очень ярко, даже фантастично: конь может иметь на своих боках ярко-синие яблоки-круги, индюк имеет феерично красочный веерообразный хвост, а козел – красные с позолотой рога. Утки-«крылатки» имеют отличительную черту: горизонтальный ряд оборок-крыльев. Когда смотришь на такую уточку, то создается впечатление, что на ней надето два передника, имеющих лепную оборку. Кроме того, роспись игрушки предусматривает определенную последовательность нанесения узоров. Первой наносится широкая полоса, проходящая на груди утки, более узкие полоски расходятся от шеи, и только потом наносятся поперечные линии, образующие традиционный клетчатый узор.
Роспись свистулек в виде коньков сочетает вертикальные полосы с рядами разноцветных горошин. При этом использованные оттенки не обязательно гармонируют между собой.
Утки и кони – наиболее популярные образы животных, используемых при создании дымковской игрушки. Козлы, коровы, бараны и поросята, а также домашняя птица встречаются гораздо реже. Анатомические подробности, как правило, не соблюдаются, поэтому все животные несколько напоминают дымковских коней. Лишь форма морды дает возможность понять, кто перед нами. Роспись этих животных представлена продольными рядами точек темного цвета или маленькими горошинами, имеющими различные оттенки.
Картинки и раскраски с дымковскими игрушками для детей
Дымковские игрушки еще называют вятскими, или кировскими. Они имеют долгую историю, и появились более 400 сотен лет назад в одноименной слободе близ русского города Вятка.
История
Несколько слов из истории дымковских игрушек…
Изначально дымковские игрушки были посвящены празднику Свистунья. К этому дню народные умельцы изготовляли свистульки из красной глины, которые обжигали и рисовали на них различные узоры.
Они делались в виде различных животных. Здесь были:
- и петушок,
- и уточка,
- и олень,
- и индюк,
- и лошадь,
- а также фигурки барышни.
Однако со временем назначение праздника было забыто, а вот промысел возобновился в 20 веке и стал настоящей визитной карточкой этого края. Дымковские игрушки стали делать как русские сувениры.
Как ее сделать?
Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки. Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь. Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность. Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых. Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове.
Презентация
Наверное, и вам, ребята, захотелось сотворить себе такие игрушки?
К сожалению, сделать это в домашних условиях невозможно, даже если вы владеете техникой лепки из глины. Но вот попробовать раскрасить силуэты дымковских игрушек вы можете. На нашем сайте вы найдете фото, картинки и раскраски для детей с изображением дымковских игрушек. Их можно скачать и распечатать. Вас встретят:
- веселый петушок,
- важная утка,
- кичливый индюк,
- грациозная лошадь
- и одетая в нарядные одежды барыня.
- Также здесь вы обнаружите многочисленные узоры, которыми украшают дымковскую игрушку.
Однако не спешите браться за раскраски. Сначала внимательно рассмотрите фото игрушек, запомните, какими цветами разрисованы фигурки, поскольку цвета на фигурках имеют свою закономерность. Фото помогут вам самим сделать выводы, а раскраски для детей – попрактиковаться. Наверное, самыми любимыми игрушками детей являются петушок и индюк, иногда детьми упоминается барыня. Почему? Они самые яркие, самые нарядные. Подумайте, как выглядит петух, какие цвета вы используете, чтобы его раскрасить, ведь петух в старину был символом начала нового дня, восхода солнца. В его фигурке – все цвета радуги. Предложенные на нашем сайте фото и раскраски помогут детям ближе познакомиться с этим необычным русским народным промыслом, проявить свою фантазию и смекалку, научиться рисовать. Знакомство с любым древним промыслом обогащает ребенка, связывает его с предками, с русскими корнями. А знакомиться с игрушками вдвойне интереснее. Из глубины веков они открывают детям свои секреты, делятся жизнерадостностью, создают хорошее настроение и творческий подъем.
Подборка материалов по теме
нажмите на картинку ниже, чтобы скачать коллекцию картинок с изображением дымковских игрушек: А также Вы можете скачать на свое усмотрение отдельные картинки дымковских игрушек: барыня Лошадь Петух Индюк Индюк Утка
Барыня Лошадь Лошадь Козёл Козёл Коза Олень Олень
Отличительные черты дымковской игрушки
Игрушки из Дымково невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, ярмарочными удовольствиями. Кратко перечислим их особенности:
- Каждая фигурка уникальна, пестрит многочисленными деталями, которые хочется рассматривать.
- Игрушку украшает яркая роспись в виде языческих орнаментов. Эти узоры передавались из поколения в поколение и считались магическими.
- Игрушки обелены, в росписи может быть задействовано до десяти разных цветов.
- Часто фигурки украшают золоченые вкрапления, делающие их особенно нарядными.
Дымковские игрушки предназначались по большому счету для взрослых. Красивыми сюжетными статуэтками украшали комоды, а в свистульки свистели на праздник Свистопляски.
Особенности изготовления
Дымковские игрушки лепили из местной красной глины. Ее собирали по берегам реки Вятки. Чтобы фигурки были крепкими, глину мешали с речным песком, рубили массу лопатой, заливали водой. Потом материал долго-долго месили ногами. От этого глина становилась пластичной и приобретала коричневый оттенок. Со стороны может показаться, что в руках вместо глины шоколадная масса.
Работать с такой глиной было не так просто. От тепла рук она быстро сохла. Приходилось лепить быстро и точно. Множество деталей нужно было соединить в фигурку так, чтобы она выглядела цельной, словно литой. Затем фигурки сушили и обжигали в печи. Последними этапами были беление и роспись.
Из-за сложности работы мастерицы, изготавливающие дымковские игрушки, ценились на вес золота. Каждая вкладывала свое видение в дымковскую фигурку. Кто-то делал юбку пышнее, кто-то фигурку крупнее, другие выбирали краску потемнее. Каждая игрушка получалась уникальной и неповторимой. Мастерицы прятали друг от друга свои работы, чтобы они не были скопированы.
Фигурки и сюжеты
Для дымковских игрушек характерны бытовые сюжеты, мотивы праздников и народных гуляний. Одни дамы и кавалеры танцуют, другие катаются на карусели или лошадях, несут воду. Практически не встретишь фигурок с пустыми руками. То курица виднеется под мышкой, то собачка. Иногда это балалайка, кувшин с молоком, ведро с водой или дети у нянек-кормилиц.
Классикой дымковской игрушки считаются фигурки домашних животных:
- лошадь;
- петух;
- корова;
- свинья;
- утка;
- баран;
- индюк и другие.
Реже встречаются дикие звери и птицы – лев, синица, медведь, зебра.
Цвета и орнаменты
Дымковские фигурки в большинстве очень яркие и пестрые. Только дымковские мастера белили свои игрушки перед росписью. Для этого молоко смешивали с мелом.
Для росписи использовали краски, приготовленные на яичном желтке, квасе. Их наносили палочкой, обернутой в мешковину или пером. Для блеска игрушки покрывали яичным белком.
Самые часто встречающиеся цвета:
- желтый;
- зеленый;
- синий;
- оранжевый;
- розовый;
- черный.
Роспись представляет собой броский, контрастный орнамент. Несмотря на кажущуюся сложность, он состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек, клетки. Изобразительное искусство того времени практически всегда несло определенный смысл. Каждый символ что-то означал:
- перекрещенные полоски – колодец;
- волнистая линия – вода;
- круг со звездой по центру – солнце.
Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов
Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.
Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.
Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:
Эскиз для раскрашивания | Описание рисунка и принципа работы с ним |
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные. | |
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов. | |
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом. |
Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой — Конспект по декоративному рисованию тычком с детьми 3–4 лет «Дымковская лошадка»
Публикация «Конспект по декоративному рисованию тычком с детьми 3–4 лет…»
Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект по декоративному рисованию «Дымковская лошадка», выполненная в нетрадиционной технике -…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Проект в средней группе «Красота дымковской игрушки»
Проект «Красота дымковской игрушки» Исполнитель: воспитанники средней группы Лобачева василиса и мальцев матвей Руководитель: Королева Анна Ивановна Актуальность: Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. В наше время актуальной темой…
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская лошадка»
Цель: учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки. Закреплять…
Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская барышня»
Цель: Роспись силуэтов дымковской игрушки. Задачи: • Познакомить детей с дымковской игрушкой. • Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги, прямые линии, решётка) • Развивать воображение, цветовое восприятие. • Учить детей эмоционально…
Статья «Конспект занятия по ознакомлению со скульптурой в старшей группе….»
Программные задачи: закрепить знания детей о дымковской игрушке. Формировать у детей яркие эмоциональные представления об искусстве народных материалов. Уметь видеть выразительные средства: позу, движения, внешний вид и выражать грамматически правильной речью. Воспитывать…
Конспект открытого занятия «Дымковская игрушка»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование) Тема: «Дымковская игрушка». Цель: Закреплять знания о народных промыслах; развивать интерес к русской народной игрушке, желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду; совершенствовать навыки…
Дидактическая игра «Дымковское домино»
Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами. При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так,…
Непосредственно образовательная деятельность «Дымковская игрушка»
Тема: «Дымковская игрушка» Возраст детей, образовательная область: 6-7 лет, художественно-эстетическое развитие Цель: знакомство детей с дымковской игрушкой, воспитание уважения и интереса к народным промыслам. Задачи: — образовательные: знакомить детей с историей возникновения…
Страницы:
…
Чудо-дымка. Изготовление и роспись дымковских игрушек — детские мастер-классы, советы родителям и воспитателям. Дымковские игрушки своими руками — из глины, пластилина, соленого теста и бросового материала. Мир дымковской игрушки — конспекты занятий и праздников. Волшебная дымка — мини-музеи и выставки. Дымковская сказка — постройки из снега на участке.
Из чего делают игрушку и как раскрашивают
Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.
На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.
Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.
Последовательность создания игрушки:
- Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
- Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
- Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
- Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
- Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.