Урок изо в 5 классе «народные промыслы. их истоки и современное развитие. жостово»
Содержание:
- Народные промыслы России — изучаем вместе с родителями
- Матрешка
- Сочинение на тему «Народные промыслы» — 6 класс
- Вологодское кружево
- Игрушки
- Народная игрушка
- Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»
- Малахитовые изделия
- Золотая роспись
- Палех
- Палехская миниатюра
- Комментарии
- Вступление и основная часть
- История
- Сказочная лазурная роспись
- Лента
- Игрушки
- Искусство города Городца
- Городецкая роспись
- Вологодское кружево
Народные промыслы России — изучаем вместе с родителями
Родители также могут внести в знакомство детей с народными промыслами огромный вклад. Они могут посещать вместе с ними различные народные ярмарки и фестивали, ходить на выставки. Даже если родителям это совсем не интересно, нужно приобщать детей к прекрасному. Посещение таких мероприятий обязательно в будущем откликнется вам сторицей.
Дома можно также раскрашивать раскраски, которые я рекомендовала выше. Есть очень интересные настольные игры, где нужно собирать картинки, на которых изображены народные изделия и игрушки, разделенные на пазлы. Такие же картинки можно самим распечатать на плотной бумаге и разрезать их на части.
Познакомить детей с народными промыслами можно с помощью этой книги — здесь рассказывается о вологодских кружевах, о дымковской игрушке, о гжельской керамике, об обработке железа, дерева и тканей. Будьте уверены, что книга будет интересна и девочкам и мальчикам. А вот эта книга для среднего школьного возраста
Важно не только начать знакомиться с народными промыслами в раннем детстве, но и дальше устраивать познавательные минутки для своих детей
Карта РоссииЛабиринте
Матрешка
Вспоминая виды востребованных народных промыслов, трудно не поставить в первый ряд матрешку. О ней точно знают все. Так называется раскладная деревянная кукла, внутри которой находятся куколки поменьше. Это одновременно и сувенир, и развивающая игрушка.
Может показаться, что матрешке уже много столетий – ничего подобного, она появилась ближе к концу 19 века. В основе русской матрешки японская кукла Дарума, только в ней были шарообразные фигурки старичка.
Считается, что матрешку изобрел Сергей Малютин, работник студии «Детское воспитание». Первая матрешка была раскрашена гуашью. А назвали ее почти случайно: имя Матрена было наиболее распространенным. Когда студия Малютина закрылась, делать матрешки продолжили в Сергиевом Посаде.
Ну а огромная популярность к игрушке пришла после Парижской выставки 1900 года. Благодаря красивой декоративной форме и живописным узорам она стала новинкой, которую до сих пор ассоциируют с Россией. Семеновские, Загорские, Полхов-Майданские, Вятские – разновидностей матрешек немало, и каждая по-своему интересна.
Сочинение на тему «Народные промыслы» — 6 класс
Гжель Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.
Хохлома
Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.
Дымковская игрушка
А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.
Матрешка
Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.
Вологодское кружево
Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.
Вологодское кружево
Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.
Вологодское кружево
Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.
Игрушки
Чтобы интересно написать сочинение на тему «Народные промыслы», можно изложить следующую информацию.
Среди множества народных промыслов, которыми славится Россия, особое место занимает производство игрушек. В слободе Дымково – одном из районов Вятки, в XIX веке имели место огромные залежи песка и глины. Местные умельцы придумали применение этому природному богатству и начали изготавливать на потеху детишкам яркие расписные керамические игрушки. Изделия характеризуются геометрическим узором, состоящим из полос, кругов, клеток. Дымковская игрушка, как она стала называться в народе, помимо своеобразной росписи выделяется золотой отделкой.
На весь мир прославились Филимоновские свистульки. Изделия характеризуются удлиненной формой, расписываются только гусиным пером, ярко раскрашиваются. Данный промысел возник более 700 лет назад на базе изготовления посуды из глины, залегающей близ села Филимоново (Одоевский район, Тульская область).
Народная игрушка
Также ученик может написать сочинение о народном промысле дымковская игрушка. Появился промысел в заречной слободе Дымково, неподалеку от города Вятки. Дымковские игрушки изначально делали на праздник Свистуньи. Все женское население слободы занималось изготовлением свистулек, которых делали в виде фигурок различных животных. Потом эти глиняные изделия раскрашивали в яркие цвета.
Дымковская игрушка — это уникальное изделие ручной работы. Каждая игрушка — это творение одного мастера. Для ее изготовления используют глину насыщенного красного оттенка, которую тщательно перемешивали с речным песком. Расписывают игрушки красками ярких оттенков. Но изображаемый орнамент должен быть строго геометричным. Поверх узора накладывают ромбики из сусального золота или потали. Благодаря пластичности глины, широкой палитре красок и несложному рисунку дымковскую игрушку часто используют в детском творчестве.
Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»
Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.
Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.
Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.
Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.
Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.
Вариант 2
Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.
Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.
Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.
Вариант 3
Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.
Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.
Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.
Малахитовые изделия
Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.
Малахитовая шкатулка
Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А.Н. Демидовым. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.
Малахитовые колонны иконостаса
Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.
Золотая роспись
Ученик может написать сочинение о народном промысле хохлома. Отличительными чертами является роспись золотыми, красными, оранжевыми красками с небольшим добавлением зеленого и голубого на черном фоне. Традиционно мастера этого народного промысла изображают рябину, землянику, цветы, ветки, также птиц, рыб и зверей.
Свое название роспись получила в честь деревни Хохломы, куда привозили из близлежащих деревень готовые изделия. Согласно одной из наиболее популярных версий, этот народный промысел был создан старообрядцами, среди которых было немало мастеров иконописи.
А заволжские мастера отменно владели токарным делом. Так появилась хохломская роспись — сочетание классических форм заволжских токарей и живописное мастерство старообрядцев. Хохломская роспись отличается своей яркостью, насыщенностью узоров и прекрасной формой изделий.
Палех
Палех, как и многие другие народные художественные промыслы, возник на традициях иконописных школ. Чуть менее 100 лет лаковые палехские шкатулки стали открытием Венецианского художественного вернисажа. Через год на Всемирной парижской выставке эта же роспись получила золотую медаль.
В основном палехские мастера изображали картинки из деревенской жизни и использовали сказочные мотивы. Писали темперой, разводили краски столовым уксусом или квасом. И даже кисти применялись самодельные, собранные вручную. Потому как почти идеальные беличьи уже не подходили по стандартам.
Тонкое письмо, мягкие плавные линии, сдержанные цвета – все это описание палехской миниатюры. А главное, что впечатляет в ней, свет, который ассоциируется с прообразом благодати Божьей.
Примеры палехской росписи приведены в данном видео:
Палехская миниатюра
В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).
Палехская лаковая миниатюра
После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.
Палехская лаковая миниатюра
Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.
Комментарии
«Балансирование, поддерживающее стабилизец»
Александр собянинбуржец
сегодня в 02:34
Сир, вы будете принимать ликование России ?
А Сидороввалуа
вчера в 14:20
Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры
Александр собянинбуржец
вчера в 14:13
Глобализация и Образ будущего
Александр собянинбуржец
вчера в 02:07
Страна обломовых
Емеля
19 сентября в 16:12
Денежная радиация и Русский Дух
Иван Груздев
18 сентября в 18:17
Чьё оно – Овертоново окно?
Александр Вершинин
18 сентября в 08:20
COVID-19 и Вакцинация — что это?
А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25
Почему столицу переносят в Сибирь?
Alexander53
14 сентября в 17:07
Не проспать Восход: Атака разумных от народа
Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39
Мода — 2021
Александр Вершинин
10 сентября в 05:13
Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!
А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58
Зазнобин Владимир Михайлович. Биография
vodjanitsa
4 сентября в 21:57
Имущественные права ограбляемых
А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42
Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина
Валерий Вагин
2 сентября в 08:58
Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии
Александр Вершинин
2 сентября в 03:26
Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского
Alexander53
28 августа в 21:39
Расия, Расия, Расия …
Алексей Михайлович
25 августа в 22:28
Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон
Емеля
23 августа в 08:57
Научные зарубежные исследования о вакцинации
Александр
20 августа в 06:47
Надо ли жалеть Авериных?
Александр Ильченко
19 августа в 16:32
«Мир пошёл под нож?
Емеля
18 августа в 13:25
Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей
Емеля
16 августа в 19:32
О том, почему люди не могут жить по-человечески
Алексей Михайлович
9 августа в 23:43
Фальстарт капитализма и социализма
А Сидороввалуа
30 июля в 07:50
Взращивание совести по собственной воле
Mstislav
28 июля в 12:05
Соображения по вакцинации
Юрiй Финистъ
27 июля в 11:22
Марафон по 6 приоритетам
Александр Вершинин
27 июля в 09:39
Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем
Александр Вершинин
27 июля в 09:03
По обстоятельствам неумолимой силы
МФасхутдинов
24 июля в 22:38
Будущее не рифмуется с Европой…
МФасхутдинов
24 июля в 21:31
Вступление и основная часть
Сочинение на тему «Народные промыслы» нужно начинать со вступления. В нем ученик должен написать, почему он выбрал именно эту тематику, чем она ему показалась интересной и чем она будет полезна другим. Про народные промыслы ребенок может написать, что их изучение позволит лучше узнать о древних славянах, узнать некоторые особенности быта и их культурного уровня.
Далее следует переходить к написанию основной части. В сочинении на тему «Народные промыслы» можно перечислить основные и самые известные направления творчества. Но более подробно ученик раскрывает только одно и кратко поясняет почему. Задача учащегося — заинтересовать читателя и показать ему самобытность и особенность выбранного направления.
История
В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду. Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды. Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств. В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика — в то время она была популярной. К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии. Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.
Сказочная лазурная роспись
Ученик может написать сочинение о народном промысле гжель. Гжельская роспись является одной из самых известных: ее сразу узнают благодаря всем оттенкам синего и голубого на белоснежном фоне. Свое начало эта роспись берет из деревеньки Гжель.
Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.
Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.
Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.
Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.
Лента
Сир, вы будете принимать ликование России ? |
Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры |
«Балансирование, поддерживающее стабилизец» |
Инстинкты против личной жизни |
Парус судьбы: От боли душевной в резонанс сердец! |
Власть и общество |
Глобализация и Образ будущего |
Стратегия региональной цивилизации |
Денежная радиация и Русский Дух |
Методологическая философия. Предельно обобщающие понятия. Триединство |
Чьё оно – Овертоново окно? |
Кто согреет Европу? Почему цены на газ улетели в космос и что будет дальше |
COVID-19 и Вакцинация — что это? |
Как мы до такого докатились |
Выборы, выборы кандидаты… |
Про капитана, кляксу и избирательный процесс |
Игрушки
Чтобы интересно написать сочинение на тему «Народные промыслы», можно изложить следующую информацию.
Среди множества народных промыслов, которыми славится Россия, особое место занимает производство игрушек. В слободе Дымково – одном из районов Вятки, в XIX веке имели место огромные залежи песка и глины. Местные умельцы придумали применение этому природному богатству и начали изготавливать на потеху детишкам яркие расписные керамические игрушки. Изделия характеризуются геометрическим узором, состоящим из полос, кругов, клеток. Дымковская игрушка, как она стала называться в народе, помимо своеобразной росписи выделяется золотой отделкой.
На весь мир прославились Филимоновские свистульки. Изделия характеризуются удлиненной формой, расписываются только гусиным пером, ярко раскрашиваются. Данный промысел возник более 700 лет назад на базе изготовления посуды из глины, залегающей близ села Филимоново (Одоевский район, Тульская область).
Искусство города Городца
Сюжетной росписью славится город Городец Нижегородской области, где возник еще один известный народный художественный промысел — городецкая роспись. Это настоящие картины, персонажей которых хочется получше рассмотреть. Все образы имеют определённый характер. Достаточно лишь взгляда, чтобы почувствовать настроение, которое хотел передать мастер.
В конце прошлого века городецкие умельцы украшали такой росписью прялки, мебель, игрушки, шкатулки. Художники писали сценки из городской и сельской жизни: чаепитие или гуляния, посиделки или охоту. Стремясь к большей декоративности, мастера придавали изображениям некоторую условность, определенные детали мастер мог тщательно и не прорисовывать, но старался выявить что-то особенное в каждом персонаже.
Многие дома в Городце украшены затейливыми орнаментами и выразительными образами. Эта традиция пришла с корабельной резьбы времен Петра Великого. Благодаря глухой объемной резьбе цветы и травы словно оживали вместе с невиданными животными, в том числе со сказочными львами.
На домах горожан заметна богатая фантазия мастеров. Красивые и тонко сделанные рисунки изображали листья, виноградную лозу, ягоды. Все детали и символы были осмыслены мастером. Они дарили ощущение тепла и уюта, являлись солярными охранными знаками.
Художественные ремесла и промыслы продолжают свое развитие. В век технического прогресса предметы, созданные человеческими руками, приобретают особую ценность. Такой труд основан на знаниях и культуре своего народа, на понимании его опыта и души.
Городецкая роспись
И снова Нижегородская область дала стране такой замечательный промысел. Несколько поселений возле Городца увлекла особенная роспись, которая просто не могла не появиться здесь. Лесной край, щедро дающий людям свои богатства, стал причиной появления здесь мастеров, искусно делающих предметы быта, посуду, кухонную утварь.
В чем особенности промысла? Черный, красный или желтый рабочий фон, красили мастера древесину без грунтовки. Сначала краски использовали яичные, сегодня работают преимущественно масляными составами. Городецкой росписи присуща точность линий, подсмотренная, кстати, у резчиков. Рисунок наносили крупными мазками, без эскиза.
Изображали на деревянных изделиях домашние застолья, простую крестьянскую жизнь (но и сцены из купеческой жизни тоже придумывали). Мастер рисовал то, что видел вокруг себя. Он брал на себя роль рассказчика, и оттого работы не только красивы, живописны, аутентичны, но еще и повествовательны.
Вологодское кружево
Вид русского кружева, которое плетется на коклюшках, появился в Вологодской области. Все главные изображения выполняются плотной тесьмой. И они очень выгодно выделяются на фоне решеток, декорированных насновками. Изготавливают вологодское кружево с помощью коклюшек, подушки-валика, булавок и сколок.
Типовым материалом для вологодского кружева стал лен, но не менее идентичны для этой техники золотые и серебряные нити, ставшие частью ажурных работ. Официально этот промысел существует с первой четверти 19 столетия. Он возник из подражания к западноевропейским традициям кружева (Италия и Фландрия), но обрел свое лицо, узнаваемое и известное далеко за пределами России.
Можно найти не одно объяснение «живучести» народных ремесел, но любое определение не будет глубоким и полным. Из поделок и прикладных изделий быта люди делали нечто большее: они художественно осмысливали мироздание и себя в нем, отображали красоту родного края и уклад своей жизни, пытались найти ответы на вечные вопросы и передавали шифры потомкам. Ремесленники оставили на века вперед богатую художественную базу, щедрый источник вдохновения, питающий современность и, скорее всего, и творчество будущего.