Народные промыслы россии — особенности развития, виды и названия

Гжельская роспись

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

Керамическая посуда из Гжели

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.

Чайный сервиз из Гжели

Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких  художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих  мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

Варнавинская резьба по кости

Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.

Варнавинская резьба по кости

Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.

Варнавинская резьба по кости

Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.

Матрешка

Вспоминая виды востребованных народных промыслов, трудно не поставить в первый ряд матрешку. О ней точно знают все. Так называется раскладная деревянная кукла, внутри которой находятся куколки поменьше. Это одновременно и сувенир, и развивающая игрушка.

Может показаться, что матрешке уже много столетий – ничего подобного, она появилась ближе к концу 19 века. В основе русской матрешки японская кукла Дарума, только в ней были шарообразные фигурки старичка.

Считается, что матрешку изобрел Сергей Малютин, работник студии «Детское воспитание». Первая матрешка была раскрашена гуашью. А назвали ее почти случайно: имя Матрена было наиболее распространенным. Когда студия Малютина закрылась, делать матрешки продолжили в Сергиевом Посаде.

Ну а огромная популярность к игрушке пришла после Парижской выставки 1900 года. Благодаря красивой декоративной форме и живописным узорам она стала новинкой, которую до сих пор ассоциируют с Россией. Семеновские, Загорские, Полхов-Майданские, Вятские – разновидностей матрешек немало, и каждая по-своему интересна.

Хохлома

В 17 веке в селе Хохлома, что в Нижегородской губернии, зародился одноименный народный промысел. Здесь было много монастырей, и в мастерских при них изготавливали деревянную посуду. Она нуждалась в последующей росписи, на что местные мастера не жалели красок. Они были сочными: радикальный черный, жизнерадостный красный, богатый золотой, иногда – зеленый и желтый.

На посуду мастера клали специальный серебряный оловянный порошок, изделие покрывали лаком и несколько раз обрабатывали в печи. И на дереве появлялся неповторимый золотистый оттенок.

Хохлому называют русским золотом не только потому, что золотой – ее главный цвет. Среди русских ремесел это самое известное в мире направление. Оно ассоциируется у всех с подлинным русским шиком, размахом, точностью и тонкостью работ.

Народные промыслы и ремесла

Народные промыслы и художественные направления России, конечно, не в полном составе дошли до наших времен. Многие из них пережили войны, революции, этапы вытеснения ручного творчества фабричным производствам, оказывались на грани вымирания, но остались живы. Иногда, благодаря подвигам конкретных людей, которые буквально в одиночку проносили народное достояние через лихолетье, запреты и всякое отсутствие поддержки.

Почему это так важно? Утрата традиций – это не сброс балласта. Это всегда отрыв от корней и собственной идентичности, что порой чревато потерей лица нации

Часто кажется, что старинные традиции запросто заменит новый культурный продукт. Но по прошествии времени оказывается, что этот продукт был суррогатом, не имеющим подлинной ценности.

Вспомните, как много мировых мастеров черпали вдохновение в народном искусстве. От «Русских сезонов» до европейских трактовок русской росписи – примеров очень много. Орнамент, цвета, мотивы, узоры, гармония, колористика композиции позволяют снова и снова использовать их для создания современных художественных изделий, для переосмысления. На основе традиционных ремесел будут появляться новые, полезные дню сегодняшнему.

Эта связь поколений и в культурном контексте очень важна, без нее не будет фундамента для строительства нового искусства и творчества. Российский народный художественный продукт приходится по душе многим иностранцам – они приходят в восторг от хохломы и гжели, искренне восхищаются матрешками и танцу цветов на платках. Потому что они видят чистоту творчества, размах мысли, интуитивно точный выбор цвета и формы

И, что особенно важно, они видят в этом национальную идентичность, что во времена глобализма (подростки на улице Москвы и Нью-Йорка уже выглядят одинаково) особенно важно

Каков уровень развития народных промыслов после развала СССР?

Источник

Россия — одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия. Они пережили войны и революции, и дошли до нас.

Исследование и анализ тенденций развития народных промыслов показывают, что с середины 1990-х годов они находились в критическом состоянии. По данным ассоциации «Народные художественные промыслы России», с 1990 года более 140 предприятий художественной промышленности прекратили существование (включая традиционные народные промыслы — вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др.), а объём производства и численность работников в среднем по оставшимся предприятиям сократились более чем в 15 раз. Более 100 предприятий обанкротились с 1990 по 1998 годы, когда был нанесён основной удар по народным промыслам. По состоянию на 2010 год ещё 42 предприятия перестали функционировать. На оставшихся предприятиях — низкий уровень зарплаты, износ основных фондов составляет от 60 до 100%.

В СССР все предприятия народного промысла работали по госзаказу, была существенная государственная поддержка. Продукция централизованно закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям. В больших городах действовали крупные художественные салоны, где были представлены все изделия народных промыслов. Регулярно проводились ярмарки в Лейпциге и Эдинбурге — традиционный русский сувенир бойко шёл на экспорт… Потом на смену госзаказу пришёл «рынок» и капризная западная мода.

То, что прежде считалось «вековым наследием», для новых русских превратилось в китч. А для иностранцев и он оказался недоступен — разбитые дороги и отсутствие дружелюбной туристической инфраструктуры отрезали от мастеров даже фанатов: предприятия народного промысла преимущественно находятся в селах, до которых было просто не добраться. В итоге сегодня никакой сети распространения традиционных предметов национальной гордости нет. Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить.

Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей «национальной идентичности» на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч.

Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200—300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги,— на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей. Естественно, за такие деньги молодёжь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой. Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь.

Как считают некоторые эксперты, ещё буквально пять лет, и лишимся оставшихся. Сохранятся разве что совсем маленькие мастерские. Промыслы сегодня невыгодны, а ведь Россия является, возможно, единственной в Европе, да и в мире, страной, где сохранился такой пласт национальной культуры. Это же не просто сувениры, а произведения искусства, на 80—100% ручной труд.

Стоит отметить, это не очень хорошо прозвучит, но мы ведь «торгуем культурой». Если не будем свою культуру поднимать, то к нам придёт чужая. Она уже идёт с экранов телевизоров, со всяких рекламных конструкций, из СМИ, и нашу культуру забивает своей массовостью, нашу — практически не видно.

Государство сегодня помогает и банкам, и автомобилестроителям, и другим отраслям промышленности, а на промыслы, которым нужны копеечные суммы, денег найти не может.

Владимир Путин на одном из заседаний государственного совета сказал:

Были и соответствующие поручения президента. Но никаких реальных улучшений не наблюдается. Если и есть поддержка, то она не адекватна сегодняшним реалиям. Дают, образно говоря, 100 млн рублей на компенсацию затрат по электроэнергии, по выставочной деятельности, и из них тут же отбирают 20% налога на прибыль. А какая прибыль, когда речь о компенсации затрат?

В 2016 году предприятия произвели продукции на 5 млрд рублей, но продать её они не могут, у трети предприятий рентабельность от 0,1% до 3%, больше половины — убыточные.

Жостовская роспись

В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.

Поднос с жостовской росписью

Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).

Поднос с жостовской росписью

Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

Послесловие

Источник

Народные промыслы — это бренды, достойные любого музея, исторически развивавшиеся практически в каждом российском регионе, по 14 направлениям. Лаковая миниатюра — Палех, Федоскино, Мстера. Отделка оружия — Златоуст, Тула. Ростовская финифть. Вологодские, елецкие кружева. Хохлома — роспись по дереву, жестовские подносы. Богородская резная игрушка. Уэлен и Калининград — резьба по кости. А Северный Кавказ — Унцукуль, Кубачи, Балхар, Кизляр — серебро и оружие, керамика и роспись, ковры…

Трудно даже просто перечислить всё богатство, доставшееся нам в наследство. А ведь какой нужен талант, какая нужна усидчивость, чтобы создавать уникальное изделие — порой месяцами, сколько туда мастер вкладывает души. Народыне промыслы — это прежде всего определённая духовность и вдохновение. То есть в какой-то момент простые люди в селах и в аулах своим творчеством, уникальным умением стали зарабатывать. И доводили ремесло до уровня искусства.

Во времена Советского Союза, была очень сильная государственная поддержка прикладного народного творчества, и народные промыслы в СССР просто расцвели.

В России очень много промыслов, которых вообще нет в мире. Например, каслинское чугунное литье, уникальные башкирские яшмы — всего не перечесть.

И поэтому мы считаем, что Россия просто обречена сохранить народные промыслы и развивать их, но нужна государственная системная поддержка. За границей люди даже не понимают, как это всё нам удалось сберечь.

Поэтому необходимо понимание, что народные промыслы — из глубины веков, что сохранение и развитие их будет способствовать укреплению культурного суверенитета страны.

Гжель

Народный промысел Центральной России, который известен всему миру – это гжель. Такое наименование данный вид творчества получил благодаря названию деревни, в которой он зародился и которая стала центром его развития. Недалеко от Москвы расположена совокупность населенных пунктов, в которых возникло это ремесло. Но главным из них все же являлось село Гжель. Такое же название носит не только населенный пункт, но и предприятие, на котором мастера возрождают традиции предков.

Эта роспись ярко представляет народные промыслы центральной России. Гжель – это рисунки голубовато-синего цвета, которые нанесены с помощью кобальта на фарфоровые изделия белого цвета.

Первые упоминания о данном народном промысле появились еще в четырнадцатом веке. Это свидетельствует о том, что зарождение росписи произошло до активного развития кустарной промышленности. Данная технология на протяжении многих лет переходила из поколения в поколение. Мастерские, изготавливающие декорированный фарфор, наследовались детьми московских князей и царей. Эта волость приносила своим владельцам хороший доход.

Изначально керамические изделия «под гжель» изготавливались для личного пользования. Но при избытке произведений их стали вывозить на торговые ярмарки в столицу. Там мастера делились своими знаниями с другими умельцами. Так данный вид искусства получил распространение далеко за пределами одной маленькой деревушки.

Не только художественная керамика, но и сам центр её изготовления получил известность. В восемнадцатом веке там стали производить декоративные изделия из майолики. Эти произведения становились украшением домов, в частности печей и каминов.

Технология на протяжении времени совершенствовалась. И если роспись по майолике была разноцветной, то вскоре мастера стали останавливаться на классическом синем цвете. Благодаря применению кобальта в росписи по полуфаянсу, умельцы достигли идеальных произведений. Применение именно этой краски обусловлено её устойчивостью к термической обработке, лучшим соединением с глазурью, блеском и долговечностью. В рисунках, нанесенных на поверхность керамических изделий, присутствовали элементы оживления предметов.

Филигрань

Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.

Шкатулка. Скань

Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.

Казаковская филигрань. Шкатулка

Центрами сканного дела сегодня являются:

  • Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
  • Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
  • Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.

Финифть

Так называется русская ювелирная техника, позаимствованная у византийских традиций. Первоначально вставки финифти писались сугубо для церковной утвари и икон. Но потом к списку изготавливаемых изделий добавились шкатулки и панно, украшения и статуэтки.

Традиционными жанрами финифти стали цветочный орнамент и пейзаж. Первый украшал ювелирные изделия, второй – шкатулки и панно. Технология создания финифти напоминает роспись фарфора, на тонкой выпуклой металлической пластине огнеупорными эмалевыми красками рисуется изображение. Финифть наносится в три слоя и это очень сложный, действительно тонкий процесс.

Холуй

Народные промыслы Центрального района России с применением техники папье-маше зародились достаточно давно. Но наиболее молодым из них является холуйская лаковая живопись. У местных жителей не было пахотной земли, поэтому большинство занимались каким-либо ремеслом. Многие дома в деревушке имеют резьбу в виде самых разнообразных фантастических сущностей. Это говорит о том, что в населенном пункте присутствовала творческая атмосфера. Люди в основном писали иконы и вышивали. Но иконопись вскоре перестала быть актуальной, и народные умельцы стали осваивать технику писания миниатюр. Данная живопись имела место не только на небольших товарах, но и на крупногабаритных предметах. Это позволило изображать несколько сюжетов одновременно.

Вятское кружево

В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.

Вятское кружево

Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.

Вятское кружево

В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.

Дымковская игрушка — сочинение

На Руси было и есть много народных промыслов. Мой любимый народный промысел — дымковская игрушка. Это название происходит от Дымковской слободы. Сначала дымковские мастера делали глиняные свистульки. От свистулек они перешли к изготовлению глиняных игрушек, которые были ярко разукрашены.

Чаще всего дымковские игрушки изображают людей и животных. Особенно мне нравятся игрушки-животные, которые всегда вызывают улыбку— такие они забавные, жизнерадостные, весёлые.

Дымковские игрушки — это настоящие произведения искусства. Мастера, создающие их, — талантливые и добрые люди, а сами рукотворные изделия являются носителями духовных ценностей.

Эти милые игрушки можно увидеть сегодня не только на прилавках магазинов народных промыслов, но и на полках в наших квартирах. От таких игрушек становится теплее на душе.

Дымковские игрушки напоминают мне детские рисунки: они такие же яркие, пёстрые, радостные, весёлые, жизнеутверждающие.

Эти изделия вызывают у меня чувство гордости за талантливых русских мастеров.

Вариант 2

Дымковская игрушка очаровывает своими простыми, плавными линиями , яркими красками и заложенными в нее хорошими эмоциями. Более четырехсот лет в Кировской области производят эти традиционные игрушки, давно уже переставшие быт только детской забавой и превратившиеся в предмет коллекционирования.

Откуда взялась дымковская игрушка?

Считается, что изначально все дымковские игрушки имели форму свистулек и создавались к ежегодному весеннему празднованию, частью которого были песни, пляски, свист и ярмарка. Форма первых дымковских свистулек была незамысловата – чаще всего это были барашки, утки, лошадки или другие животные. Годы спустя, когда праздник уже перестали отмечать, мастерицы продолжили создавать дымковскую игрушку для детей или в подарок.

С тех времен популярными стали разные композиции: мамы с малышами, барашки, петушки, играющие дети, скоморохи, богато одетые барыни и кавалеры.

Как делают дымковскую игрушку?

Каждая дымковская фигурка неповторима. И в самом начале истории дымковской игрушки и в наши дни ее лепят вручную опытные мастера, прошедшие специальное обучение.

Основой для изготовления фигурки служит глина, перемешанная с мелким песком. Из этой пластичной массы создают тело и мелкие детали игрушки, а потом их аккуратно соединяют и приглаживают так, чтобы все части стали единым целым.

Для того, чтобы изделие стало крепким, игрушку хорошо просушивают и обжигают в печи, как это делают с глиняной посудой. После обжига игрушка покрывается белилами и раскрашивается. В древние времена для росписи дымковских фигурок использовали природные красители, но сегодня мастера работают с современными синтетическими красками, которые превосходят натуральные красители по стойкости и яркости. Для придания игрушке особой праздничности, ее узоры дополняют деталями из очень тонких листочков настоящего золота или другого металла золотистого цвета.

Современная роспись на дымковской игрушке отличается от того, что можно было увидеть на игрушках столетия назад. В самом начале дымковского промысла у мастериц не было кистей, им приходилось работать палочками и перышками. Из-за этого рисунок на игрушках был прост и лаконичен. В наши дни художникам доступны разнообразные кисточки, отличающиеся по жесткости и толщине. Это позволяет украсить игрушку затейливым орнаментом изящных завитков и привнести что-то новое в старые традиции.

Особенности росписи дымковских игрушек

Роспись, украшающая игрушку, может показаться незатейливой. Но все детали этого простого орнамента складываются на игрушке в удивительную яркую мозаику цветов. Основными элементами росписи являются круги, прямые и волнистые линии. Все эти делали расположены на игрушке таким образом, чтобы контрастность цветов подчеркивала яркость каждого элемента.

Дымковский промысел в наши дни

Многие знакомятся с дымковской игрушкой еще в детстве: в образовательную программу детского сада и школы входят уроки, на которых детям показывают изделия дымковского промысла и рассказывают об особенностях и истории дымковской игрушки.

Несмотря на многовековые корни, производство дымковской игрушки существует и по сей день. Из года в год, от мастера к мастеру передаются особые секреты мастерства, делающие игрушку такой интересной и живой.

Сочинение на тему “Поход в театр” для 4–8 классов.

Жостковские подносы

Изначально в Жостково, помимо подносов, изготавливали и другие предметы обихода – шкатулки, табакерки, марочницы. Но именно данная вещь принесла известность мастерам из этой деревни. На поверхности изделий умельцами изображаются цветочные орнаменты, которые олицетворяют буйство природы. В мастерской Филиппа Вишнякова первые подносы изготавливали из папье-маше. В девятнадцатом веке данный предмет стали делать из металла. Наиболее известным является поднос овальной формы, который расписан живописью по перламутровому покрытию. На каждом изделии стоит клеймо, по которому можно определить историю возникновения этой вещи.

Материалы:

Народные художественные промыслыhttp://mezenart.ru/prom-i-rem/2012-12-23/46-new1.html

Артели в СССРhttps://pikabu.ru/story/malyiy_i_sredniy_biznes_arteli_i_kooperativyi_v_sssr_4340869

Артели в СССРhttp://kudavlozitdengi.adne.info/arteli-v-sssr/

Народные промыслыhttps://www.kommersant.ru/doc/3320494

Куда уходят народные промыслы?http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/kuda-uhodjat-narodnye-promysly.html

Тенденции развития НХПhttps://cyberleninka.ru/article/v/analiz-i-perspektivy-razvitiya-predpriyatiy-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov-rossii-na-primere-nizhegorodskoy-oblasti

Художественные промыслы вымираютhttp://www.pitert.ru/news/khudozhestvennye-promysly

История развития народных промысловhttps://lektsii.org/3-18334.html

Народные промыслыhttps://www.liveinternet.ru/users/sanur/post335367489

Народные промыслы — достояние Россииhttps://iz.ru/news/658912

Народные художественные промыслыhttp://ppt.ru/news/71810

Городецкая роспись

Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.

Городецкая роспись

Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.

Городецкая роспись

Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:

Палехские и другие миниатюры

Орнамент со сложным узором в виде переплетающихся растений, перехваченных колечками, напоминает страницы древних религиозных книг. Такое народное искусство возникло в небольшой деревне Сёмино, а торговали яркой расписной посудой в селе Хохлома, что и дало название всему промыслу.

В наше время особо славится хохломой город Семёнов. Отсюда произведения хохломского искусства расходятся по всему миру, принося славу русским мастерам, которые продолжают древний промысел. Помимо хохломской в России существуют другие виды росписи:

  • Гжельская майолика;
  • Обвинская;
  • Гуслицкая;
  • Ракульская;
  • Онежская;
  • Липецкая;
  • Пижемская;
  • Петербургская.

Ивановская область славится своим центром древнерусского искусства. Это Палех. Так нередко называют и сам промысел, который появился в одноименном старинном селе. Первое упоминание о Палехе относится к первой половине XVII века, но есть основания полагать, что село существовало еще до XV столетия. Здесь создавали свои шедевры иконописцы.

Знания и секреты мастера передавали из поколения в поколение. В XVIII веке искусство местных художников приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии палехским письмом. Написанные ими иконы славились особой тонкостью исполнения и темперными красками с применением золота.

В начале XX столетия художники освоили материал папье-маше, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию живописи. В палехской лаковой миниатюре форма изображения условна. Композиция строится на черном фоне, на котором можно видеть людей, животных, птиц. Определенные сюжеты и истории рождаются на разных изделиях: шкатулках, пудреницах, солонках.

Янтарный промысел.

   Традиционный янтарный промысел в России складывался с древних времен, однако масштабный характер он приобрел после окончания Великой Отечественной войны, когда по решению Потсдамской конференции СССР отошла часть Восточной Пруссии на побережье Балтийского моря, где располагался городок Пальмникен. Теперь это город Янтарный (в честь крупнейших залежей янтаря) Калининградской области.

   Здесь расположено крупнейшее месторождения янтаря в мире. Кроме этого, в России залежи янтаря есть и в Приморском крае, и на Урале. Янтарь вдохновил многих талантливых художников, и они, увлеченные «солнечным камнем», создают прекрасные произведения.

   Но почти 90% добываемого янтаря не пригодны для использования в ювелирных изделиях, да и при обработке янтаря остаются отходы, и из таких отходов также создаются картины, как и из крошки самоцветной.

   Картины и иконы из янтаря даже на фото смотрятся необычно, роскошно и красиво, пользуются популярностью и спросом.  При изготовлении таких картин используют янтарную крошку и мелкие кусочки янтаря.

   Несмотря на то, что специалисты различают почти 280 цветов и оттенков янтаря, самым распространенным цветом является желтый, желто-красный и красный. Поэтому картины из янтаря получаются в красках золотой осени. Приятно смотреть на эти теплые и немного солнечные картины. Картина из янтаря будет прекрасным подарком и элементом декора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector