Конспект занятия. декоративное рисование по мотивам хохломской росписи (подготовительная к школе группа)
Содержание:
- Выбор узора
- Виды народных промыслов и росписи
- Гжельская роспись рисунок поэтапно, с фото
- История возникновения промысла
- Основные цвета хохломской росписи
- Какой взять колер
- Материалы
- Хохлома: технология изготовления
- Техническое исполнение
- Роспись подноса рисунки, пошаговая инструкция с фото
- Особенность рисунка хохломы
- Какие предметы украшают росписью
- Техника росписи
- История возникновения промысла
- Современная хохлома
- узоры для начинающих, трафареты и шаблоны с фото
- Покупка материалов
- Какие предметы украшают хохломской росписью
- Матрешки рисунки роспись, пошагово с фото
Выбор узора
Подберите подходящий мотив орнамента
Неважно будет простой или сложной ваша хохломская роспись. Поэтапное рисование каждого элемента поможет изобразить любой объект от комбинации веточек, листьев и ягод до эксклюзивной райской птицы
Нужно только выполнять все по частям от простого к сложному. Учитывая доступность компьютерных технологий, каждый может найти необходимое изображение в интернете, распечатать его, например, на пленке, и перевести контуры на деревянную основу. Сложнее намечать линии на округлой поверхности. Однако и в этом случае можно упростить себе задачу, сделав несколько трафаретов повторяющихся элементов.
Виды народных промыслов и росписи
Русские края богаты и разнообразны как своими пейзажами, так и обычаями и традициями. Во многих местах даже есть свой диалект. Все это формировало культуру и художественное творчество каждого уголка нашей страны. С давних пор сложились отличающиеся между собой традиции народных промыслов. К наиболее известным относятся следующие:
- дымковская, филимоновская, богородская игрушка;
- гжельская керамика;
- вологодское и вятское кружево;
- тульские самовары;
- ростовская финифть;
- мстерская, федоскинская, палехская миниатюра;
- жостовские подносы;
- городецкая, хохломская роспись.
Каждая из них весьма самобытна и уникальна, но все они отражают культуру и духовность русского народа.
Гжельская роспись рисунок поэтапно, с фото
Основными мотивами в гжельской росписи выступают цветы, животные, птицы, пейзажи. Это направление искусства характерно тем, что в нем используются всего лишь несколько основных цветов: белый, голубой, синий. Хотя раньше гжельская роспись включала в себя весь цветовой спектр. Осилить мастерство гжельской росписи под силу даже ребенку, главное освоить ее базовые элементы. Мы покажем как легко и просто можно украсить тарелку, нарисовав птицу.
Для этого необходимо вооружиться:
- листом белой бумаги;
- мягкой широкой кистью;
- синей акварельной краской,
- тонкой кисточкой.
1.Двумя мазками с нажимом на одну сторону рисуем туловище птицы. Если сразу красками рисовать сложно, тогда лучше нарисовать эскиз простым карандашом.
История возникновения промысла
Есть много легенд о том, как зародился знаменитый хохломской промысел. Первые письменные исторические упоминания о сельце Хохлома датированы шестнадцатым веком.
Зарождение — начало XVII века
Еще при царе Иоанне Васильевиче знали о местечке «Хохломская Ухожея» (ухожея – очищенная от леса земля, приготовленная под пашню (устар.)). Земля была неплодородная. Крестьяне издавна зарабатывали промыслом, вырезая простую деревянную посуду – ложки, горшки, миски, квасники и кувшины в виде птиц, лодий (кораблей) и зверей. Изделия были без росписи, промазывались для крепости олифой.
Часть крестьян уходила на заработки. Многие в Троице-Сергиеву Лавру, к которой были «приписаны» заволжские земли и села. Там мастера расписывали золотом и киноварью деревянные кружки и ковши, золоченые кубки, подаваемые в престольные праздники.
В начале семнадцатого века в заволжские леса бежали староверы, которых стали называть «кержаки». Они не приняли указ патриарха, и расселились по всей необъятной Сибири, в лесах Зауралья. Многие осели в непроходимых чащобах Заволжья. С собой раскольники везли иконы, старинные письма, книги, предметы утвари. Среди них были и иконописцы, владеющие многими секретами росписи. Чтобы выжить в суровых землях, стали разукрашивать деревянную утварь.
И простенькая кухонная посуда из Хохломы расцвела прекрасными узорами, не оставляющими ни одного человека равнодушным.
Хохлома в СССР
Хохломское производство пережило крушение царской России, много раз приходило в упадок и возрождалось заново. После распада СССР перестали работать многие мастерские. В современной России есть два главных центра производства – это город Семенов – столица золотой хохломы, с фабрикой «Семеновская роспись», предприятием «Хохломская роспись». А также село Семинос и производством «Хохломской художник».
В семидесятые годы мастеров пригласили для обучения в Курск. Так зародилась знаменитая курская ручная роспись. Вначале мастера писали по образцам, а потом проявились свои неповторимые особенности – зеленый фон, золотая кайма. Сочные орнаменты суджанских ковров воплотились в росписях маками и полевыми цветами. Возникли интересные идеи выполнения ваз и сахарниц в форме уточек, петушков.
Роспись синим и голубым по серебряному фону — творческая находка мастеров из Вологды, стала называться «Северной хохломой». В ее рисунках с традиционной травкой появляются северные ягоды – голубика, клюква.
Основные цвета хохломской росписи
Исполняется тремя цветами – красная киноварь, золото и черная сажа. На фоне для прорисовки используют зеленый, оранжевый, синий, желтый, голубой. Каждый тон несет свой смысл. Черный — означает глубину вселенной, извечную темноту, бесконечность. Красный – красоту (красна девица, Красная площадь), здоровье, силу, процветание. Золото – характерный знак плодородия, богатства и благополучия. Эти пламенные сочетания не раздражают глаза, приносят красоту, покой и отдохновение.
Верховая роспись
Это искусство живописи заключается в нанесении черного и красных основных цветов на серебряный или золотисто-желтый фон изделия.
Особенность хохломы от других видов заключается в необычном приеме рисунка, при котором участвуют не только пальцы художника, а вся рука.
Мастер одним слитным движением создает долгие штрихи и пластичные мазки ленточного орнамента.
На поверхностях в виде сферы — сахарницы или конфетницы, цилиндра бочонка, самовара или чайника. Для верхового стиля характерны орнаменты «травная роспись или травка», «под ягоду или листок» и «пряник».
Хохлома на фоне
Фоновое написание отличается тем, что художник тонкой кистью наносит контур будущего рисунка. Кисть мастер держит фалангами пальцем почти вертикально к поверхности предмета. Легко прикасаясь , слегка вращает по направлению к себе. Затем фон закрашивается красным или черным цветом. А сами мотивы рисуются поверх фона. Золото только выглядывает в силуэтах цветов, птиц и лошадей, изгибах травинок. Это очень трудоемкий процесс, такие изделия дорогие, их обычно делают на заказ. Разновидностью «фонового» рисунка, является «Кудрина». Золотые кудри завитков очень эффектно выглядят на черном или красном фоне столовых сервизов, чайных пар, ваз и панно.
Какой взять колер
Вам потребуются краски, которые подходят для деревянной поверхности. Самым простым и дешевым вариантом является гуашь. Однако она не формирует водостойкой поверхности после высыхания. В нее необходимо добавлять клей ПВА, около четверти объема пигмента, но не каждый цвет хорошо отреагирует на такое сочетание. Лучше не рисковать, а просто покрыть готовое изделие прозрачным лаком для дерева. Это позволит защитить рисунок от воздействия влаги и других неблагоприятных факторов. Еще один вариант — использовать акриловые краски. Они водостойки и подходят для дерева. Причем после высыхания такого слоя сверху можно наносить даже гуашь. Это значит, что черный фон можно выполнить акрилом, а сам узор – гуашью.
Купите несколько кистей с тонкими кончиками. Подойдут беличьи, колонок и синтетика номеров от первого и выше. Количество и размер зависят от вашего рисунка. Тонкая кисть вам понадобится в любом случае, а максимальный размер вы можете определить визуально в зависимости от планируемого рисунка.
Материалы
Основной материал, из которого изготавливается посуда и другие изделия с характерными изображениями, липа. Древесина должна пройти тщательную подготовку. На специальных складах дерево сушат, и на это уходит 3 года и более. Только такая древесина подходит для работы.
Инструменты для росписи:
- тампоны – для лачения и грунтовки можно применять тампоны из капроновых чулков;
- штампики – делают их из шляпного войлока или гриба-дождевика, а используют их для выполнения большого количества одинаковых элементов;
- кисти – беличьи кисти (размеры No 1-6), для каждой краски у художника должно быть несколько кистей, они должны быть узкими, ворс на кисточке – упругий и длинный (в воде кисточка должна приобретать каплевидную форму и иметь заостренный кончик).
Из материалов для работы могут понадобиться олифа, льняное масло, скипидар, разбавители, грунтовка, шпаклевка, алюминиевая паста.
К краске требования особые, это должны быть минеральные красители с высокой термостойкостью. Используется мастерами охра, светло-желтый крон, киноварь, изумрудная зелень, окись хрома, сурик, кадмий, голландскую сажу, изумрудную зелень.
Если же вы решили увлечься хохломской росписью, не претендуя на каноничность работы, то можете использовать гуашь и акриловые краски. Гуашь делают с добавлением белил, после высыхания она светлеет и становится матовой. Гуашь гуще и плотнее акрила, но на солнце она выцветает. Акрил не выцветает и не растекается, на поверхность ложится ровнее гуаши. Сказать, что лучше – трудно, у каждого типа краски свои достоинства и недостатки.
Ребенку проще работать с гуашью, взрослый может попробовать творить с более функциональным акрилом. Но и стоит последний на порядок дороже, да и краски придется покупать поштучно, в то время, как гуашь продается в наборах.
Хохлома: технология изготовления
Процесс прекрасных деревянных изделий происходит в несколько этапов:
- Получение «белья» — белых неокрашенных изделий. Мастер из заготовленных деревянных брусков формирует будущие ложки, чайные чашки, шкатулки и сувениры, снимая токарным станком стружки с древесины. Затем готовое изделие сушат при температуре 22-28° С, в течение 3-20 дней.
- Шпаклевка «вапой» — неокрашенные вещи обмазывают несколько раз после обсушки специальной очищенной глиной, и оставляют на 7-8 часов.
- Грунтовка – 3-4 раза олифят (покрывают слоями вываренного льняного масла). Олифой вручную пропитывают изделия, втирая ее специальными кожаными тампонами. После очередной пропитки сушат в специальном шкафу при температуре 40-50° С. Затем, после охлаждения, слегка шлифуют.
- «Лужение» — придание изделию серебристого или золотистого фона. Для серебряного цвета – в поверхность кожаными овчинными тампонами вручную втирают алюминиевый порошок. Для золотого – наносится перетертое олово. Затем покрывают специальными смесями и несколько раз обжигают в печи до получения солнечно-золотого цвета. После чего изделие попадает в руки мастеров-художников декоративно-прикладного искусства.
Техническое исполнение
Деревянная заготовка хорошо просушивается, после чего проводится грунтовка с применением жидкой глины, вапы. Сохнет предмет в среднем около 7−8 часов, после чего тщательно покрывается олифой. Процедуру положено несколько раз повторить.
На следующем этапе проводится лужение, в ходе которого специальный алюминиевый порошок втирается в древесину. Это исключительно ручная работа с применением кожаного тампона. По завершении процедуры поверхность становится блестящей, она полностью подготовлена к нанесению краски. Этот момент следует обозначить в докладе о хохломской росписи.
Нанесение узоров осуществляется тонкими кистями, отличающимися размерами. Завершенный орнамент должен полностью высохнуть, после чего на него наносится лак. Последний этап представлен закаливанием предмета в специальной печи, где задается температура +160 градусов. Только после этой процедуры появляется характерная золотая пленка.
Роспись подноса рисунки, пошаговая инструкция с фото
Попробуем расписать самый обычный поднос в жостовском стиле. Для этого нам необходимо:
- Поднос металлический (можно рисовать и на пластиковом).
- Карандаш для прорисовки эскиза.
- Кисти (синтетические разной толщины) заостренные и скошенные.
- Краски акриловые (лучше Поликолор, они хорошо перемешиваются одна с другой, плотные, хорошо накладываются)
- Палитра (можно взять металлическую крышку, на дно которой положить влажную салфетку, чтобы краски не высыхали быстро, а сверху кальку).
- Для начала следует обезжирить поднос, покрыть грунтовкой и черным матовым лаком в два слоя.
- лак высох — можно приступить к работе.
- Светлым карандашом отмечаем места, где будут располагаться цветочные бутоны.
- Выбираем краску и широкими мазками рисуем основу — лепестки будущего цветка. Сначала нижние, потом верхние. Этот этап называется «замалёвка».
- Закрашиваем цветок краской полностью.
- С помощью черной краски немного оттеняем внутреннюю часть бутона.
- Работая скошенной кистью прорисовываем верхние лепестки белым.
- Закрываем бутон и дополняем верхнюю часть цветка круговыми мазками.
- Прорисовываем нижнюю часть цветка и мелкие лепестки.
- Теперь слегка разбавим водой темно-желтую краску и оттеним серединку цветка.
- Мазки делаем чуть выразительней.
- В сердцевине цветка ставим мелкие точечки белой и желтой красками.
- Переходим ко второму бутону. Все точно также как и с первым, наносим основные мазки только теперь другим цветом, например белым.
- С одной стороны прокрашиваем бутон фиолетовой краской, с другой — желтой. Середину цветка оттеняем черным цветом.
- Набираем на скошенную кисть одновременно фиолетовую и белую краски и по кругу прорисовываем лепестки.
- В середине цветка дорисовываем дополнительные лепестки.
- Заканчиваем белый цветок. «Отворачиваем» лепестки, серединку оживляем с помощью желтых и белых точек. Третий (желтый) цветок рисуем по той же технологии, что и два предыдущих.
- С середины цветка рисуем закрытые лепестки. Затем дополняем бутон пририсовывая все лепестки по кругу.
- Снизу вверх один лепесток поверх другого, а закрытые лепестки прорисовываем белой краской.
- Тоненькой кистью обводим цветы, придавая им живости, а розовой краской рисуем закрытый бутон. Белым оттеняем закрытые лепестки, а желтой оттеняем ту сторону розы, которая ближе к нам.
- Рисуем еще один белый бутон и оттеняем его желтой, фиолетовой и черной красками.
- Белой краской выделяем лепестки, добавляем нижние и самые мелкие лепесточки.
- С помощью тонкой кисточки рисуем тычинки и прорисовываем контуры лепестков.
- Дальше по той же схеме добавляем цветок за цветком, листья,…
- …ягоды, мелкие цветы.
- Когда рисунок станет на ваш взгляд завершенным, сделайте на подносе красивое обрамление в виде орнамента.
- Дайте композиции хорошо высохнуть и через пару дней вскройте лаком.
Для более детального изучения техники жостовской росписи посмотрите вот эти видео ролики.
Особенность рисунка хохломы
Жизнерадостный строй росписи – это его достояние и отличительная особенность. А золотой цвет добавляет узорам большую торжественность. Уникально то, что народные умельцы, не имевшие доступа к действительно роскошной, золотой посуде, сделали искусную имитацию золота. Да такую, что она затмила многие драгоценные работы. Любой стол с такой посудой становится нарядным, торжественным. Любая еда в такой посуде выглядит более аппетитной и праздничной.
Что отличает хохлому:
- отсутствие строгой геометрии;
- фоновое «подсвечивание»;
- лаконичность изображение, но без эффекта пустого фона;
- высокая художественность – если отдельные мотивы других видов росписи может повторить и ребенок лет 10-12, то с хохломой справится только профессионал;
- ажурность рисунка.
Есть хохломская роспись, а есть роспись «под хохлому». Во втором случае художник берет цвета, присущие направлению, но узор использует не характерный для него. А есть еще и «псевдохохлома» — контрафактная продукция, не имеющая сертификатов качества, использующая, возможно, небезопасные материалы. Между прочим, такая продукция – прямое нарушение авторского права, потому рекомендуем не поддерживать рублем сторонние изделия, которые не являются брендом и не относятся к центрам хохломской росписи России.
Какие предметы украшают росписью
В старину – хохломской росписью в основном украшали кухонную утварь, шкатулки, пасхальные яйца. Сейчас хохломой, кроме привычной посуды и сувениров, часто покрываются самые неожиданные поверхности: постельное белье, мебели, фарфоровые сервизы, автомобили, велосипеды и другие виды автотранспорта, даже самолеты, ногти, татуировки на теле, настенный герб, панели компьютера или смартфона, пакеты. Выпускаются коллекции мужской и женской одежды, где все – от шапок до сапог горит ярчайшими ковровыми узорами. Стеклянная и фарфоровая посуда, расписанная пламенными узорами, приобретается в частные коллекции, выставляется в знаменитых музеях и выставках.
Любые вещи с хохломой будут замечательным приобретением, ярким и нестандартным. К ним не останется равнодушным ни один человек. Потрясающая роспись, гладкая текстура, теплая на ощупь поверхность – отличают подлинную хохломскую роскошь. Любое изделие внесет яркую ноту в любой интерьер, станет запоминающимся подарком и будет доставлять удовольствие долгие годы. Вся выпускаемая продукция сертифицирована.
Техника росписи
Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись — самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева.
Этапы производства хохломской посуды:
- изготовление посуды нужной формы;
- сушка;
- грунтовка белой глиной;
- нанесение на поверхность олифы;
- затирка алюминиевого порошка;
- роспись;
- нанесение несколько раз специального лака;
- закаливание в печи до получения золотистого цвета.
При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона — красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый.
Мастер наносит роспись на большующую ложку.
Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, состоящим из:
- спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника;
- стеблей;
- цветов;
- листиков.
Растительный орнамент.
Основные виды орнамента:
- «травка» — узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку;
- «листок, под ягодку» — причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков;
- «кудрина» — роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне;
Иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц.
Центры хохломской росписи — город Семёнов и село Сёмино Нижегородской области. На их предприятиях выпускается как посуда, так и предметы домашнего обихода: шкатулки, столики, шкафчики, табуретки, вазы.
На Нижегородской ярмарке.
Изделия с хохломской росписью — замечательный подарок, яркий и праздничный
Поэтому важно уметь отличать настоящую хохлому от поддельной. Подлинное изделие тёплое на ощупь, имеет ровную, гладкую поверхность
История возникновения промысла
Если кратко, то промысел существует более трехсот лет. Некоторые историки утверждают, что он пошел от иконописи. Тогда нижегородские земли активно заселялись людьми различных народностей, в т. ч. старообрядцев. Именно они владели техникой золочения икон с помощью олифы и растолченного в порошок серебра. Когда олово стало более доступным, техника золочения стала применяться и на посуде. История хохломы складывалась непросто.
- С 17 века поволжский промысел стал известным, прославив село Хохлома на весь мир. Возможно хохломские изделия не стали бы такими популярными, но удачная география Нижегородчины поспособствовала их распространению далеко за пределы региона. Все узнали, что такое хохлома. На ярмарки съезжался люд со всей округи, а также соседних волостей и уездов, что и привело к особой славе расписных деревянных изделий, отливающих золотом.
- Но серебро стоило крайне дорого, расписывать все изделие было слишком накладно, потому золотили только окантовку посуды. Но в 19 веке умельцы добились аналогичного золочения, используя более дешевое олово. Вот тогда-то и появилась узнаваемый стиль золотой хохломы.
- Потом на какое-то время хохломские изделия забылись, поскольку заводские изделия стали более доступными, чем расписная утварь ручной работы.
- К 20-м годам прошлого столетия промысел вновь обрел популярность: начали открываться профессиональные школы, мастера по хохломе стали участвовать в выставках, придавая своему промыслу буквально мировую известность.
Хоть первые расписные предметы и появились в селе Хохлома, со временем стало понятно, что экономически выгоднее производить и сбывать расписные изделия в городе, ближайшим из которых был Семенов. Хохлома находилась в глубинке, а Семенов располагался вблизи от Нижнего Новгорода. Но все же историческое название у промысла сохранилось. Особенно отметились в истории становления хохломской росписи такие фамилии как Лушины, Гущины, Красильниковы, Матвеев Георгий или Веселов Степан.
Но история хохломы на этом не заканчивается. В 1960-е гг. артель преобразовалась в крупнейшую фабрику, получившую название «Хохломская роспись». При фабрике создали лабораторию, а в 90-х здесь открыли «матрешечный» цех и мастерскую по миниатюрной живописи. Прошло примерно 5 лет с того момента, как Семенов получил звание столицы золотой хохломы. Теперь там ежегодно проводится международный фестиваль с одноименным названием.
Сегодня фабрика продолжает производить стильные аксессуары. Эти мотивы хохломских узоров заставляют художников создавать русские коллекции. Мебель и посуда, всевозможные сувениры, офисные штучки или миниатюры – все это сегодня производится в стиле русской хохломы.
Современная хохлома
В России сегодня работают два крупных центра хохломской росписи – город Семенов, в котором функционируют два предприятия («Семеновская роспись», «Хохломская роспись»), а также село Семино в Ковернинском районе, и его предприятие «Хохломской художник». Город Семенов считается столицей промысла, на его предприятиях работают более тысячи человек, и несколько сотен из них – художники. Они и выводят на изделиях хохломские традиционные узоры, и продукция фабрики расходится по всему миру. Причем, в комплекте с сертификатами соответствия и гигиенической сертификацией.
Кухня оформлена «под хохлому»
Орнамент хохломы можно встретить повсеместно: расписанные машины, предметы быта, мебель, часы, клавиатуры, изнаночные стороны пальто и курток, кеды, чехлы для телефонов и т.д. Картинка яркая, воспевающая народную любовь к своей земле, а при этом выглядит она не по-крестьянски скромно, а роскошно, жизнерадостно, богато.
Иностранцы с особым пристрастием относятся к этому художественному направлению: и это неудивительно, есть в нем и совершенство колористического решения, и лаконичность формы, и узор, в котором нет ничего лишнего, но который плетет свой ажур по идеальному фону. Да и, как признаются сами иностранцы, для них хохлома – это прикосновение к богатству русской культуры, гимн красоте и жизнелюбию.
узоры для начинающих, трафареты и шаблоны с фото
Хохломская роспись — это старинный русский промысел художественно-прикладного искусства. Уже на протяжении более 300 лет практикуется изготовление «парадной» посуды в России, которая стала визитной карточкой страны и представляет собой сложный технологический процесс. От изготовления деревянных заготовок, особой обработки изделия и непосредственной росписи изделий в оригинальном красно черно-золотом оформлении причудливых завитков растительности. В данной статье предоставлена информация о технологии хохломской росписи, узоры для начинающих тоже прилагаются.
Процесс изготовления
Саму технологию получения «позолоты» по преданию позаимствовали у иконописцев. Говорят, что один из них ушел в деревни Заволжья, где в те времена промышляли изготовлением деревянной посуды и зарождались различные виды орнаментов и узоров. Так вот сама позолота не являлась золотом. Процесс получения такого эффекта — это результат не однодневной работы с изделием. Когда деревянные доски, ложки и другая утварь изготовлялась, использовали глину, олифу, оловянную пыль, а затем и алюминиевую, и изделие изначально было посеребренным. Для детей есть материалы и попроще.
Технология производства посуды дошла до нашего века почти неизменной в своих этапах. Для начала делают заготовки для посуды из деревянных брусков, чаще используют липу и осину. Она должна быть достаточно просушенной ни один день. Затем изделие грунтовали, обмазывали глиняной «вапой» — это специальный раствор глины с олифой, затем пропитывали несколько раз олифой в интервалах, прогревали в печах при температуре 80-90 градусов. Делается за сутки.
Следующий этап называется лужение, при котором изделие с масляной пленкой обтирали оловянным порошком, а затем снова вытирали олифой, тогда то уже и получался «золотой» цвет.
Мотивы и виды
В современных художественных школах обязательно изучают этот вид художественного искусства. Конечно не используют сам вид производства, но учатся азам рисования.
Хохлома — это изобилие растительных элементов с добавлением ягод рябины, клубники, листьев и цветов, преимущественно с использованием красного, золотого, черного и иногда зеленого цветов. Иногда в рисунок включают картинку жар-птицы. Рисуют масляными или акриловыми красками.
Как рисовать хохломские орнаменты? Сначала нужно рассмотреть типы росписи и научиться рисовать элементы мотивов. Впрочем, сами мотивы — завитки и круги — могут видоизменяться, но технику рисования можно соблюдать по определенным шаблонам и трафаретам.
Чем рисуют орнаменты сейчас? Технический прогресс не стоит на месте и в современном искусстве достаточно широк ассортимент различных красок. Так есть акриловые золотистые краски, которые наносятся на дерево. На самом деле, в наши дни традиционную хохломскую роспись наносят на любые поверхности, на пластиковые и металлические. Красивый орнамент набрал популярность в аэрографии машин, ноутбуков, телефонов.
Основные типы росписи под хохлому делятся на фоновую и верховую. При верховой росписи рисунок наносится на золотой фон. Преобладают красный и черный цвет, но можно добавлять зеленые листья.
Рисование под фон обычно в старину делалось таким образом, что фон создавал как раз таки листья и ягоды, рисовали только контуры, но разрисовывали за их пределами в основном черным или красным цветом, на золотом фоне добавляли прожилки для листочков. Фото ниже.
Хохломская роспись стала визитной карточкой России, туристы часто увозят к себе домой диковинные наборы для супов, ложки, кружки, салатницы и конфетницы, разделочные доски. Такая посуда долговечна и украшает интерьер, даже в старину эти наборы считались праздничными и очень часто служили только на важных событиях.
Покупка материалов
Выбирайте подходящую основу. Форма может быть округлой, прямоугольной квадратной, сложной резной. Лучше, если у доски будет отверстие, чтобы повесить ее на гвоздь или крючок. Старайтесь не использовать фанеру или необработанное дерево. Поверхность для нанесения узора должна быть ровной, без впадин, зазубрин и заусениц. Проще всего купить в магазине для рукоделия качественную основу. Если такой возможности нет, но есть готовая по размеру доска, как следует обработайте поверхность наждачной бумагой. Если этого не сделать, после нанесения краски все неровности останутся. Они могут нарушать восприятие рисунка и будут мешать при рисовании.
Какие предметы украшают хохломской росписью
Традиционно в этом стиле выполнялись любые вещи домашнего обихода, которые делались из дерева:
- ложки;
- матрешки;
- подносы;
- тарелки;
- шкатулки;
- сундуки;
- бочонки;
- короба;
- прялки;
- ручки и рукоятки;
- вазы;
- разделочные и декоративные доски.
В современном варианте, когда интерес к русским народным мотивам достаточно высок, хохломская роспись оказывается порой и на весьма экзотических поверхностях:
- ткань (для постельного белья, например);
- ногти;
- брелоки;
- зажигалки;
- экран и панели смартфона или ноутбука;
- тело (тату и боди-арт);
- автомобили (аэрография);
- пакеты (бумажные и полиэтиленовые).
Таким образом, украсить хохломской росписью сейчас можно практически любой объект.
Матрешки рисунки роспись, пошагово с фото
Матрешка — один из непременных атрибутов российской культуры. Но ее происхождение отнюдь не российское. Прототипом нашей матрешки послужил японский старичок Фукурума. Его фигурки мал мала меньше точно также вставлялись одна в другую.
Появилась матрешка не в глубокой древности, а всего лишь в конце 19 века, однако, прочно вошла в нашу бытность, а приобрести ее в качестве сувенира неизменная традиция для иностранных туристов.
Для работы нам понадобится:
- Деревянная заготовка матрешки (заготовки продаются в магазинах для рукоделия).
- Грунт акриловый (если нет готового акрилового грунта можно развести клей ПВА с водой и обработать им заготовку).
- Кисточки разной толщины (для росписи и покрытия лаком).
- Краски для росписи (можно использовать акварель, гуашь или акрил. Легче работать гуашью, так как акварель долго высыхает и оставляет неприглядные разводы. Акриловые краски дают красивый перламутровый оттенок).
- Лак для покрытия готового изделия (акриловый лак использовать не нужно, потому что он совсем не блестит и под ним может потечь краска. Лучше всего использовать лаки ПФ 157 и ПФ 283. Эти лаки долго сохнут, но зато дают очень красивый блеск).
- Чистый лист бумаги (для импровизированной палитры).
- Зубочистки (для прорисовки мелких деталей).
- Ластик (для стирания лишнего).
- Чистая тряпочка (для стирания краски с рук и заготовки).
1.В начале работы обращаем внимание на заготовку. Необходимо, чтобы она была гладкая, без грубых зазубрин
На такую заготовку рисунок будет легко наноситься. Если поверхность имеет шероховатости, пройдитесь по ней наждачной бумагой.