Народные промыслы россии

Гжель

Гжелью называется и художественный промысел, и место, где он родился. Да, в общем-то, это целый гончарный край. Он объединил 27 деревень под названием «Гжельский куст». Сначала местные мастерили керамику, а когда им посчастливилось раскопать белую глину, они стали заниматься фарфором.

Кстати, изначально «сине-белая нежность» была разноцветной. А мода на кобальт в Россию пришла только в 19 веке. Благодаря сине-белым голландским изразцам и китайскому фарфору на Руси появилась своя вариация этих направлений.

Гжельский узор наносится черным кобальтом, а синь она обретает уже после обжига. Интересно, что каждый гжельский мастер знает около 20 оттенков синего. Самый известный узор гжели – роза (агашка). Использовать сине-белые мотивы сегодня не забывают многие: художники, создатели рекламы, модельеры и т.д.

Вологодское кружево

Вид русского кружева, которое плетется на коклюшках, появился в Вологодской области. Все главные изображения выполняются плотной тесьмой. И они очень выгодно выделяются на фоне решеток, декорированных насновками. Изготавливают вологодское кружево с помощью коклюшек, подушки-валика, булавок и сколок.

Типовым материалом для вологодского кружева стал лен, но не менее идентичны для этой техники золотые и серебряные нити, ставшие частью ажурных работ. Официально этот промысел существует с первой четверти 19 столетия. Он возник из подражания к западноевропейским традициям кружева (Италия и Фландрия), но обрел свое лицо, узнаваемое и известное далеко за пределами России.

Можно найти не одно объяснение «живучести» народных ремесел, но любое определение не будет глубоким и полным. Из поделок и прикладных изделий быта люди делали нечто большее: они художественно осмысливали мироздание и себя в нем, отображали красоту родного края и уклад своей жизни, пытались найти ответы на вечные вопросы и передавали шифры потомкам. Ремесленники оставили на века вперед богатую художественную базу, щедрый источник вдохновения, питающий современность и, скорее всего, и творчество будущего.

Палехская миниатюра

В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).

Палехская лаковая миниатюра

После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.

Палехская лаковая миниатюра

Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

Варнавинская резьба по кости

Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.

Варнавинская резьба по кости

Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.

Варнавинская резьба по кости

Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

Дымковская народная игрушка «Девушка с самоваром»

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины. В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел. Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.

Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки:

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в  ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Дымковская русская народная игрушка

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.

Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Денежная радиация и Русский Дух 
(5/2)

Чьё оно – Овертоново окно? 
(5/1)

«Балансирование, поддерживающее стабилизец» 
(5/1)

Методологическая философия. Предельно обобщающие понятия. Триединство 
(5/1)

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида! 
(5/3)

Денежная радиация и Русский Дух 
(5/2)

Наша колея в Афганистане 
(5/2)

Страна обломовых 
(5/2)

Война за волосы 
(5/1)

Выборы, выборы кандидаты… 
(5/1)

Не проспать Восход: Атака разумных от народа 
(5/1)

Чьё оно – Овертоново окно? 
(5/1)

Памяти великого человека Земли Русской Владимира Михайловича Зазнобина 
(5/5)

Главный итог уходящего года 
(5/5)

Маски и перчатки убивают 
(5/5)

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография 
(5/4)

Свобода! Свобода? Свобода… 
(5/4)

М + Ж: пара как инженерная система 
(5/4)

Контакт с «тонким миром» 
(5/4)

Путеводные заметки: Свет Лей 
(5/4)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/47)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/39)

Лента

Сир, вы будете принимать ликование России ?
Видео|
вчера в 13:09

Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры
Видео|
вчера в 08:27

«Балансирование, поддерживающее стабилизец»
Новость|
позавчера в 23:43

Инстинкты против личной жизни
Статья|
позавчера в 16:30

Парус судьбы: От боли душевной в резонанс сердец!
Статья|
позавчера в 16:19

Власть и общество
Видео|
позавчера в 11:55

Глобализация и Образ будущего
Видео|
18 сентября в 20:12

Стратегия региональной цивилизации
Видео|
18 сентября в 19:52

Денежная радиация и Русский Дух
Статья|
17 сентября в 19:41

Методологическая философия. Предельно обобщающие понятия. Триединство
Статья|
17 сентября в 18:59

Чьё оно – Овертоново окно?
Статья|
17 сентября в 18:44

Кто согреет Европу? Почему цены на газ улетели в космос и что будет дальше
Видео|
16 сентября в 20:08

COVID-19 и Вакцинация — что это?
Видео|
16 сентября в 14:00

Как мы до такого докатились
Видео|
16 сентября в 10:20

Выборы, выборы кандидаты…
Статья|
14 сентября в 23:43

Про капитана, кляксу и избирательный процесс
Видео|
13 сентября в 16:54

История

Человек имеет природную потребность окружать себя прекрасным. Она естественна и органична. Владимир Стасов, известный художественный критик, говорил, что настоящее народное искусство рождается там, где красив каждый предмет – от лестницы до чашки. То есть дело в потребности человека декорировать свой быт, окружение, эстетически осмыслить довольно прозаические вещи и предметы.

Развитие ремесла на Руси находилось в зависимости от общественных процессов и потребностей социума. Так, в догосударственный период ремесленные изделия сводились фактически к одному оружию и были достаточно примитивны. Воюя с соседями, люди подмечали военное оснащение недругов, и «мотали на ус» их приемы, технику, новые виды оружия.

Если же говорить о высоком уровне развития ремесленного дела, то датироваться оно будет 13 столетием – технологии усложнились, самих видов ремесел стало больше. Согласно раскопкам до 60 ремесленных специальностей было в то время. В летописях город предстает ремесленно-торговым центром, а отдельные объединения даже напоминают западноевропейские цеха. Нельзя сказать, что Русь была впереди всей Европы, но активно заимствовала технологические новинки времени, так как само географическое положение тому способствовало.

7 тезисов о художественном ремесле Древней Руси:

  1. На центральной площади древнерусского города было княжеское поместье, его окружали стена и заградительное сооружение. А вокруг поместья строились слободы, в которых жили и работали ремесленники.
  2. В городах развивалось кузнечно-слесарное и оружейное дело, обработка драгметаллов, ковка, а также чеканка, филигрань, гончарное ремесло. Сельские ремесленники находили себя в кузнечном промысле, гончарном деле, обработке дерева, кожи, меха, ткачестве.
  3. Первый этап развития древнерусских ремесел занял 2 века – от 10 до 12 столетия (20-30-х годов). Техника ремесленного производства вне всяких сомнений была совершенной, высокой. Работа в основном велась на заказ, рынок свободного сбыта в ту эпоху был мал.
  4. Второй этап развития стартовал в первой трети 12 века: резко расширился ассортимент продукции, производство быстро рационализировалось. Тому способствовало, к примеру, появление ткацкого станка в ткачестве или возникновение нового типа лезвий в металлургии.
  5. Ремесла могли бы быстро развиваться и дальше, если бы не нашествие монголо-татар. Разгром городов, угон людей в рабство более чем на 100 лет остановили процесс развития ремесла. Некоторые города (на севере и западе Руси – Новгород, Смоленск, Полоцк, Псков) в меньшей степени пострадали от агрессоров, ремесла и культура там развивались. Но относительно, потому что татарская дань не давала сделать это в полную мощь.
  6. Природа народного искусства, ремесленничества всегда коллективная, так как она связана с формированием традиции. Для традиции нужно, чтобы навыки и средства выражения стали привычными. Погибнуть промысел мог, когда не давал дохода. А это связано с появлением фабричного производства. Вот так прогресс вступает в конфронтацию с ручным трудом.
  7. Ремесла делились на женские и мужские. Женский труд носил более художественный характер – вещи, которые служили для украшения, делали преимущественно женщины. Мужчины занимались более грубым, сложным трудом. Так, женщины ткали, шили и вышивали, плели, занимались росписью. Мужчины же преуспели в ювелирном деле, кузнечном и скорняжном ремесле, гончарном деле. Таковы были основные ремесла восточных славян.

Изучение народных промыслов в детском саду

Знакомить малышей с достоянием русских народных ремесел желательно как можно раньше. Детки очень быстро впитывают новую информацию, проникаются интересными фактами, учатся любить народное искусство.

Как вариант, детей можно познакомить с разными ремеслами с помощью презентации. Также можно скачать полезный обучающий мультфильм для детей определенного возраста. Познакомиться с дымковской и каргопольской игрушкой можно с помощью раскрасок на занятиях по рисованию. Там же в этой серии есть и другие интересные раскраски, например, городецкая роспись или золотая хохлома. Думаю, они вам очень пригодятся.

Подготовительная группа может познакомиться с народным творчеством с помощью постановок кукольного театра. Детки в таком возрасте уже могут учить роли, могут играть и показывать мини-спектакли. Этой целью вы можете купить набор платковых кукол «Народные промыслы России». Конечно, цена кусается, но он очень высокого качества. Как вариант, можно попробовать сшить похожий набор самостоятельно, если у вас в детском саду есть мастерицы-швеи.

Кроме того, можно сделать интересные поделки из глины или из соломы. Как приготовить солому для того, чтобы из нее можно было делать красивые вещи, вы можете прочитать в сети. Ничего сложного, но немного повозиться придется.

Если взять легкие поделки, то можно сделать вот такой домик или сложить из соломок рыбок. Это не объемная поделка, а всего лишь аппликация. Для дошкольников это достаточно сложная техника, поэтому можно взять и что-то другое. Вы можете познакомить воспитанников с ремеслами с помощью этих карточек о народных промыслах России, а затем спросить у детей, что им наиболее интересно и с чем бы они хотели познакомиться поближе. Дети любят, когда им предоставляют право выбора, поэтому и занятия пройдут более продуктивно. Кстати, сейчас этих карточек нет на «УчМаге», но можно оставить заявку, чтобы вам сообщили о поступлении. Такие же демонстрационные картинки есть и на Лабиринте.

Хохлома

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.  

Хохломская роспись

Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия  серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.

Хохломская роспись на разделочной доске

Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.

Финифть

Так называется русская ювелирная техника, позаимствованная у византийских традиций. Первоначально вставки финифти писались сугубо для церковной утвари и икон. Но потом к списку изготавливаемых изделий добавились шкатулки и панно, украшения и статуэтки.

Традиционными жанрами финифти стали цветочный орнамент и пейзаж. Первый украшал ювелирные изделия, второй – шкатулки и панно. Технология создания финифти напоминает роспись фарфора, на тонкой выпуклой металлической пластине огнеупорными эмалевыми красками рисуется изображение. Финифть наносится в три слоя и это очень сложный, действительно тонкий процесс.

Виды народного промысла

На протяжении всей истории люди находились в теснейшей связи с окружающей природой. Она давала одежду и пищу, определяла ритм жизни, смену дня и ночи. Человек наблюдал за тем, что его окружает, и передавал эти наблюдения в своем творчестве.

Леса и горы, озера и луга дарили вдохновение. Человек старался перенести гармонию окружающего мира в свои работы, внести в них те же краски и формы, что видел в природе. Существует множество видов народных промыслов. Среди них наиболее популярными являются:

  • росписи;
  • изделия из ткани;
  • изготовление игрушек;
  • изделия из металла;
  • резьба.

Народные умельцы тонко чувствовали материал, с которым работали, будь то дерево или глина, кожа или кость, мех или тончайшие нити, сплетенные в ажурные кружева. В руках талантливых мастеров рождались настоящие шедевры: изящные, своеобразные, с определенными оттенками, орнаментами, с особым почерком и настроением.

Лучшие работы русских мастеров собраны в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Экспозиции знакомят с уникальными изделиями, созданными мастерами в разных уголках России: от жаркого юга до далекого холодного севера.

Мебель, утварь, одежда, игрушки — всё, над чем трудились русские народные умельцы, говорило об их любви к земле, на которой они живут. Авторы тонко чувствовали прекрасное, поэтому самые обычные бытовые предметы становились в руках художников произведениями искусства.

Красоту формам добавляли орнаменты, изображения растений и животных, сцены из жизни людей. Мастера переносили в работы свои впечатления от окружающего мира, при этом не имело значения, из какого материала созданы художественные изделия. Они могли быть коваными, ткаными, резными или расписными.

Из податливой березовой коры в умелых руках получалась красивая, прочная и удобная посуда. Пластичная глина после кропотливой работы, состоящей из ряда этапов, становилась крепкой, но хрупкой керамикой. Ее декорировали разнообразными элементами.

История возникновения народных промыслов

Различные изделия из глины, металла, дерева и других материа­лов изготовляли на территории нашей настоящей, в т.ч. и бывшей страны, ныне на постсоветском пространстве с незапамятных времен. Археологические раскопки говорят о возникновении, на­пример, искусства керамики ещё в эпоху неолита (на территории Узбекистана, Таджикистана).

Народные промыслы развивались на основе крестьянских до­машних ремесел, промыслов, которые постепенно превращались в мелкое товарное производство.

Сначала это были мелкие частные мас­терские, сосредоточенные в одном районе и специализировавшие­ся на производстве определенного вида изделий. Из поколе­ния в поколение передавалось мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий. Однако широкого разви­тия художественные народные промыслы получить не могли. Мастера народных промыслов находились в зависимости от хозяев мастерских и скупщиков.

Крестьянские народные промыслы. Источник

Впоследствии (во второй поло­вине XIX в.) народные промыслы попали в зависимость от крупного капиталистического производства, и, несмотря на обилие талантливых мастеров и богатые традиции, не выдерживали конкуренции с быстро развивающейся фабричной промышленностью и гибли. Русские земские организации и от­дельные меценаты пытались поддержать «кустарные промыслы» (так назывались художественные народные промыслы в те времена), но не могли остановить их общего упадка. Возможность широкого развития художественные народные промыслы получили после Великой Октябрьской социалистической револю­ции.

С первых дней Советской власти Советское правительство уделяло постоянное внимание сохранению народного искусства художественных промыслов, возрождению погибших промыслов. Большую роль в этом сыграл восстановленный Кустарный музей в Москве

Стали проводиться регулярные выставки народ­ного изобразительного искусства. Первая такая выставка была организована в Историческом музее Москвы в 1921 году. Ремеслен­ники-кустари были приравнены к творческим работникам других специальностей, что значительно улучшило их положение

Большую роль в этом сыграл восстановленный Кустарный музей в Москве. Стали проводиться регулярные выставки народ­ного изобразительного искусства. Первая такая выставка была организована в Историческом музее Москвы в 1921 году. Ремеслен­ники-кустари были приравнены к творческим работникам других специальностей, что значительно улучшило их положение.

Хохлома

В 17 веке в селе Хохлома, что в Нижегородской губернии, зародился одноименный народный промысел. Здесь было много монастырей, и в мастерских при них изготавливали деревянную посуду. Она нуждалась в последующей росписи, на что местные мастера не жалели красок. Они были сочными: радикальный черный, жизнерадостный красный, богатый золотой, иногда – зеленый и желтый.

На посуду мастера клали специальный серебряный оловянный порошок, изделие покрывали лаком и несколько раз обрабатывали в печи. И на дереве появлялся неповторимый золотистый оттенок.

Хохлому называют русским золотом не только потому, что золотой – ее главный цвет. Среди русских ремесел это самое известное в мире направление. Оно ассоциируется у всех с подлинным русским шиком, размахом, точностью и тонкостью работ.

Подробнее про Хохлому: Хохломская роспись: виды, основные узоры, материалы. Символизм орнаментов и мотивов

Гончарное ремесло

Умение лепить изделия из глины и обжигать их положило начало новой эпохи в строительстве, поскольку дома начали возводить не только из срубов, но и из кирпича. Помимо кирпича, из глины изготавливалась посуда. Первые упоминания о гончарном ремесле датируются еще XI веком. В то время уже были изобретены станки для работы, которые представляли собой вращающийся круг, приводимый в движение при помощи ножного привода. Для изготовления посуды использовалась специальная глина, проходившая предварительную обработку, а готовые изделия обжигались в печах, что придавало им невероятную прочность и долговечность.

Это интересно: 1697,Реформаторская деятельность Сперанского — разбираем вопрос

Вологодское кружево

Вид русского кружева, которое плетется на коклюшках, появился в Вологодской области. Все главные изображения выполняются плотной тесьмой. И они очень выгодно выделяются на фоне решеток, декорированных насновками. Изготавливают вологодское кружево с помощью коклюшек, подушки-валика, булавок и сколок.

Типовым материалом для вологодского кружева стал лен, но не менее идентичны для этой техники золотые и серебряные нити, ставшие частью ажурных работ. Официально этот промысел существует с первой четверти 19 столетия. Он возник из подражания к западноевропейским традициям кружева (Италия и Фландрия), но обрел свое лицо, узнаваемое и известное далеко за пределами России.

Можно найти не одно объяснение «живучести» народных ремесел, но любое определение не будет глубоким и полным. Из поделок и прикладных изделий быта люди делали нечто большее: они художественно осмысливали мироздание и себя в нем, отображали красоту родного края и уклад своей жизни, пытались найти ответы на вечные вопросы и передавали шифры потомкам. Ремесленники оставили на века вперед богатую художественную базу, щедрый источник вдохновения, питающий современность и, скорее всего, и творчество будущего.

Комментарии

«Балансирование, поддерживающее стабилизец»

Александр собянинбуржец
сегодня в 02:34

Сир, вы будете принимать ликование России ?

А Сидороввалуа
вчера в 14:20

Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры

Александр собянинбуржец
вчера в 14:13

Глобализация и Образ будущего

Александр собянинбуржец
вчера в 02:07

Страна обломовых

Емеля
19 сентября в 16:12

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
18 сентября в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
18 сентября в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Фальстарт капитализма и социализма

А Сидороввалуа
30 июля в 07:50

Взращивание совести по собственной воле

Mstislav
28 июля в 12:05

Соображения по вакцинации

Юрiй Финистъ
27 июля в 11:22

Марафон по 6 приоритетам

Александр Вершинин
27 июля в 09:39

Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем

Александр Вершинин
27 июля в 09:03

По обстоятельствам неумолимой силы

МФасхутдинов
24 июля в 22:38

Будущее не рифмуется с Европой…

МФасхутдинов
24 июля в 21:31

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector